Любимый Кузнечик
06.09.2017 14:35
Любимый КузнечикПо фамилии его почти никто не узнавал. Но стоило напомнить о Кузнечике из фильма «В бой идут одни «старики» или о Лариосике из «Дней Турбиных», люди сразу начинали улыбаться. Самых известных героев Сергея Иванова помнили и любили. В родном Киеве актёр был очень популярен, на улице к нему устремлялись толпы поклонников. Однажды Иванов признался, что больше всего автографов он поставил на шоколадках, сникерсах и твиксах, – у него было очень много юных фанатов.

Стильный парень

Сергей Иванов родился в Киеве 22 мая 1951 года. Как и его герой Кузнечик, вырос в интеллигентной семье: бабушка была математиком, дед по материнской линии – исследователем украинского языка, автором популярного учебника, мать – химик, отец – поэт и переводчик.

Об актёрской профессии Сергей мечтал с детства и после школы решил поступать в Киевский государственный институт театрального искусства, при этом попросил отца, у которого были связи в приёмной комиссии, не помогать. И поступил. Правда, сначала его не хотели брать – не хватало знаний по украинской литературе. Но талант юноши покорил приёмную комиссию.

Его педагог, режиссёр Николай Мащенко, вспоминал: «В 1968 году я впервые набирал студентов в свою мастерскую. Среди прочих абитуриентов выделялся Серёжа Иванов – худенький, смешной, сутулый и немного неуклюжий. Тогда он мне чем-то напомнил молодого Лёню Быкова. На первый взгляд, Серёжа был незаметным, но как только он появлялся, все радовались, а когда улыбался – все тоже начинали улыбаться!»

Высокого и обаятельного парня режиссёры приметили уже на первом курсе. «Первый раз я увидел Сергея на фотографии. Это было в конце шестидесятых, – вспоминал народный артист Украины Лесь Сердюк. – Я тогда работал в Театре русской драмы. С фотографией Иванова носился сын нашего заведующего труппой Вячик Криштофович, тогда студент, а ныне знаменитый режиссёр. Он всем показывал фото и хвастал: «Смотрите, какого стильного парня я нашёл. Он будет у меня сниматься всю жизнь». На стуле вполоборота сидел худой длинноволосый молодой человек в джинсах. Когда один его глаз прикрывали рукой, второй смотрел с какой-то озорной тайной. Он обаял меня этим взглядом».

К окончанию вуза на счету Иванова было уже семь эпизодических ролей. В 1972 году, после выпуска, его приняли актёром на Киностудию имени Александра Довженко. Там Сергей и встретился с актёром и режиссёром Леонидом Быковым.

Завтра в бой

В то время Быков подбирал музыкальных юношей в свою «поющую эскадрилью». Режиссёр решил пригласить на роли молодых лётчиков неизвестных актёров, ровесников героев фильма «В бой идут одни «старики». Верхом мечтаний для молодых артистов была роль Кузнечика. Все знали, что сниматься у Быкова – это всё равно что вытащить счастливый лотерейный билет. Мастер раздал роли неизвестным мальчикам, разглядев в каждом из них свои темперамент и характер. Профессией ребята ещё толком не владели, оставалось слушаться талантливого режиссёра.

В роли Кузнечика Леонид Быков видел Владимира Конкина, который тогда снимался на Киностудии имени Довженко в сериале «Как закалялась сталь». Но тот отказался сниматься у Быкова, решив, что роль Павки Корчагина принесёт ему больше славы, чем роль какого-то лейтенанта Александрова. А Сергей Иванов сам предложил себя режиссёру на роль Кузнечика, Быков решил попробовать – и не прогадал.

Несколько лет спустя Сергей признался: он настолько вжился в эту роль, что порой ему казалось, что на дворе стоит не 1973-й, а 1943-й год, и завтра на самом деле идти в бой.

Стоит отметить, что в конце 1990-х, когда Сергей Иванов как режиссёр задумал снять на телевидении цикл передач о коллегах, покинувших Украину, он разыскал в Америке Ольгу Матешко – ту самую, которая в фильме «В бой идут одни «старики» сыграла роль лётчицы Зои, командира женского экипажа бомбардировщика У-2. Передача вызвала живой отклик у зрителей, но в ней проскользнула ностальгическая нотка: таких фильмов уже никогда не будет.

После участия в легендарных «Стариках» Сергей Иванов стал очень востребованным не только на Киностудии имени Довженко, но и на других студиях страны. Вплоть до начала 1990-х он снимался в двух-трёх лентах в год. К сожалению, из-за ассоциаций с Кузнечиком артиста чаще всего приглашали на роли военных, партизан.

Примечательно, что, даже будучи сорокалетним мужчиной, Иванов получал роли юношей – настолько молодо выглядел.

Лариосик и другие

Самой любимой работой артиста среди «молодёжных» стала роль Лариона Суржанского (Лариосика) в фильме Владимира Басова «Дни Турбиных». Интеллигент из Житомира, Лариосик в исполнении Иванова был беззащитным и наивным, не приспособленным к жизни в страшное военное время. Рассеянная улыбка, неловкие движения, наивный простоватый взгляд – таких людей называют блаженными. Иванов не затерялся среди ярких партнёров – Андрея Мягкова, Владимира Басова, Олега Басилашвили, Василия Ланового, Валентины Титовой.

Были и другие успешные роли: Алёша Метёлкин в ленте «Ар-хи-ме-ды!», солдат Лавкин в военной драме Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты», сержант Цыбуля в комедии «Дачная поездка сержанта Цыбули».

Многие считают, что если бы не трагическая гибель Быкова, судьба Сергея Иванова сложилась бы иначе – у него было удивительное взаимопонимание с этим режиссёром.

Сергей не умел хвастать, о чём-то важном для себя всегда говорил вполголоса. Однажды, вернувшись со съёмок в Москве у режиссёра Евгения Матвеева в фильме «Особо важное задание», где снимались Людмила Гурченко и Николай Крючков, он шёпотом похвалился другу: «Крючков намекнул мне, что манерой игры я похож на Петра Алейникова». Для Иванова сравнение с популярнейшим советским актёром 1930–50-х годов было большой похвалой.

Но в конце 1980-х, когда Сергей Иванов стал менее востребован как актёр, он понял, что нужно менять профиль работы. И вместо того, чтобы ждать предложений от других режиссёров, сам начал писать сценарии и снимать кинофильмы. У него появилась возможность реализовать многие проекты, о которых давно мечтал. Например, Иванов написал сценарий к ленте «Детонатор», а в 1991 году снял собственный кинофильм «Медовый месяц». К сожалению, эта работа прошла незамеченной из-за политической ситуации в стране.

Сергей Иванов мечтал снять серию документальных фильмов об Украине, но успел закончить только один из них. Среди других его интересных работ – цикл телепередач «Наши за границей», где артист рассказывал о буднях и праздниках эмигрантов.

Несмотря на успех своих проектов, Иванов тосковал по актёрской профессии, поэтому с радостью согласился на главную роль в ленте «Две Юлии» режиссёра Алёны Демьяненко. Эта работа стала для него последней.

Яблоко на ладони

Несмотря на свою огромную популярность, артист не был ловеласом и всегда мечтал о дружной семье, а самое главное – о ребёнке. В первый раз Сергей женился ещё в институте, ему не исполнилось и двадцати. Однако этот скороспелый студенческий брак долго не продлился – уже через три месяца супруги развелись.

Второй женой Иванова стала балерина. К тому моменту актёр уже успел прославиться, и его единственной неосуществлённой мечтой был ребёнок. Однако жена отказывалась рожать, ведь это могло стоить ей карьеры. Из семи лет брака они провели вместе не больше трёх: то у неё гастроли, то у него съёмки. То есть каждый жил своей жизнью. Иванов понял, что у них разные цели, и супруги мирно расстались.

Актёр снова стал холостым. Многие девушки мечтали, чтобы он обратил на них внимание. Однажды во время путешествия на теплоходе Сергей познакомился с Ларисой, скромной студенткой пединститута. Девушка очень ему понравилась, он начал ухаживать, но избранница, казалось, сторонилась его. «В Серёже меня пугал ореол популярности, – вспоминала Лариса. – Когда мы случайно познакомились в компании на теплоходе, он мне страшно не понравился. Я долго не отвечала на его телефонные звонки. Совсем не хотелось стать очередной женщиной знаменитого артиста. Только после разговора с его сестрой, которую он попросил посодействовать нашей встрече, я согласилась. Позже смогла оценить внутреннюю интеллигентность Серёжи и понять, что в нём настоящее, а что – наносное».

Вскоре влюблённые поженились. Вместе супруги прожили 14 счастливых лет, на протяжении которых Сергей проявлял себя как любящий и заботливый муж. А когда Лариса родила ему дочь Марию, счастью не было предела. Свою единственную дочку, которая к тому же была поздним ребёнком, актёр баловал и никогда не наказывал.

«На шкафу в её комнате целый музей подаренных отцом игрушек, – рассказывала Лариса Иванова. – Из последней поездки в Австралию Серёжа привёз целый баул мягких зверушек: от мишки с ладошку до кенгуру размером в половину Маши. И подарил ей их все сразу. Он вообще не умел припрятывать подарки, выдержки не хватало. Сколько восторга было в доме! И это за двадцать дней до его ухода... Он баловал дочь, а она этим пользовалась. Вечно увязывалась с ним в магазин. Эти сладкоежки неизменно пугали продавщиц, покупая восемь шоколадок со словами: «Ну, на сегодняшний вечер нам хватит». Последние пять лет были лучшими в моей жизни. Казалось, счастливее меня нет человека. Серёжа никогда не приходил домой с пустыми руками. Он приносил охапки цветов, мои любимые лакомства или просто яблоко на ладони. И при этом был безумно счастлив».

Шарапов рыжим быть не может

У него были манеры гонщика: любил газануть, разогнать машину со старта, да и вообще ездил быстро, не замечая, как по дороге теряет глушители. Но разбивал автомобили редко. В Киеве Иванова знали все постовые. Выбросят жезл, но увидят номер машины или самого Иванова и весело махнут рукой – езжай, мол, тебе можно. Популярность грела душу актёра, ему нравилось, что гаишники отдают честь и не штрафуют, даже если он нарушает правила.

Сергей мог быть желанным гостем где угодно, тонко чувствовал, как себя вести. Он умел рассказывать анекдоты в тему и вообще в любой компании становился режиссёром: придумывал викторины, соревнования, конкурсы. Но стоило только кому-нибудь назвать Иванова Кузнечиком, как он на глазах менялся: грустнел, переставал шутить, затейничать. Объяснял это так: навесили на меня ярлык, а я не Кузнечик, я другой. Сергей очень переживал, что ему не доверяют драматические роли, мечтал играть в «Игроке», «Идиоте» Достоевского.

Когда Иванов снимался в фильме Владимира Хмельницкого «Алмазная тропа», Станислав Говорухин пригласил его на роль Шарапова в «Место встречи изменить нельзя». По сюжету действие «Алмазной тропы» происходит в Сибири, а снимали в Ялте, на базе Киностудии научно-популярных фильмов, и Говорухин уже был готов отснять там несколько эпизодов своей картины. Но, увидев Сергея рыжеволосым, очень расстроился: быть в один съёмочный день рыжим геологом и брюнетом Шараповым невозможно. Тем более обидно, что «Алмазная тропа» оказалась слабой картиной.

Чтобы скрыть досаду, что не довелось сыграть Шарапова, Сергей повторял: «Зато всех, кто снялся в фильме «Алмазная тропа», внесли в международный каталог, где напротив фамилии каждого актёра указали цену». Фильм был совместной продукцией СССР и ФРГ.

Часы остановились

Друзья утверждают, что если актёр и прикладывался к рюмке, то не чаще других, и в запои никогда не уходил. От настоящего пьянства Сергея спасла жена Лариса: как только молодые стали жить вместе, актёр полностью завязал. Он практически перестал встречаться с друзьями, оставаться на презентациях и банкетах – спешил к семье. Так что все слухи о том, что Иванов ушёл из жизни из-за цирроза печени, безосновательны.

Получая любовь в семье, Сергей раскрылся и в творчестве. Задумал снять цикл передач об истории Украины, сделал первый фильм о её замках. Он очень понравился спонсорам, они решили резко увеличить бюджет проекта.

Говорят, можно умереть не только от горя, но и от радости. Получив деньги, Сергей решил посидеть за «рюмкой чая» со своим давним другом. Они никуда не спешили, поставили выпивку, аккуратно разложили закуску. Кажется, успели принять по маленькой. И тут жизненные часы Сергея Иванова остановились: не выдержало сердце. Прибывшие врачи одиннадцать раз запускали сердце актёра. Не удалось.

Сергей Иванов прожил короткую жизнь, не дотянув и до 49 лет. Но в нашей памяти он остался вечно молодым, смешливым, трогательным и в то же время серьёзным, узнаваемым и любимым.

На Байковом кладбище в Киеве в двадцати шагах от могилы Сергея Иванова – могила Леонида Быкова.


Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №35, сентябрь 2017 года