СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Родня У вас больше нет внуков
У вас больше нет внуков
27.07.2018 15:28
Сами расплодились, ещё и тёщу притащили

У вас больше нет внуковХочу рассказать об одной знакомой семье. Назовём мужа Сашей, а жену Наташей; она – медсестра, он – хирург, до мозга костей преданный своему делу. Работает в лечебно-реабилитационном центре, зарплаты там средние, а операций много, дежурства часто. Мог бы перейти в коммерческую клинику, но не хочет.

У них трое детей – старший мальчик и разнополые двойняшки. Все ютятся в квартире, принадлежащей Сашиной матери. Живут скромно, не богачи и никогда ими не станут в силу характера мужа: Саша мягкий, добрый, не пробивной.

К ним переехала мать Наташи – помогает с детьми, занимается хозяйством. В её собственной квартире проживает Наташин брат с семьёй. Сам он болен; та квартира маленькая, с невесткой у тёщи отношения плохие. В общем, от её переезда к Саше и Наташе вроде бы хорошо стало всем.

У Сашиной матери есть другая квартира – огромная, в центре Москвы, а ещё дача, плюс какое-то ценное имущество, всё это осталось от её второго мужа. Сашина мать всем этим владеет по завещанию: второй муж перед смертью разругался с родными сыном и дочерью и отказал им в наследстве.

У него был очень тяжёлый характер, за свою жизнь перессорился со всей роднёй, поэтому постоянно писал и переписывал завещания, боялся, что нежелательные родственники что-нибудь получат по закону. Со своими детьми ругался насмерть несколько раз; помирится – напишет одно завещание, поссорится – напишет новое. В последний раз разругался в пух и прах, на полгода отказал детям от дома, хорошо, перед смертью успел простить и проститься. А вот переписать завещание, составленное в пользу жены, уже не успел. Но та знает, что примирение состоялось, и чувствует себя обязанной.

Когда он ещё был жив, они с Сашиной мамой сдали городскую квартиру каким-то буржуям, а сами поселились на даче. Сейчас эта квартира приносит огромные деньги.

Мать время от времени помогала Саше и его семье – дарила внукам дорогие подарки, давала деньги на крупные покупки. В общем, Саша и Наташа знали: если что, у них есть финансовый тыл в лице мамы. Но скажу сразу: они не наглели, обращались, только когда очень прижимало.

После смерти мужа Сашина мать была уверена, что его дети опротестуют завещание, но никаких тяжб не последовало. Более того, дети мужа начали намного чаще бывать на даче, и женщина им сказала: живите сколько хотите, это ваш дом. Её отношения с падчерицей и пасынком стали ближе и теплее, чем при муже.

Теперь, собственно, о проблеме. Летом на даче всегда гостили дети Саши и Наташи, и сами они проводили там выходные. Но этим летом мать им сказала, что принять их с внуками не может – у неё и так гостят падчерица и пасынок со своими семьями, «так что извините».

И Наташа заявила свекрови, что у той больше нет внуков. Саша успокоил мать… и попросил тёщу съехать от них. Саша – человек непредсказуемый, он вроде мягкий-мягкий, но если упрётся, его ни за что не переубедить, особенно если речь о каких-нибудь этических вопросах, по которым у Саши всегда особое мнение.

У Наташи со свекровью прежде были хорошие отношения, и внуки обожают бабушку. Невестка уже сто раз пожалела, что сказала эти резкие слова, но ей на самом деле обидно: они в этом году никуда не едут, и трое детей всё лето будут торчать в Москве. Согласитесь, вшестером в трёшке тесно, поэтому на дачный отдых детей Наташа очень рассчитывала. Да и Сашиной тёще досталось вообще ни за что, как говорят дипломаты – по принципу взаимности.

Наташа извинилась перед свекровью; этот процесс занял месяц, потому что Сашина мама отказывалась с ней разговаривать. В итоге помирились, но в конце беседы свекровь заявила, что дом и квартира должны принадлежать детям её покойного мужа: мол, я ими просто пользуюсь, пока жива, а для вас сделала всё, что могла, – отдала квартиру, а больше у меня ничего нет.

Наташа всё пересказала Саше, тот отреагировал коротко: это логично. Извиняться перед тёщей и звать её обратно он категорически не хочет, потому что «квартира мамина, мы тут сами расплодились, да ещё и тёщу притащили». Хотя Сашиной маме от проживания тёщи в этой квартире ни холодно ни жарко.

Покупать собственное жильё, даже в ипотеку, Саша решительно не хочет: уверен, что не потянут.

Два медика содержали шестерых человек, считая тёщу. Когда появлялись лишние деньги, всё тратили на детей. Наташа говорит – если бы покойный муж свекрови при жизни разделил имущество по-человечески, в семье бы не возник такой конфликт и им бы после свекрови что-нибудь перепало. Теперь же у свекрови вроде бы всё есть, а счастья нет. Она не может пользоваться наследством в полную силу, так как считает, что падчерица и пасынок должны получить свои доли. Если бы свёкор всё поделил при жизни, свекровь могла бы пользоваться своей частью без угрызений совести. Всё-таки родной сын – это родной сын, и жить в мире с ним и его семьёй, приглашать погостить родных внуков должно быть всяко лучше, чем чужих людей.

Сейчас дети уже выросли, в квартире стало тесно, шумно, свободного пространства нет совсем. Я была у них в гостях, когда там ещё жила тёща, – ну просто ералаш. И, конечно, им очень облегчало жизнь, если дети проводили каникулы у свекрови на даче; там большой дом в ближнем Подмосковье, овощи, фрукты, чистый воздух.

Да, Наташа клянёт себя за ту фразу – «у вас нет внуков». Свекровь вроде бы простила, но перед своей-то мамой Наташе всё равно стыдно. Когда родились двойняшки, недоношенные, слабые, а Саша работал на двух работах, писал диссертацию и не мог помочь жене, тёща бросила работу и переехала к ним. У неё был свой интерес: к тому времени она уже ругалась со своей невесткой, и ей хотелось бежать из дома. Выгнать сына и невестку не смогла – та сначала трясла пузом, потом ребёнком. А затем и сын заболел. Сейчас тёща говорит, что не надо было пускать к себе семью сына – пустила бы потом, когда сын заболел, тогда невестка не посмела бы хвост поднимать.

Пока тёща жила у Саши с Наташей, зять ни разу с ней не ссорился. Хотя тёща такая женщина, которая, где бы ни была, умудряется заполнить собой всё пространство и оттянуть на себя всё внимание. Но Саша раньше не высказал ни одной претензии, у них были прекрасные отношения, тёща его боготворила – мало того что муж хороший, так ещё и врач.

А сейчас, после конфликта Наташи с Сашиной мамой, Саша говорит, что не понимает, почему тёща вообще живёт у них в доме, ведь у неё есть своя квартира. Наташа объясняет: мол, мама помогает с детьми. На это супруг отвечает, что когда они ждали двойню, он сразу нашёл ещё одну работу, поскольку знал: придётся кормить большую семью и помочь некому. Тем не менее он смог работать в трёх местах, а жена не сумела в одиночку справиться с тремя детьми.

Примирение со свекровью состоялось, но легче Наташе не стало – и из-за мамы, и потому что по-прежнему надо как-то решать вопрос с летним отдыхом детей. Да и вообще обидно!

Из письма Марины,
Москва
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №29, июль 2018 года