Рисковый парень
30.05.2017 20:36
РисковыйИмя Михаэля Шумахера знакомо даже человеку, не увлечённому гоночным спортом. Он – приверженец бешеной скорости и уникального фирменного стиля вождения, который уже не одно десятилетие безуспешно пытаются повторить тысячи последователей. Непревзойдённый гонщик, самый быстрый, самый успешный, самый богатый, самый титулованный. Долгие годы фортуна оберегала этого смельчака. Тысячи раз бесстрашный Михаэль находился на волосок от смерти, однако ему удавалось обойти её на виражах. Но как долго можно испытывать судьбу? Злой рок настиг рискового парня не на трассе, а в абсолютно безопасном месте.

Солнечный мальчик

Шуми, как любя называют его немцы, родился в 1969 году в небольшом западногерманском городке Хюрт-Хермюльхайм, в богатой семье. Его отец, Рольф Шумахер, управлял городской трассой для картинга. Мама, Элизабет, работала учительницей.

Михаэль с пелёнок наблюдал за гонками. Когда малышу исполнилось четыре года, отец из газонокосилки смастерил для него маленький болид, на котором ребёнок носился по улочкам городка. Чуть позже Михаэль переместился на трассу картинга, которую покидал лишь для того, чтобы поесть и поспать. Между делом родители отдали его ещё и в секцию восточных единоборств. Но уже тогда для Михаэля не было ничего более важного, чем гонки. Он быстро забыл о дзюдо и каратэ, да и об учёбе в школе. За партой появлялся в редких промежутках между соревнованиями и тренировками.

С десяти лет Шуми участвовал и стабильно побеждал в городских и региональных чемпионатах гонок на картах. В 14 лет получил лицензию гонщика, это позволило ему выступать на соревнованиях мирового уровня. И уже в 16 лет победил на нескольких европейских чемпионатах по картингу, включая серию «Формула Кёниг».

О карьере гонщика мечтают миллионы пацанов по всему миру, а становятся гонщиками лишь единицы. Это один из самых дорогостоящих видов спорта, и далеко не каждый папаша способен приобрести своему сыну авто, снаряжение, оплачивать аренду трассы, многочисленные поездки на соревнования и прочее, прочее, прочее. Шумахеру в этом смысле повезло. Отец не только с удовольствием спонсировал увлечение сына, но и являлся его самым страстным болельщиком. Он спокойно относился к тому, что отпрыск «забил» на школу. Дальновидный папаша, видимо, понимал, что инвестировал деньги не столько в хобби сына, сколько в долгосрочный и очень успешный бизнес-проект. Уже подростком Шуми стал приносить в семью нешуточные гонорары с гонок.

С раннего детства и вплоть до трагедии, которая произошла с Шумахером в 2013-м, его жизнь напоминала сплошную череду успехов и побед. В 1990-м – титул чемпиона в немецкой «Формуле-3». В 1991 году – в японской «Формуле-3000», в чемпионате мира в гонках на выносливость и ещё в десяти разных гонках. Тогда же – дебют на «Формуле-1», куда он попал благодаря счастливой случайности.

Основной гонщик его команды Бертран Гашо в день соревнований подрался с таксистом и угодил за решётку. Срочно искали замену. И менеджер Шумахера Вилли Вебер быстро убедил всех, что Михаэль – именно тот, кто нужен. Вебер, правда соврал, что Шуми отлично знает трассу. На самом деле парень в глаза её не видел. Более того, у него не было времени, чтобы, как полагается, несколько раз протестировать машину. Но в дело снова вмешалась фортуна. Михаэль тогда поразил всех: уже во время первого выступления пришёл седьмым на квалификации. Он управлял далеко не самым мощным авто «Джордан-Форд», так что это очень высокий результат.

Дебютанта сразу же заметили. Директор итальянской команды «Формулы-1» «Бенеттон» Флавио Бриаторе переманил молодца в свою «конюшню», и уже следующую гонку Шуми провёл за команду «Бенеттон-Форд». А на той первой Формуле Шумахер получил своё знаменитое прозвище – «Солнечный мальчик». Так фанаты стали называть его из-за ярко-жёлтого комбинезона и ослепительной улыбки.

В следующем году 23-летний Михаэль победил в «Формуле-1», но завершил чемпионат на третьем месте. На три очка его тогда опередил знаменитый бразилец, трёхкратный чемпион мира «Формулы-1» Айртон Сенна – он будет главным конкурентом Шуми вплоть до своей трагической смерти.

В 1993-м Михаэль победил на «Формуле-1» в Португалии, завоевал ещё несколько лидирующих мест, и лишь на гонке в Монако из-за технической поломки болида пропустил вперёд Айртона Сенну. Следующий год стал, пожалуй, самым ярким в спортивной карьере Михаэля – он выиграл свою первую «Формулу-1», опередив ближайшего соперника Деймона Хилла всего на одно очко и впервые став чемпионом мира.

Но именно в этом году, когда судьба была так щедра к Михаэлю, она впервые заставила его серьёзно задуматься о риске, с которым сопряжена жизнь на бешеных скоростях.

Первое предупреждение

Что такое гонки? Это скорость свыше 300 километров в час, самые неожиданные и резкие виражи, соперники, которые не просто подрезают, а порой буквально идут на таран. Гонки – это ещё и психическое напряжение, борьба за жизнь. Насмерть. Гонщики не любят вспоминать о списке погибших коллег. Каждый надеется, что успеет увернуться и избежать рокового столкновения.

«Формула-1» 1994 года началась в марте. Изначально главным соперником Шумахера был бразилец Айртон Сенна – на тот момент лучший автогонщик мира. Сенна творил настоящие чудеса на трассе, делал то, что казалось невозможным с точки зрения физики.

30 апреля во время субботней квалификации на третьем этапе сезона Сенна и Шумахер стали очевидцами смерти коллеги – австрийца Роланда Ратценбергера, чей автомобиль на скорости 315 километров в час врезался в бетонную стену.
На следующий день в гонке Гран-при Сан-Марино машина Айртона Сенны сорвалась с трассы и на скорости 310 километров в час тоже врезалась в бетонную стену. Медики обнаружили на рукаве комбинезона погибшего Сенны испачканный кровью австрийский флаг. Выходя на старт, гонщик, уверенный в своей победе, намеревался посвятить её Ратценбергеру, погибшему за день до этого.

Победителем в той злополучной «Формуле-1» стал немец Михаэль Шумахер.

На пресс-конференции 25-летний Шуми сказал журналистам: «Смерть Айртона Сенны оставила тяжёлый отпечаток. Я был шокирован тем, что в нашем виде спорта могут происходить такие трагедии. Этот инцидент встряхнул меня. Я составил завещание». Неизвестно, думал ли он тогда серьёзно о собственной смерти и о том, что судьбу не стоит испытывать бесконечно. Михаэль всегда был материалистом, в приметы не верил, а верил в свои силы. «Единственные мои друзья, которым я верю до конца, – это автомобили», – любил повторять он, улыбаясь. И по-прежнему разгонял машину, забывая об опасности.

В 1995-м Шумахер в очередной раз становится чемпионом мира. К тому времени у «Солнечного мальчика» за спиной было уже 19 побед. В 1996-м Шумахер после долгих торгов и уговоров соглашается сотрудничать с крупнейшей итальянской компанией спорткаров «Феррари». И уже спустя пять лет становится обладателем своего четвёртого чемпионского титула. Нужно ли говорить, что лучшей рекламы для концерна «Феррари» невозможно придумать. Ослепительная улыбка Шумахера на стыке тысячелетий стала символом скорости и победы.

А в начале нового века, в 2004-м, невысокий миловидный немец уже в седьмой раз праздновал победу на «Формуле-1». Этот рекорд не побит до сих пор. «Включаешь гонки по телевизору, выпиваешь бутылку пива и засыпаешь в кресле. Просыпаешься – Шумахер уже победил», – шутили тогда немцы. Многие уже не удивлялись его рекордам.

Самый любимый, самый богатый

И на личном фронте у Шумахера всегда всё было, как говорят немцы, «топ». Миллионы фанаток наблюдали за ним по телевизору. О его любовных приключениях ходили легенды. Но в 1997-м шумиха вокруг личной жизни красавца прекратилась. Свою единственную настоящую любовь он встретил на шумной вечеринке.

Красавица блондинка Коринна Бетч тогда встречалась с гонщиком Хайнцем-Харальдом Френтценом. Как потом рассказывал сам Михаэль в многочисленных интервью, он влюбился с первого взгляда. Стоило Шумахеру улыбнуться Коринне, как она мгновенно забыла о Хайнце и стала девушкой «Солнечного мальчика».

Вскоре влюблённые поженились, а в конце 1997 года Коринна подарила Михаэлю дочь Джину-Марию. Два года спустя – сына Мика. Судьба снова делала бесценные подарки счастливчику Шумахеру. Семейная жизнь, как и карьера, складывалась самым лучшим образом. И Михаэль, ставя новые рекорды, часто говорил: «Больше всего я хотел бы выразить благодарность своей семье, позволившей мне жить так, как я хочу, и разделявшей мою радость».

Долгие годы Шумахеру везло по всем пунктам. Красавица и умница жена, очаровательные здоровые дети, мировая слава. Ему рукоплещут миллионы, финансовая и политическая элита просто забрасывает «Солнечного мальчика» дорогими подарками. Например, один из самых верных и горячих его фанатов, шейх Мохаммед ибн Рашид аль-Мактума, презентовал Шумахеру остров в Персидском заливе стоимостью 7 миллионов долларов.

На собственном острове Михаэль любил отдыхать с семьёй, занимался виндсёрфингом и дайвингом. А обосноваться великий гонщик решил в швейцарском курортном городке Вуффленс-лё-Шато, недалеко от знаменитого Женевского озера, где он приобрел виллу.

По сей день Шумахер является самым высокооплачиваемым гонщиком в истории «Формулы-1».

Смертельный список

«Мне нравится поиск предела, пилотирование на пределе. Это как хождение по лезвию», – любил повторять Михаэль Шумахер на встречах с поклонниками и журналистами. Осознавал ли он тогда, что жизнь многих великих гонщиков складывается по-разному, а вот смерть, к сожалению, одинакова – катастрофа на трассе?

Смертельный список «Формулы-1» включает десятки имён красивых, сильных, богатых молодых мужчин. На высоких скоростях малейшая ошибка в расчётах или неправильный манёвр могут привести к гибели не только гонщика, но и технического персонала, и зрителей.

Например, в 1955 году «Мерседес-Бенц» француза Пьера Левега после столкновения с другим авто взмыл над трассой, перелетел ограждение, устремился на трибуны со зрителями, прямо в воздухе рассыпаясь на обломки. Левег погиб мгновенно, его выбросило из болида. А в результате пожара и под обломками машины скончалось 82 зрителя.

В 1957 году «Феррари» Альфонсо де Портаго занесло на длинном прямом участке трассы, машина вылетела прямо на зрителей.

В 1960-м Алан Стейси во время гонок не справился с управлением, вылетел с трассы и был обезглавлен оградой из колючей проволоки.

В 1961-м во время Гран-при Италии немец Вольфганг фон Трипс, пытаясь обогнать машину шотландца Джима Кларка, столкнулся с ним. «Феррари» фон Трипса взлетела в воздух, гонщика выбросило из машины, тело ударилось о землю, а его автомобиль врезался в толпу зрителей, убив 15 человек. Джим Кларк погиб спустя пару лет, в 1968-м, на гонке «Формулы-1» в Хоккенхайме.

Список трагических смертей на трассах можно продолжать долго. И Михаэль Шумахер наверняка знал многих погибших лично. Он и сам не раз находился на волосок от смерти, но судьба берегла его.

Как-то в интервью Михаэль сказал, что его спасает браслет Шамбалы – подарок жены Коринны на свадьбу. Этот талисман Шумахер никогда не снимал с запястья. И единственный день, когда браслета не оказалось на руке счастливчика, стал роковым, самым страшным днём в его жизни.

На ровном месте

Шумахер не раз заявлял о том, что планирует расстаться с гоночным спортом. Но нарушал клятву. На то были самые разные причины, в том числе рекламного и финансового характера.

В октябре 2012 года он собрал пресс-конференцию, на которой объявил об окончании карьеры. Судя по тому, что речь его была неуверенной, решение далось с трудом. Однако спустя несколько месяцев 43-летний любимец миллионов действительно ушёл на заслуженный отдых. Перестал появляться на соревнованиях и давать интервью. Как потом рассказала его менеджер Сабина Кем, намеренно избегал журналистов, вёл закрытый образ жизни.

Но не прошло и года, как имя гонщика снова появилось во всех новостных лентах: «Врачи борются за жизнь Шумахера», «Шуми находится между жизнью и смертью», «Случайность, чуть не оборвавшая жизнь великого Михаэля».

Шумахер долгие годы успешно играл со смертью на трассе, а злой рок настиг его во время семейной прогулки. 29 декабря 2013 года, в канун новогоднего торжества, Шумахер отдыхал на знаменитом альпийском горнолыжном курорте Мерибель. Солнечным днём вместе с сыном и его друзьями Михаэль решил покататься на лыжах. Одна из девочек оступилась, гонщик поспешил к ней на помощь. Проехав чуть в стороне от трассы, зацепился лыжей за занесённый снегом камень и упал.

Как потом утверждали эксперты, падение было настолько неожиданным для гонщика, что тот не успел даже подставить руки. Михаэль ударился головой о камень с такой силой, что треснул шлем. На правом виске выступила кровь, рана тянулась до макушки. Спасатели, мгновенно прибывшие на место происшествия, сначала констатировали у Шумахера сотрясение мозга и гематому. Гонщик был в сознании, мог говорить, лишь выглядел очень уставшим. Михаэля решили доставить вертолётом на горнолыжную базу, но уже в воздухе случился коллапс.

Несколько часов врачи в больнице Гренобля делали всё возможное для спасения жизни спортсмена. В это время жена Шумахера Коринна заметила, что на запястье её мужа впервые за все 15 лет их брака нет браслета Шамбалы, и бросилась искать талисман. Обезумевшая от горя женщина искала браслет в больнице, в вертолёте, на котором переправляли Михаэля, рыла руками снег на горнолыжной трассе, но так и не нашла. Вернулась к мужу, когда врачи уже ввели его в искусственную кому.

И лишь спустя три недели после катастрофы на талисман Шумахера случайно наткнулись сотрудники лыжной станции – он обронил браслет за несколько минут до страшной трагедии.

«Предпочитаю быть борцом»

С того дня прошло более четырёх лет. Первые полгода Шумахер провёл в искусственной коме. В сентябре 2014 года он вернулся из клиники на свою виллу в Швейцарии, где до сих пор проходит курс реабилитации. Ежедневно СМИ сообщают о его самочувствии, которое почти не меняется.

«Он парализован и находится в инвалидной коляске, у него проблемы с памятью и речью. Медики пообещали, что, находясь под присмотром семьи, Шумахер сумеет восстановиться, но сделать это будет непросто», – сказал друг Михаэля Филипп Стрейф. Семья спортсмена действительно делает всё возможное. Коринна не отходит от мужа, разговаривает с ним. Как утверждают врачи, «это лучшая терапия, которую только можно представить».

За Михаэлем в домашних условиях ухаживает целая команда лучших врачей. Огромных денег стоит уникальное оборудование, с помощью которого специалисты рассчитывают вернуть подвижность мышц спортсмена. Чтобы оплачивать дорогостоящее лечение и реабилитацию, Коринне пришлось продать дом в Норвегии, личный самолёт Шумахера, его автомобиль «Феррари» и горное шале.

А сын Мик, которому ещё не исполнилось 18, уже стал продолжателем дела отца. Он выступает в европейской «Формуле-32. Кроме того, Мик активно участвует в многочисленных акциях в поддержку Михаэля.

«Все говорят обо мне как о легенде гонок. Я предпочитаю, чтобы меня считали борцом, который никогда не сдаётся», – сказал Михаэль Шумахер, находясь на пике карьеры. Сегодня ему 48 лет, и он борется за свою жизнь.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: ТАСС

Опубликовано в №21, май 2017 года