Кто в доме хозяин
17.05.2014 00:00
Санта охраняет границы

Кто в доме хозяинДобрый день, уважаемая редакция! Я кинолог с 20-летним стажем, и мне есть что рассказать о собаках.

Разве могла я, работая со среднеазиатской овчаркой в клубе, не мечтать иметь такую же собаку дома? И бог услышал мои молитвы. Как-то поехала на рынок за мясом для своих пуделей, а вернулась со щенком-азиатом. Окрас у него был палевый, на морде чёрная маска. Звали Сантой.

Дома щенка ждали два пуделя, малый и карликовый. Первое время было интересно наблюдать, как новая маленькая собачка вписывалась в стаю. Некоторое время Санта честно считала себя пуделем, перенимала все замашки этой породы. На тот момент вожаком стаи была старшая пуделиха абрикосового окраса – Бони. На вторых ролях оставалась карликовая пуделиха – Холли. Бони всячески афишировала своё значение в стае: могла залезть к Санте в миску, съесть самое вкусное, потоптаться по её подстилке. Думала, что щенок так и останется маленьким и будет слушаться её всегда.

Перелом в отношениях внутри стаи произошёл после щенячьей выводки (осмотр молодняка специалистами. – Ред.), на которой Санта поняла, что она совсем не пудель, что таких, как она, много.

Борьба за власть в стае чаще происходит между особями одного пола, как правило, речь идёт о кобелях. Мужикам в радость выяснить отношения в честном бою. Но иногда и в сучьей стае бывают серьёзные разборки. Как-то я пришла с работы и услышала от соседки, что «за стенкой долго убивали какую-то собаку». Захожу в квартиру. Да, сразу видно, что свои позиции Бони отдавать не хотела.

Санта сильно её тогда потрепала и поставила на две ступени ниже. Почему на две? Потому, что вторая пуделиха Холли быстро сообразила, в чём дело, и перешла на сторону нового вожака стаи. Теперь Санта и Холли терроризировали старшую пуделиху. Та не рассчитала свои силы: то, что азиатка вырастет в разы крупнее, совершенно не входило в её планы.

Но Санта оказалась справедливым вожаком. Сразу проявились качества караульной и пастушьей собаки. Пудели стали её маленькой отарой, которую она усердно пасла и охраняла. А малыши этим пользовались.

Однажды на прогулке пудели облаяли немецкую овчарку, та погналась за ними. Что сделали мои хитрецы? Они добежали до Санты и на полном ходу нырнули ей под брюхо. Овчарка затормозить не успела, въехав прямо в пасть азиатки. Эта сцена стала повторяться во время их совместных прогулок с завидным постоянством. Так неожиданно сформировался новый стиль поведения стаи. Пудели просто наслаждались силой и хваткой своего вожака.

Летом я была в гостях на хуторе у своей подруги. Лето. Озеро. Куча других собак. Главная задача у азиатов – охрана территории. Это у них всегда получается виртуозно, и учить специально не надо.

Вокруг дома не было забора по всему периметру, он был только с двух сторон. Санта охраняла дом так, что создавалось впечатление – забор всё-таки есть. Просто он существовал только в её воображении. Собака чётко обозначила периметр и строго охраняла территорию внутри него – метров по двадцать пять в четыре стороны от дома. И патрулировала эти границы. Если кто-то их переходил, начинала лаять, отжимая «нарушителя» за пределы охраняемой зоны. Она не кусалась, просто отпугивала. Наверное, именно так её родственники охраняют отару дома, в Средней Азии, сотни раз обегая свою территорию.

Охотиться Санте разрешалось только на аистов. Но тех голыми руками не взять. Они научились дразнить собаку, разбегаясь перед её носом и улетая на стог сена. Красивое это было зрелище: медленно взмахивающий крыльями аист и собака, которая вот-вот должна его схватить. Но аист вовремя поджимает свои красные лапки, и нашей охотнице остаётся смотреть на хитрую птицу с земли. А той только и надо – подразнить собаку.
…В литературе про азиатов пишут, что собаки этой породы не любят немецких овчарок. В этом мне пришлось убедиться самой.

У Санты с детства сложилась своя компания, состоявшая из собак разных пород, но примерно одного с ней возраста. Самая сильная привязанность, как ни странно, была к «немке» – ну просто друзья не разлей вода. Потом у Санты началась течка, пришлось обходить собачью компанию стороной и на поводке. Через пару недель изоляции дружбы как не бывало. Вечером пришли на выгул, овчарка побежала навстречу, Санта – к ней. И вдруг завязалась драка. Что произошло? Чем они не понравились друг другу? Трудно сказать, но то, что я прочитала о породе, подтвердила реальность. Возможно, именно немецкие овчарки пробуждают в азиате генетические воспоминания о волках, от которых надо охранять стадо.

Санта была серьёзной собакой, однолюбкой. В семье только я являлась для неё бесспорным лидером. Это я привезла её в дом маленьким щенком, лечила её, умирающую, от энтерита. Это я однажды поставила Санту на место, дав понять, кто в доме хозяин.

Многие владельцы и не подозревают, каким подводным камнем становится для тандема «хозяин – собака» возраст щенка с шести месяцев до года. Моя собака решила «поиграть в лидера» в возрасте десяти месяцев. Как это получилось? Всё было завязано на пищевом инстинкте, который у собак является одним из основных.

Я дала Санте кость, и она, как обычно, расположилась в коридоре насладиться вкуснятиной. В разгар процесса я решила пройти мимо Санты и вдруг заметила зелёный огонёк в её всегда добрых глазах. Не знаю как, но я поняла, что сейчас будет коронный бросок. И встретила его сильным отбрасывающим ударом ноги. Собака упала, а когда поднялась, зелёный огонёк в глазах сменился недоумением: «Мама, что это было?»
С тех пор Санта никогда не претендовала на место лидера в нашей семье.

Из письма Татьяны Кошелевой
Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №19, май 2014 года