Мы живём в эру смешариков
12.07.2017 16:44
Мы живёмОни ворвались в наши дома галдящей разноцветной толпой и сразу вызвали бурную реакцию зрителей. Одни их нещадно ругали, называя шарообразными мутантами и полной деградацией русских мультфильмов. Другие по уши влюбились в этих смешных очаровашек, с нетерпением ожидали каждой новой серии, собирались у телевизора всей семьёй и дружно хохотали. А смешарики тем временем появились на прилавках магазинов, заполнив их своими плюшевыми клонами. Cтали выпускать йогурты, шампуни, рюкзаки, журналы и компьютерные игры c изображением круглых зверушек. Более 60 стран купили наш сериал, его перевели на 17 языков. Так что же такое «Смешарики» – зомбирование детей или культурная революция?

Почему они такие?

– Мама, а почему эти звери круглые? – спросил меня ещё маленький тогда сын Стёпка.

Я спешила на кухню к закипавшему супу, на ходу бросила взгляд на экран.

– Господи, что за ерунду ты смотришь!

Хотела переключить канал, но меня на секунду задержал дурашливый вид железной няни-робота, которая с безумной улыбкой носилась за бедным Ёжиком и насильно кормила его с ложки.

– Мама, это ты! – заявил Стёпка.

Я в растерянности присела на диван рядом с сыном. А через минуту мы вместе хихикали над Крошем и Совуньей. Ещё минут через двадцать я почувствовала из кухни запах пригоревшего супа. Вот так и попала в плен к этим кругленьким монстрам.

Но действительно, почему звери круглые, и откуда они вообще взялись на нашу голову?

А началось всё в Питере в 2001 году, когда художник Салават Шайхинуров, сотрудник фирмы по разработке настольных и компьютерных игр, получил заказ от одной кондитерской фабрики: придумать концепцию упаковки для шоколадных конфет круглой формы. Шайхинуров нарисовал круглого зайца, и он ему так понравился, что художнику стало жалко отдавать малыша заказчикам. Вдогонку он набросал ещё несколько эскизов таких же круглых зверушек, и вместе с дизайнером Ильёй Поповым они направились в анимационную студию «Пилот», к её создателю Анатолию Прохорову.

Поначалу их идея была простенькой: давайте снимем мультсериал серий этак на двести – о том, что какие-то шибздики живут вместе и не убивают друг друга.

На самом деле это было очень серьёзное заявление в свете того, что творилось в те годы в мультяшном мире: с экрана лилась кровяка, все мутузили и убивали друг друга с перекошенными от злости физиономиями. Современной русской альтернативы покемонам и прочим заморским монстрикам не было. Отвлечь внимание старыми добрыми советскими мультфильмами тоже не всегда получалось: ритм жизни и потребности детей изменились, они уже хотели зрелищного действия. Но нужно было придумать действие без стрельбы, погони и насилия.

И такой мультфильм появился.

Сила характеров

Точнее, он появился не сразу, был долгий отбор сценаристов. Алексей Лебедев оказался настоящей находкой для команды.

«Лебедев – человек уникальный, он двухголовый, как дракон, и это объясняет, отчего он многое может в драматургии, – говорит худрук проекта Анатолий Прохоров. – С одной стороны, Лебедев – театральный актёр и режиссёр, а с другой – работал системным программистом в Америке, то есть у него системные мозги».

Хорошая драматургия – это, по сути, та же математика, точный расчёт. Но если у драматурга ещё и актёрский дар, то идеально сложенный пасьянс превращается в искусство.

Чем отличается простой сценарист от сценариста-актёра? Простой сценарист придумывает просто сюжет, а пишущий актёр в первую очередь делает акцент на характере персонажа и его эмоциях – на том, что самому актёру интересно было бы сыграть. Недаром Лебедев говорил, что все персонажи мультфильма – давно уже его родственники. И не без иронии, конечно, признавался: «Я часто чувствую себя Нюшей».

А это очень редкое явление, чтобы у мультперсонажей появились характеры. Ведь ни у Тома и Джерри, ни у Микки-Мауса нет сложных характеров. За их действиями следишь, как за цирковым аттракционом, но им не сопереживаешь.

Конечно, вся драматургия строится на конфликте, но конфликт – это не обязательно «наорал, дал по морде, застрелил». Это прежде всего конфликт характеров. В компании смешариков представлены все типы человеческих темпераментов, и у каждого персонажа свой характер. Но важный момент – среди смешариков нет ни одного отрицательного героя, ни одного злодея. И это принципиальная позиция авторов. «Мир без насилия» – это девиз команды создателей. Кстати, «Смешарики» существуют в рамках образовательного проекта при поддержке Министерства культуры.

Но с другой стороны, как же создать острый сюжет без злодея, которому герои должны противостоять, против которого они должны сражаться?

«В роли злодея у меня может выступать судьба, погода, – объясняет Лебедев. – Я не нуждаюсь в одушевлении зла. Злодей только помешает раскрыть механизм конфликта. Ведь он уже здесь, и его нужно срочно побеждать. Срочно нужен супергерой, который в суперборьбе победит суперзло. А детям это зачем? Возможно, эта комиксовая культура и определяет агрессивную ментальность западных подростков. Когда ты ассоциируешь себя с суперменом, то ждёшь появления антисупермена, и у тебя должен быть готов для него «ствол».

В «Смешариках» всё гораздо тоньше и глубже: как у обычных людей, у них бывают и личное горе, и неразделённая любовь, и нервные срывы, они могут совершать некрасивые поступки – всё это и порождает споры между героями, за которыми очень интересно наблюдать.

Почти как в чеховских пьесах: группа вполне симпатичных, но непростых людей живёт в замкнутом мирке своей усадьбы, как смешарики – в своей маленькой деревне. Откровенных негодяев среди них нет, но какие страсти при этом разгораются у Чехова, какие драмы!

Каждому своё

Дети видят в смешариках весёлых и озорных зверушек, которые, не желая ничего плохого, вечно что-то придумывают, но почему-то всё время попадают в дурацкие ситуации. Поэтому для детей они свои. Взрослые очень скоро перестают обращать внимание на то, как странно выглядят эти герои, они следят за перипетиями совершенно живых людей с абсолютно узнаваемыми человеческими слабостями.

И, конечно, в сериале замечательный юмор и блестящие диалоги с подтекстом, чтобы с одной стороны было смешно и понятно детям, с другой – интересно взрослым. В диалогах этих зверушек столько киноцитат и литературных отсылок, что это невольно заставляет пап и мам улыбаться.

Большинство серий «Смешариков» – развлекательные, но в них много лирики, сантиментов и философии. Чего только стоит роскошная серия «Что принесёт ветер»! Тихая и неспешная лирическая история сделана невероятно красиво под нежный блюз композитора сериала Марины Ланды.

Осенний ветер «поёт свою старую песню», уносит жёлтые листья. Старички Кар-Карыч и Копатыч подметают засыпанные листьями дорожки и с тихой радостью наблюдают, как носятся с воздушным змеем юные и беспечные Крош и Ёжик. Они ловят ветер.

У поэта Бараша осенняя депрессия, он сидит у окна и грустно смотрит на облетевшее дерево и пустую лавочку. Затем выходит во двор, надувает ярко-жёлтый шарик и привязывает его к лавочке. Шарик взмывает вверх, и на фоне серого неба он – как маленькое солнышко…

«Детского искусства, то есть искусства для детей, не существует, – настаивает Анатолий Прохоров, – поскольку искусство – это феномен, который начинаешь понимать не раньше подросткового возраста, когда уже вовсю варишься в гуще взрослых проблем и ценностей. Но есть невероятно важное и катастрофически недооценённое нашей цивилизацией понятие «детская культура», то есть культура детской обыденной жизни. Есть два мировых шедевра детской культуры – «Алиса в Стране чудес» и «Винни-Пух». Влюблённость в оба эти мира начинается с детства и продолжается во взрослой жизни. Мало того, эти произведения, в общем-то, даже не очень детские. Особенно «Алиса».

Команда «Смешариков» изобрела такой термин – «развивающая драматургия». Не обучающая – в их историях нет назидательности и нет сюсюканья и заигрывания с детьми, против которых всегда боролись революционеры детской литературы Горький, Маршак и Чуковский.

Неправда, будто дети мало что понимают в глубинно-философской составляющей этого мультфильма. Вы замечали, что, когда воспитываете малыша в лоб: «Это – хорошо, это – плохо, не делай так!» – он отключается и всё пропускает мимо ушей. Но стоит только затеять при ребёнке взрослые разговоры, у него сразу ушки на макушке, он – само внимание. А потом неожиданно выдаёт такие вещи, что просто диву даёшься!
Конечно, когда дети увлечённо смотрят «Смешариков», они в первую очередь следят за канвой сюжета. Но важный взрослый посыл ловят без сомнения, и когда подрастут, это непременно выстрелит.
Помните притчу о человеке и его ангеле-хранителе? Человек упрекает ангела: «Ты обещал всегда идти рядом со мной в тяжёлые моменты! Но когда мне было особенно плохо, тебя рядом не было – на песке были только мои следы!» И ангел отвечает: «Это были мои следы, в тот момент я нёс тебя на руках».

Эта притча может быть понятна ребёнку? Может. Разве не об этом серия «Полоса невезения»?

У Кар-Карыча и Копатыча весь день сплошные неприятности. Поникшие, они бредут и рассуждают: возможно, когда-нибудь им всё-таки повезёт. И даже не замечают, как с горы обрушивается камнепад, но это происходит уже за их спиной. Они продолжают свой путь к бурной реке, и в ту секунду, когда заносят ноги над потоком, поглощённые своими переживаниями, течением прибивает мосток прямо им под ноги. А через пропасть, в которую они неминуемо свалились бы, вдруг падает сбитое молнией дерево, и они переходят по нему. Погружённые в свои переживания, они всего этого не замечают.

А ребёнок всё понимает. Какие же они невезучие? Вон как им всё время везёт!

Совсем не по-детски

Авторы мультфильма умудрились снять серии даже о семи смертных грехах. Правда, Лебедев не сразу рассказал коллегам о своей идее, чтобы их не напугать.

Однажды Прохоров поспорил с Лебедевым: слабо ли ему написать серию о проституции? И Лебедев сказал, что напишет.

Стоп, минуточку, мамы и бабушки! Вы только, пожалуйста, не вскрикивайте и не падайте в обморок. Конечно, это не детская тема, и никто не собирался рисовать Нюшу и Совунью в красных сетчатых чулках и ставить их вдоль просёлочных дорожек. Конечно, слово «проституция» – не из детского лексикона. Но что такое продажная любовь, дети прекрасно знают.

И Лебедев придумал сценарий «Горы и конфеты». В общем-то, действительно о продажной любви или продажной дружбе, кому как угодно.

Нюша соглашается часами смотреть на скучные для неё, но столь любимые Барашем горы только за конфеты и буквально обдирает бедного влюблённого как липку. Но кончается всё хорошо: когда у Бараша больше не остаётся конфет и он угрюмо сидит дома, понимая, что без конфет на фиг не нужен своей возлюбленной, Нюша сама к нему приходит. Потому что дружба и любовь дороже всех конфет на свете. Они вдвоём сидят на качелях, заворожённо любуются горами.

Понимаю, немало читателей могут сказать, что я сильно преувеличиваю достоинства «Смешариков» и достижения его создателей. Вокруг этого проекта до сих пор разгораются жаркие споры. В интернете даже есть посвящённый сериалу форум для взрослых людей с разделами «Любовь» и «Ненависть». Каждый может оставить свой комментарий.

Например, в разделе «Ненависть» один молодой человек пишет: «Непонятно, для кого этот мультфильм. Герои нарисованы слишком примитивно, это наводит на мысль, что он для детей трёх-пяти лет. Однако сюжеты совершенно не детские. Взять хоть свинью с нулевым размером мозга и завышенной самооценкой, вечно озабоченную своей внешностью. Таких на телевидении полно, так ещё и маленьким детям впаривают».

А в графе «Любовь» есть такая запись: «Я никогда не считал «Смешариков» просто мультиком. «Смешарики» – целая вселенная, в которой можно жить, которую можно бесконечно изучать. Искренне жаль тех, кто видит в этом только мультфильм».

Так или иначе, в 2005 году «Смешарики» получили гран-при Международного фестиваля анимационного кино, проходящего в Китае. В том же году сериал был награждён призом зрительских симпатий Международного фестиваля телевизионной мультипликации, проходящего в Италии. А в 2008 году «Смешарики» получили Государственную премию России в области культуры и искусства.

«Шарарам» и другие

Ещё пять лет назад сценарист Алексей Лебедев говорил: «Я думаю, если человек засмеялся или заплакал, то есть удалось вызвать какие-то эмоции, то ты работал не зря. А если человек задумался, то кто его знает, о чём: о том, что увидел, или об оставленном дома утюге? Я чувствую свою ограниченность, потому что не могу сказать ничего особенного. Но могу попытаться создать историю, которая будет узнаваема, переживаема, которая будет цеплять. А этого можно достичь только через воздействие на чувство».

Но, как говорится, никогда не говори «никогда». Просто воздействовать на чувства у проекта «Смешарики» не вышло, и вот уже выпущены обучающие книжки, помогающие малышам научиться читать и считать. Создан ряд образовательных и поучительных мультпроектов, таких как «Азбука»: о безопасности дорожного движения, о здоровье, морали, правах ребёнка.

Создан научно-популярный мультсериал «Пин-Код», который в игровой форме пробуждает интерес детей разного возраста к изобретательству, программированию и науке. В первом сезоне этого сериала смешарики путешествуют на шаролёте, который перемещается по воздуху, под водой, под землёй и в космосе. Узнают всё об окружающем нас мире и даже об учёных, нобелевских лауреатах.

Во втором сезоне, «Прыжок в будущее», они уже путешествуют во времени и при помощи уникального изобретения «Шароскоп-3000» получают ответ на любой научный вопрос, узнают, какие открытия и изобретения нас ждут в будущем.
На основе мультфильма была создана компьютерная игра «Шарарам».

Словом, друзья, хотим этого или нет, но мы с вами живём в эру смешариков.

Мог ли художник Салават Шайхинуров 14 лет назад вообразить, какие метаморфозы ждут его забавную обёртку для шоколадных конфет? «Смешарики» давно уже снимают в объёмном трёхмерном формате. А в последние годы вышли два полнометражных мультфильма для кинотеатров с массой всяких наворотов по последним технологиям, названия которых я и не выговорю. Конечно, это здорово, но, на мой вкус, трёхмерные «Смешарики» потеряли свою особенную прелесть, стали больше похожи на американские мультфильмы. Мне милее те, старые, ещё рисованные зверушки.

Хотя, может быть, я просто брюзжу по-стариковски. И когда лет через десять мой внук станет смотреть «Смешариков» в голографическом формате виртуальной реальности, а прыгающие и орущие Крош с Нюшей будут сновать по всей квартире, мешаясь под ногами, я буду возмущённо гонять их веником и ворчать: «Кыш, пошли отсюда! Вот раньше были мультики настоящие, трёхмерные!»

Наталия СТАРЫХ

Опубликовано в №27, июль 2017 года