Р-р-разговорчики в строю
25.01.2018 16:12
Как создавалась «9 рота»

Р-р-разговорчики в строюФёдор Бондарчук признался, что всю жизнь мечтал снять «большое полотно»: «В Америке всё просто, там герой блокбастера – спаситель мира. В России это не проходит. Остаётся война». Так что ради исполнения мечты пришлось затевать крупномасштабные киноманёвры.

Дядя Фёдор повзрослел

В детстве он таскал со стройки карбид, колдуя над самодельной взрывчаткой, чтоб заложить под соседскую дверь. В юности почуял конъюнктуру и стал пионером российского клипмейкерства. А потом вдруг вышел в телеэфир, чтобы вести развлекательные программы.

Правда, до «9 роты» кинематографическая тусовка воспринимала Бондарчука-младшего несерьёзно. О нём даже злословили в духе Хармса: якобы старожилы телецентра «Останкино» не пускают Фёдора в телевизионную столовку. Будто бы придёт ведущий программы «Кресло» пообедать на половину киношников, а те ему: «Ступай-ка, Федя, к своим». Он метнётся к телевизионщикам, но они тоже фыркают. Помыкается знатный клипмейкер, проголодается и забьётся в своё студийное кресло хлебать «Доширак». «Доширак» ему спонсоры давали…

В том неоднозначном прошлом Бондарчуку доставались и награды вроде «Овации», но чаще – шутейные призы типа «Серебряной калоши» как обладателю «самой молодой лысины года». Зато с появлением масштабной «9 роты» насмешники вспомнили, что Фёдор Сергеевич – сын легендарного Сергея Бондарчука, получившего «Оскар» за батальные сцены в «Войне и мире». Словом, репутация ФСБ (именно так называют Фёдора друзья) укрепилась. О нём даже добрый анекдот появился: мол, оказывается, дядя Фёдор из Простоквашина вырос, облысел и снял «9 роту»!

По натуре Бондарчук крут, но способен прослезиться на хорошей картине вроде «Пёрл-Харбор». Он любит начищенную обувь, качественное оружие и настоящую охоту. С другой стороны, Бондарчук готов до умопомрачения вскапывать свои газоны в Барвихе, что настоящему мачо, под которого он косит, вроде бы не по статусу.

К чести Фёдора заметим, что, заслужив признание за свою «9 роту», он честно сознался: вгиковского диплома не защитил, хотя и учился у баталиста Озерова. И пояснил особо любопытным: «В институте надо было сдавать теорию КПСС, а у меня уже была своя компания «Арт Пикчерз Груп», офис на «Мосфильме», секретарь… Сами понимаете, не до этого».

Тяготы и лишения

Идею кинодебюта Бондарчук-младший вынашивал шесть лет. При этом он был настолько зомбирован величием отца, что поначалу подумывал использовать папины наработки.

Известно, что народный артист СССР Сергей Бондарчук дебютировал в режиссуре фильмом «Судьба человека» по рассказу Шолохова. Его герой простой шофёр Андрей Соколов прошёл через испытания фронтом, немецким пленом, гибелью всей семьи – и почти насильно привязал себя к жизни, усыновив мальчика-сироту. Картина получила массу престижных международных наград, в общем, стала легендой.

Фёдор решил модернизировать этот сюжет и снять «Судьбу человека-2». Не про шофёра, а про шахтёра. Не про Отечественную войну, а про чеченскую. Причём если папа-Бондарчук сыграл своего героя сам, то и Федя собирался поступить аналогично… Он привлёк к работе талантливого сценариста Петра Луцика, но материал не поддавался! Сценарий спотыкался о Чечню, будто конь Ильи Муромца, почуявший Соловья-разбойника. А потом случилось так, что Луцик внезапно умер, и Бондарчук пригласил в соавторы Юрия Короткова, изменив концепцию. Решил делать фильм про Афган.

Сюжет сочинили бесхитростный. После нескольких месяцев адской муштры в учебке семеро призывников попадают в горнило афганской кампании. Они становятся бойцами 9-й роты десантников, которая получает задание занять высоту и держать её, защищаясь от душманов до прохождения нашей колонны, чтобы обеспечить её безопасность…

В своё время и сам Фёдор, призванный в армию в 1985-м, едва не загремел в Афган. «Я пошёл служить в славный город Красноярск, – как-то разоткровенничался режиссёр. – Там мне не понравилось, потому что из славного города Красноярска из учебки формировали самолёты, улетавшие в Таджикистан, а оттуда – понятно куда. Я не скрывал никогда своего желания служить Родине, тем более у меня отец военный. Но погибать в войне, непонятно какой, я не хотел, поэтому пошёл служить в кавалерийский полк имени… как говорил отец, «пойдёшь служить в полк имени меня». И я там прослужил прекрасные два года, получив все тяготы и лишения армейской службы…»

«Полк имени меня» – это конное воинское подразделение, когда-то созданное Бондарчуком-старшим для съёмок батальных сцен «Войны и мира». Бондарчук-младший вспоминает о службе в «блатном кавалерийском»: «Мы ездили в разные командировки… Раньше снимали много исторических фильмов. Мы и рубились – то в латах, то в гусарских нарядах. Вот, помню, мне отдавили ногу на съёмке каких-то революционных событий. Я, помню, был в шинели и с шашкой. С басмачами мы тоже сражались».

Так выглядели тяготы и лишения.

Будет нелишним заметить, что 9-я рота 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка существовала реально и породила много легенд. А поскольку в неё зачастую определяли отпетых хулиганов, то и слава была соответствующая. Но эти отчаянные вояки оказались способны на настоящие подвиги. Только за эпизод, послуживший отправной точкой сценария «9 роты», двое десантников получили посмертно звание Героя Советского Союза.

Кто, где, как и сколько

Сценарий «9 роты» завизировал военный консультант картины – бывший министр обороны Павел Грачёв. Он благословил создателей картины припиской на титульном листе: «Это будет лучший фильм об афганской войне».

Деньги на масштабный кинопроект были потрачены немалые – 9 миллионов долларов. Самой затратной сценой «9 роты» Бондарчук называет взрыв самолёта, который готовился 17 дней и обошёлся в 450 тысяч баксов. На картине было задействовано 18 объектов в Крыму, Узбекистане и Москве, в массовке снималось около двух тысяч человек. Для участия в «больших манёврах» украинская армия предоставила 300 военнослужащих, 20 танков и бронетранспортёров, самолёты и вертолёты, системы залпового огня.

За спецэффекты отвечали зарубежные умельцы. Бондарчук прочувствованно вспоминает: «Грим мы везли из Америки. 180 килограммов груза: «кровь» дневную, ночную, кристаллический ментол для слёз, его дуют в глаза, и плакать будешь полчаса, силиконовые шрамы». Кстати, шрамы эти (каждый ценой не ниже 50 долларов) были изготовлены в Штатах. А страшенный «ожог» для Пореченкова-Дыгало разработан эксклюзивно.

Бондарчук оставил за собой роль Хохла в собственной картине, и за это супостаты попрекали его неуместно «ухоженной рожей и белозубой улыбкой». Сам Фёдор уверяет, будто сыграл в «9 роте» из-за безвыходной ситуации. Ведь на Хохла был утверждён Николай Фоменко, но съёмки совпали с каким-то проектом Первого канала. Заменить Фоменко Машковым тоже не удалось. Пришлось Бондарчуку сниматься самому.

Из других рокировок упомянем, что харизматичный Смольянинов был поначалу утверждён на Джоконду. И очень хотел сыграть эту роль, поскольку она была «на сопротивление». Но, похоже, режиссёру понадобилось место в кадре для красавца-племянника Константина Крюкова, и он поручил Джоконду ему. А Смольянинов стал Лютым – единственным выжившим из «великолепной семёрки».

Справедливости ради уточним, что Константин Крюков (сын сестры Фёдора Алёны) оказался на своём месте… Причём на избалованного столичного мальчика очень подействовало присутствие на съёмках воинов-«афганцев». «На фильм приглашали консультантов, которые прошли войну в Афганистане. Это люди с особым восприятием», – вспоминает Крюков. – Загримируют, скажем, какого-нибудь артиста, шрамов ему наложат, кровавыми бинтами перевяжут – он выходит из гримёрки, и все над ним смеются, по плечу похлопывают. А этот консультант вдруг как забьётся в конвульсиях и пропадёт на двое суток… И сразу как-то не до смеха становится, когда накрывает мысль: для кого-то это не было игрой».

Актёры постоянно общались с матёрыми вояками и в чём-то им подражали: «Я вообще спал под «КамАЗом», – говорит тот же Константин Крюков. – Единственное место, где в перерывах можно было укрыться от солнца».

Под «КамАЗом» – это ещё что. Штатский, никогда не служивший Алексей Чадов (Воробей) и под движущийся танк ложился. А позже свидетельствовал: «Мало с чем сравнимое ощущение».

Во время съёмок на натуре в группе действовало железное табу: выпивать на площадке категорически запрещалось. «Искусство под наркозом» было исключено из обращения.

Не обошлось и без массового экстрима. Над одной из сложных сцен Бондарчук работал хоть и с перерывами на перекус, но в общей сложности 28 часов! Ещё был случай, когда во время съёмок эпизода вертолёты появились в небе со стороны Фороса. А там президент Кучма аккурат в это время принимал зарубежных гостей. Говорят, что от международного скандала съёмочную группу спасло только присутствие в резиденции Путина.

Из забавных моментов можно упомянуть, что для сцены похода Джоконды за спичками группе понадобилась покладистая ослица, которая не испугается камеры. В Ялтинском зоопарке киношникам предложили взять звезду, блеснувшую ещё в «Кавказской пленнице» Гайдая. Пожилая ослица оправдала доверие и не испортила киноборозды…

Съёмки в Крыму длились полгода, и Светлана Бондарчук частенько наезжала в Алушту, чтоб поддержать мужа, а заодно убедиться, не расшалился ли этот большой «ребёнок». Жена режиссёра призналась журналистам: «У нас не было опыта долгой разлуки. Я считаю, что любовь на расстоянии или тем более семья на расстоянии – это большой блеф, игра».

После боя

Когда «9 рота» вышла в прокат, то реакция публики была бурной, но противоречивой. Бондарчук вспоминает: «Звонят мне из одного издания и говорят: «Мы вас поздравляем: согласно опросу наших читателей «9 рота» – лучший фильм 2005 года». Я говорю: «Й-ес!!!» «Не вешайте трубку, это ещё не всё. Согласно опросу наших читателей «9 рота» – худший фильм 2005 года». Й-ес! Вот это здорово!»

Фильм собрал только в российском прокате (и только в 2005 году) порядка 26 миллионов долларов. Но поскольку 9-я рота существовала реально, то ветераны-«афганцы» восприняли художественный домысел как обидную неправду. Мол, бой за высоту 3234 происходил не в 1989-м, а в 1988 году, а значит, наше командование ещё не выводило войска из Афгана и не могло «забыть» бойцов в чужой стране…

Десантники пробирались на пресс-конференции и уличали киношников в обилии ляпов. Например, таких.

Танков Т-64БВ, показанных в фильме, в Афганистане не было. В 40-й армии на вооружении состояли Т-55 и Т-62.

По прибытии в часть один из героев получает пулемёт Калашникова с погнутым стволом. Но ведь ствол у такого оружия легко заменяется.

В эпизоде с засадой, когда бойцы 9-й роты наблюдают за приближением колонны, её сопровождают два Ми-24, но после нападения «духов» вертолёты бесследно исчезают.

В сцене разминирования территории десантники находят противопехотную мину ПФМ-1 «Лепесток». Время боевой работы такой мины составляет не больше сорока часов, потом она самоликвидируется. Получается, что бойцы занимали территорию, которую заминировали советские же войска менее чем за двое суток до этого. Абсурд!

Зрители замечали даже такие мелочи, что у Лютого временами зубы вставные, а временами собственные, и что номера на автомобилях не соответствуют времени. Создателей даже ущучили в том, что некоторые из бойцов обуты в американские кроссовки модификации середины или даже конца 1990-х годов!

Но главное – вовсе не кроссовки. «Зачем Бондарчук убил девятую роту?» – риторически восклицали бывшие «афганцы». Они-то знали, что в реальном бою погибли 6 человек из 39. Об этом говорил, например, нынешний ветеран Зураб Ментешашвили, встретивший на высоте 3234 своё двадцатилетие. Он увидел в фильме Бондарчука много «развесистой клюквы»: «Актёров нарядили в летнюю форму, а бой случился в январе, когда в Афгане после захода солнца дубак страшный! Кстати, дрались мы ночью, а на экране – ясный день». Или: «Показывают кишлак и кучу народа в нём. Бред! К 1988-му большинство местных ушли в горы. В крупные населённые пункты и в «зелёнку» мы вообще старались не соваться! Случай был, когда целое подразделение человек в шестьсот-семьсот продвинулось вглубь на полкилометра и никто не вернулся, всех там и положили…»

Но всё же бывший десантник поблагодарил Бондарчука за то, что тот «показал бойцов девятой роты настоящими мужчинами».

А вот либеральная критика отзывалась о картине непримиримо. Ведь режиссёр не обозначил отчётливого отношения к афганской авантюре: по фильму просто получалось, будто «война – это правильное место для хороших парней. А побеждает здесь тот, кто выполнил приказ начальства. Любой. Без рассуждений и оценок». Зато картину посмотрел тогдашний президент Путин и весомо назвал работу Фёдора Сергеевича достойной. Опять же руководство Вооруженных сил выписало Бондарчуку почётную грамоту, с которой тот, по его собственному признанию, полдня носился по «Мосфильму», преисполненный гордости.

А вскоре пошли награды посолиднее. Например, «Ника» и целых три «Золотых орла»: за лучший фильм 2005 года, за лучшую операторскую работу (Максим Осадчий), за лучшую музыку (Дато Евгенидзе).
Правда, с музыкой произошло недоразумение.

Музыкальная история

После урожая «Золотых орлов» в прессе появилось интервью Ивана Бурляева – сына Натальи Бондарчук, сводной сестры Фёдора. Юноша утверждал, что в своё время получил от Бондарчука предложение написать музыку к «9 роте», быстро сочинил тему, записал на диск и отдал дяде-режиссёру. Но вскоре Фёдор Сергеевич объявил, что передумал сотрудничать, и заказал музыку другу детства Дато Евгенидзе. Каково же было удивление Ивана Бурляева, когда, посмотрев картину, он обнаружил, что одна из музыкальных тем «9 роты» принадлежит Цою, вторая же – безусловно, ему, Бурляеву!

В ответ на упрёк племянника дядя Фёдор отшутился: «Скоммуниздили». Примечательно, что Бурляев-младший добивался не денег, а упоминания в титрах. Он был настолько уязвлён, что хотел подавать в суд… Но мама отговорила. Не могла допустить, чтоб пресса трепала славную фамилию покойного Сергея Бондарчука.

А что же Фёдор Сергеевич? В каком-то интервью он обмолвился, что в детстве обожал торчать в дачном сарае, где Бондарчук-старший держал коллекционные казацкие шашки. Ясное дело, крошку Фёдора к острым предметам не допускали. С тех пор мальчик так и не наигрался с оружием. Так что, отколошматив руками десантников толпы душманов в «9 роте», он не угомонился, а принялся гонять по экрану жёлтые и розовые танки в фантастическом «Обитаемом острове».

Похоже, если в ближайшее время Бондарчук не повзрослеет, то не за горами и ремейк «Войны и мира».

Татьяна АЛЕКСЕЕВА

Опубликовано в №13, апрель 2010 года