Как познакомились Том и Джерри и что из этого вышло |
29.08.2018 20:21 |
![]() Требуем продолжения Идея создать подобный сериал возникла ещё в начале тридцатых годов, когда продюсеры небольшой мультстудии Ван Бурена дали своим мультипликаторам задание: придумать двух персонажей, которые могли бы конкурировать с героями фильмов студии Уолта Диснея. Дисней тогда монопольно властвовал в мире мультипликации. Сначала хотели использовать сюжет о двух мышах, но отказались: слишком уж они похожи на Микки-Мауса. Потом сделали пару лент про кота и собаку, но зрители остались к ним равнодушны. Тогда решили сделать главными героями людей: на экране появились дылда Том и добродушный толстяк Джерри. Первый мультик о похождениях Тома и Джерри вышел в 1931 году. Там было много «наворотов»: певцы пели дуэтом, имея один рот на двоих, из моря выскакивали рыбы в чёрных фраках, у человека, поедавшего дырчатый сыр, в теле появлялись дырки. Неизвестно, во что бы всё это вылилось, но студия вскоре закрылась. А один из аниматоров, бывший бухгалтер Джозеф Барбера, ушёл в мультобъединение студии «Мэтро Голдвин Майер» (MGM). Его начальником на студии оказался Уильям Ханна, в прошлом инженер. Именно они стали «родителями» незабвенных мультперсонажей. Из человечков герои превратились в животных: Том стал верзилой-котом по кличке Джаспер, а Джерри – безымянным толстым добродушным мышонком. У Джаспера к тому же была хозяйка – чернокожая горничная со смешным прозвищем Мама-Две-Тапки. Мультфильм вышел в 1940 году и назывался «Кот получает пинка». Дебют оказался удачным, во время просмотра мультфильма зрители не переставая смеялись. Получилось отличное развлечение для взрослых и детей, успех был ошеломляющим, и потому авторы были номинированы на премию «Оскар» за лучший мультфильм года. Но никто тогда даже не подозревал, что с этой забавной истории, которая сразу покорила миллионы зрителей, начнётся создание грандиозного и поистине легендарного мультсериала с бесчисленными продолжениями. Приз Ханне и Барбере в тот год всё же не достался, но они снискали всеобщее признание и славу. В июне 1941 года работу над сериалом продолжили. Кота переименовали в Тома, и сериал получил своё окончательное, известное теперь всем название – «Том и Джерри». Когда зрители увидели второй выпуск под названием «Полночная трапеза», никто из создателей уже не сомневался: сериал нужно продолжать во что бы то ни стало. Ноги без головы На протяжении восемнадцати лет режиссёры-мультипликаторы Хана и Барбера создавали самый знаменитый мультфильм Голливуда. Неизменным «мышиным аниматором» был художник Кеннет Мьюс – именно он рисовал мышонка Джерри все эти годы. Тома рисовал художник Ирвин Спенс, который, как выяснилось, придавал коту свои собственные черты и мимику, срисовывая их со своего отражения в зеркале. «Я обожаю рисовать Томаса! – говорил он. – Когда я его рисую, нахожу сходство в наших характерах». Не меньший вклад в создание сериала вложил и композитор Скотт Брэдли. Мультфильм не был бы таким захватывающим без его живого и колоритного музыкального сопровождения. Брэдли проработал в МGМ более двадцати лет, и его многогранный талант во всю мощь раскрылся именно в «Томе и Джерри». При всей своей внешней простоте, мелодии были очень гармоничны и настолько ясно характеризовали того или иного персонажа, что можно с закрытыми глазами угадать, кому из героев принадлежит музыкальный образ – хитрому мышонку или разъярённому коту. Кроме того, Брэдли создавал сложные партитуры, объединявшие элементы джаза и классической музыки. При этом часто музыка в эпизоде представляла собой переработку популярных в то время мелодий. Например, в серии «Мышиные заботы» звучит модная джазовая композиция «Все божьи дети обладают ритмом», а музыка в серии «Мыши в Манхэттене» полностью построена на основе песни «Манхэттенская серенада». Главные герои мультсериала на протяжении десятилетий не менялись, а вот их внешность часто трансформировалась. Белые пятна на серой шерсти кота то исчезали, то снова появлялись. Коричневый цвет шкуры мышонка менял оттенки, глаза и уши то уменьшались, то увеличивались, а ресницы со временем пропали вовсе. А в конце шестидесятых годов, когда сериалом занимались уже другие мультипликаторы, кот Том обрёл такие кустистые брови, что ему мог бы позавидовать сам Брежнев. Сначала Маму-Две-Тапки показывали в мультфильме глазами кота, то есть как две ноги в тапочках. Но однажды на студию пришло письмо от возмущённой зрительницы: «Мне кажется, что киномеханики в своих будках постоянно «под мухой». От хозяйки Тома они показывают только ноги. Как же, наконец, она выглядит?» После этого отклика продюсер Куимби велел приделать негритянке туловище и голову. Но это случилось лишь в 1950 году. А потом хозяйке Тома пришлось сменить и расу. В 1954 году расизм в Америке был официально признан антиконституционным. Руководство студии решило, что Мама с её малограмотной речью ущемляет права чернокожего населения США. Тогда горничная стала белой, и даже во всех предыдущих выпусках «Тома и Джерри» ей перекрасили ноги. До 1955 года все серии продюсировал Фред Куимби, однако после его ухода из мультипликационного отделения фирмы MGM продюсировать «Тома и Джерри» стали сами Уильям Ханна и Джозеф Барбера. Обычно ни Том, ни Джерри не говорят. Осмысленная речь звучит только в исполнении бульдога Спайка, хозяйки или радиоприёмника. Впрочем, случались редкие исключения, когда на экране присутствует полноценный, хотя, как правило, короткий, разговор кота и мышонка. В остальном озвучивание персонажей ограничивается криками боли или нервными восклицаниями. Но в серии «Одинокий мышонок» Том и Джерри говорят всю вторую половину эпизода. Соответствующие роли озвучили сами Джозеф Барбера и Уильям Ханна. Да и вообще большинство криков и остальных голосовых эффектов – это крики Уильяма Ханны, включая знаменитый душераздирающий вопль Тома. Для создания особого эффекта начало и конец крика Ханны были вырезаны, звучит только самая громкая средняя часть. Заслуженный оскароносец Первый «Оскар» был получен создателями «Тома и Джерри» в 1943 году за серию «Мышонок Янки-Дудль». Ханна и Барбера обошли очень сильных конкурентов в лице талантливейшей команды Уолта Диснея. Как ни странно, высшую награду Американской киноакадемии «Мышонок Янки-Дудль» получил за патриотизм. Шла Вторая мировая война, и доблестный кот Томас в финале этого выпуска взлетает на ракетнице в небо, а когда она взрывается, из салюта вырывается американский флаг. У зрителей это вызывало рёв восторга. Среди оскароносных серий были также фильмы: «Мышиные неприятности» (1944), «Тише, пожалуйста» (1945), «Кошачий концерт» (1947), «Маленький сирота» (1949), «Два мышкетёра» (1952), «Иоганн Маус» (1954). Но, несмотря на такой успех, в 1958 году руководство «Мэтро Голдвин Майер» принимает странное, на первый взгляд, решение – закрыть анимационный отдел. Антогонисты превращаются в друзей В начале пятидесятых годов в быт американцев прочно вошло телевидение. Люди всё реже стали ходить в кинотеатры. Кинокомпании испытывали большие трудности, несли убытки. В 1956 году Барбера и Ханна остались без работы. Но Уильям Ханна и Джозеф Барбера, которые заработали к тому времени на «Томе и Джерри» неплохой капитал, открывают в 1959 году собственную студию, на которой, кроме всего прочего, занимаются созданием совершенно новых мультипликационных серий – таких как «Флинтстоны», «Джетсоны», «Джонни Квест», «Скуби-Ду». В начале шестидесятых годов интерес зрителей к мультипликации снова вырос, и хозяева MGM решили воскресить Тома и Джерри. Они заказали новому мультипликатору Джину Дейчу тринадцать новых серий. Тот снимал мультфильмы в Чехословакии, где их производство обходилось намного дешевле. Дейч вспоминал: «Барбера и Ханна снимали сериал почти двадцать лет и могли позволить себе делать шесть выпусков в год, тратя на каждый больше сорока тысяч долларов. Я же начинал с нуля и обязан был выпустить за год тринадцать серий с бюджетом не больше десяти тысяч на каждый». Чехословацкие аниматоры раньше не видели сериала «Том и Джерри», поэтому американцы прислали им в качестве образца несколько выпусков, а также целую кучу предварительных эскизов. В разгар «холодной войны» сотрудничество с социалистической страной не слишком приветствовалось, поэтому Джин Дейч переименовал в титрах своих сотрудников: аниматоры Вера Марекова и Зденек Сметана превратились в Веру Марш и Дениса Смита, а композитор Вацлав Лидл – в Виктора Литла. В 1963 году сериалом «Том и Джерри» начал заниматься Чак Джонс – создатель кролика Багза Банни. У него Том стал слегка похожим на чёрта, а Джерри напоминал ушастого ангела. Кроме того, знаменитый рычащий лев на эмблеме МGМ, предварявший каждый выпуск, у Джонса на середине рычания превращался в Тома, который шипел и мяукал на зрителей. Через четыре года Чак, умудрившийся выпустить за это время целых 34 серии, был освобождён от работы над «Томом и Джерри». Сериал признали полностью бесперспективным и работу над ним законсервировали. Однако в 1975 году на студию MGM с триумфом возвращаются Джо Барбера и Уильям Ханна. Руководство студии разрешило им возродить «Тома и Джерри» при условии, что аниматорам удастся избежать показа разнузданного насилия. В новых выпусках кот и мышь, к удивлению и разочарованию зрителя, оказались лучшими друзьями и заботливыми помощниками престарелых. Былое и современность Трудно сказать, как познакомились Том и Джерри. Также долгое время ничего не было известно об их детстве. Но в 1990 году режиссёром Робертом Альваресом был снят мультсериал «Том и Джерри в детстве», в котором Джерри мало чем отличается от себя в предыдущих сериях, а Том изображён в виде маленького, но агрессивного котёнка. Непонятно из-за чего, но они враждуют с первой же серии. Мультсериал не совсем вписывался в стилистику Тома и Джерри, отличаясь и стилем рисунка, и несоответствием временных реалий. Если в старых сериях заметен стиль жизни 60-х годов и техника того времени, то в новых, повествующих о детстве Тома и Джерри, нам показывают современную технику и квартирную обстановку. В 1992 году на основе сериала был снят полнометражный мультфильм, где к компании Тома и Джерри присоединилась беглянка из дома Робин Старлинг. Полнометражная лента тоже была встречена публикой довольно прохладно. В 2006 году на экраны вышел мультсериал «Рассказы Тома и Джерри», который радикально отличался от всех предыдущих выпусков. Стиль анимации был сохранён, но в то же время мультфильм приобрёл формат шоу: одна серия шла около получаса и включала несколько историй о приключениях Тома и Джерри. Кроме того, постоянными участниками сериала стали пёс Друпи, исполняющий роль ведущего, его сын Дриппл и уже знакомый нам бульдог Спайк. Мультфильм отличался тем, что кроме Тома и Джерри в нём говорят все герои. Прошлым летом «Уорнер Бразерс» выпустила последний на сегодняшний день мультфильм «Том и Джерри: знакомство с Шерлоком Холмсом», в котором неувядаемые герои помогают знаменитому сыщику разыскивать похищенные бриллианты. Мультфильм создан с помощью новейших технологий компьютерной графики. Сами Уильям Ханна и Джозеф Барбера, которых конкуренты называли «Диснеем для бедных», в дополнение к 216 выпускам «Тома и Джерри» сняли 39-серийный мультфильм о молодости кота и мышонка. Создатели «неразлучной парочки» прожили долгую благополучную жизнь. Ханна умер в 2001 году в возрасте девяносто лет, а Барбера скончался в 2006 -м, прожив целых девяносто пять лет. Друг с другом два великих мультипликатора не слишком-то ладили. Барбера как-то признался журналистам: «Мы в самом начале однажды поссорились, с тех пор не разговариваем. Общаемся посредством рисунков». Геннадий ФРОЛОВ Опубликовано в №02, январь 2011 года |