Плохие люди здесь не выживают
11.04.2019 17:21
Плохие людиБольшинство россиян уже встречает весну, но есть места, где тепла не ждут раньше июня. «Эту страну не победить, потому что до неё слишком трудно добраться», – так шутят европейцы о нашем Крайнем Севере. Но если доберётесь, то вам гарантированы острые ощущения. Рыбалка на айсберге, разгон белых медведей, которые с утра копошатся в мусорных баках, дома на сваях, капсульная одежда, снежный июль, старенькие «Жигули» с танковыми гусеницами… Вы испытаете «синдром заполярного торможения» – когда нарушается обмен веществ и человек находится точно под действием транквилизаторов. Но, пережив эти временные неудобства, вы приобретёте особые механизмы для выживания в северной экосистеме.

А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер

На Чукотке даже дети умеют пользоваться барометром. Если давление резко понижается, то в населённых пунктах тут же объявляется тревога: через несколько минут ожидается сильный ураган. В школах прекращаются уроки, все бегут одеваться, педагоги быстро формируют группы, в которые входят ученики младших и старших классов. Домой они отправляются вместе, цепочкой, держась за руки, и старшие должны сначала отвести младших, а потом бежать по своим домам.

Вскоре на маленький городок обрушивается самый сильный ураган на планете – так называемый южак. Сильный ветер наблюдается во многих местах земли, но нигде он не дует постоянно в течение нескольких часов. Скорость ветра при южаке может быть до 40 метров в секунду, а порывы достигают 80. Это такая сила, при которой на Чукотке сдувает даже весь снег, оголяя землю, – а можно представить, сколько снега выпадает на Крайнем Севере. Ветер также уносит мощнейшие льды из Певекской бухты.

Южак срывает крыши, рвёт высоковольтные линии, валит портовые краны, подхватывает мусорные контейнеры и тяжёлые бочки с горючим и уносит всё в океан. И не дай бог человеку оказаться у него на пути.

Дома2 в чукотском городе Певеке специально построены так, чтобы гасить силу ветра и создавать относительно защищённые участки.

«Существует особая техника передвижения при южаке, – рассказывает уроженец Певека журналист Александр Грек. – Ветер в городе дует, как в аэродинамической трубе, но в зонах разрежения за зданиями стоит относительное затишье. Поэтому люди стараются передвигаться рывками от одной тихой гавани к другой. Можно разбежаться и выскочить на ветер. Тебя сбивает с ног и несёт наискосок к другому дому, за который нужно зацепиться. Высший пилотаж – так рассчитать траекторию, чтобы точно попадать в фонарные столбы. Впрочем, долго в одиночку стоять не придётся, это Арктика. Первый, кто увидит тебя, непременно придёт на помощь, даже с риском для собственной жизни. Мало того, если не можешь добраться до своего дома, то заходи в любой, тебя радостно встретят, накормят, напоят горячим чаем и дадут переждать непогоду. Впрочем, зацепиться за столбы или дома удавалось не всегда… Если совсем не повезло, то тебя выносило на лёд Чаунской губы и несло до острова Раутан, что в нескольких километрах за городом. Как вести себя в этих случаях, рассказывали даже в младших классах – не паниковать, найти укрытие от ветра и ждать окончания урагана. А кончится он через час либо через несколько дней. Температура в районе южака обычно держалась чуть ниже нуля – по меркам Чукотки очень тепло. Ну и после окончания ветра надлежало своим ходом вернуться в город – даже маленькие дети были обучены таким навыкам. Впрочем, везло не всем. Каждой весной в городе оттаивало несколько «подснежников»…»

Специалисты ведут постоянное наблюдение за этим природным феноменом, но до сих пор не могут его объяснить. В связи с трагическими случаями учёные даже предлагали избавиться от этого ветра, взорвав сопки в районе Певека. Но южак полезен для расчистки льдов в заливе, иначе навигация судов здесь была бы невозможна большую часть года.
Впрочем, сегодня метеорологи научились хотя бы предсказывать южак, и это уже большое достижение.

Ты увидишь, он бескрайний

В этой заметке мы немного расскажем о той России, которая находится к северу от полярного круга. Это самая малонаселённая часть земли, не считая Антарктики. Но уже 30 тысяч лет назад здесь разгуливали наши предки. Самые ранние стоянки человека разумного обнаружены даже на побережье Северного Ледовитого океана. А в новой истории русские первыми начали осваивать Арктику. Именно наша цивилизация превратила гигантский пояс от Чукотки и на запад до Аляски в часть христианского мира.

Как гласит легенда, ещё русский царь Иван III прознал: чем выше на север, тем больше в земле спрятано несметных богатств. Вот и велел своим воеводам основывать северные города. И царь оказался абсолютно прав: богатства здесь таятся несметные. Хотя добывают их с риском для жизни.

Вот лишь некоторые особенности климата Крайнего Севера.

На Чукотке ручьи не замерзают даже при температуре минус 60, а самые массивные наледи не тают даже в 30-градусную жару. Разница между летней и зимней температурой составляет 100 градусов. Здесь наблюдается абсолютный минимум солнечных дней. Впрочем, солнце на Севере считают не в днях, а в часах. Здесь же зафиксирована максимальная на планете скорость ветра.

В посёлке Нагурское на Земле Франца-Иосифа летом температура не поднимается выше нуля. В закрытом вахтовом посёлке Сабетта на Ямале ветер мигом выдувает сигарету изо рта, сбивает каску с головы, а холод действительно сворачивает уши в трубочку.

Один из любимых чукотских анекдотов. Смотрит жена на заснеженную тундру. «Ох, как же надоел этот снег!» Муж утешает: «Ничего, скоро выпадет другой».

А вот уже не анекдот: машину у дома оставить можно – сложно потом найти. За считаные минуты улица может превратиться в огромный крепко сбитый сугроб.

Двигатель у автомобилей северяне не глушат, иначе не заведётся. А если автомобиль остановился на трассе, то никто не проедет мимо. Отзывчивость северян – часто единственный способ выживания в суровых условиях.

Автомобиля, впрочем, у тебя может и не быть. Часто его заменяют снегоход и моторная лодка. А вот без чего не обойтись на Крайнем Севере – так это без многослойной одежды. Чем больше на себя натянешь, тем теплее. Рубашка, свитер, телогрейка, куртка, сверху олений тулуп – таково традиционное одеяние местного жителя.

Вкусная и здоровая

В конце ноября – начале декабря в Заполярье наступает ночь. Чем ближе населённый пункт к Северному полюсу, тем дольше она длится. Самая короткая ночь – на линии полярного круга, например в Салехарде. Самая долгая – на острове Рудольфа в Северном Ледовитом океане – 133 дня.

В это время местные жители могут любоваться северным сиянием. Это неописуемая красота, но также и головная боль, в прямом смысле. Высокие широты, геомагнитные возмущения, низкие температуры вызывают недостаток кислорода. Человек быстро устаёт, плохо соображает, становится раздражительным.

В полярный день, который длится месяцами, в организме вырабатывается гораздо больше мелатонина, а это приводит к старению, да ещё и мозг перерабатывает огромное количество визуальной информации, ведь в темноте труднее разглядеть окружающее пространство. В итоге наступает «заполярное мозговое торможение» – человек не способен собраться с мыслями.

По наблюдениям, которые проводят архангельские учёные, в период полярной ночи некоторые люди спят не менее 10–13 часов в сутки, но сон у них поверхностный.

Низкая влажность воздуха приводит к обезвоживанию организма с сопутствующими теплопотерями. Скачет давление, снижается иммунитет, обостряются все болезни. «К северянам хронические болезни приходят лет на десять раньше, чем в любых других регионах, эти болезни быстро прогрессируют, имеют массу осложнений», – пишет в своём исследовании доктор медицинских наук Вячеслав Хаснулин.

Но не всё так плохо! Самое трудное – это период адаптации, от 5 до 8 лет. Нужно привыкнуть к Арктике, а потом, как утверждают учёные, большинство людей полностью вливается в её экосистему. Главное – правильное питание. Полвека назад ханты и манси доживали до ста лет, и никакие болезни им были не страшны.

Исследования сибирских учёных показали: чтобы быть устойчивым к северным условиям, нужно обязательно есть много белков и жиров. Неудивительно, что все коренные северные народы не скучают по бананам и апельсинам, но жирную местную рыбу, оленину, дичь и птицу едят без меры. Её-то в Заполярье больше чем достаточно. Лишь вегетарианцам здесь не выжить, потому что в желудке постоянно должно быть жирное свежее мясо.

Многие мужчины-северяне, даже если трудятся на предприятиях, в выходные обязательно идут на охоту или рыбалку – за лососем, сёмгой, хариусом, омулем, форелью. Очень популярна оленина. Свежая оленья кровь считается лекарством от многих болезней. Также в северное меню входит мясо морских котиков, моржей, тюленей, чьё сало, говорят, гораздо вкуснее свиного. Кстати, витаминов в мясе этих животных больше, чем в яблоках и модном хипстерском сельдерее.

Но и северная растительность может прокормить заполярников. Морошка, черника, брусника, голубика, ягоды-шишки можжевельника и грибы. Вот сколько съедобного даёт Арктика!

Остальное – привозное – исстари называется «северный завоз». Его закупку и транспортировку из южных областей обязано осуществлять государство за счёт средств федерального бюджета и силами региональных и местных властей.

Расцветали яблони и груши

Ассортимент любого заполярного супермаркета – начиная от туалетной бумаги и бытовой химии и заканчивая шоколадом и алкоголем – прибывает сюда, преодолевая тысячи километров. По воде, воздуху и лишь кое-где автотранспортом. Автотрассы в Заполярье долго не держатся – их заносит снегом, а мерзлотные процессы разрушают конструкцию. Больше пяти сезонов ни одна магистраль не выдерживает, а ремонт – дело крайне дорогое. Поэтому основные грузы доставляют по руслам замёрзших рек, где прокладывают временную трассу – зимник.

Также продовольствие завозят с использованием Северного морского пути. Если же и это невозможно, в дело вступает авиация – самая дорогостоящая транспортировка, 283 рубля за килограмм любого груза. Но и тут многое зависит от лётной погоды.

Поэтому северяне привыкли к перебоям и к ценам, растущим по причине, например, мелководья на местных реках. Именно из-за этого в 2013 году сорвались поставки продуктов. Тогда в Якутии литр молока стоил 137 рублей, а килограмм картошки – 180, на Чукотке молоко доходило до 200 рублей, лук – до 400 за килограмм, а самая дешёвая колбаса стоила не меньше 300.

Однако, как часто жалуются в интернете местные жители, высокие цены на Севере – норма жизни.

«Жители каждый год ждут открытия навигации, потому что в это время приходит плавмагазин. Это корабль, на котором можно купить продукты по более-менее сносным ценам. В такой день посёлок просто вымирает – все бегут на пристань. В плавмагазине люди мешками покупают овощи, которых не достать в посёлке, крупы, мясо, колбасу. Запасаются на зиму. Конечно, все рыбачат и охотятся, но поверьте, круглый год жевать рыбу и оленину невыносимо. Когда приходит плавмагазин, тебя официально отпускают с работы. Идёшь на пристань и стоишь в очереди четыре-пять часов».

Но россиянин не пропадёт и в таких условиях. Как рассказывают местные, самые плодородные фруктовые сады растут в квартирах жителей Дудинки. Лук, зелень, даже помидоры и огурцы – на подоконниках, яблони и груши – в кадках.

«Живу в Заполярье в областном центре. Цены на всё у нас о-го-го! И на продукты, и на одежду, и на технику, и на игрушки – в полтора раза выше московских. Квартплата тоже дорогая – за двушку доходит до 10 тысяч в месяц», – жалуется северянка на форуме.

Дело в том, что жители Арктики платят за круглогодичное отопление, потому что здесь холодно почти всегда. С учётом полярной ночи плата за электричество тоже набегает приличная.

Не место красит человека

Но при всех минусах есть и плюсы – знаменитые северные льготы, «длинный рубль», за которым сюда ехали ещё в советское время. Сейчас он назsdается «возмещением дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера».

Полярные льготы северяне называют «полярками». Надбавки к зарплате зависят от региона и типа деятельности. Доплачивать могут от 30 до 100 процентов к окладу. Отпуск минимум два месяца в году, в два раза длиннее, чем у остального населения России. Но в летний сезон цена на авиабилеты заоблачная. Впрочем, многие купили бы и за большие деньги, но порой билетов просто нет. Поэтому на Севере отпускные дни разрешено копить. Многие берут отпуск за два-три года и отсутствуют на работе по 4–6 месяцев. Таким образом убивают сразу двух зайцев – экономят на билетах и используют ещё одну северную льготу, «проездные», то есть компенсацию стоимости билета, которую выплачивают раз в два года. Причём бесплатно путешествовать может не только сам работник, но и члены семьи и даже багаж.

Ещё один существенный плюс – пенсия. Работники Крайнего Севера могут рассчитывать на неё на пять лет раньше. Правда, до этого они должны отработать в Заполярье минимум 15 лет.

«Переехала на Чукотку в 20, работаю в судебной системе. Сейчас мне 35, через пять лет выйду на пенсию. Год за два считают. Зарплата очень хорошая, со всеми надбавками. Коплю на квартиру в столице нашей республики», – пишет молодая северянка.

К классическим «северным» каждое крупное предприятие добавляет свои льготы. Надбавки к праздникам, подарки, доплаты к больничным, льготы для вступления в жилищно-строительные кооперативы, расходы на транспорт, медицинские страховки. Например, на Таймыре все работники «Норникеля» и члены их семей получают корпоративные медстраховки, включающие в себя не только стандартный набор полисов ОМС, но и медицинские услуги за рубежом.

Так что Арктика до сих пор славится сравнительно высокими доходами части населения.

…Чем больше читаешь о Русском Севере, тем больше понимаешь, что не место красит человека, а человек место. Природа, климат, зарплаты, снабжение, вечная мерзлота – всё уходит на второй план. Каждый, кто здесь побывал, в первую очередь восхищается местным населением – русской арктической цивилизацией.

«Чем дальше на Север, тем более надёжные, открытые и честные люди. И тем меньше людей невысоких моральных качеств, не говоря уже о разных асоциальных элементах, – таким на Севере просто не выжить», – пишет местный житель.

А некоторые российские учёные, например доктор Л.П. Осипова, называют северян «генетическим резервом страны». И не только в силу физической выносливости, но и в силу особых моральных качеств – мужества, ответственности, взаимовыручки.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №14, апрель 2019 года