Как познакомились Том и Джерри и что из этого вышло
29.08.2018 20:21
Как познакомились Том и Джерри65 лет назад на экраны США вышел первый из всемирно любимых мультфильмов о коте Томе и мышонке Джерри. Все эти годы кот гоняется за мышью с неослабевающим азартом, придумывает всё новые хитроумные уловки, но мышонок выкручивается с не меньшей изобретательностью. Эти замечательные мультики, за которые их создатели получили семь премий «Оскар», можно по праву назвать настоящими шедеврами анимационного искусства. Приключения знаменитой парочки во многих странах породили бесчисленные подражания.

Требуем продолжения

Идея создать подобный сериал возникла ещё в начале тридцатых годов, когда продюсеры небольшой мультстудии Ван Бурена дали своим мультипликаторам задание: придумать двух персонажей, которые могли бы конкурировать с героями фильмов студии Уолта Диснея. Дисней тогда монопольно властвовал в мире мультипликации.

Сначала хотели использовать сюжет о двух мышах, но отказались: слишком уж они похожи на Микки-Мауса. Потом сделали пару лент про кота и собаку, но зрители остались к ним равнодушны. Тогда решили сделать главными героями людей: на экране появились дылда Том и добродушный толстяк Джерри.

Первый мультик о похождениях Тома и Джерри вышел в 1931 году. Там было много «наворотов»: певцы пели дуэтом, имея один рот на двоих, из моря выскакивали рыбы в чёрных фраках, у человека, поедавшего дырчатый сыр, в теле появлялись дырки. Неизвестно, во что бы всё это вылилось, но студия вскоре закрылась. А один из аниматоров, бывший бухгалтер Джозеф Барбера, ушёл в мультобъединение студии «Мэтро Голдвин Майер» (MGM). Его начальником на студии оказался Уильям Ханна, в прошлом инженер. Именно они стали «родителями» незабвенных мультперсонажей.

Из человечков герои превратились в животных: Том стал верзилой-котом по кличке Джаспер, а Джерри – безымянным толстым добродушным мышонком. У Джаспера к тому же была хозяйка – чернокожая горничная со смешным прозвищем Мама-Две-Тапки.

Мультфильм вышел в 1940 году и назывался «Кот получает пинка». Дебют оказался удачным, во время просмотра мультфильма зрители не переставая смеялись. Получилось отличное развлечение для взрослых и детей, успех был ошеломляющим, и потому авторы были номинированы на премию «Оскар» за лучший мультфильм года. Но никто тогда даже не подозревал, что с этой забавной истории, которая сразу покорила миллионы зрителей, начнётся создание грандиозного и поистине легендарного мультсериала с бесчисленными продолжениями.

Приз Ханне и Барбере в тот год всё же не достался, но они снискали всеобщее признание и славу. В июне 1941 года работу над сериалом продолжили. Кота переименовали в Тома, и сериал получил своё окончательное, известное теперь всем название – «Том и Джерри». Когда зрители увидели второй выпуск под названием «Полночная трапеза», никто из создателей уже не сомневался: сериал нужно продолжать во что бы то ни стало.

Ноги без головы

На протяжении восемнадцати лет режиссёры-мультипликаторы Хана и Барбера создавали самый знаменитый мультфильм Голливуда. Неизменным «мышиным аниматором» был художник Кеннет Мьюс – именно он рисовал мышонка Джерри все эти годы. Тома рисовал художник Ирвин Спенс, который, как выяснилось, придавал коту свои собственные черты и мимику, срисовывая их со своего отражения в зеркале. «Я обожаю рисовать Томаса! – говорил он. – Когда я его рисую, нахожу сходство в наших характерах».

Не меньший вклад в создание сериала вложил и композитор Скотт Брэдли. Мультфильм не был бы таким захватывающим без его живого и колоритного музыкального сопровождения. Брэдли проработал в МGМ более двадцати лет, и его многогранный талант во всю мощь раскрылся именно в «Томе и Джерри». При всей своей внешней простоте, мелодии были очень гармоничны и настолько ясно характеризовали того или иного персонажа, что можно с закрытыми глазами угадать, кому из героев принадлежит музыкальный образ – хитрому мышонку или разъярённому коту.

Кроме того, Брэдли создавал сложные партитуры, объединявшие элементы джаза и классической музыки. При этом часто музыка в эпизоде представляла собой переработку популярных в то время мелодий. Например, в серии «Мышиные заботы» звучит модная джазовая композиция «Все божьи дети обладают ритмом», а музыка в серии «Мыши в Манхэттене» полностью построена на основе песни «Манхэттенская серенада».

Главные герои мультсериала на протяжении десятилетий не менялись, а вот их внешность часто трансформировалась. Белые пятна на серой шерсти кота то исчезали, то снова появлялись. Коричневый цвет шкуры мышонка менял оттенки, глаза и уши то уменьшались, то увеличивались, а ресницы со временем пропали вовсе. А в конце шестидесятых годов, когда сериалом занимались уже другие мультипликаторы, кот Том обрёл такие кустистые брови, что ему мог бы позавидовать сам Брежнев.

Сначала Маму-Две-Тапки показывали в мультфильме глазами кота, то есть как две ноги в тапочках. Но однажды на студию пришло письмо от возмущённой зрительницы: «Мне кажется, что киномеханики в своих будках постоянно «под мухой». От хозяйки Тома они показывают только ноги. Как же, наконец, она выглядит?» После этого отклика продюсер Куимби велел приделать негритянке туловище и голову. Но это случилось лишь в 1950 году.

А потом хозяйке Тома пришлось сменить и расу. В 1954 году расизм в Америке был официально признан антиконституционным. Руководство студии решило, что Мама с её малограмотной речью ущемляет права чернокожего населения США. Тогда горничная стала белой, и даже во всех предыдущих выпусках «Тома и Джерри» ей перекрасили ноги.

До 1955 года все серии продюсировал Фред Куимби, однако после его ухода из мультипликационного отделения фирмы MGM продюсировать «Тома и Джерри» стали сами Уильям Ханна и Джозеф Барбера.

Обычно ни Том, ни Джерри не говорят. Осмысленная речь звучит только в исполнении бульдога Спайка, хозяйки или радиоприёмника. Впрочем, случались редкие исключения, когда на экране присутствует полноценный, хотя, как правило, короткий, разговор кота и мышонка. В остальном озвучивание персонажей ограничивается криками боли или нервными восклицаниями. Но в серии «Одинокий мышонок» Том и Джерри говорят всю вторую половину эпизода. Соответствующие роли озвучили сами Джозеф Барбера и Уильям Ханна. Да и вообще большинство криков и остальных голосовых эффектов – это крики Уильяма Ханны, включая знаменитый душераздирающий вопль Тома. Для создания особого эффекта начало и конец крика Ханны были вырезаны, звучит только самая громкая средняя часть.

Заслуженный оскароносец

Первый «Оскар» был получен создателями «Тома и Джерри» в 1943 году за серию «Мышонок Янки-Дудль». Ханна и Барбера обошли очень сильных конкурентов в лице талантливейшей команды Уолта Диснея. Как ни странно, высшую награду Американской киноакадемии «Мышонок Янки-Дудль» получил за патриотизм. Шла Вторая мировая война, и доблестный кот Томас в финале этого выпуска взлетает на ракетнице в небо, а когда она взрывается, из салюта вырывается американский флаг. У зрителей это вызывало рёв восторга.

Среди оскароносных серий были также фильмы: «Мышиные неприятности» (1944), «Тише, пожалуйста» (1945), «Кошачий концерт» (1947), «Маленький сирота» (1949), «Два мышкетёра» (1952), «Иоганн Маус» (1954).

Но, несмотря на такой успех, в 1958 году руководство «Мэтро Голдвин Майер» принимает странное, на первый взгляд, решение – закрыть анимационный отдел.

Антогонисты превращаются в друзей

В начале пятидесятых годов в быт американцев прочно вошло телевидение. Люди всё реже стали ходить в кинотеатры. Кинокомпании испытывали большие трудности, несли убытки. В 1956 году Барбера и Ханна остались без работы.

Но Уильям Ханна и Джозеф Барбера, которые заработали к тому времени на «Томе и Джерри» неплохой капитал, открывают в 1959 году собственную студию, на которой, кроме всего прочего, занимаются созданием совершенно новых мультипликационных серий – таких как «Флинтстоны», «Джетсоны», «Джонни Квест», «Скуби-Ду».

В начале шестидесятых годов интерес зрителей к мультипликации снова вырос, и хозяева MGM решили воскресить Тома и Джерри. Они заказали новому мультипликатору Джину Дейчу тринадцать новых серий. Тот снимал мультфильмы в Чехословакии, где их производство обходилось намного дешевле. Дейч вспоминал: «Барбера и Ханна снимали сериал почти двадцать лет и могли позволить себе делать шесть выпусков в год, тратя на каждый больше сорока тысяч долларов. Я же начинал с нуля и обязан был выпустить за год тринадцать серий с бюджетом не больше десяти тысяч на каждый».

Чехословацкие аниматоры раньше не видели сериала «Том и Джерри», поэтому американцы прислали им в качестве образца несколько выпусков, а также целую кучу предварительных эскизов. В разгар «холодной войны» сотрудничество с социалистической страной не слишком приветствовалось, поэтому Джин Дейч переименовал в титрах своих сотрудников: аниматоры Вера Марекова и Зденек Сметана превратились в Веру Марш и Дениса Смита, а композитор Вацлав Лидл – в Виктора Литла.

В 1963 году сериалом «Том и Джерри» начал заниматься Чак Джонс – создатель кролика Багза Банни. У него Том стал слегка похожим на чёрта, а Джерри напоминал ушастого ангела. Кроме того, знаменитый рычащий лев на эмблеме МGМ, предварявший каждый выпуск, у Джонса на середине рычания превращался в Тома, который шипел и мяукал на зрителей. Через четыре года Чак, умудрившийся выпустить за это время целых 34 серии, был освобождён от работы над «Томом и Джерри». Сериал признали полностью бесперспективным и работу над ним законсервировали.

Однако в 1975 году на студию MGM с триумфом возвращаются Джо Барбера и Уильям Ханна. Руководство студии разрешило им возродить «Тома и Джерри» при условии, что аниматорам удастся избежать показа разнузданного насилия. В новых выпусках кот и мышь, к удивлению и разочарованию зрителя, оказались лучшими друзьями и заботливыми помощниками престарелых.

Былое и современность

Трудно сказать, как познакомились Том и Джерри. Также долгое время ничего не было известно об их детстве. Но в 1990 году режиссёром Робертом Альваресом был снят мультсериал «Том и Джерри в детстве», в котором Джерри мало чем отличается от себя в предыдущих сериях, а Том изображён в виде маленького, но агрессивного котёнка. Непонятно из-за чего, но они враждуют с первой же серии.

Мультсериал не совсем вписывался в стилистику Тома и Джерри, отличаясь и стилем рисунка, и несоответствием временных реалий. Если в старых сериях заметен стиль жизни 60-х годов и техника того времени, то в новых, повествующих о детстве Тома и Джерри, нам показывают современную технику и квартирную обстановку.

В 1992 году на основе сериала был снят полнометражный мультфильм, где к компании Тома и Джерри присоединилась беглянка из дома Робин Старлинг. Полнометражная лента тоже была встречена публикой довольно прохладно.

В 2006 году на экраны вышел мультсериал «Рассказы Тома и Джерри», который радикально отличался от всех предыдущих выпусков. Стиль анимации был сохранён, но в то же время мультфильм приобрёл формат шоу: одна серия шла около получаса и включала несколько историй о приключениях Тома и Джерри. Кроме того, постоянными участниками сериала стали пёс Друпи, исполняющий роль ведущего, его сын Дриппл и уже знакомый нам бульдог Спайк. Мультфильм отличался тем, что кроме Тома и Джерри в нём говорят все герои.

Прошлым летом «Уорнер Бразерс» выпустила последний на сегодняшний день мультфильм «Том и Джерри: знакомство с Шерлоком Холмсом», в котором неувядаемые герои помогают знаменитому сыщику разыскивать похищенные бриллианты. Мультфильм создан с помощью новейших технологий компьютерной графики.

Сами Уильям Ханна и Джозеф Барбера, которых конкуренты называли «Диснеем для бедных», в дополнение к 216 выпускам «Тома и Джерри» сняли 39-серийный мультфильм о молодости кота и мышонка.

Создатели «неразлучной парочки» прожили долгую благополучную жизнь. Ханна умер в 2001 году в возрасте девяносто лет, а Барбера скончался в 2006 -м, прожив целых девяносто пять лет. Друг с другом два великих мультипликатора не слишком-то ладили. Барбера как-то признался журналистам: «Мы в самом начале однажды поссорились, с тех пор не разговариваем. Общаемся посредством рисунков».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №02, январь 2011 года