СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Кто такие повивальные бабки, и почему их больше нет
Кто такие повивальные бабки, и почему их больше нет
12.04.2018 17:33
Кто такие повивальные бабки«Не я тебя, младенец, принимала, не я тебя омывала, а бабушка Соломонида. Не я тебя парила, не я тебя правила. Тебя парила, правила бабушка Соломонидушка, она тебе приговаривала: «Расти, моё дитятко, по часам, по минуточкам». Таким заговором сопровождалось таинство деторождения на Руси. Но кто такая Соломонида-Саломонидушка?

Не выходи в полнолуние

Саломея – так звали легендарную повитуху, которая приняла младенца Христа из девственного лона Марии. Имя Саломеи вошло в христианские апокрифы, она считалась покровительницей рожениц и новорождённых. Поэтому заговоры для облегчения родильных мук всегда сопровождались именем Саломеи.

Женщины, которые помогали рожать, на Руси назывались по-разному: повивальница, повивальщица, повивальная бабка, приёмница, сповивальница, повивалка, бабка-пупорезница. Владимир Даль считал, что большинство этих названий появились от глагола «повивать», что означало «повить чем-то, обвить, обмотать, укутать повязкой». Вполне логично, учитывая, что новорождённого туго укутывали в первую в его жизни пелёнку.

Но возникает вопрос: почему, если «повивальная», то обязательно «бабка»? Ведь повитухой могла быть и очень молодая женщина. И опять ответ следует искать в глубокой древности. В 1651 году появился требник патриарха Иосифа, где в одной из молитв упоминается «баба, отроча приемшая». То есть изначально речь идёт о бабе – особи женского рода. «Бабка» появилась уже позже, в разговорной речи.

Повивальные бабки всегда пользовались уважением. Они выполняли функции, которые можно назвать «внехрамовыми», то есть до крещения младенца в церкви. Но известны случаи, когда повитухи, при отсутствии священника, сами крестили новорождённого и давали ему имя. Так случилось при рождении композитора Антонио Вивальди, который появился на свет очень слабым, да ещё и в день мощного землетрясения в Венеции. Повивальная бабка тогда решила сама его крестить, чтобы в случае чего дитя отправилось на небеса крещёным.

Связь повитухи с роженицей была очень тесной. Ещё до родов бабка общалась с будущей мамой, готовила её, сообщала, что можно делать, а чего нельзя. Запретов было много, и большинство из них появилось ещё в языческие времена. Беременная женщина считалась наделённой особой магической силой, которая оберегала её. Но чтобы эти силы не спугнуть, будущая мама должна тщательно скрывать своё положение, дабы не подвергнуться сглазу. Ей нельзя привлекать к себе внимание, хвастаться отменным здоровьем, а также жаловаться на плохое самочувствие и носить слишком приметные, яркие вещи. Беременной строжайше запрещается ходить на похороны и смотреть на мертвецов – после этого может родиться нежизнеспособный ребёнок. Нельзя подстригать волосы, распускать их при людях, сидеть на пороге дома и выходить из дома в полнолуние… В разных областях России запреты отличались в нюансах, но в основе своей были схожими.

Повитухи запрещали своим подопечным встречаться с ведунами и колдуньями, а тем более затевать с ними споры. Впрочем, повивальные бабки и сами отчасти считались ведуньями. Для своих рожениц они проводили особые ритуалы, призванные отгонять злых духов. В древних руководствах для повитух оккультные обряды наряду с медицинскими ритуалами описываются как важная составляющая вспоможения при родах.

Христианство пополнило ритуалы: требовалась молитва перед иконами при свечах. Это тоже было очень важно, поскольку совместная молитва роженицы с повитухой имела и психотерапевтическую функцию.

Отпереть все замки

Роды могли проходить в доме, но чаще – в бане. Это самое подходящее и чистое место. В день родов бабка заставляла роженицу самостоятельно истопить баню – считалось, что после этого малыш обязательно родится сильным и здоровым. Когда отходили воды, повитуха требовала, чтобы будущая мама спускалась и вновь поднималась на полок, при этом задерживая дыхание и соблюдая особый ритм. Чем не современная дыхательная гимнастика для беременных?

А ещё нужно было расплести косы, развязать все узелки на одежде, отпереть все замки в доме. Так малышу помогали беспрепятственно войти в этот мир.

Рожали русские женщины сидя. Обычно это происходило на специальном стульчаке. Если же роды проходили дома, то над кроватью крепко привязывали кушак, за который роженица держалась руками. Миф о том, что бабы повсеместно рожали в поле и тут же снова принимались за работу, – не более чем выдумка. Но даже если схватки внезапно наступали в поле или в лесу, женщина опускалась на корточки. Сидячая поза помогала ребёнку принять наиболее удобное положение головой вниз.

Во время родов повивальная бабка шептала молитвы и заговоры, делала массаж живота, чтобы облегчить боль, смотрела, в том ли положении ребёнок, а если нет, производила специальные манипуляции для его поворота. В самые мучительные моменты с губ роженицы слетали слова молитвы: «Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротами, во чистое поле, во синее море. Там у Христа на престоле сидит Пресвятая Матерь Богородица, держит золотые ключи, отмыкает мясные ларцы, отпускает младенца из плоти, из утробы; отпускает младенца из плоти, из горячей крови, чтобы не чуять ни щипоты, ни ломоты, аминь».

Пасти зайцев на том свете

Повивальную бабку семья старалась выбрать одну сразу на несколько поколений. Повивальница не бросала своих подопечных, она так или иначе принимала участие в их жизни, а на свадьбе всегда сидела на почётном месте. Есть даже старинный русский праздник «Бабьи каши» – день, посвящённый повитухам.

Кто же становился повивальными бабками?

В Могилёвской волости считалось, что каждая родившая женщина обязана хоть раз в жизни принять чужие роды, иначе она подвергалась насмешкам и пожеланиям «пасти зайцев на том свете». Приглашение принять роды воспринималось как большая честь, а в случае отказа (так считалось в Саратовской губернии) повитуха могла окаменеть.

Ответственность при этом у повивальниц была огромная. За летальный исход при родах бабка могла и перед судом предстать. И хотя почти любая женщина могла стать повитухой, семьи старались приглашать к своим роженицам проверенных повивальных бабок, за плечами которых многолетний опыт. И ритуал приглашения повитухи у некоторых народов был сложным и долгим. На Украине, к примеру, бабку могли неделями уговаривать и задаривать, а та отказывалась и отказывалась, хотя все понимали, что согласие в итоге будет получено.

Повитуха должна быть здоровой, а главное – «чистой». Иными словами, ей нельзя принимать роды во время менструации. По поверьям, у девочек, принятых «течной бабой», потом долго не наступали месячные. Идеальной повивальной бабкой считалась вдова, вышедшая из «женского возраста», то есть после наступления менопаузы.

Повитуха должна иметь безупречную репутацию: если замужняя, то без измен, если вдова, то без каких-либо связей с мужчинами. Не дай бог, если вдовая повивальная бабка родит! Тогда её клеймили позором, незаконнорождённого отпрыска называли с презрением «бабичем», а его мать – «бабычкой». Но жизнь брала своё, и если не к кому было обращаться, кроме как к опозоренной повитухе, то вся деревня, как это случалось в Белоруссии, вышивала огромный рушник, которым опоясывалась местная церковь. Таким образом бабка избавлялась от греха и вновь считалась «чистой».

Повитуха должна иметь своих детей, выживших с младенчества. Ей нельзя соприкасаться со смертью, только с жизнью! Именно поэтому повивальницы никогда не обмывали покойников.

Почти все простые удовольствия деревенским повитухам были запрещены, разве что рюмка наливочки по праздникам. Но, как водится, любые запреты ведут к их нарушениям. Вот почему русский фольклор изобилует побасенками и прибаутками о повивальных бабках в подпитии.

Присяга на Библии

Официальные отношения повитух с государственной властью начинаются с Ивана Грозного, когда была учреждена Аптекарская палата, в которой хранились рецепты и лекарственные травы. В конце XVI века палата превратилась в Аптекарский приказ. В уставах этих учреждений было прописано, что никакой мужчина-лекарь не имеет права приближаться к роженице под страхом смертной казни. Отсюда следует вывод, что роды и у царственных особ принимали только повивальные бабки.

Пётр I наводнил Россию западными лекарями, к мнению которых относились с уважением. Вот тогда-то и началось вытеснение естественных, на уровне женской интуиции, родов научно обоснованным подходом. Так началась новая эра российской медицины, плодами которой мы пользуемся и поныне.

При императрице Елизавете Петровне лейб-медик Павел Кондоиди в 1754 году подал в Сенат «Представление о порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества», в котором говорилось, что все повивальные бабки, российские и иностранные (к тому времени за иноземными врачами подтянулись и медсёстры-акушерки), должны пройти квалификационную аттестацию. Тех, кто прошёл аттестацию и получал разрешение на самостоятельную практику, приводили к присяге на Библии, а поимённый список подавался в полицию для «народного известия». Так повивальные бабки официально стали называться присяжными бабками.

В тексте присяги есть удивительные слова!

«Ежели родины продолжительные будут, к муке напрасно не склонять и не принуждать, а буду с терпеливостию ожидать настоящего времени, при том же бранливых слов, клятв, пьянств, непристойных шуток, неучтивых речей и прочего совершенно удерживаться».

В присяге содержится два основополагающих принципа: роды должны быть естественными, а повитухам следует придерживаться профессиональной этики. Ещё повивальницы клялись ни в коем случае не помогать в прерывании беременности, ходить без разбору в любое время дня и ночи как к бедным, так и к богатым, а если роженица скончалась до её прибытия, то следовало в кратчайшие сроки сообщить об этом ближайшему врачу, чтобы тот сделал вскрытие и спас младенца.

С середины XIX века деревенский люд массово поехал за лучшей долей в город, соблазнённый перспективами работы на фабриках и заводах. Институт русской традиционной семьи сдавал свои позиции. Всё чаще женщины стали рожать внебрачных детей. С этого времени претерпевает серьёзные изменения и повивальное дело.

После отмены крепостного права в 1861 году появилась официальная иерархия. Самой главной и образованной считалась повивальная бабка, которая должна была иметь высшее медицинское образование и могла работать как в земской медицине, так и в государственной системе здравоохранения. Потом шла сельская повивальная бабка со средним трёхлетним медицинским образованием. Сельская бабка не имела права работать в городе, она принимала роды и готовила повитух из соседних деревень. Повитуха получала диплом о заочном годовом образовании на основании свидетельства повивальной бабки, которая её учила, за подписью городового или уездного врача. Повитуха не могла работать самостоятельно, только с повивальной бабкой.

Повивальные бабки в царской России обучались в специальных повивальных институтах, работали в особых повивальных домах, где рожали неимущие женщины. Возраст «бабок» был от 20 до 45 лет.

В 1900 году только одна Военно-медицинская академия в Петербурге подготовила 500 повивальных бабок, а в 1902-м в России работало 9 тысяч бабок, 3 тысячи из которых – в сельской местности. Кстати, к началу XX столетия в обиходе стало использоваться и более привычное для современного человека слово «акушерка».

Лучшие бабки страны

Цивилизованный подход – дело хорошее, но с развитием прогресса стала умирать преемственность русского повивального дела, которое веками хранило и передавало из поколения в поколение рецепты естественных снадобий для родовспоможения, особую «гимнастику», а также методы ведения беременности. Теперь повивальная бабка оказалась на низшей ступени медицинской иерархии. И если бы не строжайший запрет врачам-мужчинам, особенно немецким, приближаться к беременным женщинам, то, вполне возможно, всех повивальных бабок попросту упразднили бы за ненадобностью. Тем не менее и от мужчин в акушерстве был большой толк.

Главным «повивальным дядькой» России считался врач Нестор Максимович Амбодик-Максимович – человек, который взял на себя ответственность за развитие отечественного акушерского дела. Ещё в 1784 году он написал фундаментальный труд «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле» и кардинально переоборудовал родильное отделение Калинкинской больницы в Петербурге. По тем временам это был невероятный скачок. Начиная с комфортных, выше обычных, кроватей для рожениц с «тюфяком, составленным из нескольких кусков, могущих укладываться различно», – до различных комнат в отделении, каждая из которых имела особое назначение. Он ввёл обязательное проветривание, установил ватерклозеты, резервуары горячей и холодной воды, снаряд для припарок, настоев, сушильню для детского белья… И, конечно, Нестор Максимович с тщательностью отбирал персонал. В Калинкинской больнице работали лучшие повивальные бабки страны!

Помимо владения профессиональными навыками, повивальные бабки и повитухи должны были отличаться благонравием и хорошим воспитанием. Несмотря на это, они частенько попадали в скандальные и криминальные газетные хроники.

«В селе Белоомуте обнаружена «фабрика ангелов». Повивальная бабка Лабушева с крестьянкой Мастрюковой душили младенцев, топили их в реке, зарывали в землю. После допроса полиции Мастрюкова внезапно скончалась, а Лабушева покушалась на самоубийство, но неудачно». Такое сообщение можно было прочесть в газетах 1900-х.

Заразившись революционными идеями, некоторые повивальницы, чьим предназначением было спасать жизни, участвовали в деструктивных мероприятиях: «В ночь на вчерашнее число арестован за химическую обструкцию студент университета Лобанович, у которого обнаружены воззвания коалиционного комитета и колбы с химическими составами. Одновременно арестована повивальная бабка Хая Виленская, у которой обнаружены несколько флаконов для химической обструкции и партийная переписка».

Услугами повивальных бабок пользовались до середины ХХ века. В советское время традиционное повивальное дело было изведено на корню. Но история идёт по спирали.

С 1992 года в 50 странах мира 5 мая отмечается как Международный день акушерок. А в 2005 году в Санкт-Петербурге открылась «Национальная школа традиций повивального дела», где собрались акушеры, которые ведут естественные домашние роды.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №14, апрель 2018 года