Ура, нас снимают в рекламе
30.03.2022 16:30
Ура, нас снимаютРассказывают, что в 1990-х и начале 2000-х на российских киностудиях висели списки актёров, которых продюсеры снимать не рекомендуют, – это те, кто засветился в рекламных роликах. Время было тяжёлое, работы в кино и театрах мало, и многие артисты шли работать в рекламу. Да, они становились популярными, ведь их каждый день показывали по телевизору, но к дальнейшим ролям в кино пробивались трудно. Хотя всё-таки стали известными киноартистами.

Человек года

Актёр Владимир Пермяков стал популярен благодаря рекламе финансовой пирамиды «МММ», где сыграл Лёню Голубкова. Актёра можно смело назвать одним из первых, кого прославила реклама. «Куплю жене сапоги!» – звучало с телеэкранов денно и нощно.

Владимиру было чуть за сорок, когда он прошёл пробы в эту рекламную серию. К тому времени он только приехал в Москву, до этого работал в провинциальных театрах. Конечно, в столице пробовал пробиться, чтобы элементарно прокормиться с супругой. И тут подвернулась «МММ». Пермяков сразу удивил режиссёра и продюсеров – он настолько достоверно показывал человека из народа, что многие не верили, когда он представлялся профессиональным актёром.

– Там и играть-то было не сложно. Всё из жизни: денег нет, есть хочется, у жены обувь «каши просит», – признавался Владимир.

Как вспоминает Пермяков, за первый съёмочный день он получил 1000 рублей (в начале 1990-х – чуть меньше 100 долларов). А потом артистам платили уже по 200–250 долларов за смену. Правда, съёмки проходили раз в месяц, поэтому актёру денег от рекламы всё равно не хватало.

Зато пришла известность, Пермякова начали приглашать в сериалы и кинофильмы. Он не отказывался ни от одного эпизода. Но всё равно люди больше знали его как Голубкова, на улицах окликали Лёней и предлагали выпить.

В 1994 году артиста объявили «Человеком года» – в рейтинге СМИ он прочно занял первое место, обогнав даже президента Бориса Ельцина и певицу Аллу Пугачёву. Владимир написал книгу «Как я стал Лёней Голубковым». А теперь и вовсе пишет пьесы. Но шлейф обманувшей миллионы людей финансовой пирамиды «МММ» до сих пор тянется за Пермяковым. Было время, когда к нему подходили на улице, требовали вернуть деньги и даже били. Кстати, основатель «МММ» Сергей Мавроди после съёмок купил артистам по квартире.

Народ хихикал

Артист Александр Семчев прославился почти сразу после окончания театрального училища имени Щукина, когда снялся в серии рекламных роликов пива «Толстяк». «Ты где был?» – «Пиво пил». В этой рекламе артист выступал и в роли Деда Мороза, и космонавта, и автолюбителя.

Конечно, полного артиста стали узнавать на улицах. Хотя сам Семчев вовсе не считает, что реклама сильно повлияла на его карьеру.

– Да, меня сразу стали узнавать на улице, предлагали пивка попить. Раньше это очень раздражало, иногда я жалел об этих съёмках, – признаётся Александр. – Но время проходит, взгляды меняются. Сегодня я с удовольствием вспоминаю тот период. И мне нисколько не стыдно за эту рекламу. Это было снято очень ярко и замечательно. К тому же мой персонаж вызывал у зрителей симпатию, а не раздражение.

Надо заметить, что именно из-за этой симпатии в своё время изготовители пива перестали сотрудничать с актёром – пивоваров стало беспокоить, что зрителей больше привлекала игра Семчева, нежели само пиво. Кстати, его толстяк даже был назван «Рекламным лицом 2000 года». К слову, сам актёр не считает пиво любимым напитком. Как он признаётся, иногда мог выпить с друзьями, но не больше литра. Ну а после того как похудел, пиво себе запретил даже пробовать.

Сергея Рубеко до сих пор окликают на улице фразой из рекламы сотовой компании «Билайн» – «Скока вешать в граммах?». И это несмотря на то, что актёр сыграл в более чем ста фильмах и сериалах, больше тридцати лет играет на сцене Театра имени Маяковского. Иногда Рубеко сожалеет, что тогда снялся в рекламе в роли продавца колбасы, хотя на самом деле именно она сделала его популярным.

Снималась реклама на Новокузнецком рыбном рынке.

– Народ толкался вокруг нас, хихикал, – вспоминал Сергей Рубеко. – Моей партнёршей была прекрасная актриса Театра имени Моссовета Лариса Наумкина, с которой к тому времени мы не виделись почти тридцать лет. Так что параллельно с колбасой и рекламой очень мило поболтали о жизни. Ролик снимали летом, и к осени его увидели все. Когда я после отпуска пришёл в театр на сбор труппы, каждый счёл необходимым подойти и спросить: «Ну что, скока вешать в граммах?» А продавцы из соседнего магазина, как только захожу, на весь зал начинают кричать: «О, наш рекламный агент пришёл!»
После рекламы Рубеко всё-таки начали приглашать в крупные проекты – сериалы «Бригада», «И всё-таки я люблю», «Ликвидация» и другие.

Моё дело маленькое

Коллега Рубеко по Театру имени Маяковского, актриса Людмила Артемьева («Таксистка», «Кто в доме хозяин?», «Сваты») тоже стала широко известна благодаря работе в рекламных роликах.

Поначалу это были мятные конфеты «Рондо». Помните? «Наш начальник – просто душка!» Там она снималась вместе с Мариной Голуб. Как-то раз Людмиле позвонила Голуб: «Люська! Ты себе не представляешь степень нашей вхожести в жизнь! Сейчас по телеку показывали Ельцина, а он на фоне телевизора, по которому идёт наша реклама! Он её смотрит, а потом оборачивается и говорит, что теперь займётся делом».

Почти параллельно вышел рекламный ролик майонеза «Моя семья», где Артемьева появилась в образе некой Люси, у которой муж Модест Карпыч (актёр Иван Агапов). Там актриса прославилась фразой «А чё?».

– Это идея режиссёра Тины Барклай – весь Люсин образ, словечки, походочка. – признаётся Людмила Артемьева. – Моё дело маленькое: я просто оделась, подложила, где надо, поролончик для пышности форм, прошлась, пощебетала что просили, получила от всего этого удовольствие, и мы радостно расстались. Помню, пока вышагивала по «Мосфильму» на высоченных шпильках, в коротенькой юбке, репетируя виляние бёдрами, производила шоковое впечатление на рабочих, у них даже банки пива из рук выпадали. Я считаю, что в таких авантюрах обязательно надо принимать участие – тридцать секунд хулиганства, а сколько радости! Меня удивил резонанс, который произвела эта работа. Ко мне на улице подходили чужие люди и передавали приветы моему мужу Модесту Карпычу.

Шоколадное печенье «Вагон Виллз» прославил будущего «глухаря» Максима Оверина. «И ты победитель!» – звучит в рекламе из уст молодого парня в ковбойской шляпе. Съёмки проходили как раз в тот момент, когда Аверин только что окончил в 1997 году театральное училище. Он и во время учёбы снимался, хотя студентам это запрещено, – в рекламе батареек, например, или в музыкальном клипе группы «Браво», за что получил тогда 50 долларов. Конечно, для парня, который живёт в общежитии, это были неплохие деньги. Снимался по ночам, между занятиями в училище.

Голову не опустишь

Галина Стаханова всю жизнь шла к тому, чтобы стать актрисой, но не получалось – работала контролёром в «Лужниках», помощницей гримёра в театре и так далее. Иногда снималась в массовках. Но настоящая известность к ней пришла после рекламного ролика подсолнечного масла «Злато», где героиня Стахановой с хитрым прищуром выговаривала невестке: «Ой, лиса-а-а!».
Тогда ей было за шестьдесят.

– В 1998 году умерла моя мама. Период был очень сложный. Я потеряла любимого и близкого человека, кино снимали мало, а со стадиона «Лужники» меня уволили – отправили на пенсию, – вспоминает Галина Константиновна. – Настроение такое, что руки опускались. Каждый день просыпалась и думала: что делать? как прожить? чем заниматься? Из-за возраста на работу уже не брали. В кино звать перестали. И вот в начале 2000-х начали открываться частные актёрские агентства. Я набралась смелости, взяла свои фотографии и пошла по агентствам. В некоторых печально улыбались – мол, в таком возрасте вряд ли для вас будут роли, найти работу сейчас не могут даже известные артисты. Но я почему-то верила, что всё возможно. И вот однажды звонок – предлагают пройти пробы на роль в рекламе подсолнечного масла. Так появился ролик, в котором я сыграла бабушку. Эту рекламу так часто крутили, что моё лицо запомнилось зрителям, начали узнавать на улицах. А вместе с этим посыпались и приглашения в сериалы и фильмы. Вот я и родилась заново.

Виктор Вержбицкий, которого сегодня знают по многочисленным работам в кино («Тайны дворцовых переворотов», «Бедная Настя», «Ночной дозор»), стал известен благодаря рекламным роликам банка «Империал». Актёр сыграл три роли – Николая I, Александра Македонского и короля Людовика XIV.

– Я счастлив, что работал в этих коротких роликах банка «Империал», – рассказывает Виктор Александрович. – Мы снимали их как настоящее кино. В минутном ролике сыграть целый характер и судьбу – сложно, но крайне интересно. После той рекламы я много играл исторических персонажей. Люблю костюмные роли – в них чувствуется эпоха. Костюм учит держать осанку, вырабатывает походку. К примеру, высокий вышитый золотом жёсткий воротник сделан так, что при всём желании голову не опустишь. Мундир всегда делается по талии: согнёшься – сразу чувствуешь плотный шов. Это дисциплинирует. Если сапоги со шпорами, значит, при ходьбе ты не можешь близко держать ноги, иначе шпоры начнут цокать. Если твой герой – военный царской эпохи, при нём обязательно шпага. С ней не откинешься в расслабленной позе, не сядешь, согнувшись. Все эти костюмные нюансы – интереснейшая наука, которую мне нравится изучать.

Говорят, актёры, которые снимались в главных ролях в мини-сериале «Империал», получали за съёмочный день от 1000 долларов. Что по временам 1990-х было очень много.

Деньги – это хорошо

Реклама майонеза «Кальве» когда-то прославила Владимира Стержакова, который сыграл в роликах повара Соколова. «Мама, Вовочка, «Кальве»!» – звучало в конце каждого ролика. Сам актёр признаётся, что вопросы об этой рекламе ему надоели, ведь в жизни он вовсе не любит майонез.

– Легендой уже стала история моего шейного платка в ролике – никак не могли найти кусок ткани подходящего ярко-зелёного цвета, – рассказывает Стержаков. – И костюмеры купили такого цвета мужские трусы, разрезали и повязали мне на шею.

Как признаётся артист, платили за рекламу очень мало. Единственный положительный момент – бешеная популярность, но… Из-за рекламы Стержаков однажды потерял хорошую роль – продюсер боялся, что герой будет ассоциироваться с поваром Соколовым.

Несмотря на то что актриса Татьяна Ташкова снимается в кино с 1970-х годов, широкий зритель её и сейчас больше отождествляет с тётей Асей из рекламных роликов отбеливателя «Ас». Её отобрали на эту роль среди 350 других кандидаток. Причём в договоре было оговорено, чтобы актриса в этот период больше нигде не снималась.

Всего за три года сняли 15 роликов. Популярность Ташковой – тёти Аси оказалась настолько огромной, что ей пришлось перекраситься в брюнетку, чтобы меньше узнавали и предлагали в кино другие роли. Но что поделать, это были 1990-е, деньги зарабатывали любыми способами.

– Мне тогда пришлось уйти из профессии, – вспоминает Ташкова. – Одно время я работала поваром. А до этого окончила художественную школу по обработке кожи – делала украшения, шила кошельки. В банке ещё работала главным администратором… Повлияла ли на мою судьбу тётя Ася? Ну, я деньги получила – это хорошо! Мне рассказывали: одна женщина, которая баллотировалась в депутаты, пришла к гримёрам и попросила, чтобы ей сделали образ, в котором люди видели бы жену, сестру, подругу. Ну, такая, своя, как тётя Ася!

Артист Илья Бледный («Адъютанты любви», «Попса», «Папины дочки») впервые снялся в студенческие годы в рекламе «Нескафе». «Всё только начинается», – говорил герой роликов, вдыхая ароматный запах кофе.

Узнав, что проводятся пробы среди молодых людей на эту рекламу, многие студенты театральных институтов побежали на киностудию. Был объявлен конкурс на лучшую оригинальную историю о кофе. Все старались, что-то выдумывали…

– А у меня действительно была история интересная, – вспоминает Илья. – Когда у нас с будущей женой Александрой ещё только начинался роман, она подарила мне баночку кофе. И мы в шутку решили: вот выпьем его, и закончится наша любовь. Когда же в банке почти ничего не осталось, мы с Сашей втайне друг от друга стали туда кофе подсыпать. Очень уж не хотели расставаться. Мою историю выслушали – и отправили меня восвояси. Сказали – мол, вызовут. Ждал я три месяца, а потом уехал на каникулы к родителям в Оренбург. Вскоре меня забросали телеграммами с просьбой срочно выехать на съёмки. Когда услышал, сколько денег мне пообещали, приехал не раздумывая.

Как вспоминает артист, во время съёмок ему было не по себе: 63 дубля делать глубокие глотки горячего кофе! И всё это с выражением наслаждения на лице!

Но и сегодня, когда Бледный выходит на сцену, в зале иногда кричат: «Ой, смотрите, это же парень из рекламы кофе!»

В общем, артистов, которые жалеют о съёмках в рекламе, почти не бывает. Тем более что сегодняшние гонорары не идут ни в какое сравнение с теми жалкими суммами, что платили когда-то.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №12, март 2022 года