Кто такие попы-расстриги
15.02.2018 15:54
Кто такие попы-расстригиКем бы вы ни работали, вы всегда имеете возможность поменять свою профессию, а в положенное время отправиться на пенсию. И лишь служение священника или монаха любого уровня не предусматривает такой возможности. Потому что это не просто духовная профессия, но ещё и призвание, добровольно взятый на себя пожизненный крест. Однако и тут можно оказаться церковным изгоем из-за духовных разногласий, проступков и преступлений. Либо стать расстригой по собственному желанию.

«Ты погиб навеки»

Иду я как-то по делам, срезая путь через дворы, и вижу – спит в сугробе знакомый паренёк. Несколько лет назад Евгений, вдохновившись фильмом «Остров» и начитавшись житий святых, неожиданно бросил всё и подался в монахи. И вот теперь он почему-то не в своём монастыре, а замерзает в снегу. Растряс я его, отвёл домой, отпоил чаем, и он поведал историю.

Оказалось, не выдержал Женя монастырского аскетизма и сбежал. Но вернуться к нормальной жизни так и не смог. Полюбил девушку, хотел создать семью, но не сложилось – невеста перед свадьбой передумала и ушла. И с работой у него тоже как-то не заладилось. Тоску Женя лечил привычным средством. И долечился до того, что только хуже стало.

Он признался, что ему являются демонические призраки, внушающие: «Ты наш! Ты погиб навеки!» И он с трудом сдерживается, чтобы не удавиться. А себя считает предателем, которому нет прощения. Как мог, я утешил бедолагу и взял с него обещание больше не пить. Вскоре узнал, что он вернулся обратно в свой монастырь.

…Если священник добровольно снимает с себя сан, он навсегда лишается возможности вернуться к священнослужению. Но простой монах, переживший личную духовную катастрофу, может при желании возвратиться в монастырь. И если с беглеца уже были сняты духовные обеты, ему придётся начинать всё сначала, простым послушником. Правда, порой беглых иноков принимают обратно и без разжалования, ожидая от них лишь покаяния.

На заре христианства самовольных расстриг вообще сразу отлучали от церкви. Позже отношение к ним стало чуть помягче, но вплоть до середины XIX века добровольное возвращение монахов в мирскую жизнь было невозможно. Дезертиров ловили, наказывали епитимьями и могли годами томить в монастырских тюрьмах. Однако полтора века назад церковные законы смягчились и появилась возможность подавать прошение, чтобы разрешили снять монашеские обеты. Расстриги смогли заводить семьи и вести жизнь обычных мирян. И это правильно. Если человек понял, что ошибся в своём выборе, то лучше и честнее уйти, чем вести двойную жизнь во лжи и притворстве, лицемеря перед Богом и людьми.

Монашеский обет даётся не Церкви, а Богу, а значит, именно перед Ним придётся отвечать расстриге. Многих бывших монахов до конца жизни мучат угрызения совести, они чувствуют себя как рыбы, выброшенные из воды, и не всем удаётся это пережить и найти счастье в мирской жизни. Таким, как Евгений, лучше вернуться в свою обитель, чем спиться и сгинуть в миру.

Впрочем, это не касается тех, кто утратил веру. Для них уход из монашества – вполне естественный шаг, не вызывающий никакого сожаления. Мне доводилось общаться с бывшим иноком Андреем, который из горевшего верой человека постепенно превратился в безбожника. На мой вопрос о монашеском прошлом он только рассмеялся: «Молодой был и наивный, в сказки верил».

По мирским меркам он живёт хорошо – у него доходная работа, большая квартира, дорогая машина и любовница «для души». Переживаний по поводу своего духовного краха он не испытывает. Или искусно делает вид.

Заливался слезами

Степень ответственности у «белых» и «чёрных» священнослужителей намного выше, чем у простых монахов, но и они могут взять самоотвод. Одним из первых в России расстриг был архиепископ Варлаам (Шишацкий). Будучи могилёвским владыкой в 1812 году, он присягнул на верность Наполеону и велел духовенству своей епархии поступить точно так же. Две трети духовенства действительно присягнули Бонапарту, и за это Могилёв был помилован: французы не сожгли его, как прочие российские города.

После изгнания Наполеона император Александр I повелел устранить Варлаама от управления могилёвской епархией, а Святейший Синод лишил владыку архиерейского сана и священства. Бывшего архиепископа отправили в монастырь простым иноком. После расстрижения Варлаам всё время заливался слезами, сделался раздражительным и вскоре от плача потерял зрение. Скончался он в 1820 году.

Среди известных расстриг также вспоминается известный богослов, профессор Казанской академии архимандрит Феодор (Бухарев). В 1863 году, пережив глубокий внутренний кризис, он понял, что не может больше оставаться священномонахом. Подав прошение, снял с себя иноческие обеты и был лишён сана. Став просто верующим мирянином, 40-летний Фёдор женился на любимой женщине. Он обрёл семью, но ему пришлось оставить все должности и посты и остаток жизни прожить в бедности и нужде, подрабатывая написанием богословских статей и книг.

Современным священникам стать расстригами гораздо проще, но и их уход порой сопровождается скандалами. Несколько лет назад православное сообщество бурлило и негодовало, узнав, что настоятель Оптинского подворья в Санкт-Петербурге игумен Ростислав (Якубовский) оставил монастырь, снял с себя сан и женился на молодой красивой любовнице. Сейчас у него подрастает дочка, и семья производит впечатление благополучной. Бывший игумен занимается бизнесом и состоит в сообществе байкеров.

Как известно, любви все возрасты покорны, и эту пословицу подтвердил на своём примере бывший православный епископ из Великобритании Василий (Осборн). Восемь лет назад 72-летний архиерей попросил о снятии с него сана и монашества, женился и стал мирянином, нашедшим своё счастье на склоне лет у семейного очага.

В отличие от монахов, женатые священники могут уйти без окончательного снятия сана и имеют шанс вернуться. Именно так поступил актёр и священник Иоанн Охлобыстин, попросивший в 2009 году освободить его от служения. Съёмки в фильмах и сериалах отвлекали его от службы в церкви и являлись соблазном для многих православных. Нередко ему приходилось вживаться в образы, мягко говоря, не духовных и не благочестивых героев, а бросить актёрскую карьеру он не смог – надо кормить большую семью, шестерых детей. Патриарх Кирилл удовлетворил просьбу и отправил его под запрет, однако отметил, что, когда отец Иоанн сделает окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения, он снова сможет стать священником.

«Недостойный!»

Удалиться из священников можно не только добровольно, но и принудительно. Высшие органы церковной власти могут отстранить своих пастырей от служения по множеству самых разных причин. Например, за хамское поведение и неприглядные поступки, за прогулы и самовольные уходы в отпуск и, конечно, за совершённые канонические преступления. Также можно впасть в опалу за сокрытие доходов и недостаточную уплату налогов в епархиальную казну.

Существует несколько уровней церковных наказаний:
1. Отстранение от прихода или отправка за штат.
2. Запрещение в служении.
3. Извержение из сана.
4. Отлучение от Церкви за особо тяжкие духовные преступления.

Первые два уровня – меры исправительной дисциплины. Правящий архиерей отстраняет священнослужителя своей епархии от прихода или отправляет его под запрет. Делается это на определённый срок – от нескольких месяцев до нескольких лет либо безсрочно. Но любой запрещённый священник может вернуться, как только будут устранены причины, мешающие ему служить. Или произойдёт примирение с церковным начальством.

В последние годы некоторые батюшки перестали поминать на литургии патриарха Кирилла. Именно по этой причине были запрещены в служении псковский старец игумен Роман (Загребнев), ставропольский иерей Андрей Соковых, петербургский иерей Алексий Мороз и ещё несколько десятков священнослужителей. Свой отказ чтить патриарха они объясняют несогласием с его духовной политикой и дипломатией. Особенно болезненной и непримиримой была реакция на встречу патриарха Кирилла с римским папой Франциском. Но и они могут со временем одуматься и вернуться, если только не впадут в раскольничьи секты.

Если же запрещённый священнослужитель продолжает гнуть свою линию и самовольно проводит богослужения – его могут извергнуть из сана навсегда, окончательно и безповоротно. Этот приговор выносит Архиерейский собор. Изверженный или добровольно отрёкшийся от сана священник становится расстригой в полном смысле этого слова.

Понятие «расстрига», применяемое к бывшим священникам и монахам, произошло благодаря специальному обряду, который до начала ХХ века проводили над человеком, лишавшимся сана. С него в храме снимали церковную униформу, переодевая в обычную одежду, читали особые молитвы и возгласы «анаксиос!» («недостойный!»), остригали ему бороду и волосы. Затем расстригу с позором выгоняли из церкви жезлом. В обществе, где Церковь была объединена с государством, расстриги становились изгоями не только в духовном смысле. Их презирали, не брали на госслужбу, и жизнь их становилась тяжёлой и безрадостной.

Сегодня подобные церемонии уже не проводятся, дело ограничивается подписанием соответствующих указов и постановлений и устным их зачитыванием.

Обратной дороги нет

Запрещённый за пьянство священник может бросить пить, а распутник способен одуматься и остепениться, раскаяться и понести епитимью. После этого они смогут вернуться к служению. А вот для убийц обратной дороги уже нет.

В 2012 году служитель храма в деревне Можаевке под Ростовом-на-Дону, 33-летний иерей Евгений Демидов в приступе ярости насмерть забил свою жену Наталью, оставив сиротами двух маленьких детей. Как выяснилось позже, он страдал психопатией и часто бил свою супругу за любой пустяк, считая, что «воспитывает» её, а она кротко терпела и никому не жаловалась. Гражданский суд приговорил его к 9 годам колонии строгого режима, а церковный – изгнал из священников.

Но не только умышленные убийцы навсегда лишаются сана. Многие батюшки были признаны виновниками ДТП со смертельным исходом и пожизненно отстранены от служения. Одни не справились с управлением на дороге, другие не заметили пешехода, выскочившего на дорогу в неположенном месте. Их действительно по-человечески жаль. Однако есть и такие, кто наказан заслуженно и кому вообще не стоило давать водительские права.

В том же 2012 году на Кутузовском проспекте в Москве пьяный иеромонах Илия (Сёмин) на своем внедорожнике «Мерседес-Гелендваген» на скорости 140 километров в час сбил насмерть двоих дорожных рабочих. И получил за это три года колонии общего режима и крупный штраф в пользу родственников жертв. Сана его лишили, но он по-прежнему остаётся монахом. И уже вышел на свободу.

Лишён сана и священник храма Великомученика Пантелеимона Иван Петунов, позволявший себе садиться за руль пьяным. Два года назад он устроил в Петрозаводске аварию, а попытавшись скрыться, насмерть сбил женщину на пешеходном переходе. За содеянное он получил четыре года колонии-поселения.

Обиделся на Бога

Самым страшным наказанием считается отлучение от церкви. Оказаться под анафемой можно за публичные высказывания, противоречащие учению Церкви, богохульства и святотатства. Либо за создание изгнанным священником новых раскольничьих организаций.

В одном из интервью патриарх Алексий II в числе своих любимых преподавателей называл известного богослова, протоиерея Александра Осипова. И сожалел о его уходе из православия. В 1959 году профессор ленинградских духовных школ Осипов опубликовал в газете «Правда» статью, в которой публично отрёкся от веры.

Превращению искренне веровавшего священника в атеиста предшествовал долгий тернистый путь. Ему довелось пережить гонения, военное лихолетье, предательство жены. В пасхальную ночь 1947 года в храме Ленинградской духовной академии вспыхнул пожар, рухнула лестница. Многие верующие стали калеками, и Осипов за это всерьёз обиделся на Бога, а позже – и вовсе стал сомневаться в Его существовании. Стал изучать критическую литературу и интересоваться наукой. Женился вторым браком на своей духовной дочери и подал прошение о снятии с себя сана. Постепенно от былой веры в его душе не осталось и следа. За публичную критику христианства и антирелигиозные лекции и книги он не только был извергнут из сана, но и отлучён от церкви. В 90-е годы появилась легенда, будто перед смертью Александр пытался покаяться и вернуться, но, судя по его дневникам и воспоминаниям близких, это не более чем вымысел.

Однако в среде высшего духовенства сохраняется довольно суровое отношение к расстригам, и многие епископы всерьёз считают, что извержение из сана одновременно означает и гибель души человека.

Алексей ХУДЯКОВ
Фото: Роман АЛЕКСЕЕВ

Опубликовано в №06, февраль 2018 года