Роксолана: одна против целого гарема
03.01.2018 00:00
РоксоланаИногда отчаянно жалеешь, что не изобретена машина времени: вот бы лично спросить Наполеона Бонапарта, что же ему помешало в битве при Ватерлоо, или осторожно поинтересоваться у Екатерины Медичи, а зачем она, собственно, травила всех без разбору? А ещё можно было бы узнать у легендарной Роксоланы, кого она считала своим кумиром – неужели Мессалину? Последний вопрос не является праздным, поскольку интриговали эти две женщины совершенно одинаково, хоть и были разными по происхождению.

Молодая, но некрасивая

Но оставим в Древнем Риме Мессалину и её беспутные деяния, и обратимся к славянской девушке Анастасии Лисовской, ставшей султаншей могучей Османской империи в XVI веке.

Личность Роксоланы известна широкой публике в основном по одноимённому телесериалу украинского производства с пышнотелой красавицей Ольгой Сумской в главной роли. Реальная Роксолана такими привлекательными формами и прелестными чертами лица не отличалась. Судя по дошедшим до нас свидетельствам современников и редким гравюрам, Роксолана была совсем не «Мисс Вселенная-1522». Именно этот год обозначается историками как первое упоминание об этой удивительной и страшной женщине, которая сыграла колоссальную роль в политике средневековой Турции.

Самое мягкое описание внешности Роксоланы дал венецианский купец Наваджеро, пообщавшись лично с султаншей: «Молодая, но некрасивая, хотя выглядела очень мило». Сразу хочется задать вопрос, каким образом вообще Роксолана оказалась изображённой на гравюрах, что для мусульманского мира сродни порнографии: женщина не имела права открывать лицо, да и беседовать, кроме как с собственным мужем, ни с кем из сильного пола не могла?

Смеющаяся

Точно неизвестно, была ли Роксолана родом из Украины. Итальянцы считают её Маргаритой Марсили из Сиены, испанцы говорят, что Роксолана – это Лусия Гомес, родившаяся на Майорке. Несмотря на многообразие версий, наиболее правдоподобной всё-таки является «украино-польская», потому что роксоланами назывались племена сарматов-славян, обитавшие в те времена в степях Украины. И именно Роксоланой прозвал свою любимую наложницу султан Сулейман I Великолепный. На этом и остановимся, тем более что существует добротно выстроенная биография Анастасии Лисовской, дочери священника Гавриила, жившей с рождения в украинском городке Рогатине (ныне Ивано-Франковская область), где в 1999 году ей был установлен памятник.

Стаи кочевников – крымских татар рыскали вокруг небольших украинских городов и сёл, совершая набеги, чтобы захватить рабынь и разжиться на их продаже в многочисленные восточные гаремы. Так 16-летняя Настя накануне собственной свадьбы оказалась на невольничьем рынке в Крыму, где её заприметил Рустем-паша, пожелавший приобрести рыжеволосую славянку для султана Сулеймана. Но татарин-крымчак отказался продавать девушку, быстро смекнув, как можно извлечь из этого большую выгоду. Татарин сам преподнёс Настю в качестве дара Сулейману. Это очень важный момент. Подобный поступок алчного торгаша открыл ему путь к султанской милости, а судьба девицы Лисовской впоследствии была облегчена этим фактом.

Вообще начало «гаремной» карьеры Анастасии сильно напоминает притчу о двух лягушках, попавших в кувшин с молоком, когда одна лягушка сложила лапки и утонула, а вторая всю ночь барахталась и наутро оказалась на свободе. Непонятно, откуда у столь юной особы взялось столько ушлости, но «лапками», а вернее, локтями Настасья работала столь активно, что добилась невероятных результатов.

Во-первых, ещё на невольничьем рынке она привлекала к себе внимание тем, что всё время весело смеялась, что, согласитесь, несколько странно, учитывая драматические обстоятельства. Возможно, это была отчаянная попытка «сбить молоко»: уж если ситуация против тебя, то приспосабливайся, авось, попадётся хозяин хороший. Лисовская, несомненно, обладала уникальным даром мимикрировать в любой среде. В гарем султана она попала под кличкой Хуррем – Смеющаяся.

К тому времени в гареме уже было около тысячи наложниц, среди которых существовала строжайшая иерархия. На Настю султан даже не обращал внимания, пока она по собственной инициативе не ворвалась в круг танцующих перед Сулейманом одалисок и не привлекла его светлый взор. Танец рыжеволосой Насти произвёл впечатление, и в эту же ночь она получила шёлковый платок – знак того, что султан взойдёт на её ложе. Больше Сулейман с этого ложа уже не сходил.

И вот тоже интересно почему? Чем привлекла искушённого мужчину неопытная девчушка? То ли природный сексуальный магнетизм в Насте был, то ли сызмальства втайне от отца-священника штудировала в родном Рогатине невесть как попавшую туда «Камасутру»… А может, слышала когда-то про Шахерезаду, которая ублажала господина сладкими речами да умными беседами. Лисовская ведь была грамотная девушка, учитывая её происхождение.

Так или иначе, Сулейман был одурманен Настасьей настолько, что стали поговаривать, будто новая наложница околдовала его приворотным зельем из зубов гиены, которые она покупала у местных колдунов.

Гаремная поэзия

Сулейман Великолепный вообще был довольно приличным султаном, особенно на фоне своих предшественников. Казнил не так уж часто, захватнические войны вёл не особенно жестоко, зато издавал законы, поощрял науки и искусства, да и сам писал неплохие для султана стихи. Это при нём в Стамбуле произошёл расцвет архитектуры, связанный с именем великого зодчего Синана.

Роксолана совершенно потрясла султана своей скромной просьбой посещать дворцовую библиотеку. Сулейман, романтик и поэт, ещё больше привязался к девушке. А когда она сама стала писать на турецком языке любовные стихи, посвящённые сиятельному возлюбленному, сердце султана растаяло окончательно.

Да, Анастасия за короткий срок выучила турецкий, перешла в ислам и перестала думать о своей семье. Как отрезало! Видимо, Лисовская была мощным стратегом, твёрдо стоявшим на земле. Она прекрасно понимала, что возврата к прошлому нет, а значит, надо жить дальше и по возможности хорошо. Привязав Сулеймана к себе настолько, чтобы выдвигать собственные условия, Роксолана спустя восемь лет с момента появления в гареме просит султана сделать её официальной супругой. Вот где пригодилась хитрость татарина-крымчака. Если бы он тогда на невольничьем рынке продал Настю, то сейчас рабыня не смогла бы претендовать на официальный статус. Но, будучи подаренной, Роксолана формально оставалась свободной. Вот такая гаремная казуистика.

И в 1530 году произошло невиданное: султан женился на женщине из гарема. Роксолане было 24 года – старуха по тем временам. Но Сулейман нашёл в своей очередной невесте всё, что нужно просвещённому мужчине: ум, грацию, эротизм, образованность. Молодые супруги часами могли беседовать о политике, искусстве и любви. Они общались стихами собственного сочинения. Роксолана была очень мудра: она знала, когда нужно промолчать, а когда проявить инициативу. Новоявленную султаншу признали главы других государств. Она стала настолько влиятельна, что появлялась на людях с открытым лицом, непринуждённо общалась с гостями и послами мужского пола и при этом не вызывала осуждения со стороны мусульман.

Конечно, у Сулеймана было ещё несколько официальных жён помимо Роксоланы-Хуррем. Старшей женой была дочь черкесского хана Гульбехер, на которой султан женился не по любви, а по долгу. В этом браке родился сын Мустафа, в котором султан души не чаял.

И это очень беспокоило Роксолану.

Найти и обезвредить

Дело в том, что в Османской империи существовала прекрасная древняя традиция: всякий, кто восходит на султанский трон, должен перебить всех своих братьев до единого, дабы предотвратить любую конкуренцию. И поскольку жён у султанов было несколько сотен, а отпрысков – даже несколько тысяч, то новому главе государства поначалу приходилось довольно хлопотно. Ведь братиков нужно убить буквально за несколько дней, пока те не успели составить заговор и сместить выскочку. Так что сразу после объявления нового султана в гарем врывались янычары и резали всех мальчиков до единого, включая грудных младенцев. Кровь можно было черпать ушатами. По стране немедленно отправлялись карательные отряды с приказом найти и обезвредить всех наследников, успевших расползтись по империи. А те даже и не особо прятались, будучи покорны судьбе.

Таков был непреложный закон средневековья. И любая наложница султана прекрасно знала, что её сын либо станет султаном (что маловероятно при такой конкуренции), либо будет зарезан.
Роксолана тоже родила сына.

Но пока он ещё совсем маленький, да и Сулейман вовсе не стар, есть время обдумать решение. И молодая султанша решила заняться обустройством своего государства. Тем более что супруг, опустошив казну, отправился усмирять мятежные народы Персии (а надо сказать, что за время своего правления Сулейман Великолепный не проиграл ни одной военной кампании).

Хуррем-султан – именно так теперь почтительно называли Роксолану. Её не смутило отсутствие средств. Она распорядилась открыть в европейском квартале Стамбула винные лавки и погреба, отчего казна стала незамедлительно пополняться. Роксолана приказала реконструировать причалы в Галате и расширить вход в бухту Золотой Рог – теперь сюда могли заходить не только лёгкие, но и крупнотоннажные суда со всего мира. Международная торговля стала развиваться стремительно. Теперь хватало денег на то, чтобы строить новые мечети, больницы и даже дома престарелых. Это всё сделала Хуррем-султан, за что в Турции её и по сей день вспоминают с благодарностью.

Но самое главное, что Роксолана построила для янычар (султанская гвардия) казармы, больше похожие на дворцы, увеличила этим воинам жалованье и наделила их новыми привилегиями. И вот на это стоит обратить особое внимание, ведь всё, что делала рыжеволосая султанша, она делала неслучайно.

Анастасии Лисовской было особенно важно задобрить янычар, ведь этот особый род войск при султанском дворце состоял из… славян! Сербов, русских, украинцев. Янычарами делали либо пленников, либо отобранных на завоёванных землях мальчиков. Их насильственно превращали в мусульман и заставляли служить на благо Османской империи. Теперь многое становится понятным – Роксолане была необходима поддержка, чтобы укрепить собственные позиции.

Как все любят Мустафу!

Сулейман, вернувшись из очередного похода, не узнал собственный дворец Топ-Капы, который полностью перестроили. Султан был потрясён хозяйственностью и радением супруги о благополучии державы. И вот тогда он окончательно отдал пальму первенства Хуррем и распустил гарем.

Этот поступок потряс всю Турцию, такого в истории ещё не было! Были гаремы, состоящие из мальчиков, которые содержал отец Сулеймана – Селим I. Были гаремы, где наложницы по многу лет не видели милости от своих владык: а если женщина не спала с султаном более девяти лет, то её с дорогими подарками отпускали на все четыре стороны. Но чтобы просто взять и распустить весь гарем!..

Конечно, Роксолана приложила к этому руку. Время никого не щадит, и султанша панически боялась, что Сулейман обратит внимание на более молодую и привлекательную девушку. А с неугодными жёнами и наложницами в Турции поступали очень просто. Их сажали в кожаный мешок, куда бросали также ядовитую змею и разъярённую кошку, завязывали и по специальному каменному жёлобу спускали в воды Босфора… Впрочем, некоторых опротивевших жён просто душили чёрным шёлковым шнурком. Подобная казнь считалась привилегией: таким способом умерщвляли лишь мусульман и мусульманок, ведь негоже проливать кровь правоверных…

Итак, Роксолана осталась без соперниц из гарема, но она никак не могла избавиться от официальных жён Сулеймана, а также их детей. Мы уже говорили, что у Роксоланы тоже родился сын, названный Селимом в честь отца Сулеймана – Селима II Грозного, любителя мальчиков. Судьба Роксоланы напрямую зависела от того, станет или не станет ёе малыш прямым наследником престола. Но дорогу преграждал Мустафа – сын Гульбехер. И Роксолана всерьёз взялась за дело, разработав хитроумную многоходовую комбинацию, которой позавидовал бы и Никколо Макиавелли.

Для начала Роксолана внушила супругу мысль, что его визирь Ибрагим излишне симпатизирует Франции. Ибрагима удавили пресловутым шёлковым шнурком. На место Ибрагима пришёл ставленник Роксоланы – Рустем-паша, тот самый, который привёл её в гарем Сулеймана. Хитрая Хуррем выдала за пятидесятилетнего Рустем-пашу свою 12-летнюю дочь, которая не отличалась особой сообразительностью и, сама того не ведая, стала шпионкой матери. Рустем-паша, подначиваемый юной супружницей, смог убедить Сулеймана, что Мустафа – любимый сын и прямой наследник престола – состоит в заговоре с сербами против родного отца. Да и сама Роксолана подливала масла в огонь, нежно воркуя на ушко супругу: «Как Мустафу все любят! Его, право, можно назвать не наместником, а правителем; паши повинуются ему как велениям самого султана. Хорошо, что он не употребляет во зло своего влияния, но, если бы на его месте был человек лукавый, честолюбивый, то мог бы…»

Сулейман поверил, потому что время было такое: дворцовые перевороты считались делом обыденным. Шёлковый шнурок вновь сотворил своё мрачное дело… После смерти Мустафы его мать Гульбехер сошла с ума от горя. Так Роксолана одним махом убрала с дороги сразу двоих.

Выродок-алкоголик

Теперь угрозу представлял сам Рустем-паша, который «слишком много знал». Здесь всё просто: кровавая самка Роксолана сама убедила своего супруга в предательстве зятя, и Рустем-паша отправился вслед за Мустафой.

В последующие годы по странному стечению обстоятельств погибли все 40 сыновей Сулеймана II, которые были рождены от многочисленных жён и наложниц. Документального подтверждения причастности Роксоланы к этим трагическим событиям, разумеется, нет, но после этого Роксолане и её сыну Селиму был открыт путь к прямому наследованию султанского престола.

Забегая вперёд, скажем, что Селим оказался самым никчёмным, самым нелюбимым правителем Османской империи. Он вошёл в историю как Селим-Пьянчужка и существо абсолютно бездарное. Даже интеллигентнейший академик Крымский не смог подобрать для описания Селима иных слов, кроме как «выродок-алкоголик и жестокий деспот».

Свою судьбу выродок закончил так же нелепо, как и прожил её. Будучи, как обычно, пьяным, он поскользнулся в бане и ударился головой об угол мраморного бассейна.

Впрочем, Роксолана не увидела того, что сделал с Османской империей её любимец. Она умерла своей смертью, что удивительно само по себе, в 1562 году в возрасте 56 лет, оставив Сулеймана безутешным вдовцом. Бездарный Селим стал правителем уже после смерти отца. Его время оказалось скоротечным – с 1566 по 1574 год, именно столько лет он пропивал своё здоровье и заодно всю империю. Удивительно то, что Селим открыто и безудержно предавался возлияниям, несмотря на строгий запрет Корана. И именно с него начался постепенный закат турецкой империи. Так Роксолана стала косвенной виновницей падения Османского султаната. Отомстила так отомстила!

Свой след в истории Анастасия Лисовская-Роксолана-Хуррем-султан оставила яркий и неоднозначный. Скорее всего, она была всего лишь человеком, который хотел выжить. И это ей с блеском удалось. Другое дело, что последствия оказались губительны для целого государства, не говоря уж о нескольких сотнях жизней ни в чём не повинных людей.

Сегодня украинские феминистки сделали Роксолану своим идеалом, возведя в ранг национальной героини. На что один из журналистов (отметим сразу – украинских журналистов) резонно заметил: хорошо, что Роксолана развила свою бурную деятельность за пределами Отчизны, иначе от Украины камня на камне бы не осталось.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №09, март 2010 года