Живые талисманы
17.05.2018 15:19
Живые талисманыСчитается, что одомашнивание кошек началось около 9500 лет назад, примерно тогда же их стали брать и на корабли. Древние египтяне брали кошек на борт во время плавания по Нилу, чтобы те охотились на птиц в прибрежных зарослях. Тогда же котов стали использовать и на торговых судах с целью уничтожения грызунов; а уж потом торговцы из других стран переняли эту традицию, и крысам с тех пор живётся на кораблях не слишком вольготно.

Предчувствие не обмануло

«Морские» кошки были обычным явлением как на торговых и исследовательских, так и на военно-морских кораблях. Моряки брали в плавание котов и кошек по многим причинам, но наиболее важная – это ловля крыс и мышей.

Коты, собаки и другие животные с давних пор являются полноправными членами экипажей и талисманами многих военных кораблей и даже подводных лодок. Они и команду развлекают, и исполняют кое-какие матросские обязанности, и даже спасают людей.

Считается, что кошки способны предчувствовать бедствие. Но не все в это верят, что порой приводит к катастрофе. В 1914 году в Канаде на реке затонул пассажирский лайнер «Императрица Ирландии». Число жертв оказалось больше, чем при катастрофе «Титаника» за два года до этого. В тумане корабль столкнулся с норвежским сухогрузом, вёзшим уголь в Монреаль.

Вероятно, трагедию можно было предотвратить, если бы люди обратили внимание на странное поведение корабельной кошки. Рыжая полосатая Эмма жила на судне уже два года и очень любила путешествия. Незадолго до трагического рейса она родила котят. Эмма была хорошей матерью и никогда не выпускала малышей из виду. Но в тот майский день за полчаса до отплытия кошка словно обезумела. С истошным мяуканьем Эмма бросилась по трапу на берег, забыв о котятах. Один из стюардов, решив, что кошку кто-то напугал, принёс её обратно на корабль. Но вскоре она снова сидела на причале.

Там же она встречала и спасателей, переносивших тела людей, погибших при кораблекрушении.

Боцман идёт!

В 1860-х годах пёс по кличке Куцый, названный так из-за обрубленного хвоста, появился на палубе российского корвета «Могучий». На берегу он просто прибился к одному из матросов, возвращавшемуся из увольнения в Кронштадте.

Неказистая, но смышлёная дворняга вскоре полюбилась всей команде. Куцый умел ходить на задних лапах, носил поноску, лазил на ванты и по команде боцмана «Все наверх!» мгновенно выбегал на палубу, словно заправский матрос.

Но случилось событие, резко изменившее жизнь корабельного любимца. На корвет пришёл новый старший офицер, зануда и педант из прибалтийских немцев, барон. Он сразу же невзлюбил Куцего и заявил, что прикажет выбросить пса за борт, если тот нагадит на палубе.

Матросы всячески оберегали Куцего от старшего офицера, прятали в укромных местах нижней палубы, приучили убегать после фразы «Зуда идёт!». Так продолжалось месяца два.

Но однажды случилась беда. Из-за расстройства желудка Куцый испачкал палубу. И старший офицер немедленно потребовал выбросить собаку за борт. От такой бессмысленной жестокости возроптала вся команда. Кто-то из мичманов пошёл к капитану и доложил о происшествии.

Капитан стал на сторону команды. Старшему офицеру пришлось списаться на берег по болезни.

С отъездом барона Куцый снова зажил свободной жизнью и стал пользоваться ещё большим расположением матросов, ведь благодаря ему корвет избавился от чёртова Зуды.

Ещё удивительнее история русского корвета «Казак», совершавшего длительное плавание из Кронштадта во Владивосток. На острове Мадейра на борт загрузили всевозможную живность для питания команды. В числе другого «живого провианта» оказалась большая чёрная свинья с четырьмя поросятами. Заботу о животных поручили матросу Коноплёву, который по матросской части был слабоват, но зато в прошлом у себя в деревне работал пастухом.

Коноплёв сразу же приметил, что один поросёнок намного смышлёнее своих собратьев. Матросу пришла в голову мысль заняться дрессировкой, чтобы в дальнейшем развлекать сослуживцев в долгие скучные дни длительного плавания.

После упорных многонедельных тренировок Васька (так Коноплёв назвал борова) умел многое. Его наставник решил представить мастерство поросёнка команде и тем самым спасти ему жизнь. Ведь Ваське грозила участь остальных животных – быть съеденным.

Васька превзошёл самого себя. Он становился на задние ноги, танцевал, перепрыгивал через верёвку, носил поноску, «умирал» и «воскресал», показывал, как ходит пьяный матрос, хрюкал по команде. И, наконец, при восклицании Коноплёва «Боцман идёт!» стремительно бросался к хозяину и прятался у него между ногами.

Восторг матросов был неописуемым.

После того как в кают-компании представление посмотрели офицеры, все единогласно объявили, что борова Ваську дарят команде. С того дня Васька сделался общим любимцем матросов и до конца плавания доставлял им немало радости.

Когда через три года «Казак» вернулся в Кронштадт, Васька, выросший в огромного борова, был отдан в собственность Коноплёву. А один из мичманов, произведённый в лейтенанты, взял Коноплёва в денщики. Коноплёв вместе с Васькой перебрался на квартиру лейтенанта в Кронштадте.

Живой провиант

В XVIII веке военные корабли, находившиеся в дальнем плавании, вообще напоминали Ноев ковчег. На борту царила жёсткая дисциплина, но при этом обстановка напоминала детскую площадку, фермерское подворье, цирк и парк развлечений. Корабли парусной эпохи населяли самые разнообразные животные. Одни воровали у моряков еду, другие сами становились частью корабельного меню, а третьих брали на борт ради перепродажи.

На борту присутствовали козы, овцы, свиньи, гуси, утки, иногда кролики и даже телята. Естественно, в качестве будущего жаркого. Крупного рогатого скота на корабле часто бывало довольно много – например, английский 64-пушечный «Сомерсет» в 1760 году загрузил для похода в Средиземное море 71 телёнка для питания эскадры на три месяца.

При этом британское Адмиралтейство оплачивало только говядину. Если капитаны и старшие офицеры хотели разнообразить меню, то овец, свиней, кроликов, кур, гусей они покупали за свои деньги. Естественно, для такого количества скотины необходимы целые тонны фуража, а это, в свою очередь, снижало полезную нагрузку корабля и создавало большие проблемы.

Особая сложность – гигиена и чистота. Если куры, гуси, свиньи, кролики жили в клетках и загонах, то козы, овцы и телята спокойно разгуливали по палубе. Специально для них на дверях кают и на верхней палубе были развешаны сумки с зерном и крошеным хлебом. Естественно, животные справляли большую и малую нужду где придётся, что, в свою очередь, бесило первого помощника, ответственного за чистоту. А во время боя вся эта разгуливавшая живность страшно мешала морякам исполнять обязанности, поэтому с началом сражения следовал грозный приказ: «Живность – за борт!»

Другой разновидностью корабельной фауны были домашние животные моряков – кошки, собаки, ручные крысы. За возможность держать их на корабле разгорались настоящие баталии с первым помощником капитана, который видел в этом угрозу гигиене. Если удалось договориться – провёл своего пёсика на корабль. Не удалось – барбос безжалостно отправлялся на берег.

Примерно в середине плавания на корабле появлялись экзотические животные – обезьяны, попугаи, иногда даже страусы. Известен случай, когда матросы умудрились провести на корабль носорога! Этих животных моряки брали на борт с практическими целями: по возвращении на родину их можно было выгодно продать. Например, попугай ара на птичьих рынках Лондона стоил 5–7 гиней – для обычного моряка целое состояние. Особо ценились и скупались редкие виды фауны.

Непотопляемые

18 мая 1941 года гордость немецкого военного флота линкор «Бисмарк» вышел в море с приказом препятствовать британскому торговому судоходству. Перед выходом мэр Готенхафена вручил капитану подарок – чёрно-белого кота Оскара. А через девять дней линкор был потоплен английской эскадрой.

Кота спасли моряки с английского эсминца «Казак» и назвали Сэмом. В октябре 1941 года эсминец потопила немецкая подводная лодка. Оставшиеся в живых члены экипажа вместе с котом переходят на эсминец «Легион». Затем кота берут к себе матросы авианосца «Арк Ройял». Но уже в ноябре авианосец топит немецкая подводная лодка. Кота с экипажем забирают на эсминец «Лайтнинг», но суеверные матросы решают высадить кота на берег.

Немцы потопили оба эсминца, на которых побывал непотопляемый Сэм: «Легион» – через четыре месяца, а ещё через год – и «Лайтнинг». А кот после этого жил ещё 12 лет на берегу.

Другой британский кот служил талисманом сторожевого корабля «Аметист». Кот выжил после тяжёлого ранения и, несмотря на состояние здоровья, продолжал делать свою работу – ловить мышей, чем поднимал боевой дух матросов.

В марте 1948 года в порту Гонконга матрос Джордж Хиккинботтом подобрал молодого кота, измученного и истощённого. Команда его полюбила: котик оказался симпатичным, чёрным, с белыми пятнами. Назвали его Саймоном. Но любили кота не за красивые глаза, а за то, что уничтожал крыс в огромном количестве. На корабле их было полно, особенно на нижних палубах. Саймон немного шалил: спал, бывало, в капитанской фуражке, а дохлых крыс подкладывал матросам в койки. Но его любили и даже считали талисманом судна.

Уже в наши дни кот Петер стал полноправным членом экипажа немецкой подводной лодки U-953. Впрочем, некоторые члены экипажа невзлюбили Петера за независимый характер, отдавая предпочтение другому питомцу – щенку добермана по кличке Рин-Тин-Тин. Петер и Рин-Тин-Тин постоянно соперничали, боролись за внимание матросов и никак не могли поделить территорию, поскольку кот считал её исключительно своей, от носа до кормы.

Главным развлечением экипажа стало наблюдение за почти ежедневным выяснением отношений между двумя талисманами. Но в конце службы каждый из них был по-своему вознаграждён – доберман получил особый ошейник, сделанный механиками лодки, а Петера изобразили на неофициальной эмблеме U-953.

Любимца экипажа ракетного крейсера «Москва», флагмана Черноморского флота, зовут так же, как и капитана, – Сергей Иванович.

Рыжий кот Сергей Иванович чувствует себя на борту крейсера как дома. Свободно разгуливает по палубе, но не забывает об обязанностях военных моряков: спозаранку вместо сладкого сна у кота утреннее построение. Между прочим, это первый кот, который участвовал в дальнем походе боевых кораблей ВМФ России к берегам Сирии.

В Сирии побывал и ещё один рыжий кот – Боцман. Бродяга прибился к матросам военно-спасательного судна «Саяны». Но как-то раз Боцман сбежал на соседнее ремонтное судно и затаился среди ящиков. А судно как раз отчаливало. Когда обнаружили непрошеного гостя, высаживать его на берег было уже поздно. Так Боцман добрался по морю до Сирии. Вернулся в родной Севастополь только спустя семь месяцев и снова оказался на «Саянах».

В Северодвинске на атомном ракетном крейсере «Киров» живёт ещё один Боцман. В море заполярный кот не ходит, как, впрочем, и вся команда корабля, ведь крейсер с конца 90-х стоит у причальной стенки со снятым вооружением.

Боцман не единственный кот на корабле. Здесь живёт целая кошачья династия, но главный всё же он – капитанский любимчик. Капитан Виталий Коноплёв на выходные берёт его к себе домой, где у него проживает стерилизованная кошка. Против природы не пойдёшь, и Боцман иногда предпринимает попытки соблазнить домашнюю кису, но та, по словам капитана, даже не понимает, чего от неё хочет рыжий разбойник.

Всюду жизнь

Кстати, кошки живут не только на надводных кораблях, но и на подводных. Там у них есть свои «обязанности» – мурлыканье кошки успокаивает людей. Также, по словам членов экипажа, животные на подлодке лучше любого газоанализатора. А вот кот с атомной подводной лодки ТК-13, которая стояла в ожидании утилизации, даже ловил крыс. Подлодка давно не ходила в море, поэтому на ней завелись непрошеные гости. И каждый день во время начала отработки вахты кот приходил на центральный пост, приносил задушенную крысу к креслу дежурного по кораблю и удалялся.

Коты и кошки, несомненно, самые частые члены экипажей, однако на борту судов в разное время встречались и другие животные. Например, для релаксации экипажа подлодок проекта 941 «Акула» в специальных комнатах держали аквариумы с рыбками и даже клетки с попугаями. Забавные пернатые и разноцветные меланхоличные рыбки отлично успокаивали нервы моряков и расслабляли их, а на глубине это бывает весьма кстати. Правда, птички часто гибли из-за перепадов температуры и давления.

И совсем уж необычное «домашнее» животное – корабельная крыса – жило на ракетном крейсере «Адмирал Головко». Лариска была любимицей старпома, она появилась на корабле в 70-х годах. Удивительно, каким образом это удалось старпому, но тот её приручил. Крыса даже выполняла команды. Например, когда старпом входил в каюту, Лариска прыгала ему на плечо, и это выглядело как ритуал. И всё шло хорошо, пока на корабле не появилась комиссия. Когда крыса прыгнула на плечо ревизора, с тем чуть не случился инфаркт. Лариску велели списать на берег. Старпом «подругу» не бросил, забрал к себе домой.

Сложно поверить, но до 1950-х годов на кораблях советского Военно-морского флота водились даже медведи! Эта традиция существовала ещё с дореволюционного времени. Медведь испокон веков является олицетворением духа и мощи страны. Мирный (на первый взгляд) и, пожалуй, даже ленивый зверь способен в считаные секунды разорвать задевшего его наглеца. При этом приручённые медведи долгие годы могли жить рядом с людьми, выполнять трюки, становясь любимцами целых эскадр и кораблей. После революции многие традиции были забыты, но всё же остался обычай иметь на судне животное в качестве талисмана.

Традиция содержать медведей канула в прошлое, и теперь мишкам путь на корабль закрыт. Впрочем, иногда они по старой памяти всё же пытаются попасть в гости к морякам, даже к подводникам.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №19, май 2018 года