Бац-бац – и в точку!
18.10.2017 00:00
Бац-бацРежиссёры отечественного кино всегда относились к оперетте как к низкому жанру и очень неохотно за неё брались. Но такие энтузиасты всё же были. Андрей Тутышкин, не боясь хулы коллег, экранизировал целых три популярных оперетты. Одна из них, «Свадьба в Малиновке», стала самой знаменитой в нашей стране. Прошло свыше сорока лет со дня премьеры этого фильма, а он по-прежнему пользуется огромным зрительским успехом. Великолепный актёрский ансамбль, замечательные мелодии, фразы, ушедшие в народ, – всё это сделало «Свадьбу в Малиновке» любимицей публики.

Мастер оперетты

Андрей Тутышкин начинал свою карьеру в кинематографе в 30-е годы как киноактёр. Сыграл главные роли в комедиях «Волга-Волга» и «Девушка с характером», роль эксцентричного профессора в «Сердцах четырёх». В дальнейшем снимался только в эпизодах, из которых зрителям запомнилась роль влюблённого бухгалтера в «Карнавальной ночи». В 50-е годы Андрей Петрович занялся режиссурой, снимая исключительно музыкальные комедии: «Мы с вами где-то встречались», «Безумный день», «К Чёрному морю».

Кинокомедию «К Чёрному морю», несмотря на очень яркий актёрский состав (Изольда Извицкая, Анатолий Кузнецов, Евгений Самойлов, Сергей Лукьянов, Борис Новиков), зрители и критики встретили довольно прохладно. Сценарий Леонида Малюгина, положенный в основу фильма, кроме банального любовного треугольника и незатейливых дорожных приключений, ничего существенного не содержал, а без хорошей драматургии удачной картины не сделаешь.

Тутышкин трудно переживал неудачу. Изредка снимал короткие новеллы для сатирического киножурнала «Фитиль» и лишь в начале 60-х годов вернулся в большой кинематограф. Экранизировал знаменитую оперетту Исаака Дунаевского «Вольный ветер». Фильм был хорошо принят зрителем, что вдохновило советских кинематографистов продолжить опыты по экранизации оперетт.

Например, Герберт Раппопорт снял фильм «Черёмушки» по оперетте Дмитрия Шостаковича. Несмотря на убогий сюжет и неудачную музыку, фильм собрал хорошую аудиторию, почти 30 миллионов зрителей, – у нас всегда любили комедии.

Спустя несколько лет сценарист Леонид Юхвид принёс на киностудию имени Довженко заявку на экранизацию оперетты «Свадьба в Малиновке», либретто которой он написал ещё в 1937 году. Композитором оперетты был Борис Александров, художественный руководитель ансамбля песни и пляски Советской Армии. Оперетта шла в театрах страны с огромным успехом несколько десятилетий, но у кинематографистов до неё не доходили руки.

Действие оперетты происходит на Украине – казалось бы, тамошним киношникам и карты в руки. Но довженковцы отказались снимать фильм: мол, к 50-летию Великого Октября нужно делать более серьёзные картины на тему Гражданской войны. В результате сценарий оказался на «Ленфильме».

Предполагалось, что фильм будет снимать известный театральный режиссёр, художественный руководитель Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров. Однако вскоре Владимиров охладел к этой идее. Тогда за постановку взялся Андрей Тутышкин.

«Ежели Трындычиху зацепить…»

Актёров на главные роли Андрей Тутышкин искал как в Ленинграде, так и в других городах страны. На роль Яшки-артиллериста с самого начала собирался пригласить Михаила Пуговкина, с которым работал ещё в первой своей картине «Мы с вами где-то встречались». Однако ассистенту режиссёра Михаил Иванович чем-то не нравился, и он всячески саботировал вызов этого актёра в Ленинград на пробы. Тутышкину он врал, что Пуговкина в Москве нет – уехал сниматься в другом фильме. Так продолжалось примерно месяц.

Потом режиссёру надоела эта канитель и он сам позвонил Пуговкину. Когда трубку взял актёр, Тутышкин удивился:
– Михаил Иванович, вы в Москве?
– Да, Андрей Петрович, в ней, родимой.
– Тогда завтра же садитесь в «Красную стрелу» и приезжайте на «Ленфильм». Я беру вас на роль Яшки-артиллериста.

Андрей Тутышкин собрал замечательную актёрскую команду в основном из представителей Москвы и Ленинграда. Столицу представляли актёры Михаил Пуговкин (Яшка-артиллерист), Зоя Фёдорова (Гапуся), Николай Сличенко (Петря), Андрей и Григорий Абрикосовы (Балясный и атаман Грициан), Тамара Носова (Комариха), Валентина Лысенко (Яринка). От города на Неве снимались Евгений Лебедев (Ничипор), Алексей Смирнов (Сметана), Гелий Сысоев (Андрейка). Роль Попандопуло, адъютанта атамана, досталась актёру Одесского театра музыкальной комедии Михаилу Водяному, которого Тутышкин снимал ещё в своей первой кинооперетте «Вольный ветер». На роль красного командира Назара Думы утвердили актёра Горьковского драматического театра Владимира Самойлова.

Натурные съёмки начались в Полтавской области, в окрестностях города Лубны, в сёлах Пески и Хорошки. Реальная Малиновка находилась неподалёку, но там не было необходимой по сюжету усадьбы. В первые дни съёмок внезапно заболела исполнительница роли матери Яринки Людмила Люлько, и её отправили обратно в Ленинград. Вместо неё со студии Довженко срочно вызвали актрису Людмилу Алфимову.

Съёмки проходили в очень дружественной атмосфере и запомнились всем участникам прежде всего знаменитыми украинскими застольями. Валентина Лысенко вспоминала: «Застолья буквально не кончались. Мы жили по хатам, и наши хозяйки как будто соревновались в том, кто вкуснее накормит артистов. Женщины готовили галушки, вареники, варенцы… Горилка текла рекой».

Съёмочная площадка находилась в двадцати километрах от села. Мальчишки на велосипедах привозили в авоськах бутылки с горилкой и закуску. Кричали: «Дядько Мыкола угощает пана Таврического!» Или: «Тётка Марьяна угощает артиста Пуговкина!»

А вот как сам Михаил Пуговкин рассказывал об этих бесконечных закусонах: «Город Лубны был хлебосольный. Мы с женой жили в хате, в саду было сорок яблонь. Каждый вечер под яблонями накрывали стол и чаёвничали со скороспелым клубничным вареньем. Хозяйка Надежда Сергеевна приходила из магазина и приносила свежайший хлеб, у которого, когда режешь, хрустит корочка. Чаепитие с вареньем и со свежим хлебом под яблонями – это было что-то. Вечером мы собирались, Коля Сличенко брал гитару и пел цыганские романсы».

«Чтоб душа сначала развернулась…»

Как раз в Лубнах была снята знаменитая сцена, где Яшка-артиллерист танцует с Гапусей танец, который он именует «В ту степь» (искажённое «тустеп»). Ставила номер известная балетмейстер Галина Шеховская, с которой Пуговкин познакомился ещё в 1941 году во время съёмок фильма «Дело Артамоновых». Шеховская много лет работала в Театре оперетты, ставила там танцы для «Свадьбы в Малиновке». Тогда «В ту степь» великолепно танцевал знаменитый опереточный комик и киноактёр Владимир Володин в паре с Еленой Савицкой. Но когда на съёмках «Свадьбы в Малиновке» после полутора месяцев репетиций танец прекрасно исполнил Михаил Пуговкин, Шеховская признавалась, что он превзошёл Володина.

Тем более удивителен тот факт, что, когда Тутышкин полетел в Ленинград показывать худсовету студии отснятый материал, ему предложили переснять танец «В ту степь» с участием профессионального танцора. Но Андрей Петрович категорически отказался: «Я ведь почему на эту роль Пуговкина пригласил? Потому что он и поёт, и танцует сам». Решение Тутышкина оказалось правильным: танец в исполнении Пуговкина стал одним из лучших моментов фильма.

Тем не менее и профессиональным танцорам нашлась в фильме работа. Андрей Тутышкин пригласил на съёмки своих земляков-кишинёвцев, солистов молдавского хореографического ансамбля «Жок». Они исполняют танцы во всех массовых сценах.
Много весёлых минут доставили группе съёмки эпизода, когда Гапуся (Зоя Фёдорова) и Ничипор (Евгений Лебедев) поют частушки. Текст частушек был записан заранее на плёнку настоящими оперными певцами. Слов этих частушек актёры не знали, но режиссёр сказал: «Пойте, что хотите, лишь бы рот открывался. На общем плане не будет видно несовпадения».

Что тут началось! Съёмки шли полтора часа на страшной жаре. И всё это время Фёдорова и Лебедев, обливаясь потом, соревновались, кто кого перепоёт. Победила Зоя Фёдорова, ведь у неё за плечами был десятилетний опыт ГУЛАГа. Остановить её было невозможно. Камеру выключили, а она всё пела. И какие это были частушки! Группа каталась со смеху.

Некоторым актёрам, занятым в картине, приходилось мотаться между несколькими городами: они снимались ещё и в других фильмах, играли в театрах. Так, Гелий Сысоев за время съёмок слетал из Киева в Ленинград 37 раз! Во время одного из таких перелётов произошёл курьёзный случай.

В аэропорту Борисполь к актёру подошли двое серьёзных людей в штатском, показали удостоверения сотрудников КГБ и предложили пройти в служебное помещение. Там Гелию устроили настоящий допрос, проверили содержимое его тоненького портфеля, где лежали смена белья и кипятильник. Оказалось, что чекисты заподозрили в Сысоеве курьера по доставке наркотиков. На эту мысль их навели слишком частые перелёты актёра.

«Кони стоят пьяные, хлопцы  запряжённые!»

В отличие от обжираловки, которую организовали членам съёмочной группы гостеприимные лубненцы, на съёмочной площадке актёрам поживиться было нечем. Так, например, на съёмках сцены свадьбы Грициана Таврического и Яринки в павильоне был установлен огромный стол, украшенный только бутафорскими яствами. Вместо спиртного в бутылки были налиты чай, который имитировал коньяк, и мутная вода вместо самогона.

Однако главные участники съёмки – Владимир Самойлов и отец и сын Абрикосовы – нашли выход из положения: незаметно для всех налили в свои бутылки настоящий коньяк. О подмене знала Валентина Лысенко, но выдавать старших коллег не посмела. Поэтому ей вместе с ними пришлось пить настоящее спиртное. Как ни странно, но в фильм вошли именно «алкогольные» дубли.

К слову сказать, выпивка на рабочем месте для опытных актёров, занятых в фильме, была делом привычным. Владимир Самойлов издавна славился тем, что в театре принимал перед спектаклем стакан горячительного и только потом шёл играть. А старожилы прославленного Театра имени Вахтангова вспоминали, как отец и сын Абрикосовы выпивали прямо за кулисами, без этого на сцену не выходили.

Для съёмок «конных» эпизодов, которых в фильме очень много, лошадей привезли из Москвы. Это были настоящие профессиональные скакуны с московского ипподрома. В массовых эпизодах снимали ещё и лошадей местного совхоза, довольно неказистых. Некоторые из них были настолько «некиногеничны», что их приходилось гримировать.

Актёров для массовых сцен не хватало. Поэтому красноармейцев и бандитов изображали одни и те же люди – конюхи местного совхоза. В зависимости от снимаемого эпизода они надевали на себя то гимнастёрки красных, то разномастную одежду бандитов.

Многим из исполнителей ролей пришлось осваивать езду верхом. Гелий Сысоев рассказывал: «Я быстро научился сидеть в седле, а вот у Михаила Водяного ничего не получалось. Отчаявшимся ассистентам приходилось связывать Мишины ноги под брюхом у лошади, чтобы тот не падал. Но однажды Миша всё-таки не усидел и перевернулся. До сих пор помню его с головой, болтающейся внизу».

«И шо я в тебя такой влюблённый?»

Зрительские предпочтения труднообъяснимы. Положительные Яринка и Андрейка, образы которых получились довольно бледными, не стали любимцами публики. Наш народ влюбился в отрицательного персонажа Попандопуло, адъютанта Грициана Таврического! Рваная тельняшка, галифе малинового цвета, фуражка со сломанным козырьком и цветком и, конечно же, колоритный одесский жаргон.

Попандопуло – греческая фамилия, но все отлично знали, что грека играл еврей-одессит по фамилии Вассерман, известный под псевдонимом Михаил Водяной. Роль была небольшой, но одна только фраза «Гриша, и шо я в тебя такой влюблённый?» навсегда пленила зрителей. С восторгом принимались и немудрёные песенки «На морском песочке я Марусю встретил» и «В Одессе жил, купался в море Чёрном я». Именно этому герою принадлежит большая часть фраз, ставших крылатыми: «Снимай спинжак!», «Гадский папа!», «Это ж мой размерчик!», «Замёрз, как на морском дне», «Я чувствую, что мы на грани грандиозного шухера», «Убери ножичек! Сделаешь дырку, потом не запломбируешь».

На популярность Попандопуло наложилась всесоюзная слава самого Михаила Водяного. Покорив Одессу, он вскоре стал любимцем страны, блистательно сыграв на сцене Мишку Япончика и Яшку-буксира. Когда Одесская оперетта гастролировала в Москве, билетов было не достать – все хотели попасть «на Водяного».

Аллея славы

Премьеру «Свадьбы в Малиновке» прокатчики подгадали как раз к 50-летию Октябрьской революции. Однако выпуск картины мог быть задержан – именно в этот день в стране объявили о гибели космонавта Владимира Комарова. Но всё же премьеру решили не отменять.

Фильм «Свадьба в Малиновке» снискал фантастический успех – только за год его посмотрели почти 75 миллионов зрителей. Это второй после «Кавказкой пленницы» показатель за несколько десятилетий.

Окрылённый успехом «Свадьбы», Андрей Тутышкин через несколько лет экранизирует ещё одну оперетту – водевиль украинского классика Григория Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик» с тем же Пуговкиным и Людмилой Сенчиной в главных ролях. Но картину ждал провал. На фоне искромётных комедий Гайдая и Рязанова «Шельменко» выглядел несколько старомодным. Была идея снять продолжение «Свадьбы в Малиновке», но в 1971 году Тутышкин скончался.

Сегодня уже нет в живых большинства актёров и членов съемочной группы «Свадьбы в Малиновке». Гелий Сысоев по-прежнему выходит на сцену Александринки, Валентина Лысенко (теперь она носит фамилию Николаенко) преподаёт в театральном училище, снимает сериалы как режиссёр. Владимир Самойлов вскоре после премьеры фильма переехал из Горького в Москву и в течение многих лет был ведущим актёром Театра имени Маяковского, много и заметно снимался.

Михаил Водяной стал художественным руководителем Одесского театра музыкальной комедии, руководил реконструкцией этого театра. Вместе с невероятной популярностью нажил себе врагов-завистников, которые распространяли слухи, что он занимается растлением малолетних, ходит в какие-то притоны. Артиста допрашивали, по городу ходили слухи. Сердце артиста не выдержало. Имя Водяного носит сегодня его театр, памятник актёру установлен на одесской Аллее славы.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №43, октябрь 2009 года