На кого работаешь?
13.03.2024 12:22
На кого работаешь?Эти артисты – как бойцы невидимого фронта: обладая прекрасными вокальными способностями, они всегда находятся в тени популярных исполнителей. И не только подпевают, а порой и «прикрывают» своими голосами огрехи звёзд. Их называют подпевкой, или бэк-вокалистами. Имена этих музыкантов широкой публике неизвестны, в лицо их никто не узнаёт. Однако многие популярные артисты эстрады в нашей стране, как и во всём мире, прошли через этот этап в своём творчестве. Далеко не все бэк-вокалисты становятся звёздами, но стараются многие. И подпевка для них иногда является трамплином.

Оттягивай на себя поклонниц

Слово «подпевка» звучит не очень презентабельно, но ничего постыдного в этом занятии нет. Например, так считает Катя Лель (Екатерина Чупринина), которая в начале 1990-х три года работала бэк-вокалисткой у Льва Лещенко.

– Я ничуть не стесняюсь говорить, что в моей жизни была и такая страница, – делится певица. – Лев Валерьянович – мой учитель, мой «папа» в музыке, и для меня большое счастье иметь подобный опыт. Я стояла рядом и могла видеть, как он работает. Параллельно исполняла свои сольные номера, а затем ушла в свободное плавание.

Кстати, однажды во время выступления Льва Лещенко случилась неприятность – прямо на сцене на только что пошитых платьях двух бэк-вокалисток разошлись швы. Девушки, пританцовывая, подпевают «Прощай, со всех вокзалов поезда уходят в дальние края», – а плохо сшитые наряды трещат по швам. Придерживая руками платья, исполнительницы кое-как доработали номер.

Известный рэпер Тимати (Тимур Юнусов) тоже начинал карьеру с бэк-вокала. В 17 лет он подпевал тогда уже известному исполнителю рэпа Дэцлу (Кирилл Толмацкий). Впрочем, сам Децл преподносил эту историю в другом свете. Якобы он брал Тимати на гастроли больше не для подпевки, а чтобы тот оттягивал на себя внимание юных поклонниц, которые мешали Кириллу на выступлениях. По его же словам, Тимати относился к работе несерьёзно, халтурил, прогуливал, в связи с чем с ним быстро пришлось расстаться.

А может, Дэцл уже тогда почувствовал конкуренцию.

Несколько лет бэк-вокалисткой Аллы Пугачёвой выступала Юлия Толстова.

– Я окончила дирижёрско-хоровое отделение училища имени Октябрьской революции. Участвовала в нескольких музыкальных проектах. Были даже предложения о «раскрутке», поступавшие от таких известных продюсеров, как Борис Зосимов и Александр Толмацкий, – рассказывает Юлия. – К сожалению, всё это ничем не закончилось. Одно время я преподавала вокал. Моей ученицей была певица Ангел из дуэта «Полиция нравов». Она первой и попросила меня записать подпевку. Потом – ещё кто-то из своих. Так постепенно и завертелось. Среди тех, с кем мне пришлось работать, – Александр Кальянов, Крис Кельми, Андрей Державин, Лолита, Аркадий Укупник. В общем, всех сразу не вспомнишь. Однажды на студии Кальянова мои «бэки» услышала Алла Борисовна и пригласила к себе. Скажу честно: работать у неё оказалось очень тяжело. Это специфический бэк-вокал. Нельзя было на всех концертах петь одинаково. Алла Борисовна каждый раз исполняла песню по-новому. Сегодня она может это место спеть так, завтра – по-другому. А послезавтра – вообще в этом месте не петь, а перейти на речитатив. Уловить сложно. У неё столько людей одновременно работало в подпевках! И песня звучала как надо, вне зависимости от того, как она в этот раз её исполнила.

Запишитесь на аудиенцию

Зачастую бэк-вокалисты имеют лучшее музыкальное образование, чем те, на кого они работают. Например, певица Евгения Теджетова, которая ушла из жизни в 2013 году, окончила Московскую консерваторию. Прежде чем начать сольную карьеру, она много работала бэк-вокалисткой у популярных исполнителей, в том числе у Александра Малинина, который такого специального музыкального образования не имеет.

– С ним было очень трудно, – вспоминала Евгения в разговоре с автором этих строк. – Саша, конечно, талантливый человек, но по характеру и пафосу… Например, требовал от нас и от инструменталистов называть его не иначе как Маэстро. На гастроли всегда ездил только в отдельном купе СВ, на отдельной машине представительского класса. А уж чтобы поговорить с ним о творчестве – так это нужно на аудиенцию предварительно записываться у его помощников. Для творческого коллектива такое немыслимо.

– Работа бэк-вокалисткой на гастролях – это совсем не то же самое, что записать трек в студии с артистом, – рассуждает исполнительница под псевдонимом Марго. – Сложности возникали, например, такие. Ты числишься бэк-вокалисткой, но пока сидишь без денег, поскольку гастролей нет. Из-за этого мне оказалось сложно работать в коллективе Алсу. Она – девушка из богатой семьи и не зависит от гонораров на гастролях. Поэтому соглашалась на поездки только по желанию: захотела – поехала, не захотела – не поехала. А мы ждали этих поездок, ведь надо же на что-то жить! При этом она злилась, если мы параллельно сотрудничали с другими артистами.

В конце 1990-х бывший продюсер группы «Круиз» Матвей Аничкин создал «мальчиковую» группу «Тет-а-тет», в которой солировал его сын Лёва. В первом альбоме этой группы среди бэк-вокалистов значились и сам продюсер, и Жан Григорьев, тогда певший в «Премьер-министре», и даже бывший солист «Парка Горького» Александр Миньков (он же Маршал).

– По-моему, нет ничего удивительного в том, что на подпевку привлекают хороших певцов, – говорит Александр Миньков-Маршал. – Это очень серьёзная работа. Надо знать вокальные аккорды, уметь построить их так, чтобы «пачка» звучала красиво. Ребята из «Тет-а-тет», которым я прописывал бэки, и сами хорошо поют. Просто Матвей Аничкин хотел внести в вокал какую-то новую краску. Вот и привлёк для этого меня, благо я обладаю большим опытом.

Исправительные работы

– На самом деле бэк-вокалистам у нас сплошь и рядом приходится заниматься исправлением песен, «убитых» непрофессиональным исполнением, – высказывается Мария Кац. Та самая, которая много лет работала бэк-вокалисткой у многих популярных исполнителей, а в 1994 году под псевдонимом Юдифь впервые представляла Россию на «Евровидении» и заняла 9-е место. – На нашем сленге это называется «скорая помощь». Обычно она требуется женщинам, которым богатые мужья дарят песню или альбом. Я называю их «поющие трусы». Этими людьми движут не творческие амбиции, а банальное тщеславие. Они приходят на самую дорогую студию. Но, как говорится, «машину купил, права купил, а ездить не купил». Тогда и вызывают профессиональных вокалистов, которые украшают песню бэк-вокалом. В принципе, существует компьютерный эффект «автотюн», позволяющий выправить мелодию, даже если исполнитель поёт мимо нот. Но этого недостаточно. Нужно ведь придать песне определённую энергетику. А это уже целый, как я говорю, «вокальный интеллект». Даже если человек обладает эмоциональным зарядом, но не умеет строить голос, не умеет интонировать, – это ему не под силу.

Иногда бэк-вокалист напевает певцу «пилотную» дорожку, под которую тот репетирует и записывает свою партию, – продолжает Кац. – Потом «пилот» из записи убирают. Правда, не всегда. Бывает, приходится голос основного вокалиста поддерживать тембром бэк-вокалиста. То есть бэк-вокалист тупо пропевает одновременно с певцом всю его вокальную партию.

Я, правда, на это никогда не шла. Был случай, когда одна певица дописывала альбом после операции на носоглотке. И у неё непроизвольно получался какой-то щелчок на звукосочетаниях «гне», «мне» и «хне». Поэтому предлагалось вырезать её «гне» и «хне» и на их место вставить «гне» и «хне», спетые мной. Технически сделать это вполне реально. Но я отказалась.

Для Аллы Пугачёвой я пела бэк-вокал в песне «А я в воду войду» и ещё нескольких композициях. И никогда не сталкивалась с подобными ухищрениями. Сергей Челобанов вообще писал бэк-вокал раньше, чем основной.

Я лично никогда не ездила с артистами на гастроли, записывала бэк-вокал только в студии. И никогда не стеснялась этого. А что плохого в том, чтобы качественно делать свою работу? Первый, с кем я записалась, – Григорий Лепс, мы исполнили песню «Натали». После моего участия в «Евровидении», когда меня отовсюду погнали, нужно было на что-то существовать, помогать пожилым родителям, так что я вовсю работала бэк-вокалисткой. Меня это спасало и финансово, и творчески. Мне звонили: «Маш, приезжай, спасай песню». И я ехала, порой даже не зная, кому собираюсь подпевать. Иногда в день было по семь разных студий, я скакала как сумасшедшая савраска с одного места на другое. Но зато у меня накопился фантастический опыт.

Трюки Уитни Хьюстон

– Лично мне в «исправительных работах» под видом бэк-вокала участвовать не приходилось, – признаётся Юлия Фролова, она же певица Юла. – Но подобные предложения мне поступали. В студиях это делается очень часто. При живом исполнении – реже. Я по образованию дирижёр оркестра и иногда подрабатываю тем, что расписываю аранжировки для подпевки… Сольный живой концерт – это колоссальная физическая нагрузка, и выдержать её практически нереально, каким бы супервокалистом ты ни был. Тем более когда ты уже не в расцвете сил. В таких случаях обычно вокальная аранжировка расписывается несколько иначе, чем на студийных записях. Во время сольного концерта бэк-вокал вообще порой берёт на себя часть основной партии. Так делали и Тина Тёрнер, и Майкл Джексон, не говоря уже о менее голосистой Мадонне.

Не секрет, что певица Ирина Салтыкова всем обязана именно бэк-вокалистам. Даже на живых концертах, которых у неё крайне мало, за кулисами, чтобы не видел зритель, стоят вокалисты и поют за неё. Ирине остаётся только нашёптывать. К таким трюкам прибегала даже Уитни Хьюстон, у которой стояли три бэк-вокалистки на сцене и три за кулисами. Причём у последних голоса были похожи на её собственный. И когда она какие-нибудь ноты взять не могла, люди незаметно делали это за неё.

…Исполнитель Сергей Крадинов с 2005 года работал на подпевке у огромного количества звёзд российской и международной сцены: Анита Цой, группа «А-Студио», Николай Носков, Леонид Агутин, Анжелика Варум, Жасмин, Игорь Саруханов, Томас Андерс и другие.

– Я никогда не хотел быть бэк-вокалистом, меня туда случайно занесла нелёгкая. Но этому предшествовали обучение и тяга к музыке. До того как попасть на бэк-вокал, я пел в разных ансамблях, учил сольфеджио, гармонию и так далее, – делится Сергей. – И вот однажды мне предложили поехать на съёмки фестиваля «Пять звёзд» для Первого канала. Никаких денег за это я тогда не получил и лишь потом понял, что человек, который нас туда вывез, нечист на руку. У нас была большая группа бэк-вокалистов, которые пели на этом фестивале со всеми исполнителями. Получилось очень интересно. А первым моим артистом, с кем я непосредственно начал работать, – Николай Носков. Было классно. И вот засосала меня эта работа. Семь лет с группой «А-Студио»… Вообще-то бэк-вокализм далеко не всегда служит трамплином для сольной карьеры. Такие случаи редки. Например, повезло Бьянке, которая пела на бэк-вокалах у рэпера Серёги…

– Профессия бэк-вокалиста – очень сложная, – рассуждает певица Татьяна Анциферова. – Этот человек должен иметь превосходный голосовой аппарат, большой диапазон и умение петь в любых музыкальных стилях – рок, поп, джаз и так далее. Ещё требуется умение быстро ориентироваться, знать сольфеджио, хорошо гармонически слышать. В Америке, например, есть специальные люди, которые всю жизнь работают на студиях бэк-вокалистами. У нас же, как правило, этим занимаются начинающие исполнители, которые только что окончили музыкальное учебное заведение и мечтают каким-то образом, как говорится, попасть в тусовку. Но далеко не всегда из этих людей получаются звёзды, потому что состоявшиеся знаменитости вовсе не горят желанием поддерживать возможных конкурентов. Кому же хочется уступать своё место?

Олег ПЕРАНОВ
Фото: Shutterstock/FOTODOM

Опубликовано в №10, март 2024 года