Не для нас цветут цветы
26.04.2018 17:38
Не для нас цветут цветыЭти золотые феечки всегда служили символом всего божественного, загадочного и волшебного, знаком преданности, отваги, чистоты, трудолюбия и порядка, а также презрения к смерти. Многие народы считали, что пчёлы – это души умерших. Их изображали на гербах, гробницах фараонов, на чашах, сосудах, монетах. Их драгоценный нектар могли вкушать только бессмертные олимпийские боги. Они настолько совершенно устроены, что почти не изменились за последние 100 миллионов лет. И так же совершенно устроен их быт, в котором царят строгая иерархия и порядок.

Дела семейные

Если бы пчёлы отмечали человеческие праздники, то это были бы 1 Мая, День весны и труда, и уж точно 8 Марта.

Дело в том, что в пчелиных семьях царит матриархат. Во главе феминистского семейства стоит королева – пчелиная матка, которая даёт жизнь всему клану, и она единственная самка с полностью развитой половой системой. У неё одна задача – откладывание яиц и продолжение рода.

От прочих пчёл королева отличается своей величиной, она крупнее рабочих пчёл в два с лишним раза. Но венценосная особа не почивает на лаврах. Законы пчелиной империи жёстки: если уж избрали тебя, вырастили, выкормили особо питательным маточным молочком, то будь любезна откладывать за сутки от 1500 до 3500 яиц, хочешь ты того или нет.

И хотя живут королевы дольше всех своих подданных, около пяти лет, при таком напряжённом графике постоянных родов нередко изнашиваются года через два и уже не способны откладывать яйца. И тут уж её судьбу решает семья: изгнать отслужившую королеву или просто прикокнуть, заменив на новенькую принцессу.

У королевы есть жало, но использует его она только против соперниц – других маток колонии. Челюстные железы матки выделяют особое вещество, которое она размазывает по своему телу, позволяя подданным его слизывать, – это вещество распространяется по гнезду и подавляет в рабочих особях способность к яйцекладке, а также помечает всех членов колонии, чтобы понимали, к какому клану принадлежат.

Основную часть империи, а точнее 99 процентов, составляют рабочие пчёлки. Именно с ними у нас ассоциируется само понятие «пчела». Все рабочие пчёлы – тоже исключительно самки, только их органы размножения недоразвиты, ведь им не до любовных утех. Удел рабочих пчёл – изнурительный труд на благо пчелиного общества.

Медоносные пчёлы живут большими семьями, они приспособлены только к совместной жизни, вне семьи любая пчела быстро погибает. Летом полноценная семья состоит из 60–80 тысяч особей.

Молодые рабочие пчёлки – настоящие золушки, они кормят личинок, создают в гнезде необходимую температуру и влажность воздуха, выделяют воск и строят соты, перерабатывают добытые из цветов нектар и пыльцу, убирают в гнезде.

На 24-й день жизни кончается пчелиная молодость, и пчела переходит из домохозяек в сборщицы – собирает в полях нектар и пыльцу, носит в улей воду, вырабатывает прополис. Век рабочих пчёлок краток и зависит от интенсивности труда: в летний период они живут до 5–6 недель, осенью, когда работы меньше, – 7–8. Пчёлки буквально горят на службе. Путь, который проделывает одна пчелиная семья за время медосбора, равен примерно 400 тысячам километров – это расстояние от нашей планеты до Луны. Зазимовавшие пчёлы могут прожить 8–9 месяцев, сохраняя при этом возможность весной воспитывать расплод.

Служба такая!

У рабочих пчёл много разных должностей, среди них есть охранницы, приёмщицы, разведчицы. Охранницы всегда на страже улья, в который стремятся проникнуть непрошеные гости, например пчёлы-кукушки. Эти паразитки подбрасывают в чужие гнёзда или ульи свои личинки, при этом нередко убивая хозяйских детишек, и воруют мёд. Иногда у летка улья разворачиваются настоящие поединки.

Очень серьёзный враг пчёл – шершень; он громаден, его челюсти с лёгкостью откусывают пчёлам головы. Но пчёлы нашли способ борьбы с ним. Облепляя шершня со всех сторон большим коконом, пчёлы нагнетают температуру до 47 градусов, и шершень погибает от перегрева.

Стражницы также следят и за морально-нравственным поведением соплеменниц. Если после трудового дня в улей возвращается пьяная пчела, насосавшаяся где-то забродившей патоки, тем более с пустыми руками, – стражницы выкидывают её из улья и не пускают в дом, пока та не протрезвеет. Но если нарушительница порядка – конченая алкашка и уже не в первый раз заявляется в таком состоянии, ей зададут хорошую трёпку, а то и оборвут руки-ноги.

Зимой пчёлы-стражницы становятся жертвами синичек. Эти хитрые птички садятся на прилётную доску, крылечко, и стучат клювом по стенке улья до тех пор, пока на стук не выглянет сонная пчела-сторож с опрометчивым вопросом: «Кто там?» Ответ следует незамедлительно в виде цепкого клюва. И пока синица расправляется с первой пчелой, она выстукивает следующих любопытных «ктотамов».

А вот пчёлы-разведчицы должны обладать изящным качеством – уметь танцевать. С помощью языка танца разведчицы сообщают остальным пчёлкам точное местонахождение разведанных ими богатых лугов. Разведчица трясёт всем телом, как бразильянка на карнавале, и чем дольше длится потряхивание, тем дальше надо лететь. Чем интенсивнее оно, тем богаче медонос.

Поражает преданность рабочих пчёл своей семье: даже на последнем издыхании смертельно раненная пчела самоотверженно долетит до улья, чтобы отдать приёмщицам пыльцу и последний добытый нектар.
А теперь поговорим о мужиках.

Поговорим о мужиках

Пчелиные мужики, как известно, зовутся трутнями. Ну что сказать? Жалко их. Смысл существования один – оплодотворить королеву. Они, дурачки, конечно, стремятся к этому. Но любовная связь с пчеломаткой, как ночь с Клеопатрой, заканчивается гибелью избранника.

Развиваются трутни из неоплодотворённых яиц путём партеногенеза – самопроизвольного деления яйцеклеток. Своей наружностью трутень производит грозное впечатление: он гораздо крупнее пчёл, но совершенно безобиден – челюсти его беспомощны, он лишён жала, к тому же довольно туповат.

Живут трутни совсем чуть-чуть, около двух с половиной месяцев, и всё это время валяют дурака – шляются до цветов, пьют нектар и едят пыльцу. В дом ничегошеньки не несут, семья их просто терпит до поры до времени.

Но вот Клеопатра-пчела выбирается из гнезда для любовных приключений – и полетели бедные головушки пчелиных мачо. Во время спаривания трутни получают несовместимые с жизнью увечья, их половые органы отделяются и остаются вместе с маткой после акта любви, а трутень с вывороченными наружу внутренностями мгновенно умирает.

Выжившим самцам, не успевшим спариться, жизнь мёдом тоже не покажется. В последние дни лета, сразу после медосбора, когда мужские услуги пчёлам больше не нужны, происходит так называемый «бунт работниц»: они изгоняют из семьи бесполезных и крайне прожорливых самцов. Ведь впереди зимовка, а на выкармливание трутня пчёлы расходуют в три раза больше корма, чем на выкармливание одной пчелы; за месяц трутни могут съесть до 9 килограммов мёда.

И топчутся растерянные трутни после летних загулов на пороге улья, просятся домой, в тепло, к медку, но суровые стражницы выволакивают их за лапки и оставляют замерзать за пределами гнезда в их первой и последней осени.

А к следующей весне вылупятся новые молодцы для царских утех.

Золотая орда

Помните старую песенку?

Раз пчела в тёплый день весной,
Свой пчелиный покинув рой,
Полетела цветы искать
И нектар собирать.


А ведь в эти строчки вкралась серьёзная ошибка. Никогда, ни при каких обстоятельствах пчела не посмеет покинуть свой рой. Это так же немыслимо, как если бы ответственный коммунист вместо участия в первомайском субботнике отправился в ЦПКиО кататься на чёртовом колесе и пить газировку.

Но для начала давайте определимся, что же такое пчелиный рой. Вы, конечно же, видели на картинках или в кино пчелиные торнадо, кружащиеся над землёй. А несметные полчища пчёл, облепившие дома, деревья, самолёты и даже людей? Вот это и есть тот самый пчелиный рой. Но это вовсе не весеннее помешательство и не стремление пчёл к захвату мира, а очень важное событие в развитии пчелиной семьи.

Пчелиный рой – показатель того, что семья сильно разрослась и ей уже тесно в одном улье. Семье надо разделиться, какая-то часть должна переехать на новое место жительства.

После хорошего медосбора, когда все дела по дому выполнены, личинки массово вылупились и запечатаны в ячейки, шумное жужжащее семейство замирает в священном безмолвии, как мы перед большим путешествием, молча усевшись на чемоданах.

Первыми из гнезда вылетают пчёлы-разведчицы, своего рода квартирмейстеры, они-то и подыскивают подходящие дома. Новыми домами могут служить старые ящики, сараи, пустующие улья нередко чужих и далёких пасек. И вот тут пчеловодам надо быть начеку и успеть вовремя отловить свой рой, переселив его в заранее приготовленное место на участке. Для этого пчеловоды используют специальное приспособление – роевню, в которое и сгребают своих медоносных работников. Во время роя пчёлы довольно миролюбивы и не кусачи, потому что перед дорогой хорошенько заправили мёдом свои зобики-рюкзаки, им трудно сложиться пополам, чтобы выставить брюшко с жалом для атаки.
Возвращаются разведчицы, исполняют свои навигационные танцы, объясняя пчёлкам, куда лететь. Старт дан – вперёд! Из улья шумно и густо вырывается первый рой. Но в роении есть свои нюансы: последней из пчёл, как капитан корабля, покидает улей королева-мать. Однако без неё многотысячная свита никуда не полетит, и если королева по какой-то причине осталась в улье, весь рой вернётся обратно.

Случаются, правда, и очень коварные манёвры пчелиного семейства. Если матка уже бесполезна для общества, пчелиное семейство, имитируя рой, покидает улей, чтобы выманить из него матку, а когда та вылетает из улья – свита набрасывается на неё и обкусывает ей крылышки, чтобы старая королева не смогла вернуться.

Если подданные повели себя честно и прежняя королева переезжает с частью семьи на новое место, значит, в покинутом улье оставшаяся часть уже выращивает себе новую матку, а то и не одну, чтобы подстраховаться. Затем на конкурсной основе в улье остаётся одна новая матка, остальных свита уничтожает. Такие вот дворцовые страсти.

И хотя сам рой к новым квартирам ведут пчёлы-разведчицы, семья ориентируется на поведение своей королевы – где она случайно присядет, там и прививается весь рой.

В 2015 году в аэропорту Внуково внезапно появившийся из ниоткуда многотысячный пчелиный рой захватил питерский самолёт, облепив его крылья и иллюминаторы перед самым взлётом. Конечно, пчёлы не готовили террористический акт, просто их королева притомилась и решила передохнуть на «Боинге», а за ней последовала и вся её рать. Рейс пришлось задержать и вызвать пожарных, чтобы те смыли насекомых водомётами.

Рой может привиться куда угодно: на провода, крыши домов, автомобили и даже на людей.

Пчёлы-убийцы

Аллергик может погибнуть от одного ужаления, для остальных людей один-два укуса не страшны, опасно только массовое ужаление, в этом случае смерть может наступить не от аллергической реакции, а от отравления пчелиным ядом.
Самые злобные из рода пчёл – среднерусские, более покладистые – карпатские, миролюбивее остальных – кавказские пчёлы. Но все они не станут нападать без нужды – только для защиты своего дома. Однако благодаря вмешательству человека в дела природные в 1956 году в Бразилии были выведены настоящие монстры.

Выводили их наиболее продвинутые умы и с самыми благими намерениями – повысить производительность пчеловодства, скрестив африканских и европейских пчёл. Новый вид отличался не только высокой работоспособностью и медоносностью, но и чудовищным характером, проявляя крайнюю агрессию даже без особой на то причины.

Практически неуправляемые пчёлы-монстры, однажды покинув бразильскую пасеку, быстро расселились по всей Америке. Их тут же окрестили пчёлами-убийцами, они жалят в десять раз чаще, чем другие пчёлы, и в тридцать раз интенсивнее нападают на людей и животных. На малейшую угрозу одной из пчёл отзывается весь рой; с огромной скоростью они преследуют свою жертву минимум полкилометра. Яд их очень токсичен, от укусов пчёл-убийц погибли сотни людей в Бразилии и тысячи по всей Америке, а пострадавших животных и того больше.

Само совершенство

Мы никогда не вглядываемся в лица насекомых, воспринимаем их в целом: эти – красивые и яркие, эти – противные какие-то, эти – полосатые… А между тем пчёлы узнают людей и запоминают их образ. У пчёл есть потрясающая способность распознавать черты лица человека, улавливая рисунок бровей, глаз, губ, носа и даже ушей. Исследователи называют это конфигурационной обработкой.

Так что своего хозяина-пчеловода они прекрасно отличат от чужака. Кроме того, пчела с расстояния в 1 миллиметр различает предметы размером около 8 микрон.

Пчёлы – грандиозные архитекторы и инженеры, их соты – самые совершенные постройки насекомых, выверенные с математической точностью. Именно благодаря идеальной шестигранной форме каждой ячейки на постройку сот уходит минимальное количество воска, никакие другие (круглая, квадратная, треугольная) ячейки не были бы столь экономичны. И, что поразительно, строят соты сразу несколько пчёл с разных концов. Они встречаются в центре, при этом всё у них получается точнёхонько, без каких-либо зазоров и нестыковок во всех трёх измерениях.

Ну и, конечно же, пчёлы – это маленькие живые комбинаты по производству самых разных продуктов: мёда, воска, перги, маточного молочка, полезного в медицине яда. Ни одно другое животное не способно на такое разнообразие чудес.

Без этих трудолюбивых гениальных насекомых вообще немыслима жизнь на планете. Если исчезнут пчёлы, мир придёт к катастрофе. Конечно, опыляют растения не только пчёлы, но то, что делают они, несоизмеримо с работой бабочек, жуков и даже самых высокотехнологичных приспособлений, созданных человеком.

Больше того, за каждым видом пчёл и шмелей как бы закреплены свои виды растений: одни специализируются на липовом цвете, другие – на высокогорных растениях, третьи – на луговых или культурных.

Мы любуемся прекрасными цветами, но не для нас они так ярко и соблазнительно наряжаются, а чтобы привлечь, очаровать своих возлюбленных пчёл, шмелей и бабочек, для них они источают свои ароматы и производят сладкий нектар.

Но пчёлы уходят, покидают свои ульи целыми колониями и исчезают в неизвестном направлении. Это так называемый синдром разрушения пчелиных семей, впервые описанный в 2006 году в США. Причины массового исчезновения пчёл до конца не выяснены учёными. Виной этого бедствия могут быть вирусы, паразиты, инфекции и пестициды.

В одной из южных провинций Китая пчёлы исчезли совсем, и фермерам приходится опылять цветущие растения вручную. Каждой весной сотни рабочих приходят в сады и опыляют цветки грушевого дерева. Пчелиный улей может опылить до 3 миллионов цветков в день, а человек справляется только с 30 деревьями. Это кропотливый и дорогой труд по сравнению с бесплатным трудом пчёл.

Заменить естественное опыление пчёлами сельскохозяйственных культур, от фруктов, ягод, овощей до плантаций хлопка, искусственным опылением – практически невозможно. Без пчёл исчезнут с лица земли и растения, являющиеся важной частью рациона домашнего скота. Останутся только те, которые опыляются ветром.

Фильм «Пчёлы-убийцы» – это триллер, а вот мир без пчёл – это уже сюжет к фантастическому фильму-катастрофе о тёмном будущем человечества. Хотя почему же к фантастическому? Вполне реальному. Поэтому любите пчёл, берегите их и уважайте, радуйтесь их деловитому майскому жужжанию и наслаждайтесь волшебными дарами.

Наталия СТАРЫХ

Опубликовано в №16, апрель 2018 года