Мнение психов не учитывается
07.12.2017 16:07
«Пациенты сами лечат друг друга»

Мнение психов не учитываетсяЗдравствуйте! Хочу, чтобы моё письмо открыло людям глаза. Часто читала вашу газету и мысленно сочиняла ответы авторам писем и заметок, но написать ни разу не решилась. И вот теперь вынуждена рассказать о своей проблеме.

Надеюсь, мою историю прочитают работники психиатрических больниц, узнают себя и свои порядки – и подумают, зачем они туда пришли работать: для помощи пациентам или просто так? Устраиваясь в клинику, надо прежде всего думать о больных, а потом уже о себе, иначе вы превратите жизнь беспомощных людей в ад, пусть и на короткий, по вашим меркам, срок.

События, о которых напишу, произошли в Екатеринбурге полгода назад. Я лежала в стационаре, тогда же по горячим следам написала директору психиатрической больницы. Там сменили всех «надсмотрщиц», но руководство осталось прежним, и все порядки сохранились. И теперь я вынуждена повторить: считаю работу этого лечебного учреждения неэффективной! Объясню подробно.

Главное – из больницы нельзя выписаться по собственному желанию. В том отделении, где находилась я, режим был такой: больные круглосуточно сидели в палате, могли выйти только в коридор и ещё вечером – на два часа в зал, посмотреть телевизор. Электронные устройства брать из дома запрещалось. Никакой связи с миром!

Лично я два раза писала отказ от лечения на имя главврача на листах, которые мне принесли из дома, но не у всех пациентов есть бумага и ручка. Можно, конечно, попросить родных, чтобы они написали руководству больницы от имени пациента по электронной почте. Но приёмных дней всего два в неделю, и не ко всем приходят посетители. Да и те, кто приходит, не всегда согласны помогать человеку выйти отсюда.

Родственники склонны больше доверять врачу, чем психически больному. И медсёстры на свиданиях следят, чтобы пациенты не жаловались. Кстати, главный врач оба раза проигнорировала моё письмо; она и не собиралась что-либо мне объяснять, в чём-то убеждать.

Вообще порядок такой: когда человека помещают в больницу – а чаще всего это делают помимо его желания, – он всё равно должен подписать бумажку, согласие на лечение. На больного давят. Но если он упорно отказывается подписывать, то назначают суд для насильственного водворения в клинику. На суде, как правило, учитываются мнение врача, показания свидетелей и родственников, а ещё впечатления санитаров, которые принимали в стационар.

Мнение самого больного никого не интересует, ему не дают шансов оправдать своё поведение и защититься. Принятое решение суд никак не комментирует, изменить его невозможно. В больнице всё определяет лечащий врач, и если ему что-нибудь в тебе не нравится – будешь лежать до морковкина заговенья.

В больнице дают лекарства, подчас не самые безобидные, и хочешь не хочешь, их надо принимать. Объяснять тебе действие этих препаратов врач и не собирается, чем именно ты болен, тоже никто не расскажет. Если не позволяешь делать уколы и ставить капельницы, придёт мужчина-санитар, скрутит, и тебя уколют насильно. Церемониться с психами здесь не будут.

Строптивых в отделении нет, это понятно сразу. После каждого обеда и ужина выдают таблетки, и медсестра смотрит, чтобы их принимали. Кормят, кстати, отвратительно. Можно исхитриться и не пить лекарства, но тогда надо следить за показаниями других пациентов, чтобы на обходе указывать аналогичные симптомы. Иначе лечащий врач заподозрит твой обман, и таблетки станут давать насильно и дольше продержат в больнице.

А условия там ужасные! Мыться разрешается только один раз в неделю. У каждой палаты свой банный день. Если хочешь помыться ещё раз, надо договариваться с пациентами из другой палаты и просить разрешения медсестры. А персонал далеко не всегда добрый. Ещё есть определённый день, когда все стригут ногти – и медсестра проверяет, обрезаны ли они под самый корень. Если кто-нибудь отказывается стричь так коротко, ему угрожают вызовом санитаров.

При любом неподчинении или конфликте – вызов санитаров или перевод на первый пост. А там лежат не совсем адекватные, глубоко больные люди, которые иногда ходят под себя. Лучше туда не попадать.

Медсёстры ведут себя властно, особенно с мягкими, бесхарактерными пациентами. Кстати, днём, когда в отделении нет врачей, медперсонал смотрит телевизор в зале, а больным туда нельзя – только вечером.

С пациентами никто из психиатров не разговаривает. Врач совершает обход через день, каждому уделяет две минуты: спрашивает, как ты себя чувствуешь, и всё. Все хотят поскорее выписаться, и тут надо подстроиться под врача, угадать его настроение.

Лечение только медикаментозное. Никто не беседует с больным, не расспрашивает, почему он попал в больницу, чего хотел, как жил до этого. Квалифицированного психолога и персонального подхода в больнице нет. Один раз водят на тесты, чтобы проверить на адекватность, и всё. То есть психологически пациенты лечат друг друга сами. Ведь люди сидят целыми днями в замкнутом пространстве, им приходится общаться. Они и рассказывают о себе, чем-то делятся. Чаще всего пациентам стыдно за то, что сюда попали, они раскаиваются в своём поведении. Больница сразу отрезвляет, даже самых буйных.

Но ведь если не разобраться в причинах психического кризиса, не поговорить с больным и его родственниками, всё может повториться. Получить квалифицированную персональную помощь можно только платно, уже после выписки из стационара. Не у всех пациентов есть возможности и желание работать с психологом. Иногда люди считают, что оказались здесь случайно и уж точно в последний раз. Кстати, лечащий врач уверена, что приём лекарств страхует от повторного попадания в психиатрическую больницу. Я не согласна с ней.

Больница становится тюрьмой, я писала об этом руководству, но им всё равно. Главное – отчётность, чтобы все проверяющие остались довольны.
Извините за неграмотность и сбивчивость. Описала только малую толику из того, что накипело. Неужели можно считать такие порядки правильными? Люди, задумайтесь, что вы делаете. Боль срока давности не имеет.

Без подписи

От редакции.
Если в больницах есть нарушения, с ними нужно бороться. Но в письме представлена лишь личная позиция автора. А в большинстве случаев точка зрения пациентов психиатрической клиники не совпадает с точкой зрения их родных и
врачей.

Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №48, декабрь 2017 года