Великая цивилизация
02.08.2018 17:13
Великая Они суют свой длинный нос всегда и во всё, но не от дурного воспитания и не ради праздного любопытства. Прикосновениями хоботов они постигают мир. Их принято называть толстокожими, но в дикой природе трудно найти более нежных, ранимых и тонко чувствующих животных. Думающие, сопереживающие, творческие, эти гиганты полны тайн и сюрпризов. Давайте же и мы попробуем прикоснуться хотя бы к краешку огромной слоновьей души.

Их осталось трое

Вопросы крови, как известно, самые сложные вопросы в мире. Мы мало знаем о собственных корнях, зато точно знаем прародителей современных слонов. Со школьной скамьи нам втолковали, что слоны произошли от мамонтов. В этой уверенности нас поддерживал любимый мультик про Мамонтёнка, который искал свою маму. Всё логично: доисторические люди были покрыты шерстью, доисторические слоны тоже были мохнатыми.

Однако последние исследования учёных доказывают, что мамонты и современные слоны – это две совершенно разные ветви большого родового древа хоботных, которых в доисторические времена насчитывалось более 300 видов. А их общий предок – меритерий, живший примерно 55 миллионов лет назад. Этот полутораметровый зверь внешне был похож на тапира и имел зачатки хобота. Обитал меритерий близ мелких водоёмов и вёл полуводный образ жизни.

Если внимательно понаблюдать за пристрастиями современных слоников, то станет очевидно, что к воде они относятся как к родной стихии. Если у них появляется возможность, то из водоёмов и рек они подолгу не вылезают, резвятся там, как дети, даже строят запруды, перегораживая ручьи камнями и корягами, организовывая себе большие ванны.

В Индии ручных слонов частенько перегоняют с места на место по реке. Широкое устье Ганга они переплывают без труда, погружаясь в воду с головой и оставляя снаружи только кончики хоботов, наподобие дыхательных трубок. Волны океана их тоже не пугают. Пролив между африканским материком и островом Занзибаром слоны переплывали не раз, а это около 73 километров, и на пароме время в пути занимает от 3 до 5 часов.

В настоящее время на земле осталось всего три вида слонов, собранных в два рода: африканские и азиатские (они же – индийские) слоны. При этом африканский род делится на два вида – саванный и лесной.

Наиболее крупными являются саванные слоны. Их рост достигает 4 метров, а средний вес взрослых самцов – около 6 тонн. Самки заметно легче, их средний вес – 2,5 тонны. Средний же рост лесного слона – 2,5 метра, а вес в два раза меньше, чем у саванного.

У африканского саванного – самые большие уши, в диаметре до двух метров, и своей формой они напоминают очертания африканского материка.

Азиатские слоны по размерам уступают африканским саванным, однако их размеры тоже внушительны.

Африканские слоны более агрессивны и темпераментны, азиатские – мягче нравом и лучше приручаются.

Все слоны – убеждённые вегетарианцы: питаются травой, плодами, корой и листьями деревьев. Слон может потребить за сутки до 450 килограммов корма, а питьевой воды ему требуется от 100 до 300 литров, в зависимости от температуры воздуха.
Слоны – долгожители и при удачном стечении обстоятельств способны дожить до 80 лет, но в живой природе это нечасто встречается. Причиной смертности являются засуха, инфекции, травмы, хищники и возрастная стираемость зубов, из-за которой в итоге они умирают от голода. Однако главный враг слона – человек, захватчик территорий и охотник за бивнями.

Технические детали

А теперь давайте поговорим об отдельных составляющих тела слона, каждая из которых заслуживает внимания.

Хобот – самая значимая часть тела и самая уникальная, его справедливо называют пятой конечностью. В нём до 40 тысяч мышц, и он умеет всё. Хобот – это вовсе не нос, а сросшаяся с носом верхняя губа. Хоботом слоны дышат, обоняют, осязают, набирают воду для питья и душа (за один раз хобот может вобрать до 10 литров), обрывают плоды, листву и траву для пищи.

Хоботом валят деревья, поднимают тяжёлые камни и совершают такие мелкие и ловкие манипуляции, что могут подобрать с земли рисовое зёрнышко. Хоботом слоны чувствуют запахи на значительном расстоянии, могут учуять воду даже за пять километров. Хоботом слоны помогают в беде своим собратьям, поднимая их с земли и вытаскивая из ям. Они приветствуют друг друга жестами и трубными звуками. Сплетение хоботами при встрече – это как наше рукопожатие. Хоботами ласкают, утешают и наказывают детёнышей, дерутся с соперниками, подчиняют себе самок. Хобот – жезл власти слона.

А вот ноги слона – не только средство передвижения. Ноги слона – это его вторые уши.

Стопа слона представляет собой жировую подушку, которая при наступании расплющивается, смягчая шаг и увеличивая площадь опоры, а также отлично поглощает звуки, отчего слоны передвигаются практически бесшумно. Ногами слоны улавливают низкочастотные звуковые волны, проходящие через землю на расстояние до 30 километров. Эти «сейсмические» сигналы поступают в среднее ухо через подушечки ступней и кости передних конечностей. Прислушиваясь к ним, слоны на какое-то время замирают и расшифровывают услышанное. Они могут не только принимать информацию от сородичей, которую те кодируют определённым видом топота, но также чувствовать приближение хищников, угрозу цунами или землетрясения.

Уши слонов также выполняют несколько функций. Слоны обладают не только тонким музыкальным слухом, они способны услышать маленькое животное размером с крысу за три километра. Общаются между собой слоны на таких низких частотах, что человеческое ухо даже не фиксирует эти звуки. Зато если в Южной Африке происходит массовый отстрел слонов, то в Северной Африке слоны приходят в сильное волнение, и тут уж виноваты не только уши и ноги, но, говорят, и экстрасенсорные способности.

Также уши служат терморегуляторами. Пронизанные большим количеством кровеносных сосудов, в страшную жару они охлаждают кровь, циркулирующую по ним, и передают её всему телу. И, конечно же, работают опахалами.

И, наконец, бивни. О, эти бивни! Они и защита от врагов, и хозяйственный инструмент, и проклятие слонов. Чем длиннее и мощнее бивни, тем, разумеется, сильнее слон, но и тем более он рискует стать жертвой браконьеров. Ведь именно из-за ценных бивней многие века идёт охота, именно из-за них катастрофически сократилось слоновье поголовье на планете. И какое бы наказание за браконьерство ни грозило, как бы ни охраняли слонов волонтёры всего мира – зверства не прекращаются.

Имейте в виду, что каждый милый заморский сувенирчик из слоновой кости достался ценой жизни величественного и прекрасного слона.

Отчаявшись, слоны дошли до того, что в последние десятилетия стали рождаться вообще без бивней. И это не шутка. Самки африканских слонов передают свой «безбивневый ген» дочерям, те избегают связи с самцами – обладателями бивней, и теперь всё чаще в африканских заповедниках слонята рождаются без своего грозного оружия, чтобы уберечь себя от охотников.

Пусть мама услышит

Слоны – социальные животные, они живут небольшими семьями, состоящими из мамок, тёток, кузин и детёнышей. Главой семьи является самка-матриарх. Она отвечает за благополучие всей семьи, ведёт её к источникам пищи и водоёмам, принимает трудные решения, а в моменты опасности собирает всех за своей спиной, готовая принять бой и пожертвовать жизнью ради семьи.

Матриарх – великая слониха, самая старшая в стаде. У неё хорошая память и большой жизненный опыт, семья уважает и очень ценит её. Если матриарх погибает, остальные слонихи и детёныши просто теряются и не знают, как им жить дальше, и тогда руководство над ними берёт её старшая дочь.

Слонята-мальчишки живут в стаде до половой зрелости, лет до пятнадцати, а потом изгоняются из семьи, дабы не смущать молодых слоних и не вносить в семью разлад и хаос. Взрослые самцы ведут одинокий образ жизни, а молодые иногда собираются во временные пацаньи компании для обмена опытом, турниров и дружеского общения. Однако зрелые и опытные – это уже соперники. Встречаясь, они могут приветствовать друг друга, обняться по-братски хоботами, но в брачный период каждый сам за себя.

В слоновьей семье царят любовь и взаимовыручка, детёнышей кормят молоком все самки. Кстати, соски у слоних располагаются не на брюхе, а на груди, как у приматов. Старшие сёстры занимаются воспитанием малышей, репетируя своё будущее материнство.

В путешествиях слонята держат мамок хоботами за хвосты, чтобы не отстать, не потеряться. Если слонята устают, старшие сбавляют ход и делают привалы, давая время передохнуть, укрывают малышей тенью своего тела, поддерживают и поднимают хоботами ослабших и больных, выручают, если кто-нибудь свалился в яму или реку, протягивая хобот, как мы протягиваем руку.

Самое тяжёлое время для слоновьей семьи – это период засухи. Матриарх мужественно ведёт семью памятными ей тропами к воде и пище неделями, месяцами. Путешествие под палящим солнцем по растрескавшейся бесплодной земле страшно изматывает, взрослые и сами еле держатся, а игривые прежде малыши думают только об одном – как бы не упасть и не потерять сознание. Если слонёнок погибает – это большая драма для всех, но для матери – непомерно тяжёлая утрата, она долго не оставляет надежды поднять бездыханное тело своего малыша. Другие слонихи искренне сочувствуют ей, гладя и успокаивая своими хоботами, но помочь в этом горе они больше не могут и деликатно удаляются, на время оставляя мать наедине с её скорбью.

А когда жизнь налаживается, наступает сезон дождей, вся природа оживает, вокруг много воды и свежей травы, слоны ликуют! Если в семье рождается новый кроха – восторгу слоних нет предела. Роженица удаляется на время родов от общего лагеря, но парочка опытных тёток следует за ней; они принимают роды, порой вытягивая 130-килограммового малютку хоботами. Ставят на ноги, защищают от хищников. Остальные спешат радостно поприветствовать и обласкать нового члена семейства.

Мальчики возвращаются

И вот в воздухе начинает витать возбуждение, оно охватывает всё стадо, семья чувствует приближение самцов, наступает брачный сезон. Самцы набрались сил за год. Они досыта ели после сезона дождей, в них бушует страсть, сводящая с ума. Обычно миролюбивые и спокойные, теперь они агрессивны и опасны, у них происходят мощные выбросы гормонов, уровень тестостерона зашкаливает, и они не остановятся ни перед чем. Их девиз – «Любовь или смерть!».

Если в семье есть овулирующая самка, то мужики чувствуют её за километры по специфическому запаху мочи и выделениям специальных желёз. Для женского стада брачный период – время волнений; надо защитить детёнышей, которые могут случайно попасть под ноги и бивни разгорячённых донжуанов.

Молодых, неопытных, но пылких самцов матриарх и тётки гоняют, как мелких хулиганов, они вносят смуту и своими приставаниями мешают кормить детей. Но вот появляется он!..

Зрелый гигантский опытный мачо, прекрасный до потери пульса. Он уже с обломанным бивнем и свежими ранами – значит, недавно дрался с соперником и одержал победу. Все мамки, тётки и кузины млеют при виде него, а он направляется к матриарху. Она, оказывается, ещё ничего, в форме, и вдвоём они – достойная пара.

Строгая и всемогущая начальница вдруг вспоминает, что она всё-таки женщина, и начинает кокетливо убегать и даже сопротивляться, но он ей явно по душе. Опытный самец понимает, что должен вызвать одобрение семьи, и ведёт себя вежливо, долго ухаживает, но потом ему наскучивает потакать капризам избранницы. Он настигает её и властно кладёт свой тяжёлый хобот на спину. Это знак: замри, любимая, и повинуйся! Влюблённая пара старается уединиться, но чаще тётки и кузины заворожённо следуют за молодыми, и всё происходит на их глазах. Всё семейство трубит, слоны восхищены происходящим, они ликуют, они восславляют любовь.

Три недели возлюбленная будет под защитой и присмотром своего героя, самого сильного и отважного слона в саванне, а когда придёт ему время уходить, вся семья торжественно проводит его, восторженно глядя вслед. Но след его не исчезнет – через 22 месяца в семье появится новый детёныш.

Похоронных дел мастера

Слоны необычайно чувствительны, они способны на человеческие эмоции: восторг, смех, слёзы. Им также присущи сочувствие, альтруизм и справедливость. Бывали случаи, когда приручённый рабочий слон отказывался сбрасывать в яму брёвна, заметив на дне спящую собаку, или кидался на выручку к буйволу, которого одолел лев. Слон не только прогонял хищника, но и помогал раненому буйволу встать, отводил его в безопасное место.

Если слон заболевает, члены стада всячески ухаживают за ним и приносят еду. А когда он умирает, некоторое время пытаются его оживить пищей и водой, но если всё без толку, слоны приподнимают его хоботами, громко трубят, перекатывают тело до ближайшего углубления в земле и хоронят. Они никогда не оставляют неприкрытыми умерших собратьев, засыпают их землёй и забрасывают ветками. А потом ещё несколько дней слоны молча сидят у могилы и скорбят.

Но обряд похорон они производят не только для собратьев. Если в целях самозащиты они убивают льва, напавшего на слонёнка, то слоны похоронят и льва. Найдут умершего человека – похоронят и его. Бывали казусы, когда эти страстные любители погребений находили спавшего человека и пытались провести свой ритуал над ним. Страшно вообразить реакцию несчастного проснувшегося, засыпанного ветками, над которым скорбно трубят и плачут слоны. Ну, такие уж они сердобольные и ответственные, хотя не исключено, что их поступки продиктованы природной санитарией.

Нашепланетяне

Слоны ничего не забывают. У них потрясающая память, и это лишь один из аспектов невероятно высокого интеллекта. Слоны знают каждого члена своего стада и способны узнавать до 30 особей визуально и по запаху.

Однажды двое цирковых слонов, ранее выступавших вместе, обрадовались, когда их пути пересеклись снова, 23 года спустя! Слоны узнают и людей через десятки лет, и дай бог, чтобы прежде вы были друзьями. Ведь конвергентная эволюция сделала мозг слона необыкновенно схожим с мозгом человека, и важный опыт преобразовывается у них в долговременную память. К сожалению, это может вызывать у слонов не только радостные воспоминания, но и посттравматический стресс: они сильно переживают прежние обиды и трагедии. Этим объясняются и нападения слонов на деревни после случаев массового браконьерства, что, вероятно, является местью за гибель родственников.

От злопамятности обиженных слонов нередко страдали их хозяева и цирковые дрессировщики, жестоко обходившиеся с ними.

Ручные слоны прекрасно понимают людей, они способны запоминать до двухсот слов и умеют отвечать на человеческие вопросы. Другое дело, что мы не понимаем их языка. Но встречаются и такие уникумы, как азиатский слон Батыр из Карагандинского зоопарка. Знаменит он был на весь мир своей способностью воспроизводить человеческую речь, причём хорошо осознавая, что говорит. На уровне естественного рёва Батыр разговаривал, используя хобот. Поместив хобот в рот, прижимая его кончик основанием челюсти и управляя языком, Батыр воспроизводил приблизительно 20 слов на русском и казахском языках: «я», «да», «хорошо», «плохо», «вода», «хороший Батыр», «дурак», «идут», «дают», «один», «два», «три».

Неудивительно, что при таком высоком интеллекте и большой чувствительной душе слоны склонны к творческому самовыражению. Это не раз отмечали смотрители зоопарков, заставая слонов за рисованием на бетонном полу камнем, зажатым в кончике хобота.

Сегодня в Таиланде существуют слоновьи художественные центры и даже настоящий слоновий оркестр. Это какой-то культурный прорыв: слоны пишут пейзажи и автопортреты на глазах изумлённых туристов, играют на губных гармошках, тубе, барабанах и ксилофоне, они даже импровизируют и сочиняют! Картины слонов продают на благотворительных аукционах за бешеные деньги, а слоновий оркестр записал уже три альбома.

А мы всё пялимся в телескопы, ждём сигналов из космоса от разумных существ с других планет, хотим войти в контакт с неведомыми цивилизациями. Может, стоит оглядеться по сторонам? Вот же они, вокруг нас: бегают, прыгают, летают и ныряют! Не пора ли войти в контакт с ними, пока они окончательно не покинули нашу планету.

Наталия СТАРЫХ

Опубликовано в №30, июль 2018 года