СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Болезнь, от которой страдают лучшие
Болезнь, от которой страдают лучшие
07.06.2018 00:00
Болезнь, от которой страдают лучшие«Выжат как лимон», «Нервы на пределе», «Чувствую себя так, точно на мне пахали», «Засыпаю на ходу». Эти фразы время от времени произносит любой человек. Кто-то валится с ног к концу рабочей недели, а кто-то уже в понедельник остаётся без сил. Порой люди просыпаются уставшими. Не помогают ни отдых в выходные, ни долгожданный отпуск. Человек чувствует себя эмоционально и физически опустошённым, выгоревшим. Это не лень, не апатия, не депрессия, это болезнь, которую во Всемирной организации здравоохранения уже почти сорок лет называют «синдромом хронической усталости». Если не лечиться, болезнь может приковать к больничной койке. У нас в стране, к сожалению, СХУ часто путают с остеохондрозом, вегетососудистой дистонией, депрессией и даже с ленью.

Дорогая Мария Алексеевна

Недавно судьба занесла меня в районную поликлинику. Очередь к терапевту – огромная. Все – по записи. Вдруг в кабинет с криком «мне только спросить!» врывается немолодая женщина и проводит у врача почти полчаса. Едва она вышла – другая ловкая бабёнка со словами «я с работы отпросилась, мне только печать поставить» заходит к врачу без очереди. Народ с талончиками нервничает. Сидячих мест в коридоре не хватает. Кто-то несколько часов подпирает стенку. Приём у врача вот-вот закончится, а у кабинета стоит десять человек.

Я тоже стою злая и ненавижу всё на свете: и медицину, и людей, и себя, которую угораздило заболеть. Наконец захожу в кабинет и вижу нахохлившегося воробушка – девушка лет тридцати в белом халате едва заметна за горами толстенных медкарт. Её рабочее время уже давно вышло, и она, похоже, тоже нас ненавидит. А дома, наверное, ждут голодные муж и дети. Смотрит на меня, как на врага.

И тут я вспомнила: точно такой же взгляд недавно видела в паспортном столе. Тоже очередь, паспортистка в отчаянии кричит: «Вас много, а я одна!» И точно такой же ледяной взгляд был у моей учительницы немецкого в школе. Мария Алексеевна не разговаривала, она только орала, унижала и оскорбляла. Самые страшные детские воспоминания у меня остались именно от её предмета.

И лишь спустя много лет я поняла, что у Марии Алексеевны был элементарный синдром выгорания. Заболевание, которым всё чаще страдают обладатели самых ответственных профессий – врачи, учителя, чиновники. Ежедневная работа с большим количеством людей часто провоцирует равнодушие к этим людям, потерю интереса к ним и постепенно – аллергию на работу. Состояние, когда мысли о работе вызывают злобу и раздражение.

Burnout (бёрнаут) – с английского это слово переводится как «выгорание», «истощение», «изнеможение». Впервые я услышала его, когда жила в Германии. Приятельствовала с классной руководительницей старшего сына, фрау Мак. Я называла её по имени – Беттина. Мы несколько раз ходили друг к другу в гости, её интересовала жизнь в России, она обожала русскую литературу и прочитала все романы Лукьяненко. Но однажды Беттина пропала.

Она не появлялась в школе несколько месяцев, не отвечала на звонки и СМС. И лишь спустя полгода я получила от неё сообщение: «Марина, прости. У меня был бёрнаут, я лежала в клинике, а потом в санатории на реабилитации». Когда мы встретились, учительница рассказала, что уже давно чувствовала апатию, усталость, «на работу шла как на каторгу». К счастью, учителя в Германии приравнены к чиновникам, им государство оплачивает дорогущую приватную медицинскую страховку, а значит, лучшее лечение и больничные.

– Синдром выгорания у учителей – обычное дело, – рассказывала мне потом Беттина. – Одна моя коллега болеет уже второй год. Усталость, подавленность, нет сил общаться с людьми. Даже по телефону говорить. В санатории я полтора месяца только спала и ела. Зато сейчас я в норме. Бёрнаут обязательно надо лечить. Потому что можно от перенапряжения сорваться на детей, а детские травмы – самые сильные.
И я снова вспомнила свою Марию Алексеевну. В те далёкие времена в СССР о синдроме хронической усталости и эмоциональном выгорании никто не знал.

История болезни

Почти сорок лет назад на одном престижном американском курорте вспыхнула странная эпидемия. Несколько сотен отдыхающих – бизнесменов, чиновников, менеджеров высшего звена – жаловались на раздражительность, головные боли, невозможность сконцентрировать внимание, увеличение лимфатических узлов и их болезненность, лихорадочное состояние, боли во всём теле, вялость, спутанность сознания и крайнюю степень физической и умственной усталости.

Главный врач курорта доктор Пол Чейни продолжил наблюдение за заболевшими, даже когда они разъехались по домам. Ни одному не удалось почувствовать себя отдохнувшим, со временем усталость лишь усугубилась. И спустя пару лет Чейни ввёл в список международной классификации заболеваний новый недуг – «синдром хронической усталости». А чуть раньше, в 60-х, Японию накрыла смертельная болезнь кароси, что в переводе с японского – «смерть от переработки». Чаще всего это были инсульт или инфаркт на фоне длительного стресса, бесконечных задержек на работе, работы без выходных. До сих пор от кароси ежегодно умирает от 200 японцев, а гораздо большее количество кончает жизнь самоубийством. И лишь недавно правительство страны приняло ряд законов, запрещающих работать сверх меры.

А в США и Европе одного диагноза СХУ достаточно, чтобы получить больничный, лечиться стационарно или отправиться на реабилитацию. Поскольку, и это научно доказано, хроническая усталость – смертельна! Впрочем, об этом синдроме почти 25 веков назад писал и отец медицины Гиппократ: «Беспричинная усталость порождает болезнь».

Работа или жизнь?

Изнеможение, разбитость, переутомление – это не просто жалобы. Это зараза, охватившая трудоголиков всего мира. Молодые, ответственные, талантливые, совестливые, высококвалифицированные сотрудники слабеют на глазах. В группе риска – профессии с повышенной ответственностью: авиадиспетчеры, врачи, педагоги, водители транспорта, руководящие работники, предприниматели, работники с ненормированным рабочим днём.

В 2005 году на Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения сообщалось, что от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов социономических (связанных с общением) профессий, но более всего – учителя. Так, в странах Евросоюза до 60 процентов работников системы образования ежегодно обращаются к психологам и медикам с проблемами, связанными с синдромом хронической усталости.

А в Бельгии в 2014 году работодатели внесли «выгорание на работе» в число страховых случаев, наряду с насилием или дискриминацией на рабочем месте. В этой стране бёрнаут и СХУ признаны профессиональной травмой, из-за них могут дать инвалидность или раннюю пенсию.

Многие звёзды признаются, что едва справляются с СХУ. Например, певица Шер страдает синдромом хронической усталости уже 17 лет. Из-за этой болезни она порой отменяет концерты или запись. Каждый должен сам выбрать – работа или здоровье? И решение в пользу здоровья многим даётся с трудом. Но, как бы ни был высок градус ответственности, если хотите выжить, бросайте работу, хотя бы на время.

«В прошлом году я два месяца провела на даче с книжкой. Я отменила всё, что могла, – вебинары, консультации. Просто поняла, что не могу больше слушать про несчастных детей!» – делится историей своего синдрома хронической усталости знаменитый психолог Людмила Петрановская. К сожалению, многие начинают лечение слишком поздно.

Четыре стадии

«Усталость преодолевается отдыхом, лень – волевым усилием. В отличие от них психологическое «выгорание» не может быть преодолено с помощью отдыха или волевого усилия. Ведь это защитный механизм, который включается у человека помимо его воли, на фоне эмоционального истощения», – говорит о бёрнауте психолог Светлана Перегудова. Она уверена, что бёрнаут, как и СХУ, в первую очередь накрывает людей, эмоционально погружённых в свою работу.

Начинается всё как в известном стишке: «Я люблю свою работу, я приду сюда в субботу! И, конечно, в воскресенье. Здесь я встречу день рожденья, Новый год, Восьмое марта, ночевать здесь буду завтра. От работы дохнут кони, ну а я бессмертный пони».

Как ни странно, именно с активной работы начинается первая стадия СХУ. На второй наступает частичное разочарование: не всё, что я сделал, – отлично, но мы ещё повоюем! Возникает бессонница, без успокоительного не проходит ни дня. Стресс увеличивается, а силы на исходе.

На третьей стадии увеличивается раздражительность, появляются гнев, болезненное чувство вины, беспомощности, отчаяния, недовольство собой и окружающими, вы срываетесь по пустякам, ненавидите других и себя. Вас утомляют даже дружеские встречи и компании, которые вы так любили раньше. Больше всего вы ходите побыть в одиночестве дома. Но, пока ноги ходят, плетётесь в контору.

Наступает четвёртая стадия: проявляются все заболевания, к которым вы имеете предрасположенность. С ними-то обычно русские люди и идут к врачу. А врач не знает толком, как определять и лечить СХУ. «В результате терапевт ставит диагноз «нейроциркуляторная дистония» или «невроз». Назначенное лечение, как правило, не даёт вообще никакого эффекта. Болезнь активно вторгается в эмоциональную сферу. У больных отмечаются не только расстройство настроения, но и панические состояния, постоянный страх», – говорит специалист по профилактической медицине Ирина Трубицына. К сожалению, наша медицина ещё не готова вступить в бой с СХУ, поэтому почти всегда больной остаётся один на один со своим недугом.


Песочный человек

При СХУ, например, обычная простуда, несмотря на лечение, не проходит. Субфебрильная температура держится месяцами, а у некоторых даже по нескольку лет, мучат озноб, дискомфорт, боль, першение в горле, ноющие боли в теле, мигрени, постоянно клонит в сон, но при этом изводит бессонница.

«Я мучаюсь примерно год, – пишет на форуме Наташа из Твери, судя по портрету, симпатичная девушка с малышом. – Началось всё с переработок и стресса на работе. Я думала, нужно просто больше отдыхать, в итоге все выходные валялась на кровати, так как не было сил. Сдавала анализы – всё в норме. Перепробовала различные витамины, БАДы, препараты, улучшающие кровоснабжение мозга, – эффекта ноль».

«Единственным желанием было спрятаться в норке, зарыться в одеяло в тишине и темноте и не двигаться, либо уехать на велосипеде одной в лес», – жалуется другая форумчанка.

«Моё состояние усугубилось после рождения ребёнка, муж просит убрать бардак в квартире, а у меня нет сил. Даже предстоящие поездки кажутся каторгой, так как сплошные переживания за ребёнка, дорогу, здоровье», – делится своими страданиями третья.

А вот история болезни сотрудника благотворительного фонда Натальи Сайгиной, которой пришлось уволиться спустя полтора года работы: «Я стала как будто мёртвой или поцелованной Снежной королевой, практически не испытывала ни радости, ни грусти. Пыталась найти причину, но ничего не понимала. Работа стала у меня вызывать отторжение, приходилось очень сильно себя заставлять, чтобы сосредоточиться на делах. Стала избегать коллег, а потом и друзей. Коллеги радовались новому офису, а для меня было физической мукой прийти в офис и общаться».

«Самое страшное для меня – когда кто-нибудь заходит в комнату. Жена, дети или даже собака. От общения я устаю больше всего! Мне кажется, что я из песка и каждый, кто приближается, разрушает меня, как ветер» – эти откровения я нашла на немецком сайте страдающих СХУ.

Почему же возникает эта «эрозия души», как называют СХУ некоторые психотерапевты?

Лелейте себя

Главная причина – жизнь в стрессе. Как говорил доктор Сергей Агапкин, «синдром хронической усталости – это болезнь непереносимости системных физических и психических нагрузок». Человеческие возможности и силы не безграничны. Кто-то десятилетиями держит удар, а кто-то сдувается через год. Но, если живёшь в бесконечном стрессе, рано или поздно от перенапряжения наступит срыв.

Стресс нарушает выработку нескольких жизненно важных гормонов. Например, кортиколиберина, нехватка которого вызывает депрессию. Серотонина и триптофана, отвечающих за настроение. И тестостерона, обеспечивающего репродуктивную функцию у мужчин. При этом стресс увеличивает выработку других гормонов – адреналина и кортизона. В итоге гормональный дисбаланс приводит к нарушению работы сразу нескольких систем нашего организма.

Слабый иммунитет сейчас у всех, это скажет любой врач. И почти все лечатся антибиотиками. Так вот, приём антибиотиков также может стать причиной СХУ. Накопившиеся токсины разрушают иммунную систему, она не справляется с многочисленными вирусами, грибками, бактериями, которые стремительно растут в нас.

«СХУ развивается из-за нарушений в сообщении между мозгом и кишечником. И это нарушение провоцируют бактерии. А также продукты их жизнедеятельности», – заявляет профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке Брент Уильямс. Он и его коллеги уверены, что канцерогенные бактерии, живущие в нашем кишечнике, уничтожают нас. Неудовлетворённость собой, своей жизнью, многочисленные комплексы, чувство вины, сжирающее нас изнутри, неспособность смириться с настоящим создают массу физических неудобств. Вернее, провоцируют появление самых разных заболеваний.

Поэтому первое, что нужно сделать, – это разобраться со своей жизнью. Не мучьте себя тем, что можно исправить. Если вы ненавидите свою работу, избавляйтесь от неё. Терпеть не можете супруга – разводитесь, иначе заболеете. Не переживайте по пустякам. Хольте и лелейте себя! Радуйтесь любому желанию и немедленно исполняйте его (в рамках закона и морали).

Это первое. Второе – правильный и обильный сон. И прежде всего это касается тех, кто по ночам сидит в интернете. Как показали исследования, свет, излучаемый компьютерами, планшетами и смартфонами, воспринимается организмом как дневной. Чем дольше «висишь» в телефоне, тем меньше хочется спать. Часы сна сокращаются, и организм изнашивается гораздо быстрее.

Правило третье: гуляйте! Немцы говорят: хорошее настроение прячется в ногах. Во время прогулок наш организм насыщается кислородом, витамином D и позитивными эмоциями – отличное лекарство от усталости.

Четвёртое правило: никогда не делайте всё, что вы можете. Не старайтесь быть самой-самой-самой хозяйкой, мамой, женой, невесткой, сотрудницей – и вам станет гораздо легче жить.

Эти советы помогут на начальной стадии СХУ, а если болезнь зашла далеко, то надо исследовать щитовидку, гормоны, давление, сердце, искать воспалительные процессы в организме. Лечить их. Укреплять иммунитет. И не забывать, что спасение выгорающих – дело рук самих выгорающих. Никакие деньги, заработанные кровью, потом и стрессом, не подарят вам полноценную жизнь.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №22, июнь 2018 года