Гори, гори, моя звезда
16.11.2017 15:33
Гори, гори, моя звездаПожалуй, одной из самых неоднозначных фигур русской истории и сегодня является вице-адмирал Колчак. Огромное количество слухов, которыми окружено это известное имя, говорит о значимости личности. Ему приписывают героизм и зверства «белого террора», патриотизм и продажность западным спецслужбам, наркозависимость и поэтический дар… История жизни Колчака будоражит воображение писателей, музыкантов и режиссёров. Ему посвящают песни, снимают документальные и художественные фильмы, основанные на фактах реальной биографии и околобиографических легендах.

Из плена в плен

Александр Васильевич Колчак. Интересное начинается с фамилии. Тюркское слово «колчак» обозначает боевую рукавицу со стальной пластиной, которая защищала разящую руку воина.

Колчаки осели в России в 1794 году и приняли православие. Но военная династия Колчаков берёт начало в Османской империи. Ильяс Колчак-паша, предок адмирала и комендант Хотинской крепости, был взят в плен фельдмаршалом Минихом. И это стало началом целой череды роковых совпадений.

Василий Колчак – отец нашего героя, защитник Севастополя во время Крымской войны – был найден раненым, заваленным телами товарищей на Малаховом кургане, и тоже взят в плен.

Сам Александр Колчак попал в плен к японцам во время защиты Порт-Артура.

А много лет спустя, в 1940 году, его сын Ростислав Александрович был пленён во время Второй мировой войны.

Конечно, можно считать это совпадением, ведь судьба любого солдата связана с подобными событиями, но не много ли для одной семьи?

Александр Колчак был образцовым военным, который в войне видел некую высшую справедливость и возможность восстановить нарушенный баланс. Странно звучит, но война для Колчака действительно была смыслом жизни. Дело не в кровожадности, а в типе мышления: если есть враг – он должен быть повержен. Ведь и его участие в белом движении на территории большевистской России было направлено исключительно на продолжение мировой войны до победного конца! Колчак очень остро воспринял капитуляцию России в Первой мировой, поэтому считал борьбу против «красной шайки» делом чести. В его сознании настолько тесно переплелись два врага, что он объединил их одним ёмким словом «германобольшевики».

Поначалу Колчак весьма благосклонно принял Февральскую революцию 1917 года, он видел в ней новизну, способную взорвать рутину, но октябрьские события ввергли адмирала в шок. Дисциплинированный, с идеальной выправкой и прекрасным образованием, он не мог спокойно смотреть, как уничтожалась старая гвардия, как на место мудрых командиров приходили примитивные неучи, разваливая всю российскую армию. Александр Васильевич был прекрасным военным, но, увы, очень слабым политиком, за что поплатился жизнью, но это будет потом…

Море мне её дало

За свою короткую жизнь Колчак успел сделать столько важного, что даже не верится.

Он родился в селе Александровское Санкт-Петербургской губернии 4 ноября 1874 года. В 1894-м окончил Морской кадетский корпус в Петербурге, где учились отпрыски знаменитых военно-морских династий: Врангели, Нахимовы, Ушаковы, Ломоносовы…

Прошёл путь от мичмана до вице-адмирала.

Выдающийся учёный с мировым именем, путешественник с романтичными стремлениями (за его плечами три кругосветных плавания), действительный член Императорского Русского географического общества, реформатор российского флота, переводчик, литератор, светский лев и Верховный правитель России (1918–1920)…

Молодым, в красивом чёрном с золотом мундире и с кортиком на боку в 1901 году его увидела Софья Омирова – сирота из рода подольских дворян, воспитанница Смольного института благородных девиц. Эта девушка была покорена рассказом 26-летнего лейтенанта, который ещё даже не видел Арктики, о его мечте найти наконец-то таинственную землю, которую, по преданию, в 1809 году увидел издали с торгового корабля купец Яков Санников. Софью поразили мысли и глаза собеседника, его одержимая увлечённость. А ведь эту девушку удивить было трудно: она сама была очень умным и независимым человеком. Зарабатывала на жизнь преподаванием – барышня Омирова знала семь языков. Ничуть не стыдилась своих скромных нарядов, полагая, что главное в жизни – умение самостоятельно добыть кусок хлеба. У Софьи Омировой был очень сильный характер. И еще она была невероятно красива.

Влюблённых благословил старый генерал Василий Колчак – отец Александра, помолвка состоялась. С этого дня вся жизнь Софьи прошла в тщетном ожидании.

Сначала три года девушка ждала жениха из экспедиции. Он, надо сказать, не сильно торопился. Александр назвал открытый им остров именем возлюбленной, но в глубине души не верил, что Софья всё ещё его ждёт. Есть прекрасная легенда о том, как Софья Омирова поехала с ящиками еды из Петербурга в село Казачье близ Иркутска, куда должна была вернуться экспедиция Колчака, чтобы сделать ему сюрприз. Увидев в убогой избе трогательную и смешную Софью, укутанную многочисленными платками, Александр почувствовал учащённое сердцебиение, и венчание состоялось на следующий же день…
Куда вероятнее иная версия.

Василий Иванович Колчак, мудро оценив ситуацию, понял, что ещё немного, и его сын, увлечённый исследовательской стезёй, окончательно позабудет о Софье, а увидеть внуков пожилому человеку очень хотелось! Будущий свёкор собственноручно доставляет Софью в Иркутск, встречает Александра и ведёт молодых в Свято-Харлампиевский храм, где факт венчания доказывает архивная запись от 5 марта 1904 года.

Софья не противилась, она действительно очень любила своего жениха, да и он быстро согласился. Но через три дня после скромного обряда новоиспечённый супруг покидает молодую жену и отправляется на Русско-японскую войну, а супруга, ещё не ведая, что ждёт первенца, возвращается в Петербург. Колчак шесть месяцев доблестно сражается за Порт-Артур, получает именную золотую саблю за проявленную храбрость и… естественно, попадает в плен. Но как! Александр Васильевич в одном из боёв был сильно ранен, вдобавок обострился его хронический суставный ревматизм, заработанный в Арктике, плюс двусторонняя пневмония. Так вот японцы захватили не военный корабль, а госпиталь, где лежал Колчак. Но, надо отдать должное, японцы, уважая достойного противника, предложили Колчаку и ещё нескольким русским офицерам пройти реабилитацию в местных санаториях, а позже через Америку отправили их в Россию, не дожидаясь окончания войны. В Америке Колчаку предложили возглавить минное ведомство в министерстве обороны и прекрасный особняк на берегу океана, но он отказался и вернулся на Родину.

Позже, когда матросы-большевики захватили власть на флоте, Колчаку было предложено сдать оружие, в том числе и золотую саблю. Колчак выбросил её за борт со словами: «Море мне её дало, морю я её и отдаю!» Через три недели верные водолазы подняли со дна почётный клинок и вернули её законному владельцу, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота».

Письма любимых женщин

А Софья в 1905-м родила первого ребёнка, девочку, которая прожила всего несколько месяцев. 9 марта 1910 года родился сын Ростислав, а в 1912-м – дочь Маргарита; это случилось уже на дивизионной базе в Либаве (ныне Лиепая). Рита «сгорела» за несколько недель в двухлетнем возрасте – она сильно простудилась, когда Софья Фёдоровна с другими офицерскими жёнами была вынуждена бежать, бросив все вещи, чтобы спастись от наступавших немцев.

Колчак совсем не знал своих детей. Сына последний раз видел, когда тому было всего семь лет. А вот Софья прожила свою жизнь с чувством постоянных потерь.

Софья Фёдоровна поддерживала иллюзию семьи бесконечными письмами мужу, она пыталась какими-то мелочами выстроить вокруг Колчака ощущение дома: «У нас тут всё по-старому. У Славушки прорезались два коренных зуба. Я купила ему щёточку, и он усердно чистит зубы себе…» Все письма начинались словами «Дорогой мой Сашенька» и заканчивались неизменным «Любящая тебя Соня». Александр Васильевич бережно хранил послания от супруги, и в конце концов своё последнее пристанище эта переписка нашла в секретных папках ЧК.

Письма от любимых женщин в жизни Колчака играли огромную роль. Эти листки с тёплыми словами были единственной связующей нитью с тем, другим миром, где нет войны.

Единственная фотография

Анна. Как он любил повторять про себя это имя! Его муза, его вдохновение, его последняя любовь… Они познакомились в январе 1915 года. Адмирал Колчак и Анна Тимирёва, ему 41, ей 22. Несмотря на нежный возраст, Анна уже была замужем и имела маленького сына Владимира. Именно муж обратил внимание Анны на Колчака. Если бы он только знал, чем всё кончится…

Петербург, Балтийский вокзал. Проводы офицеров и солдат на передовые Первой мировой. Мимо Анны Васильевны и её супруга стремительно прошёл худощавый мужчина. «Знаешь, кто это? – сказал Тимирёв жене. – Это Колчак-Полярный, знаменитость! Я его по кадетскому корпусу знаю, на курс старше учился…»

Позже Анна увидела Колчака на светском приёме. Он стоял у рояля и пел романс «Гори, гори, моя звезда».

Александр Васильевич очень любил этот романс. Настолько, что до сих пор существует устойчивый миф, будто автором был сам Колчак. Но это совсем не так. Романс был впервые опубликован в нотном сборнике за шесть лет до рождения адмирала.
…Тимирёва была поражена. И с этого дня они стали общаться. Именно общаться. Хотя общие знакомые были уверены, что Анна и Александр любовники. О том, что она что-то значит для Колчака, Анна узнала, лишь когда один офицер сказал ей: «А вы знаете, что у Александра Васильевича есть ваша фотография?» «Ну и что?» – ответила Анна. Она недавно заказала свой снимок в русском национальном костюме и подарила его многим знакомым. «А то, что это единственная фотография в каюте адмирала».

Софья тоже познакомилась с Анной, они замечательно проводили время вместе, но женскую интуицию не обманешь. Вскоре Софья Фёдоровна напишет своей подруге: «Вот увидишь, скоро Александр разведётся со мной и женится на Тимирёвой».
Но разводиться Колчак не собирался, а вот эпистолярный роман с Анной был долгим и невероятно красивым.

«Прошло два месяца, как я уехал от Вас, моя бесконечно дорогая, и так жива передо мной картина нашей встречи… Столько бессонных ночей провёл я у себя в каюте, шагая из угла в угол, столько дум, горьких, безотрадных. Я писал Вам, что думаю сократить переписку, но понял, что не писать Вам, не делиться своими думами выше моих сил. Буду снова писать – к чему бы это ни привело».

Колчак как благородный человек, обвенчанный в Божьем храме, хотел прекратить эти отношения. Не смог.

Без суда

Переписка с Анной и мимолётные встречи продолжались до 1918 года, когда Колчак оказался в Харбине. Узнав об этом, Анна продала жемчужное ожерелье, купила билет на поезд, объяснилась с мужем, получила развод, бросила сына и поехала за Александром Васильевичем, не зная, найдёт ли она его, обрадуется ли он её появлению?

Софья не могла не знать, что происходит в стране, и можно только предположить, что творилось в душе у бедной женщины.

Только в 1919 году Софью Фёдоровну с малолетним Ростиславом англичане вывезли через Румынию в Париж, где они жили в полной нищете.

А вот решительность Анны Тимирёвой была вознаграждена. Целых два года она находилась рядом со своим возлюбленным. День и ночь… Анна всё твердила себе: «Знаю, за всё надо платить, пусть это будет бедность, болезнь, что угодно, я на всё согласна ради этого счастья сегодняшнего, нынешнего, а там будь что будет!» Но «там» случилось гораздо страшнее. Колчака предали бывшие союзники и отдали в руки большевикам…

21 января 1920 года вице-адмирала посадили в крошечную камеру иркутской тюрьмы, которая по иронии судьбы стояла неподалёку от того храма, где он когда-то венчался с Софьей. На бесконечных допросах Колчак вёл себя совершенно спокойно, охотно отвечал на все вопросы, понимая, что его ждёт, и только приговаривал: «Всё несущественно. Существенны только папиросы». Когда его повели на расстрел, он лишь спросил: «Что, без суда?»

Анна всё это время находилась рядом, в соседней камере. Она добровольно пошла за ним в тюрьму. В её деле так и было написано: «самоарестовалась». Редкие записки, которыми она обменивалась с Колчаком, были предсмертным дыханием их любви. Ему было 46 лет, ей – 27.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года Александра Колчака вывели в тюремный двор к проруби, где обычно полоскалось бельё. Говорили, что до последнего мгновения он напевал «Гори, гори, моя звезда». Но это вряд ли, в тот момент ему было не до романтики. Семь наганов было приставлено к затылку Колчака. Семеро большевиков-железнодорожников, случайных людей без чинов и званий, выстрелили одновременно и поспешили избавиться от тела, столкнув его в чёрную воду.

Весной 1920 года на берегу Ангары в 20 километрах от Иркутска местные жители обнаружили труп в адмиральской форме. Представители следственных органов провели дознание и признали, что это тело принадлежит расстрелянному адмиралу Колчаку. Его тайно захоронили по христианскому обычаю.

А символическая могила Александра Васильевича Колчака находится в иркутском Знаменском монастыре.


Софья Колчак до последних дней хранила верность мужу, работала швеёй, откладывая гроши, чтобы внести скромную лепту в изготовление памятника русским офицерам, погибшим в войнах и во время революции. Памятник установили на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, на шестой строке выбито имя вице-адмирала. Софья Фёдоровна умерла в госпитале Лонжюмо под Парижем в 1956 году.

Анна Тимирёва до середины 1950-х кочевала из лагеря в лагерь, её держали в заключении просто за то, что была знакома с Колчаком. Её сын Володя, талантливый художник, в 1938 году был расстрелян за «антисоветскую пропаганду». Так, на всякий случай. Ему было 24 года. Анна Васильевна восприняла это как страшную расплату за всё. Сама она была реабилитирована только в 1960 году. В 77 лет Анна написала стихи, посвящённые Колчаку: «Но если я ещё жива наперекор судьбе, то только как любовь твоя и память о тебе…» Анна Васильевна Тимирёва скончалась в Москве в 1975 году.

Ростислав Колчак окончил во Франции Высшую школу дипломатических и коммерческих наук. В 1931 году поступил на службу в Алжирский банк. В 1939 году Колчак-младший был призван во французскую армию, и на бельгийской границе его взяли в плен немцы. К счастью, после окончания войны он благополучно вернулся в Париж. Но всю свою жизнь Ростислав слышал историю неземной любви своего отца к незнакомой ему женщине по имени Анна и видел страдания матери. Ростислав Александрович, как и все дети Колчака, был слаб здоровьем. Он умер в 1965 году.

И только смерть объединила семью. На кладбище Сен-Женевьев-де-Буа рядом с обелиском, где на шестой строке выбито имя Александра Васильевича Колчака, покоятся его законная жена и сын.

Наталия БАБУРИНА

Опубликовано в №47, ноябрь 2009 года