Ну, здравствуй, родина!
22.11.2018 00:00
Мама, ты будешь землю целовать?

ЗдравствуйЗдравствуйте, «Моя Семья»! Мама так вас любит, что я заранее предвкушаю её удивление и радость, если она увидит на страницах газеты историю о себе.

В прошлом году, наслушавшись маминых воспоминаний о её родине и повинуясь внезапному порыву, я решила свозить её в Белоруссию. Поездку запланировала на ноябрь – 23-го у мамы день рождения, и поездка оказалась как бы подарком. Долго раздумывать не стала, идея пришла в голову в июне, и я тут же приобрела авиабилеты до Москвы, откуда мы уже на поезде должны были отправиться в Белоруссию. Но обо всём по порядку.

Родственников своих мы не видели 23 года. У мамы две сестры и брат, младшие – сводные, а вот тётя Люба, к которой мы и ехали, – родная. Живёт она в Витебске. Попутно планировали посетить и деревню Седричино, где обе родились; сейчас там живёт их брат со своей новой семьёй.

Сначала озадачились подарками. Мы с Дальнего Востока, поэтому, естественно, везли красную рыбу, хорошенько упаковав её в специальную бумагу. А ещё кедровые шишки – в Белоруссии-то кедры не растут. Ну и так, по мелочи. Впоследствии оказалось, что всё, кроме рыбы и шишек, там и своё есть.

Мы потом даже привезли домой кое-что полезное: на рынке в Витебске купили на разведение картофель сорта «уладар» и в этом году радовались хорошему урожаю: белорусской бульбе понравился дальневосточный климат.

И вот 20 ноября, день вылета. За нами заехало такси, отвезти в аэропорт. В ночь перед поездкой спали урывками, переживали, как всё пройдёт.

Перелёт до Москвы занял восемь часов. Из Шереметьева на аэроэкспрессе добрались до Белорусского вокзала, где нас встретил родственник, живущий в Москве. Было много воспоминаний и разговоров. Поезд уходил в тот же вечер, поэтому мы не стали рисковать и знакомство со столицей отложили на обратный путь. Да и разница во времени сказывалась – хотелось спать. Хорошо, наш вагон был купейный, хотя бы немного отдохнули.

В Витебск прибыли в пять утра. Сошли на перрон, и тут я поинтересовалась у мамы, будет ли она целовать землю родную. Я-то пошутила, а вот мама приняла мои слова всерьёз, подбросила вверх сумку и с воплем «ну, здравствуй, родина, я всё-таки приехала домой!» припала губами к асфальту. И никто не крутил пальцем у виска, все улыбались, понимая: человек долго не был дома.

А потом снова разговоры, воспоминания… Две сестры, встретившись спустя почти четверть века, говорили обо всём на свете. За эти годы многое случилось в их семьях на разных концах материка, были и счастливые моменты, и грустные. За это время маму оставил муж, мой отец, а потом и вовсе умер. У дяди с тётей в возрасте пяти лет утонула дочка Настя. Но жизнь продолжалась, боль притупилась, пошли внуки, и грустить стало некогда. Сёстры вспоминали своё детство, друзей, учёбу.

Мы пробыли в Белоруссии две незабываемые недели, съездили в мамину родную деревню, где осталось только три жилых дома. Но что меня больше всего поразило: на эти три дома светят два уличных фонаря! У нас-то в селе освещена только центральная улица, сверни в проулок – и всё, ни зги не видно.

А ещё в мамином родном доме есть настоящая русская печь, в которой, чтобы меня удивить, сделали бабку – блюдо из тёртой картошки, пропаренной в чугунке. Никогда такое не приготовишь на обычной плите, в кастрюле.
Сёстры показали мне, где в их детстве было гнездо бутяна (аиста. – Ред.). Побывали мы и на местном кладбище, где похоронены мои почившие родственники по маминой линии, многие из них – участники Великой Отечественной войны.
Мы увиделись с моим братом Денисом, у которого уже своя семья и две дочки.

На время пребывания у тёти Любы мне поручили мытьё посуды. А ещё мы с её мужем, дядей Юрой, каждый день что-нибудь готовили – неважно что, главное – вместе.

В Белоруссии очень добрые и отзывчивые люди. Однажды выйдя в Витебске из электрички после поездки к очередной родственнице, мы сильно растерялись. На перроне поток людей двигался в обе стороны, и сориентироваться никак не получалось. Выручила женщина, к которой мы обратились за помощью. Хотя она торопилась, довела нас до самой автобусной остановки.

Уже на третий день нашего пребывания все соседи в доме, где живут дядя с тётей, при встрече со мной здоровались и улыбались.

Мы на Дальнем Востоке привыкли жить, ни на кого не полагаясь, ведь родных поблизости нет. И только приехав в Белоруссию, прочувствовали, каково это – иметь большую семью, когда можно поделиться проблемами и радостью. Когда под крышей родительского дома собираются все дети и внуки.

Тётя Люба и дядя Юра, вы извините, что мы пока так и не выслали вам фотографии, которые сделали, да и вообще за то, что потерялись. Мы обязательно пришлём! А может, вы и это письмо увидите, ведь в Белоруссии «Мою Семью» тоже любят.

Мама, мне нечего подарить тебе в этом году. Но, может быть, этот рассказ станет для тебя хотя бы небольшим, но всё же подарком. С днём рождения тебя, родная! Здоровья побольше и энергии!