Президент России Захар Большаков
22.11.2018 00:00
Как снимали сериал «Тени исчезают в полдень»

Президент РоссииРовно сорок лет назад вышел на экраны один из главных сериалов советской эпохи. Его главными героями стали самые обычные люди – жители сибирской деревушки Зелёный Дол. Всё было снято абсолютно просто, без каких-либо кинематографических изысков, но настолько правдиво, что многие годы картину с волнением смотрят всё новые поколения зрителей.

Захар Захарович приехал!

Рёжиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков не стремились делать пропагандистскую картину. Это фильм о жизни обычных людей в водовороте истории на протяжении пятидесяти лет. И даже враги народа Устин и Пистимея показаны как люди с трагическими судьбами. Их великолепно сыграли Сергей Яковлев и Александра Завьялова. Некоторые сцены в своё время цензура даже заставила вырезать из-за того, что они «слишком сильно» воздействовали на зрителя. Например, одну из сцен купеческих загулов отца Пистимеи, когда ей бородой какого-то мужика чистят туфли. А также сцену воспоминаний Пистимеи о том, как отец ей дал миллион рублей «на шпильки и шляпки».

Ну а исполнитель главной роли Пётр Вельяминов сыграл свою роль настолько убедительно и ярко, что для многих зрителей он буквально слился со своим героем. Потом приходили целые мешки писем от зрителей не актёру Вельяминову, а «председателю колхоза Захару Большакову».

Как-то уже на съёмках «Вечного зова» застрял автобус со съёмочной группой. И несколько человек во главе с Вельяминовым пошли в ближайшую деревню за трактором. Когда местный народ увидел Петра Сергеевича, это произвело сенсацию, полдеревни вышли на улицу с криком «Захар Захарович!». Актёра потащили на правление, которое как раз шло, чтобы посоветоваться с ним, как лучше вести хозяйство…

Его везде воспринимали как долгожданного, любимого, честного и справедливого председателя колхоза Захара Большакова. Спрашивали, как сеять, как управлять. И благодаря ему перед киногруппой буквально открывались все двери.

Мало кто знает, что Пётр Вельяминов на самом деле не имел никакого актёрского образования. В 1943 году его по ложному доносу отправили в ГУЛАГ. Он десять лет просидел в тюрьме: в 17 посадили, в 27 вышел. Учиться уже было некогда. Когда режиссёры «Теней» его нашли, Вельяминов был провинциальным самодеятельным актёром в Свердловске. А по происхождению, между прочим, он из настоящей дворянской семьи. Его отец был полковником царской армии, который перешёл на сторону революции.

Пётр Сергеевич, несмотря на сложную судьбу, остался истинным дворянином до мозга костей. Но при этом, когда на съёмочной площадке Вельяминова одели в телогрейку и ушанку, люди восприняли его как простого русского мужика. Вельяминов притягивал внутренней духовностью, она у него была в крови, в нём была какая-то огромная человеческая надёжность. Вот это и есть истинный аристократизм! Он был великолепным актёром, но лагерь отнял у него лучшие годы жизни. Когда Пётр Сергеевич пришёл на съёмочную площадку сериала «Тени исчезают в полдень», ему было уже сорок пять лет. А ведь это его первая роль в кино и вообще первая профессиональная работа.

Режиссёр фильма Валерий Иванович Усков вспоминает: «Мы с режиссёром Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе «Кандидат партии», состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актёру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза».
Не просчитались.

Пистимея с тебя глаз не спускает!

Александра Завьялова была очень популярна в начале шестидесятых годов. Актриса яркой, в чём-то «демонической» внешности, она была очень хороша в ролях девчонок со сложной судьбой в фильмах «Люди на мосту», «Алёшкина любовь», «Ждите писем». Но по типажу она не подходила на роли трактористок, доярок, передовиков производства. Поэтому вскоре её почти перестали снимать. Вспомнили об актрисе лишь через десять лет, когда искали исполнительницу на роль Пистимеи. Новая работа стала настоящим триумфом Завьяловой. Роль сложная, многоплановая. Серафима-Пистимея в романе и сериале – персонаж глубоко отрицательный. Потеряв во время революции отцовские золотые рудники, Серафима ненавидит новые порядки и пытается мстить. Но актриса сыграла всё гораздо сложнее.

Ей нужно было на экране прожить целую жизнь. Александра Завьялова вспоминает: «Мне пришлось в сериале играть три возраста героини: в начале фильма моей Серафиме-Пистимее – семнадцать, затем я играла сорокалетнюю женщину, а в конце фильма гримёры меня превращали в семидесятилетнюю старуху. Я никогда не ассоциировала себя со своими героинями. Просто была актрисой, создавала образ и работала на площадке с полной отдачей. Помню, снимали сцену, когда Устин Макарович смотрит на Пистимею семидесятилетнюю, а ему мерещится она же, но молодая. Тогда мне делали сразу два грима – для старой и молодой. Вернувшись в гостиницу, я обнаружила, что все морщины на месте, не исчезли они и утром. Срочно побежала к гримёру с криками: «Что ты со мной сделала? Я навечно останусь старухой?» Естественно, актрису спасли: просто грим был настолько глубоко и тщательно наложен, что с трудом сходил.

Завьялова родом из села Титовка Тамбовской области. В этом глухом уголке России вера людей в Бога была очень сильна. Александра Завьялова – глубоко верующий человек, и съёмки в фильме «Тени исчезают в полдень» стали для неё серьёзным испытанием. Её чёрная героиня вызывала в зрителях безотчётный страх, от Пистимеи исходили ужас и какая-то загробная тоска – конечно, православному человеку в этой роли неуютно. Известно, что актриса позднее замаливала свой «грех» в церкви.

Казалось бы, после огромной славы, которую принесла актрисе эта роль, дальнейшая её судьба должна была сложиться счастливо. Но случилось иначе. В Завьялову влюбился американский бизнесмен, в котором наши кэгэбэшники заподозрили агента ЦРУ. С бизнесменом пришлось расстаться, а за Александрой Завьяловой надолго закрепился ярлык неблагонадёжности. С карьерой в кино пришлось распрощаться, и тридцать лет Завьялова жила в полной безвестности, словно не было в её жизни ни «Алешкиной любви» с Леонидом Быковым, ни сериала «Тени исчезают в полдень».

Вспоминает режиссёр Владимир Краснопольский: «Фильм «Тени исчезают в полдень» мы снимали на Урале целых полтора года. Саша Завьялова была поразительно трудоспособной. Она очень хорошо знала, чего хочет. Входила в роль настолько, что если кусалась в кадре, то кусалась до крови, если любила – до слёз, а укоряла так, что хотелось сквозь землю провалиться. Саша, даже когда молчала в кадре, была неотразимой. Не произнося ни слова, она могла выразить и ненависть, и бескрайнюю нежность. Своей героине Саша очень много отдала. Я думаю, что оттого её сознание и не выдержало потом обыкновенных житейских передряг. В красоте этой женщины всегда сквозило что-то сюрреалистически демоническое».

Загремим под панфары

На роль Фрола Курганова поначалу утвердили Вадима Спиридонова – он блестяще снялся на пробах. Но его педагог по ВГИКу Сергей Герасимов не разрешил ему сниматься во время учёбы. Фрола сыграл молодой актёр Тверского театра Валерий Гатаев, у которого до этого было всего несколько малозаметных ролей в кино. После «Теней» по-мужски очень обаятельный Гатаев стал невероятно популярен у женской половины нашей страны. Однако дальнейшая актёрская судьба не сложилась. Роль Фрола – самая яркая работа в его творческой биографии.

На кинематографическом счету Бориса Новикова свыше ста ролей, но широкая публика больше всего запомнила и, как ни странно, полюбила его оборотня Тараса-Илью из сериала «Тени исчезают в полдень» – этакого хамелеона, готового приспособиться к любым жизненным обстоятельствам. Народ смеялся до слёз над его ужимками, гримасами и лёгким заиканием, а присказка «загремим под панфары» стала поговоркой.

Что касается этого легендарного персонажа из «Теней», артист придумал его буквально целиком, раскрасил образ нюансами: от лёгкого заикания, вечно бегающих глаз до потребности озираться из боязни – вдруг ударят. Его мимика на крупных планах поразительно разнообразна, он был абсолютно органичен в своих придумках: не боялся отвернуться от камеры, почесаться, передёрнуться. На площадку Борис Кузьмич приносил не только досочинённые реплики, но порой и режиссёрское решение сцены.

Так получилось, что участие в фильме «Тени исчезают в полдень» актёр Анатолий Шаляпин организовал себе сам. Прочитав роман Иванова, он написал письмо на киностудию «Мосфильм». Мол, роман «Тени исчезают в полдень», на мой взгляд, совершенно замечательный и достаточно кинематографичный, в нём есть интересные людские судьбы. И дальше просил, если роман будет экранизирован, дать ему возможность сыграть в нём роль Митьки – сына Фрола Курганова. Отправил это письмо и… забыл о нём напрочь. Прошло довольно много времени, и вдруг, будучи с театром в Туле на гастролях, Шаляпин получает телеграмму: «Вы утверждены на роль Митьки в картине «Тени исчезают в полдень».

В первый его съёмочный день снималась сцена на плоту, где Митька должен был папироской прожигать штаны Илье Купи-продаю, после чего тот сваливается в реку. Шаляпин ещё никого не знал из партнёров и очень нервничал, не мог играть. Тогда объявили перерыв. Анатолия все актёры окружили, стали знакомиться, как-то подбадривать, и обстановка разрядилась. А тот всё думал: как же я буду горящей папиросой живого человека тыкать, я же прожгу ему штаны насквозь, до тела, ему будет больно… И эти свои сомнения высказал вслух. И тогда Борис Кузьмич Новиков сказал ему в своей своеобразной манере: «Ты, эта… давай поджигай! У меня там… столько ваты наложено, что ты ничего мне не прожжёшь! Не достанешь!»

После этого случая Анатолий Шаляпин стал своим в съёмочной группе. Позже Галина Польских даже согласилась стать крёстной матерью его сына. А в период съёмок сериала Анатолий как раз женился. В день, когда снималась сцена уборки сена, он как раз должен был находиться в загсе – расписываться! Но из-за съёмок опаздывал. А все актёры, зная это, посмеивались над незадачливым новобрачным: «Может, это к лучшему? Может, не стоит тебе жениться?» Но в загс Шаляпин всё-таки успел вовремя, а вот Галина Польских и Валерий Малышев, которые должны были стать его свидетелями, из-за съёмок опоздали и приехали, когда молодые уже выходили из загса.

А раньше, когда Анатолий ещё не был женат, он мог себе позволить поухаживать за местными девчатами. Но актёр даже не подозревал, что это могло обернуться для него весьма серьёзными неприятностями. Шаляпин вспоминает: «Лет десять назад, когда мы с Театром Луны летели с гастролей из Екатеринбурга, в  амолёте ко мне подошёл немолодой мужчина и сказал: «Я должен перед вами извиниться – ведь мы с ребятами тогда хотели вас побить…» Дело в том, что я был молодым, шустрым, донжуанистым, и местные деревенские девчонки, конечно, больше заглядывались на нас, молодых актёров, что очень не нравилось их парням. И вот тридцать лет спустя один из этих парней подходит ко мне с извинениями за то, что три десятилетия назад хотел меня избить!..»

Федька, не смотри на меня так!

Там же, под Звенигородом, когда снимали уборку сена, произошёл довольно курьёзный случай. В перерыве между дублями к одному из молодых актёров подошёл председатель местного колхоза и спросил: «А когда фильм отснимете, что будете делать?» Тот не совсем его понял и ответил: «Ну… не знаю пока!» И тогда председатель на полном серьёзе вдруг сказал: «У меня к вам предложение: идите ко мне в бригаду! У вас очень ловко получается. Будете у меня работать, а я вам буду хорошо платить. На съёмки буду отпускать!..»

Актёры жили у местных колхозников по разным хатам. Женщины-хозяйки приходили на съёмочную площадку и приносили им поесть. И независимо от того, что там снимали, объявлялся перерыв: «Всё! Прекращаем съёмки! Мальчикам надо обедать!» Так что местные жители всячески актёров опекали.

А вот как вспоминал о съёмках сериала исполнитель роли Федьки, сына Устина Морозова, актёр Геннадий Корольков: «Мы снимали на моей родине, на Урале. Три месяца работали там в совершенно жутких условиях. В той деревне на берегу реки не было никаких продуктов. Провиант нам доставляли на вертолёте. Я был просто счастлив, что мы смогли выжить! Когда съёмки закончились, улетали с Галей Польских домой в Москву. Мы с ней сели в аэропорту на лавочку, обнялись после всего пережитого и… так крепко заснули, что проспали свой самолёт! Так в обнимку и спали на этой лавочке… Хорошо, что нас уже знали в лицо, поэтому отправили следующим рейсом. А то бы могли застрять неизвестно на сколько!.. А знаменитую сцену гибели моего героя («Федька! Ты не смотри на меня так!..») снимали уже в павильоне «Мосфильма». Причём делали несколько дублей. Сначала сняли, но явно переборщили с количеством моей «крови» на полу бункера. Решили переснять. Сказали: «Меньше крови надо. Не стоит так травмировать зрителей». И меня снова бросали на бетонный пол этой камеры головой… Ужас!»

Один из наиболее трогательных моментов фильма – это эпизод, когда Захар Большаков хочет усыновить сироту Мишу. Как известно, работать в кино с детьми очень сложно. Маленький актёр Коля Лиров сразу же поставил Петра Вельяминова в неловкое положение. Он на полном серьёзе сказал: «Знаете что, я уже в третьей картине снимаюсь, а вы только в первой!..» Оказывается, ещё совсем маленьким успел сняться в фильме «Неподсуден», а потом ещё где-то. И к замечаниям взрослого партнёра относился с большой разборчивостью.

Скалу, на которой был снят момент гибели героини, командира партизанского отряда Марьи Вороновой, нашли тоже на Урале. Местные жители называли её Аликаев камень, но после демонстрации фильма эта скала получила второе название – Марьин утёс. И эту скалу стали под таким именем вносить во все географические карты! Теперь туда даже проложен специальный туристический маршрут – «К Марьиному утёсу». Здесь отмечают дни рождения, устраивают пикники…

Неофициальный гимн

Стоит отметить ещё и прекрасную музыку, написанную к фильму композитором Леонидом Афанасьевым. Его знаменитая песня «Гляжу в озёра синие» сегодня является, можно сказать, неофициальным гимном России.

А в начале 80-х годов фильм демонстрировался по телевидению в сокращённом варианте, в четырёх сериях (именно таким был его показ с субтитрами). Но в 1998 году Первый канал выпустил новую версию фильма – в 10 сериях, меньшей продолжительностью каждая. Качество изображения для данной версии было улучшено. Дополнительные серии также имели названия.

О том, насколько в наши дни популярен сериал «Тени исчезают в полдень», свидетельствует такой факт: совсем недавно журналисты московских газет участвовали в опросе «Кого из киногероев вы хотели бы видеть в качестве президента России?». Так вот, в числе лидеров оказался и Захар Большаков, бессменный председатель зеленодольского колхоза.

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №10, февраль 2011 года