Дурят нашего брата
08.02.2018 00:00
Некоторые секреты знаменитых фокусов

Дурят нашего братаВ наш век высоких технологий мало кто верит в чудеса. Тем интереснее становится, когда они происходят прямо на наших глазах. И тем больше хочется разобраться, не обман ли это?

Сквозь стену

В 1914 году американский иллюзионист Гарри Гудини впервые показал номер, который назывался «Прохождение сквозь стену». Этим трюком он произвёл настоящий фурор, публика была в восторге, и сегодня в различных вариациях фокус повторяют многие иллюзионисты.

На сцене расстелили огромный ковёр, тщательно осмотренный комиссией из числа зрителей. На него рабочие выкатили кирпичную стену со стальной балкой. Стена стояла на прочных роликах, но просвет между ней и полом был слишком мал, чтобы мог пролезть человек. Несколько зрителей из зала становились вокруг стены по углам ковра, чтобы придавливать его своим весом и исключить любые подозрения – толстый ковёр не давал возможности использовать люк под сценой.

Затем помощники устанавливали экраны по обе стороны стены. Гудини заходил за один экран, через некоторое время восклицал: «А теперь я здесь!» – и возникал за другим, уже с противоположной стороны стены. Аудитория цепенела от шока…

Известно, что сам Гарри был недоволен этим фокусом. У трюка был один роковой с точки зрения иллюзиониста недостаток: все коллеги знали, как он проделывался. Гудини, разумеется, пролезал под стеной. Ковёр не мешал ему воспользоваться люком. Когда Гарри скрывался за экраном, ассистент под сценой открывал люк. Ковёр оседал, и Гудини мог пролезть в просвет, после чего люк закрывался. Вот и всё. Контролёры из зала, стоявшие по краям ковра, были слишком далеко, чтобы заметить подвох.

В результате, когда работники театра выболтали секрет «стены», Гудини перестал выполнять трюк.

Придумывая новый трюк, Гарри остановил свой выбор на смирительной рубашке, из которой он решил высвободиться, вися вниз головой на карнизе небоскрёба. Иллюзионист даже заключил с газетой «Канзас-Сити пост» соглашение о рекламе. Пятитысячная толпа наблюдала, как Гудини, одетый полицейскими в смирительную рубашку, был поднят за ноги лебёдкой, установленной на крыше редакции газеты, и в таком положении некоторое время раскачивался на большой высоте. Освободившись от смирительной рубашки всего за 2,5 минуты, он торжествующе бросил её вниз, в толпу. Поскольку представление служило хорошей рекламой газете, Гудини нисколько не сомневался, что сообщение о подвиге будет помещено на первой странице.

Это был очень эффектный и впечатляющий трюк, но мало кто знал, что, вися «вверх тормашками», поднять руки и освободиться от смирительной рубашки гораздо легче, чем в обычном положении. Впрочем, Гудини так наловчился работать с этой рубашкой, что в любых позициях почти не боялся неудачи.

Ещё более впечатляющим был трюк, когда Гудини освобождался от смирительной рубашки под водой бассейна. Гарри сначала подвешивали вниз головой над бассейном, а затем бросали в воду. Как только «король освобождений» опускался на дно, его помощник выплывал из тайного грота и расстёгивал на нём рубашку. Освобождённый Гудини, взяв костюм с собой, показывался на поверхности перед публикой.

Гудини всегда был готов предпринять нечто необычное и этим завоевал симпатии публики. Во многих городах он осуществлял свои знаменитые побеги из тюремных камер. На сцене он освобождался из сейфов, корпусов пианино, молочных бидонов, разных клеток, смирительных рубашек, письменных столов и почтовых мешков. Гудини часто подвергал себя риску и бросал вызов смерти. Пытаясь повторить трюки маэстро, некоторые его подражатели погибали.

Освобождение из молочного бидона – один из самых знаменитых трюков Гудини. Поскольку процесс мог быть продолжительным и трудным, в крышке бидона просверлили дырки для воздуха. Гудини поместили в бидон, крышку которого закрепили скобами. Чтобы бидон не был виден зрителям, его прикрыли ящиком.

Когда иллюзионист оказался внутри тесной ёмкости, он понял, что попал в смертельную ловушку. В течение нескольких минут он безрезультатно пытался освободиться, но ничего не добился. Вскоре ему стало трудно дышать – просверленные дырки оказались слишком малы. Гудини продолжал раскачивать бидон и, уже теряя сознание, опрокинул его. Одна из скоб, скрепляющих крышку с бидоном, расстегнулась, и Гудини освободился, хотя, по его словам, был на волосок от гибели.

Большая часть фокусов Гудини была связана с освобождением из камер, стальных оков, верёвок, а также с картами. Трюки сами по себе простые, если знать технологию. С картами, как все знают, дело заключается лишь «в ловкости рук», никакого мошенничества. С освобождением из различных заточений всё тоже несложно: тело фокусника обладало повышенной гибкостью и хорошей физической подготовкой.

Почему люди летают как птицы?

В наши дни самым знаменитым магом в мире считается американец Давид Копперфильд. Он в совершенстве владеет техникой иллюзиониста. В его представлениях наряду со сложнейшими трюками можно увидеть и простые фокусы с картами, наручными часами, кольцами, которые многие из нас и сами иногда показывают друзьям.

Но коронный номер маэстро – «Исчезновение», он пользуется огромным успехом у публики. Например, трюк с автомобилем «Феррари». Копперфильд поднимает его над головой, после чего машина исчезает на глазах у изумлённой публики. Позже было исчезновение семитонного самолёта.

Давид Копперфильд может перелететь Великий Каньон, пройти сквозь Великую Китайскую стену, выбраться из тюрьмы на острове Алькатрас целым и невредимым. Он возвращается из района Бермудского треугольника, «убирает» статую Свободы и вагон-ресторан поезда «Восточный экспресс».
В чём же секрет великого иллюзиониста? Наверное, в его золотом правиле: «Поверить, что нет ничего невозможного, а потом сделать всё, чтобы это стало возможным». А ещё для Копперфильда кумиром с детства является Гарри Гудини.

На гастроли с иллюзионистом выезжает команда из 75 человек. Ни один посторонний не должен видеть оборудование иллюзиониста (кстати, оно весит 60 тонн). На время выступления Копперфильда в Государственном Кремлёвском дворце был отстранён весь персонал. Осветителей, работников сцены и даже уборщиц заменили люди маэстро.

Так кто же он – загадочный волшебник или просто шарлатан? На самом деле Копперфильд – иллюзионист экстра-класса, идеально владеющий секретами своего мастерства.

Самый знаменитый трюк фокусника – полёт под куполом цирка. Давид летает по сцене, пролетает через вращающиеся обручи, залетает в стеклянный ящик и продолжает летать в нём. Он владеет телом настолько свободно, что маловероятно, что на это способен подвешенный человек.

На самом деле Копперфильд подвешен к управляемому компьютерному крану. Кран обслуживается двумя-тремя операторами. Но сам способ подвешивания необычный. Вместо того чтобы использовать один-два троса, Копперфильд применяет два пучка очень тонких (диаметром менее одного миллиметра) тросов. Каждый из пучков выдерживает свыше 100 килограммов. Столь тонкие тросы не видны даже с близкого расстояния, к тому же синтетические волокна подобной прочности малоизвестны среди магов ввиду их дороговизны. Для меньшей заметности каждый пучок всегда повёрнут перпендикулярно взгляду зрителей. Система пружин обеспечивает натяжение каждого из тросов в отдельности. Пучки тросов крепятся на поясе в районе центра тяжести – отсюда непринуждённость движений. Разоблачитель Копперфильда, россиянин Тимур Абдулов, достав подходящие тросы и воспользовавшись имеющейся в ДК МАИ лебёдкой, сумел повторить все трюки легендарного фокусника.

Все движения иллюзиониста отрепетированы настолько, что в момент отрыва от земли он оказывается точно под лебёдкой, а значит, совсем не раскачивается. Крепления тросов тоже сделаны так, что гасят случайные колебания.

В фокусе с пролётом сквозь обручи два обруча вращаются так, что над фокусником всегда остаётся свободное пространство.

В фокусе со стеклянным ящиком между крышкой и стенками остаются две узкие щели для тросов. Даже необычный способ установки крышки на ящик предназначен именно для того, чтобы пропустить тросы, – обычный человек толкал бы крышку плашмя. Естественно, находясь внутри ящика, Давид вынужден находиться боком к зрителям.

По утверждению фокусника Сергея Кораблёва, девушка-«доброволец», занятая в номере наравне с Копперфильдом, подвешена на таких же тросах, и во время представления видно, как эти тросы отцепляют.

Специфические движения руками, которые производит Давид, служат, чтобы пропустить тросы при перевороте с живота на спину и наоборот. На самом деле летать, как Давид Копперфильд, может каждый, кто обладает желанием и средствами для покупки специального оборудования.

Секретный сплав из Страны Советов

Израильтянин Ури Геллер стал знаменитым после выступлений в телешоу, демонстрирующем его сверхъестественные возможности психокинеза и телепатии. Его представление включало сгибание стальных ложек, описание того, что изображено на спрятанных рисунках, а ещё Геллер заставлял часы встать или идти быстрее. Он неоднократно заявлял, что выполняет свои фокусы благодаря силе воли и разума.

Но американский иллюзионист и фокусник Джеймс Рэнди не поверил Геллеру. Он с лёгкостью проделал трюк, благодаря которому Геллер стал известен всему миру, – слегка прикоснулся к чайной ложке, и та на глазах стала сгибаться. Рэнди объяснил, что такого эффекта можно добиться, применяя сплавы, хранящие память обо всех сгибах и вмятинах. Эти сплавы были изобретены в СССР ещё в 1930-х годах и профессиональным фокусникам хорошо известны. По мнению Рэнди, Ури Геллер всего лишь очень ловкий фокусник и никакими паранормальными способностями не обладает.

Геллеровское дарование «ремонта часов» не поражает часовщиков, которые отмечают, что множество сломанных хронометров остановились из-за завязшей смазки, а простое нахождение часов в ладони разогреет и размягчит смазку, и они начнут идти.

После того как шоу Ури Геллера состоялось у нас в России, знаменитый мастер психологических опытов Юрий Горный выступил с разоблачением его фокусов. Это тот самый Горный, который ездит на машине с завязанными глазами, определяет цвет по запаху, запоминает за пару секунд длиннющий ряд цифр – и всё это может делать одновременно. Что удивительно: Горный не верит в мистику! И всю жизнь посвятил разоблачению кудесников и экстрасенсов, убеждая людей, что ни в одном трюке нет ничего сверхъестественного, а есть только ловкость рук, тренировка и знания.

Он говорит: «В своё время я проверял способности многих известных «экстрасенсов». Так вот, ни в одном случае ни один так называемый маг не смог показать ничего, что нельзя было бы объяснить. Всё это были ловкие фокусы. Какие-то из них может повторить любой – если знать, как это делается. Другие требуют тренировок, специальной аппаратуры или хитрых приспособлений. Но всё это из области манипуляции, а никак не магии».

Во время поездки в Японию Юрий Горный показывал свой непревзойдённый трюк с «кожным зрением». Сидя в абсолютно непроницаемой тумбе, откуда можно было высунуть только руку в толстой резиновой перчатке, он мог угадать, какого цвета тот или иной рисунок. Позднее Юрий Гаврилович раскрыл свой секрет: ещё до начала сеанса он пометил листочки разными запахами. Красный – бензином, зелёный – духами и так далее.

Как они это делают?

А вот примеры разоблачения номеров, которые делают менее знаменитые иллюзионисты. В цирке часто показывают такой фокус: девушку сажают в клетку, накрывают накидкой, поднимают, а когда покрывало стягивают – барышни уже нет. Тут же свет направляют на другую клетку, и исчезнувшая оказывается там. Разгадка очень проста: в подобных номерах всегда участвуют близняшки.

А вот ещё. Зритель кладёт в мешочек трюкача свои часы. Тот берёт молоток и нещадно бьёт по нему. Слышен жуткий треск. Публике показывают осколки часов, которые достают из мешка. Через мгновение фокусник  достаёт из мешка невредимые часики. Этот секрет тоже прост: на самом деле мешочка два. В одном – заранее подготовленные осколки стекла, винтики, пружинки и корпус старых часов, по нему и бьют молотком.

Пожалуй, самый известный трюк, ставший символом иллюзионизма, – кролик в шляпе. Фокусник кладёт пустую шляпу-цилиндр на стол, а через минуту вытаскивает из неё кролика. Секрет: исполнитель, кладя шляпу, совмещает её с потайной дверцей в столе. В котелке также есть секретное отверстие, через них фокусник и достаёт кролика.

Известный трюк Акопяна-старшего: зрителям показывают афишу, затем разрывают её пополам. Складывают половинки вместе, снова рвут, и так до мелких кусочков. Через мгновение в руках фокусника снова целая афиша! Секрет в двух одинаковых афишах. Одну из них, сложенную в несколько раз, приклеивают с оборотной стороны ко второй, чтобы образовался карман. Затем афишу сминают в комок, равный размеру кармана. Во время демонстрации исполнитель, прикрывая карман рукой, разрывает афишу, тщательно сминает кусочки, постепенно собирая их с обратной стороны кармана. Затем расправляет целую афишу, а обрывки незаметно прячет в карман.

Эффектный трюк – висящая в воздухе девушка. Маг гипнотизирует девушку, укладывает её на столик, затем она медленно поднимается. После этого артист проводит по ней специальным кольцом, доказывая, что её ничего не держит ни сверху, ни снизу. Как бы не так! Вы никогда не увидите этот трюк на середине сцены. За занавесом всегда стоит подъёмник. Всё, что требуется от мага, – ловкость рук с кольцом.

А вот – «воскресающая» муха. Трюкач показывает на ладони мёртвую муху, делает несколько таинственных движений, муха оживает и улетает! Как это делается? Живое насекомое помещают в спичечный коробок, затем кладут на пару часов в морозильную камеру, чтобы «заснуло». Когда муха лежит на ладони, тепло руки согревает её, и она оживает. Сложность лишь в том, чтобы определить, сколько времени нужно мухе для выхода из спячки…

Сейчас о секретах выполнения фокусов пишут много. Некоторые считают, что разоблачение «убивает» жанр. Ведь фокусы тем и привлекательны, что заставляют зрителя думать: а как это сделано? Хотя есть мнение, что частичное разоблачение, наоборот, способствует творческим поискам и созданию новых трюков. Впрочем, даже если зрители знают, что их дурят, они всё равно будут ходить на представления всевозможных магов и иллюзионистов – ведь интересно же!

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №16, апрель 2010 года