Неизвестный гений
02.08.2017 15:46
Неизвестный генийНа счету актёра Игоря Ефимова более ста ролей в кино, причём чаще – эпизоды. Из наиболее известных работ можно отметить замполита Сёмушкина в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика», Тимофея Косых в военной драме «Даурия», оперативника Николая Литвиненко в детективе «Золотая мина», моряка Тома в приключенческом фильме «Остров сокровищ», следователя Торопова в детективе «Колье Шарлотты», инженера Игоря Константиновича в комедии «Берегите женщин», швейцара в «Интердевочке» и других. Но мало кто знает, что Ефимов был ещё и мастером дубляжа. Его голосом в сотнях фильмах говорят Василий Шукшин, Анатолий Папанов, Армен Джигарханян, Борислав Брондуков, Павел Кадочников и другие советские и зарубежные артисты. Только до обидного редко вспоминают самого мастера.

Пародировал с детства

Игорь Ефимов родился 1 сентября 1932 года в Ленинграде. Его отец, Константин Петрович, погиб на фронте в 1945-м, а мать, Валентина Максимовна, всю жизнь проработала инженером; по отцу она была польских кровей.

Ещё в детстве Игорь начал подражать известным актёрам. Например, ему нравилось показывать перед друзьями известного ленинградского артиста Юрия Толубеева, и получалось очень похоже, особенно голос. Неудивительно, что такой по-актёрски способный мальчик в школе участвовал в художественной самодеятельности, а потом стал посещать драмкружок под руководством Маргариты Линд. Вместе с ним тогда в кружке занимались и другие будущие известные артисты: Анатолий Равикович, Ефим Иоффе, Татьяна Тарасова. В своей книге «Негероический герой» Равикович писал об их руководителе Маргарите Фёдоровне: «Очаровательная женщина лет сорока, с короткой стрижкой седых волос, очень стройная, улыбчивая, с папироской, вообще похожая на девчонку. Естественно, что все мальчики были в неё влюблены».

Но всё же после школы Игорь Ефимов поступил не в театральный институт, а в Ленинградский кораблестроительный – не чувствовал пока в себе силы и таланта, чтобы стать профессиональным артистом. Однако драматический кружок не забросил, да и в вузе стал активным участником студенческой самодеятельности. Причём некоторые номера ставил легендарный профессиональный режиссёр Игорь Владимиров. Кстати, из этого театрального обозрения позже родился фестиваль художественной самодеятельности «Весна на Лоцманской», который проходит ежегодно до сих пор.

И всё-таки по окончании Кораблестроительного Игорь Ефимов решился поехать в Москву, где поступил в Театральное училище имени Щепкина. Там он познакомился со студенткой Ираидой Вечерик, вместе они ставили учебные этюды и выходили в массовках на сцену Малого театра. Поженились, будучи студентами, и не расставались до конца жизни актёра.

По окончании «Щепки» Игоря Константиновича пригласили работать на киностудию «Ленфильм», а вот Ираиду Альбертовну – в московский Малый театр. Встал сложный вопрос: что же дальше делать? В результате супруга решила отказаться от заманчивого предложения и уехала с мужем в Ленинград. Потом она сыграла несколько эпизодов в кино, три года отработала вместе с мужем в театре Группы советских войск в Германии, а по возвращении оттуда полностью посвятила себя семье.

Шукшин, Папанов, Брондуков

– Как папа попал на дубляж? – переспрашивает меня младший сын актёра, тоже Игорь Ефимов. – Тогда была такая практика, что чаще дубляжи делались силами актёров киностудии. Помню, среди своих учителей отец называл фамилию легендарного режиссёра «Ленфильма» по дубляжу Михаила Короткевича. Папа сначала ходил к нему озвучивать массовку, тот его мучил по поводу первых работ. Отец всегда говорил, что это была для него большая школа. Всего у него за жизнь было около пятисот главных дубляжных работ, не считая русских картин.

Причины, по которым обращались к Игорю Ефимову, чтобы озвучивать советских артистов, были разные. Так, озвучивать Василия Шукшина, сыгравшего роль Петра Лопахина в военной драме «Они сражались за Родину», пришлось из-за смерти актёра – его не стало во время съёмок. Режиссёр фильма Сергей Бондарчук долго искал, кто же способен проделать такую сложную работу, пробовал даже пародистов, но его коллега Алексей Герман назвал Ефимова. Игорь Константинович так мастерски отработал, что тембрально голоса Шукшина и его отличить практически невозможно. Доснялся за Шукшина актёр театра имени Пушкина Юрий Соловьёв, он даже работал в той же гимнастёрке, что носил на съёмках Василий Макарович. А озвучил всю роль Игорь Ефимов.

– Папа с большим трепетом относился к Шукшину, боялся встречи с Лидией Федосеевой-Шукшиной на озвучении (она тоже снялась в картине. – Ред.), потому что считал – это будет для неё большая травма, – вспоминает Игорь Ефимов-младший. – И тогда он деликатно задал вопрос Бондарчуку: «А как мы будем это озвучивать в такой ситуации? Этично ли это?» Сергей Фёдорович ответил: «Даже не переживай. Естественно, она будет записываться отдельно». Знаю, Бондарчук потом говорил, что папина работа понравилась Лидии Николаевне.

Озвучивать Шукшина Ефимову пришлось ещё раз – в кинокартине Глеба Панфилова «Прошу слова». (В эпизоде этого фильма Василий Макарович снялся всего за две недели до смерти.) Причём озвучивал его, угадывая слова по артикуляции, черновую фонограмму не записали.

– С Игорем я работал дважды и по печальным событиям, – вспоминает режиссёр Александр Прошкин. – В первом случае он озвучивал внезапно умершего у меня на телефильме «Ольга Сергеевна» Ефима Копеляна, во втором – Анатолия Папанова, который ушёл, не успев доработать на картине «Холодное лето пятьдесят третьего…». Ефимов был чудесным человеком. Сумрачный, сосредоточенный, погруженный в себя. Между тем настоящий питерец, интеллигент, спокойный, выдержанный. Мне кажется, его великий дар погружаться голосом, тембром в другого человека, помешал ему в личной актёрской карьере. Он же прекрасный артист, но его больше привлекали на дубляжи и озвучки. Работал виртуозно: несколько раз посмотрел материал, вслушался и блестяще озвучил. Большую, серьёзную роль Папанова он отработал за два дня! А ведь это сложно – и Папанов, и Копелян имели не только актёрскую индивидуальность, но и речевую. Но Игорь Ефимов проникся ими до души и сердца.

Голосом Игоря Ефимова говорит и знаменитый инспектор Лестрейд в исполнении Борислава Брондукова в сериале о Шерлоке Холмсе. Дело в том, что у Брондукова был явный украинский говор, и это совсем не вязалось с обликом английского сыщика. Тогда Брондуков сам предложил режиссёру Игорю Масленникову пригласить на озвучение Ефимова. Василий Ливанов, сыгравший Шерлока Холмса, рассказывал о той работе: «Никто из близких друзей Брондукова тогда не знал, что роль говорит не Борислав. Дубляж Ефимова не всякий профессионал отличит. Он мастерски укладывал слова в губы, не теряя ни эмоций, ни манеры, ни точности смысловых акцентов. Я был просто протрясён его работой!»

«Передо мной встала задача найти на роль Лестрейда комического, забавного актёра, потому что именно таким он был в сценарии, – вспоминал Игорь Фёдорович Масленников. – Выяснилось, что все наши комики какие-то очень уж русские и найти «англичанина» – целая проблема. Типологически вроде ничего, но как только начинают играть – сразу что-то неанглийское выходит. А Брондуков был и комическим персонажем, и, как мне казалось, интернациональным. Мы с ним встретились, но он сразу сказал: «Какой я англичанин? У меня же украинский акцент!» Я сказал, что мы сможем переозвучить. Уже тогда существовала этическая норма, что без разрешения самого исполнителя переозвучивать его каким-то другим голосом нельзя. Тогда Боря сказал: «Замечательно, если это будет Игорь Ефимов». У Бори сработало внутреннее чутьё».

Брондукова в кино Ефимов озвучивал ещё несколько раз, например в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов».

Армен Джигарханян, сыгравший Тристана в комедии «Собака на сене», тоже сам рекомендовал Игоря Константиновича на озвучение своей роли. Армен Борисович тогда снимался сразу в нескольких кинокартинах и просто не успевал на озвучку. Теперь в фильме песни звучат в исполнении Джигарханяна, а вот говорит его герой голосом Ефимова. Причём мало кто найдёт отличие. Позже актёр озвучил Армена Борисовича и в фильме «Ярославна, королева Франции».

Никого не потревожив

Полный список зарубежных картин, в озвучении которых участвовал Игорь Ефимов, сейчас и составить-то трудно, так много их было. Среди них – «Отверженные», «Большие гонки», в нескольких фильмах он озвучил легендарного актёра Лино Вентуру.

– Папа много дублировал зарубежных актёров, сейчас всех и не вспомнишь, но особенно среди прочих работ он выделял для себя фильм «Крамер против Крамера», где его голосом говорит актёр Джордж Коу, – продолжает рассказ Игорь Ефимов-младший. – Отец нередко брал меня с собой на студию. Так заразил этой работой, что в результате я стал режиссёром дубляжа. Вообще у меня ещё есть старший брат Константин, который стал композитором, пианистом, сейчас живёт в Америке. Я тоже окончил музыкальную школу при консерватории и начинал как пианист. Но потом не пошёл в консерваторию, потому что мне казалось, музыка – это узковато для меня. Увлекала режиссура, пошёл в театральное училище. Работал как театральный режиссёр. А потом устроился на «Ленфильм», начинал ассистентом режиссёра. Затем окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве, снял фильм «Игра в модерн», ещё несколько короткометражек. Но всё-таки остановился на дубляже. Как режиссёр озвучил фильм «Пираты Карибского моря», мультфильм «Король Лев» и другие зарубежные проекты.

– Папа был удивительным, очень чутким и добрым человеком, замечательным актёром, который оставил о себе очень добрую память в сердцах многих людей, – вспоминает старший сын Игоря Ефимова Константин. – Очень скромный, никогда о себе много не говорил и чувствовал себя немного некомфортно, когда кто-нибудь восхищался его работой.

Почти ежедневно в свободное от работы время Игорь Константинович оттачивал своё мастерство – слово, интонацию и так далее. Например, садился дома в кресло и вслух читал «Войну и мир».
Младший сын вспоминает:
– Мы тогда получали неповторимое наслаждение от папиного чтения, а он в то же время благодаря таким вот семейным чтениям сохранял потрясающую творческую форму.

Когда же Игорь Ефимов приступал к работе, он был сама ответственность. Актёр всегда безупречно знал текст. И хотя это неудивительно для мастера такого уровня, но здесь присутствовало нечто несоизмеримо большее, что подтверждает стопроцентное попадание в образ.

Его ещё при жизни за глаза называли «неизвестным гением». Окружающие вздыхали, что как актёр в кадре и на сцене он не до конца реализовался. По словам родственников артиста, сам Ефимов, возможно, и переживал из-за этого, но вида не показывал. Жаловаться не любил, всегда старался быть в хорошем настроении.

Он и ушёл 16 ноября 2000 года тихо, во сне, никого не потревожив и не попросив помощи. Ему было всего 68. Супруга пережила артиста на шесть лет.

Пётр АЛОВ

Опубликовано в №30, июль 2017 года