Как будет умирать Америка
01.02.2018 18:41
Как будет умирать АмерикаГорода, как и люди, стареют. Некоторые, невзирая на славное прошлое, превращаются в развалины в буквальном смысле. Особенно не везёт моногородам, в которых производство изначально концентрировалось на градообразующих предприятиях, где трудилась большая часть населения. Стоит этим предприятиям закрыться – и горожане массово покидают привычные места в поисках лучшей доли. Целые кварталы зарастают сорняками и становятся пристанищем бомжей и наркоманов. Американский Детройт – впечатляющий пример умирающего города. Некогда столица автопрома США, «город моторов», за свою красоту прозванный также «Парижем Запада», ещё полвека назад по численности населения занимал четвёртое место в стране. Сегодня  лишившийся более миллиона жителей Детройт – это город-призрак. И его деградация продолжается.

Откуда богатство?

История города Детройта, которую мы вам расскажем, – это не просто любопытный случай, не просто стечение обстоятельств. Многие экономисты на примере Детройта предсказывают, что примерно так будет умирать Америка. Сначала небывалый взлёт экономики, ошеломительное богатство, затем медленный спад, который вскоре приобретёт панический лавинообразный характер, а закончится всё всплеском преступности и даже гражданской войной между белым и цветным населением. Так что к истории этого мёртвого города следует приглядеться внимательнее.

…Детройт основали на берегу одноимённой реки в районе Великих озёр французские колонисты в 1701 году. Изначально это было просто огороженное место для торговли – вернее, даже не торговли, а натурального обмена с индейцами. Европейцы получали ценные меха, а взамен давали немудрящие промышленные товары, холодное и огнестрельное оружие. Но главной валютой был алкоголь. Виски и ром пользовались у индейцев бешеной популярностью.

К началу ХХ века в Детройте проживало уже 285 тысяч человек, и именно тогда для города наступил золотой век. Известна даже точная дата его начала – 4 июня 1896 года. В этот день изобретатель-любитель, инженер Генри Форд, запустил в угольном сарае на окраине Детройта двигатель внутреннего сгорания собственной конструкции. Через семь лет он основал фирму «Форд», а в 1908 году начал серийный выпуск знаменитого автомобиля.

Во все концы страны из Детройта отправились вербовщики, обещавшие потенциальным работникам фордовского завода все мыслимые блага: большую и стабильную зарплату, достойное жильё и медицинскую помощь, хорошее образование для детей. Генри Форд и впрямь держал слово – отдавал львиную часть прибыли на строительство социальных объектов, обустройство рабочих на новом месте. Первым в стране положил сотрудникам невиданную в тогдашнее время оплату труда – 5 долларов в час и ввёл 40-часовую рабочую неделю с двумя выходными. Неудивительно, что отовсюду в Детройт стали съезжаться квалифицированные кадры. Так же как и сейчас, в Америку за длинным долларом стремятся иммигранты из всех стран мира.

Чтобы было удобно всем, на заводе Форда круглосуточно работало два конвейера – для рабочих высокого и низкого роста. Появление конвейеров позволило снизить стоимость автомобиля с 750 до 260 долларов и отвечало главному лозунгу изобретателя и бизнесмена: «Автомобиль для всех!» В 1925 году концерн произвёл около 2 миллионов машин – колоссальное по тогдашним временам количество.

Потрясённые достижениями Форда конкуренты принялись переводить свои заводы и представительства в Детройт – поближе к развитой производственной инфраструктуре и средоточию квалифицированных рабочих и менеджеров. Вскоре в городе и его окрестностях заработали предприятия Крайслера, Доджей, Паккарда,  Шевроле, «Дженерал Моторс», «Кадиллак», «Студебеккер». А сам Детройт получил прозвище «город моторов», стал автомобильной столицей страны.

Нищебродам здесь не место

Город стремительно рос и ширился, обустраивался и облагораживался. К началу 30-х годов население Детройта превысило полтора миллиона жителей. Невиданные доходы автомобильных концернов спровоцировали строительный бум, внешний вид города на глазах менялся. Один за другим возводились небоскрёбы, роскошные отели и магазины, жилые кварталы. Приезжих поражали красивые авеню, освещённые диковинными лампами Эдисона, и загородные дома богатых управленцев.

Тогда же в городе появились неслыханные для остальной Америки преференции рабочим и служащим: добровольная медицинская страховка от работодателя, оплачиваемый отпуск, пенсии по выслуге лет, выплаты при вынужденном увольнении. Исследователи не без оснований считают Детройт родиной американского среднего класса. Уже в первой половине ХХ века город стал одним из богатейших мегаполисов Америки.

В 1913 году была воздвигнута местная достопримечательность – 18-этажный железнодорожный вокзал, самый высокий в мире. Впрочем, в связи с почти поголовной автомобилизацией горожан он недолго пользовался популярностью. Реклама личного автомобиля сделала своё дело – железной дорогой детройтцы пользовались редко и неохотно.

Да и в черте города общественный транспорт развития не получил. Во многом благодаря усилиям автоконцернов, которые настойчиво внедряли в умы американцев идею, что общественный транспорт – «езда для бедных». Всякий уважающий себя гражданин обязан иметь в личном пользовании автомобиль.

К концу 50-х годов в Детройте проживало уже 1,8 миллиона человек (и более 3 миллионов с учётом пригородов), однако город так и не обзавёлся метрополитеном.

Конец прекрасной эпохи

Повальная автомобилизация, которая вывела Детройт во флагманы индустрии, в итоге сыграла с ним дурную шутку и стала, как ни парадоксально, причиной упадка. Впрочем, причин для заката былой славы было немало, и все они в совокупности поставили крест на «городе американской мечты», как нередко называли Детройт.

Первые звоночки прозвучали в середине 50-х годов. Сеть новеньких дорог и развязок позволяла едва ли не за считаные минуты доехать из пригорода в центр. Начались ажиотажная скупка и строительство загородной недвижимости, массовая миграция обеспеченных детройтцев в пригороды. За платёжеспособными работниками автопрома потянулась гуманитарная сфера – врачи и педагоги, юристы и банкиры. Цены на жильё в центре Детройта резко упали. Поселиться здесь теперь могли даже безработные афроамериканцы, жившие на пособия. Город стремительно «чернел».

Закрывались магазины, развлекательные заведения, кинотеатры, салоны красоты и парикмахерские. Очень быстро ухоженная автомобильная столица Америки стала превращаться в гетто. Белое население избегало появляться в кварталах, прежде считавшихся престижными.

В июле 1967 года Детройт потрясли пятидневные массовые беспорядки, учинённые афроамериканцами; подавить их смогли только подразделения Национальной гвардии. В результате погибло 43 человека, ранения получило около 500, было сожжено более 2 тысяч зданий. После этих кровавых событий бегство белого населения в пригороды только ускорилось.

В октябре 1973 года разразился нефтяной кризис. Арабские нефтедобывающие страны объявили эмбарго на поставки нефти на западные рынки, в первую очередь в США и Европу. Это решение было принято в знак протеста против поддержки Западом Израиля. Цены на бензин скакнули вчетверо – с 3 до 12 долларов за баррель. Для гигантов автопрома Детройта это стало настоящей катастрофой.

Мощные, но прожорливые американские машины очень скоро проиграли в конкуренции с экономичными европейскими и японскими автомобилями, потреблявшими в два-три раза меньше топлива. Обвалился спрос на машины «большой тройки» производителей – «Дженерал моторс», «Крайслер» и «Форд». Производство сокращалось ударными темпами, на автозаводах пошли авральные сокращения, золотой век Детройта закончился. И, судя по всему, уже безвозвратно.

Стоит отметить ещё одну важную деталь. В Детройте со времён Первой мировой войны было развёрнуто производство продукции военного назначения, главным образом танков и грузовиков-тягачей. Оборонные заказы сыпались как из рога изобилия, и не только от американского правительства, но и из других стран, пополняя городскую казну солидными налоговыми поступлениями. А к середине 70-х, после прекращения ряда военных операций, в первую очередь войны во Вьетнаме, поток заказов на военную технику резко упал. Это стало ещё одной причиной краха Детройта.

Покупателей нет

Свою негативную роль сыграли местные политиканы и профсоюзы, требовавшие от предприятий, находившихся на грани банкротства, не снижать уровень зарплат и социального обеспечения. Однако платить работникам, как и прежде, порядка 70 долларов в час, в то время как средняя стоимость трудового часа в США составляла 30 долларов, автоконцерны уже были не в состоянии. Так же как и содержать обширную «социалку» – школы, больницы, собственные пенсионные фонды.

Сборочные цеха переносились в другие города, с более дешёвой рабочей силой. На фоне общей деградации и падения уровня жизни отток жителей из Детройта принял характер тотального бегства – все, кто финансово мог позволить себе уехать, покидали город. Вместе с ними «уезжали» и налоги, позволявшие содержать территорию в порядке. Город быстро хирел. Отъезд состоятельных горожан лишал казну необходимых средств для поддержания инфраструктуры, а ухудшение условий жизни только ускоряло исход.

Сегодня в городе проживает немногим более 680 тысяч человек. Целые районы, которые местные жители метко именуют «городскими прериями», разрушаются в запустении и стали прибежищем маргиналов и банд наркоторговцев. В заброшенных кварталах теперь можно разве что снимать фантастические фильмы в жанре постапокалипсиса. Здесь, например, снимали сериал «Робокоп», причём создателям не пришлось ничего приукрашивать: в своём обычном состоянии улицы выглядят так, будто конец света уже наступил.

Более трети улиц по ночам не освещается, 40 процентов фонарей неисправны, и у муниципалитета нет денег на оплату электричества. Знаменитый 18-этажный вокзал закрыт. Из него выехали все до единого магазины, офисы компаний, службы быта. Последний поезд с детройтского вокзала ушёл в далёком 1988 году.

Город захлестнула волна преступности, он давно и прочно занимает первое место по числу убийств в США. Звучит как смех сквозь слёзы, но полиция официально предупреждает гостей города, что они приезжают в Детройт «исключительно на свой страх и риск»!..

Более 86 процентов населения Детройта – это малограмотные неквалифицированные афроамериканцы, составляющие костяк преступных групп. Треть детройтцев живёт за чертой бедности. Заброшенный частный дом можно купить за смехотворные 9 тысяч долларов (500 тысяч рублей). Правда, охотников на недвижимость в Детройте, мягко говоря, немного. А вообще сегодня «город моторов» на треть состоит из опустевших заводов, бизнес-центров и жилых кварталов, куда даже полиция боится сунуть нос.

Попытки реанимации

Предпринимались попытки восстановить былое величие автограда, но толком ничего не вышло. В 1981 году на берегу реки Детройт был сдан в эксплуатацию гигантский пятибашенный комплекс высотой 222 метра, названный, с претензией на возрождение города, «Ренессанс-центром». В нём размещаются шикарная гостиница, вращающийся ресторан, постоянно обновляемая экспозиция автомобилей «Дженерал моторс» и штаб-квартира концерна. Комплекс сверкает хромом и стеклом, но стоит на фоне вымирающего города. Районы вокруг него напоминают развалины Сталинграда. В обычные дни «Ренессанс» практически пустует, заполняясь лишь раз в году – в середине января, когда в Детройте проводится выставка автомобильных новинок.

В 2000-х годах здесь построили несколько казино, пытаясь привлечь богатеньких туристов и хоть как-то пополнить городские финансы. Однако игроки, хорошо осведомлённые о «прелестях» города, предпочитают ехать в Лас-Вегас. Ведь в столице американского игорного бизнеса не в пример спокойнее, комфортнее и безопаснее.

С просьбами помочь возродить город его мэр, муниципалитет и общественность не раз обращались в Конгресс, Белый дом и лично к президенту Обаме. В ответ – тишина. Неудивительно, ведь в США нет такой практики, чтобы правительство или законодатели выдавали миллиардные суммы на подъём умирающего города. В Америке спасение утопающих – дело самих утопающих.

Кстати, имеются удачные примеры такого спасения.

В похожую ситуацию в середине 70-х, например, угодил Нью-Йорк с повальной безработицей, угрозой банкротства, разгулом преступности и ветшанием городской среды. Об этих проблемах напоминают фильмы тех лет – «Жажда смерти», «Побег из Нью-Йорка», в которых Нью-Йорк предстаёт городом обречённым, населённым исключительно человеческими отбросами, практически мёртвым. К тому всё и шло. Но грамотное руководство смогло сбалансировать бюджет, дало импульс росту городской экономики, объявило преступности «режим нулевой терпимости» и в итоге не дало крупнейшему городу Америки повторить судьбу Детройта.

Но «Парижу Запада» повезло меньше. 18 июля 2013 года, когда долг Детройта достиг астрономической суммы в 20 миллиардов долларов, город был объявлен банкротом.

За прошедшие годы существенных перемен не произошло, несмотря на усилия нескольких антикризисных администраций. Поняв, что власти не намерены заниматься их судьбой, горожане и оставшиеся предприниматели решили полагаться на собственные силы. Чтобы хоть как-то затушевать убогость зданий, отряды художников покрывают обветшалые стены высокохудожественными картинами-граффити. Кто-то из местных миллионеров снёс дома и производственные здания на участке в 60 гектаров, разбил сады и пригласил горожан бесплатно выращивать для себя экологически чистые овощи и фрукты на любом свободном участке. Маловато для восстановления огромного мегаполиса, но его жители не унывают – с чего-то ведь надо начинать! «Спад не бывает бесконечным, – такова расхожая фраза в Детройте, – рано или поздно начнётся подъём».

Но возможно ли это? Эксперты в области урбанистики, авторы книг по истории американских городов смотрят на Детройт без особого оптимизма. По их единодушному мнению, «город моторов», скорее всего, не умрёт окончательно – выживет, но в более компактном виде.

Так же и США из неоспоримого мирового лидера может вновь стать всего лишь скромной региональной державой.

Ярослав ТКАЧ

Опубликовано в №04, январь 2018 года