Женщина эпохи барокко
24.05.2023 16:49
Женщина эпохи бароккоНародная артистка России Маргарита Терехова – актриса с уникальной манерой существования на сцене и экране. Это женщина с лицом Мадонны Боттичелли. Уже более десяти лет она не радует нас новыми работами, потому что страшная болезнь приковала её к постели и отрезала от внешнего мира. Но Терехова подарила нам столько потрясающих ролей и ощущение бесконечности её творчества, что и сегодня хочется говорить о фильмах и спектаклях, в которых сыграла эта неповторимая артистка.

Вот тогда и поговорим

Маргарите Борисовне уже 80 лет, но представить её в подобном возрасте просто невозможно, да и зачем? Будущая актриса появилась на свет 25 августа 1942 года в небольшом городке Туринске Свердловской области в семье талантливых артистов. Мать, Галина Станиславовна Томашевич, красавица-полька, в Свердловском областном театре драмы встретила свою судьбу в лице статного Бориса Ивановича Терехова. Оба выходили на подмостки в главных ролях.

Бориса Терехова призвали на фронт, и после окончания войны домой он не вернулся. Годы спустя стало известно, что у Терехова параллельно есть три семьи, в каждой из которых растут дети.

Галина Станиславовна увезла дочку в Ташкент, где Рита училась, окончила школу с золотой медалью, активно занималась спортом и стала членом молодёжной сборной Узбекистана по волейболу. Сейчас сложно представить, что Терехова изначально выбрала своей специальностью физику и даже поступила на соответствующий факультет Ташкентского университета. Отец же ездил по столицам и провинции в амбициозной надежде найти актёрскую славу.

Почему Рита неожиданно уехала из Ташкента, бросив мысли о науке, сказать сложно. Возможно, она начала личный внутренний диалог с отцом, которого девочке отчаянно не хватало в жизни: папа, я тоже стану артисткой, и тогда мы поговорим!

Они встретились лишь однажды, когда Терехова уже была известной актрисой. Борис Иванович пришёл к Театру имени Моссовета, дождался дочь с репетиции, они поплакали друг у друга на плечах, потом посидели в кафе и душевно поговорили. Но он так и не стал частью жизни Риты.

В зале сидели боги

Итак, Маргарита приехала в Москву в 1961 году поступать во ВГИК. Все были уверены, что вот эту «девочку с русой косой» точно возьмут, но ошиблись. Она настолько расстроилась, узнав об отрицательном результате, что в тот день чуть не попала под грузовик. А потом выяснилось, что в общежитии украли все её деньги и нет возможности даже купить билет обратно в Ташкент.

Кто-то подсказал, что как раз собирают массовку для съёмок научно-популярного фильма и там можно слегка подправить материальное положение… В общем, первой ролью Маргариты Тереховой стал образ лаборантки НИИ. А потом добрые люди подсказали, что Юрий Завадский набирает экспериментальный курс при Театре имени Моссовета и можно ещё успеть на прослушивание. Рите терять было нечего, и она пошла…

В зале сидели боги: Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Серафима Бирман, конечно, сам Завадский и вся элита знаменитого театра. Прослушивание длилось уже несколько часов, и Терехова заметила, что Марецкая задремала. Тогда она прокричала монолог Натальи из «Тихого Дона» Шолохова. Вера Петровна проснулась, а удивлённый Завадский попросил прочитать что-нибудь менее громкое. Рита почти шёпотом продекламировала любимое стихотворение Михаила Кольцова. Когда она выходила из зала, то услышала за спиной: «Либо ненормальная, либо гениальная»…

После этого началась напряжённая учёба. Её охватывали восторг от общения с гениями и страстное желание выходить на сцену. Уже на втором курсе, в 1964 году, Терехова появилась в образе Клеопатры в нашумевшем спектакле «Цезарь и Клеопатра» по пьесе Бернарда Шоу. Ростислав Плятт играл Цезаря. По сюжету, царица Египта должна была целоваться с великим полководцем, но Плятт наотрез отказался, ведь разница в возрасте составляла более тридцати лет! Терехова умоляла Ростислава Яновича подарить ей поцелуй, но истинный джентльмен Плятт на это так и не решился.

Молодая актриса сыграла во всех легендарных спектаклях «Моссовета»: «Глазами клоуна», «Петербургские сновидения», «Тема с вариациями», «Царская охота», «Дальше – тишина»…

Я золото не ношу

Параллельно Терехову стали приглашать в кино, и она быстро завоевала популярность у зрителей, что нравилось не всем коллегам. Некоторые даже подходили с претензиями к Завадскому – мол, почему он так часто отпускает актрису на съёмки. На что главреж ёмко ответил: «Ей – надо!»

Она дважды сыграла в фильмах, которые стали символами эпохи. Актёрский дебют произошёл в 1965 году в «Здравствуй, это я!». Картина о тех людях, которые заново учились жить после войны, о поколении шестидесятников, жаждущих открытий. Красивая девушка Таня – героиня Тереховой – хотела узнать, есть ли на свете человек, который умеет ждать… «Здравствуй, это я!» – фильм Фрунзе Довлатяна, определивший развитие нашего кинематографа.

А в 1990-м в картине эстонского режиссёра Арво Ихо «Только для сумасшедших» актриса сыграла медсестру психбольницы, излечивающую суицидников с помощью секса. Эта кинолента сильно отличалась от того, что раньше видел советский зритель. Здесь присутствовали глубокий эротизм, независимость и внутренняя свобода. Так вот, как раз смелости и независимости Маргарите Тереховой было не занимать. В обоих фильмах её героини появились в кадре в обнажённом виде. Актриса никогда не боялась быть женщиной, более того, часто ругалась с режиссёрами, если те опасались идти в этом вопросе до конца.

В 1966 году на экраны вышел советско-болгарский фильм «Бегущая по волнам» по мотивам романа Александра Грина. На съёмочной площадке произошла встреча Тереховой с ведущим артистом Болгарии Саввой Хашимовым. Они влюбились друг в друга настолько, что Хашимов развёлся с супругой, переехал в Москву и женился на Маргарите.

Вскоре родилась желанная дочь Анна, но через некоторое время стала очевидна большая проблема. Хашимов и Терехова были равнозначными звёздами, но – в разных странах. Савва не мог смириться со своей невостребованностью в СССР. Он уехал в Болгарию, однако никогда не терял связь с Анной, да и о Маргарите всегда говорил только восторженными эпитетами.

Это не первый брак Тереховой. Скоропалительная регистрация в 1964-м с начинающим актёром Вячеславом Бутенко закончилась разводом столь же быстро. Все режиссёры, да и вообще все мужчины Советского Союза тогда хотели Терехову. Поклонники осыпали её цветами и дорогими подарками. Как-то раз к ней домой явился мужчина, который преподнёс золотые часики. Она посмотрела на них и равнодушно сказала: «Я золото вообще не ношу». Поклонник от огорчения выбросил свой презент из окна восьмого этажа.

Алексей Габрилович, режиссёр-документалист, сын знаменитого драматурга и сценариста Евгения Иосифовича Габриловича, был безумно влюблён в Риту. Говорил, что даже не может никуда с ней ходить, потому что всё время хочет прикасаться к своей женщине. Она уже стала членом этой знаменитой московской семьи, в которой молодую актрису приняли как родную, но случилось непоправимое. Во время ссоры Алексей поднял руку на свою любимую, и она ушла посреди ночи. Навсегда.

Габрилович прилагал все усилия, чтобы вернуть Маргариту, но та была настолько шокирована его поступком, что дальнейшие отношения стали невозможны. Позже актриса снимется в фильме «Монолог» (1972) по сценарию несостоявшегося свёкра, где сыграет дочь профессора, мечущуюся в попытке найти женское счастье.

Достала режиссёра до печёнок

Истинную, всеобъемлющую любовь она нашла в детях. Маргарита Борисовна всегда говорила, что самая сильная молитва – это молитва матери за детей.

Второй ребёнок, Александр, родился в 1981 году от этнического таджика, директора трикотажной фабрики, с которым у актрисы был краткий и страстный роман. Но сына своего этот деловой человек не признал. Мальчика вырастил гражданский муж Тереховой – Георгий Гаврилов.

Сексуальность и аристократизм – сочетание этих качеств делало актрису недосягаемой. Её ценили за «не советскую» внешность, однако принципиальность и импульсивность Тереховой создавали сложности в работе на съёмочной площадке и в театре. О непростом характере актрисы слагались легенды. С самого первого фильма она зарекомендовала себя как человек въедливый и неудобный. Маргарите ничего не стоило сделать замечание режиссёру или оператору, добиваться изменений в сценарии и характере её персонажей.

Не избежал сей участи и Андрей Тарковский. Во время работы над «Зеркалом» (1974) Терехова достала режиссёра до печёнок, и он, интеллигентный и мягкий человек, однажды ответил на её очередные расспросы о следующем эпизоде: «А по хохотальнику?..» Посмеялись, конечно, но три изменения, которые предложила Маргарита, Тарковский оставил в своём фильме.

Терехова всю жизнь носит имя Тарковского как знамя. Для неё он – олицетворение чистого искусства. На роль героини пробовались Людмила Чурсина и Марина Влади, но Андрей Арсеньевич хотел снимать только Терехову. Ходила молва об их романе, и человеческая привязанность друг к другу действительно была неоспорима, но в «Зеркале» снимались жена и мать Тарковского, так что слухи сильно преувеличены. Влюблённость режиссёра в актрису – это профессиональная необходимость, да и сама Терехова признавалась, что в Тарковского невозможно не влюбиться, настолько грандиозной личностью он являлся.

Но всё закончилось вместе со съёмками. Кончина Андрея Арсеньевича на чужбине в 1986 году стала личной трагедией для Маргариты. А вскоре умер и её отец, Борис Терехов. Его нашли на улице в костюме Деда Мороза в далёком Кызыле, и это была его последняя роль…

Врежь мне как следует

Самыми яркими для широкого круга зрителей стали образы Тереховой в музыкальных комедиях «Собака на сене» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978) и «Благочестивая Марта» (1980), где особый эффект создают костюмы и атмосфера барокко.

«Собака на сене» по пьесе испанского драматурга XVI–XVII веков Лопе де Вега, снятая Яном Фридом, заставила весь Советский Союз в полном объёме выучить стихотворное произведение гениального испанца – настолько яркими были диалоги в исполнении Тереховой, Боярского, Джигарханяна, Прокловой, Караченцова, Шарко и других блестящих артистов. До сих пор многие помнят наизусть, например, такую реплику Дианы:
Понять меня необходимо.
Чтоб вы не смели ни на йоту
Переступать свои границы.
Смирите чувства, Теодоро…


Этот эмоциональный монолог молодой знатной дамы, чьё сердце разрывается между любовью к простолюдину и родовой честью, заканчивается избиением несчастного возлюбленного. Терехова так яростно хлестала Боярского веером по лицу, что у того действительно пошла кровь. Многое артистами придумывалось по ходу съёмок, включая и этот эпизод с кровопролитием. Надо оговориться, что Михаил Боярский сам попросил партнёршу врезать ему как следует.

«Три мушкетёра» – беспроигрышная тема для поколения, воспитывавшегося на книге Александра Дюма. Все тогда играли в мушкетёров, хотя бы в пределах двора или школы. Враги вроде Рошфора и Ришельё выбирались из числа вздорных соседей или нелюбимых одноклассников, но вот на роль Миледи всегда назначали самую красивую девочку.

Коварная леди Винтер в исполнении Тереховой чертовски хороша! Можно предъявлять претензии к художественной ценности фильма Г. Юнгвальд-Хилькевича, но яркую Миледи с копной роскошных волос забыть невозможно. Великолепные артисты, и прежде всего Терехова, сделали эту ленту культовой на долгие годы. Сын Тереховой, Александр, вспоминал, что не мог смотреть финальный кадр, когда мама опускала голову, обнажая шею и ожидая удара палача…

Чуть менее заметной оказалась кинолента «Благочестивая Марта» Яна Фрида, где Маргарита Терехова вновь создала образ знатной дамы, которой одинаково к лицу и рубище, и парчовое платье. Ни разу артистке не понадобился парик, все причёски сооружались из её собственных волос.

В 2005 году вышел фильм «Чайка» по пьесе А.П. Чехова – первый и последний опыт актрисы в кинорежиссуре. Главные роли сыграли дети Тереховой, Анна и Александр, сама же она воплотила образ Ирины Николаевны Аркадиной – театральной примадонны. Несмотря на то что тереховская «Чайка» подверглась нещадной критике, да и обычный зритель не был в восторге от увиденного, нельзя не отметить особый женский взгляд режиссёра на внутренние проблемы увядающей артистки, не желающей мириться с безжалостным течением времени.

Терехова ещё в 1996 году задумала снять «Чайку», пыталась добиться финансирования, много раз переписывала сценарий, но тщетно. А ведь если бы ей позволили снять этот фильм на десять лет раньше, то и результат, скорее всего, оказался бы другим.

Самая длинная роль

Первые признаки болезни Альцгеймера близкие заметили в конце 1990-х, когда Маргарита Борисовна стала неожиданно уходить в себя на некоторое время, а потом не узнавала знакомых людей. Но эти тревожные моменты списывались на причуды гения.

К сожалению, причуды усиливались, и уже во время съёмок «Чайки» стало очевидно, что всё не так просто. Она ругалась с оператором за то, что тот убрал эпизод, который сама же накануне просила вырезать. Да и уникальная память стала подводить – текст теперь давался артистке с большим трудом. Она не хотела играть Аркадину, всю жизнь ненавидела эту роль, ведь каждая актриса боится повторения судьбы этой героини, у которой впереди лишь старость и забвение! Аркадину должна была играть Ирина Купченко, но по каким-то причинам та отказалась участвовать за несколько дней до начала съёмок.

…Востребованность Тереховой была такова, что не позволяла ей спать дольше двух-трёх часов в сутки. Создавая образы, она будто бы и не играла вовсе, просто показывала себя с разных сторон, а этих сторон у Тереховой очень много. Женщина и мать, добрая и злая, раздражительная и бесконечно терпеливая, православная христианка и человек, который повсюду видит мистические явления.

Последняя мечта Маргариты Борисовны уже не осуществится. Она очень хотела сыграть Ксению Блаженную и экранизировать её историю. Ксения жила в XVIII веке в Санкт-Петербурге и была канонизирована в конце XX века. В 26 лет она потеряла любимого мужа и с этого дня избрала для себя тяжкий крест юродивой: отдала дом и всё имущество, оделась в мундир умершего супруга и стала бродить по улицам родного города. Подаяний не принимала, брала только копейки, которые тут же раздавала. Ночевала в поле, стоя на коленях в молитве. Ксения обладала даром предвидения и помогала людям советами.

Именно эту женщину хотела воплотить на экране Терехова. Но болезнь  не позволила. Хотя, возможно, великая актриса именно сейчас играет эту роль, просто нам не дано это понять.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №20, май 2023 года