Как попасть в киномассовку, и что придётся делать
25.01.2023 17:14
Как попастьМассовые сцены в кино имеют не меньшее значение, чем эпизоды с участием главных героев фильма. Ведь именно массовка придаёт картине нужную атмосферу. В военных кинолентах это батальные сцены с сотнями, а то и тысячами солдат. В исторических картинах – например, светские балы. Актёры массовки – отдельная каста в кино. Студенты театральных институтов часто подрабатывают на съёмках, начинающие артисты стартуют именно в массовках. А есть и люди совершенно других специальностей, которым доставляет удовольствие хотя бы на секунду промелькнуть в кино.

Да здравствует советская власть

Некоторые сегодняшние популярные артисты стесняются вспоминать, что свою карьеру начинали именно с массовки. Предпочитают говорить – мол, сразу стали играть эпизоды, а затем и главные роли. Однако актёр Александр Абдулов любил рассказывать, как, будучи студентом ГИТИСа, бегал на «Мосфильм» подрабатывать на съёмках массовых сцен.

– Я перебегал из одного павильона в другой, чтобы везде успеть сняться, – рассказывал Александр Гаврилович. – Порой можно было сняться сразу в четырёх-пяти картинах за вечер-ночь. А это всё-таки прибавка к стипендии и надежда, что тебя заметят. Мы даже платили взятки бригадирам массовки, чтобы отпускали пораньше, ведь нужно успеть перебежать на другую площадку, ещё и переодеться. В одном павильоне ты играешь какого-нибудь солдата, а в другом – простого парня с гитарой из дворовой компании. Иногда удавалось получить роль со словами и крикнуть из толпы, например, «Да здравствует советская власть!».

…Народная артистка России Татьяна Пилецкая тоже начинала свой творческий путь в кино с участия в массовках. Первая её работа – танцующая дама на балу в сказке «Золушка».

– В то время я танцевала в кордебалете Ленинградского театра музыкальной комедии, – вспоминает сегодня 94-летняя актриса. – Жили мы с мамой тяжело, трудно. Папа, немец по национальности, находился тогда в ссылке. И вот однажды подходит ко мне артист нашего театра и говорит: «Принеси свои фотографии, я их отдам в актёрский отдел киностудии «Ленфильм». Может, подзаработаешь». Фотографии я отдала, и вдруг меня приглашают сняться в сцене бала в фильме «Золушка». За съёмочный день платили тогда четыре рубля пятьдесят копеек. А снимали нас два дня. Всё-таки помощь мне и маме! К тому же вокруг такие артисты – Фаина Раневская, Василий Меркурьев, Янина Жеймо, Эраст Гарин. Я смотрела на них затаив дыхание. После этой картины меня стали приглашать в другие массовочки. Так и началось в моей жизни кино.

С массовки начинал и народный артист СССР Михаил Пуговкин. В 1942 году актёра комиссовали с фронта из-за ранения в ногу. Приехав в Москву, Пуговкин оказался на съёмках фильма «Свадьба», где в главных ролях снимались Эраст Гарин, Фаина Раневская, Зоя Фёдорова и Алексей Грибов («А крокодилы в Греции есть?»). Михаил Иванович рассказывал, как забинтованный, хромой, с больной ногой он танцевал среди гостей на свадьбе. А из-под бинтов сочилась кровь.

…Сегодня 82-летняя актриса Галина Стаханова широко известна, за её плечами более сотни работ в кино и в сериалах. А в юности, будучи помощницей гримёра в театре имени Маяковского, юная Галя много участвовала в массовке.

– Актриса Люся Овчинникова, которая тогда играла в нашем театре, как-то раз сказала: «Я сейчас снимаюсь в «Девчатах», пошли, сыграешь там кого-нибудь», – рассказывает Галина Константиновна. – В фильме есть эпизод, где Надежда Румянцева и Николай Рыбников едут по узкоколейке на открытой платформе рабочего поезда, а Люся Овчинникова и другие девчонки выглядывают из вагона. Люся кашляла «кхе-кхе», чтобы Тося не расслаблялась в общении с Ильёй. Вот там я рядышком с Люсей стою и смеюсь. А однажды Владимир Басов не взял меня в массовку своего фильма «Тишина», где одну из главных ролей играла Лариса Лужина. Пришёл на съёмочную площадку, оглядел всех, увидел меня: «А её кто привёл сюда? Она же на Ларису похожа. Зачем мне вторая Лужина в картине?» И меня убрали.

Возьмите два комплекта одежды

Самым массовым по численности людей в кадре за всю историю советского кино считается фильм «Война и мир», где в батальных эпизодах участвовало около 16 тысяч человек. Более того, эти съёмки внесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые масштабные в истории кино. Обычных солдат-срочников переодевали в костюмы времён Бородинского сражения и выпускали на поле.

До сих пор удивительно, как режиссёр Сергей Бондарчук справился с таким количеством людей! Кстати, специально для этого фильма был создан отдельный кавалерийский полк, который впоследствии неоднократно участвовал в съёмках других фильмов.

– Сегодня, чтобы попасть на такие съёмки, лучше подавать заявку в уже снимающийся проект, – делится опытом бригадир массовки Андрей Нечаев. – О наборе актёров массовых сцен часто объявляют на специальных сайтах в интернете, на сайтах актёрских агентств. Их много. Там указывают, какие типажи нужны – примерный возраст, образ, вплоть до цвета волос и глаз. Если ты подходишь, то отправляешь свои фотографии. За съёмочный день в массовке платят обычно небольшие деньги – от пятисот до тысячи рублей, в зависимости от сложности работы и от того, сколько часов продлится смена. Если работа затянулась, что случается часто, то доплачивают по сто рублей за час.

Актёры приходят на съёмки в обычной одежде. Но кастинг-менеджеры просят не надевать вещи в мелкую полоску или клетку, потому что они рябят на экране. Могут попросить взять с собой два комплекта одежды, если планируют снять две разные сцены с одной и той же массовкой. Когда все переоделись, то кажется, что люди уже другие.

Съёмочная смена обычно длится двенадцать часов. Но актёры массовки не заняты всё это время – большая часть дня уходит на ожидание, пока отснимут дубли с центральными актёрами, пока съёмочная группа переедет на новую локацию и выставит аппаратуру. Поэтому актёры массовых сцен сильно не устают и всегда могут отдохнуть.

Иногда массовка нужна на полсмены или на несколько часов. Об этом сообщают заранее в объявлении о наборе. Оплата может быть ниже, чем за полную смену. А если съёмки проходят ночью, то заплатят больше.

Похоже на фестиваль

– Первый раз я попала на съёмки случайно, – рассказывает девушка Алина, для которой участие в массовках стало чем-то вроде хобби. – Это было в 2007 году в Крыму. В троллейбусе ко мне подошла женщина и спросила: «Девушка, вы хиппи?» Молодёжь в то время действительно любила выглядеть ярко. Мы разговорились с попутчицей, она предложила поучаствовать в съёмках фильма о хиппи, сказала, что можно взять с собой кого-нибудь из друзей. И я попала на съёмки фильма «Дом Солнца». По сюжету снимали вечеринку хиппи семидесятых – друзей главного героя. Съёмки этих эпизодов проходили летом на полудиком пляже в окрестностях Балаклавы в Крыму. В массовку набрали около шестидесяти человек на простых условиях: нужна своя одежда в стиле хиппи. Я надела длинную юбку, топ с бахромой и байковую рубашку в крупную клетку с закатанными по локоть рукавами. На шею – несколько бус разной длины в этническом стиле, на каждую руку – браслеты. На голове была тонкая повязка красного цвета, на ногах – низкие чёрно-белые кеды. Художники по костюмам осматривали всех актёров массовых сцен и могли доработать костюм или причёску. Многих просили снять обувь и ходить по пляжу босиком, потому что по обуви заметно, что она современная. Происходящее оказалось похоже на фестиваль или концерт на открытом воздухе. Организаторы оформили прибрежную территорию антуражными декорациями: установили индийские шатры – палатки хиппи – и развели большие костры. А мы изображали веселящихся людей. Кому-то из массовки выдали реквизитный алкоголь – стеклянные бутылки без этикеток с вишнёвым соком. Всего было три смены – и все ночные. За каждую смену платили по шестьдесят гривен (тогда около 3 тысяч рублей).

Давайте проверим ребят

В фильме «Движение вверх» зрительской массовки набралось 500 человек, которых потом на компьютере «клонировали» на средних и сверхобщих планах на трибунах.

– Сложнее проекта у меня не было, – признаётся режиссёр Антон Мегердичев. – Апофеозом стал так называемый эпизод «Три секунды». И в драматургическом отношении, и в технологическом. В картине эпизод длится минут восемь, а снимали мы его несколько дней. Участвовало безумное количество народа, я имею в виду массовку, изображающую болельщиков. Мне приходилось придумывать всевозможные команды, какие-то кодировки, чтобы управлять толпой, делать её адекватной тому, что происходит во время игры. Очень сложно было несколько дней подряд повышать накал, вводить людей в экстаз, соответствующий последним секундам грандиозного действа.

– Люди, которые ходят сниматься в массовке, – это какой-то отдельный социальный пласт, – говорит кастинг-директор Анна Носуль. – Они всю неделю себе расписывают. Даже сидя на площадке, звонят бригадирам: «Слушай, у меня отменилась смена на таком-то проекте, я могу к тебе прийти». Они друг с другом делятся информацией: вот, мол, завтра идёт добор на такой-то проект – и тут же прямо с площадки начинают звонить, посылать свои заявки. Для них это полноценная работа. И все они себя считают частью киномира. Достаточно послушать их разговоры: «Ой, а ты видел, как оператор кадр построил?», «А этот как отыграл! Ну ведь мог бы лучше, ну что такое?» Они все такие профессионалы, так во всём разбираются. И это очень мило. Произошёл неприятный случай на съёмках сериала «Школа». Нужны были скинхеды для сцены драки на бульваре. Так сложилось, что я нашла настоящих скинхедов, главарей двух группировок, и договорилась, что один своих подтянет, а другой – своих. Приезжаю на площадку, ко мне подходит первый и говорит: «Ань, ты понимаешь, что ты сделала? Мы с ними воюем. Ты сейчас отснимешь своё кино, а мы тут друг друга поубиваем». Этот ушёл, приходит второй, говорит: «Ань, ты в курсе?» А я уже в курсе. Ну, что же делать, подхожу к полицейским, которые выставили оцепление для съёмок, и говорю: «У меня тут форс-мажор. Давайте на всякий случай проверим ребят». Мы их выстроили в ряд, сначала одну группировку, потом другую, и действительно собрали огромнейший пакет всяких ножиков, кастетов и остального. В результате скинхеды со съёмки тогда ушли едва ли не в обнимку.

Полк Никиты Михалкова

В картине «Одиннадцать молчаливых мужчин» рассказывается о легендарной московской футбольной команде «Динамо», приехавшей в Лондон в ноябре 1945 года. Здесь в массовке снялся актёр Андрей Галашев в роли дерзкого английского футбольного фаната.

– Я стоял прямо у ворот. И во время съёмок мяч постоянно попадал мне то в живот, то в голову. Экстремальной была эта съёмка, – вспоминает актёр.

Массовщики, задействованные в сцене футбольного матча, приходили на площадку каждый день на протяжении почти целого месяца. Съёмки длились с утра до вечера. Как говорит Андрей, некоторые его коллеги, чтобы взбодриться, на площадке выпивали.

– Они каждый день наливали во фляжки коньяк или водку. В обед выпивали и шли «болеть» дальше. Потому что стоять весь день на стадионе утомительно. Приезжали мы к десяти утра, а заканчивали съёмки к десяти вечера. Мне запомнилось, как распыляли дымовые шашки, потому что нужно было создать атмосферу напряжённости, борьбы на поле. И в течение недели мы каждый день дышали этим дымом. Дым ужасно неприятный. Всё это снималось с технологией хромакей. В массовке нас было триста человек, а потом с помощью графики создали видимость, как будто зрителей полторы тысячи.

…Известный актёр Михаил Полицеймако свою первую роль на экране сыграл в 1997 году тоже в массовке – в рекламе поставки видеокассет.

– Снимали в октябре, было уже прохладно, а мы толпой в шортах и майках рассекали на роликах, – вспоминает Михаил. – И вот режиссёр нас пожалел, купил водки, сока, хлеба. Мы, молодые двадцатилетние ребята, всё это выпили и так захмелели, что потом падали с роликов. Не помню, как домой приехал. А следующая моя съёмка была в фильме «Когда её совсем не ждёшь», там я играл какого-то почтальона, даже со словами. Целых два съёмочных дня! Но через год встречаю режиссёра, и он мне говорит: «Видел, какой классный фильм получился? Правда, тебя я оттуда вырезал».

…Один из центральных эпизодов фильма «Сибирский цирюльник» – парад выпускников-юнкеров на Соборной площади Кремля. Парад принимает император Александр III (Никита Михалков). Когда строем шли артисты-юнкера вместе с солдатами Кремлёвского полка в юнкерских костюмах, их было не отличить – настолько чётко маршировали актёры. Тогда командир Кремлёвского полка гордо сказал: «Ого, как мои идут!» На что Михалков с улыбкой ответил: «Это не твои, а мои идут!»

– Я своим студентам советую сниматься в массовке – это полезно, чтобы посмотреть работу в кино изнутри, – делится актриса и педагог Ольга Спиркина. – Но нельзя там долго задерживаться, чтобы это не стало твоей основной работой. Нужно всё-таки стараться получить хотя бы эпизод, где можно проявить себя. Хотя ничего плохого я не вижу в том, что некоторые всю жизнь снимаются в массовках. Люди зарабатывают деньги, и это стоит уважать.

Олег ПЕРАНОВ

Опубликовано в №3, январь 2023 года