СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Когда учёные сумеют победить храп?
Когда учёные сумеют победить храп?
20.06.2019 15:11
Когда учёныеЧеловек днём может быть тихим, деликатным, уступчивым – практически ангелом, зато ночью издеваться над ближними, пытать их и доводить до отчаяния. Как в сказках про оборотней. Потому что ни один человек не застрахован от храпа. Вампиров протыкают осиновыми кольями, в оборотней стреляют серебряными пулями, несчастных храпунов тоже частенько убивают. Впрочем, они и сами гибнут. И это не сказки, а статистика.

Он убивает

Понятно, что храп доставляет окружающим неприятности. Но их в нашей жизни хватает, и многое мы готовы простить. Ну там, толкнули тебя в автобусе. Или нагрубил близкий человек. Или обсчитали по мелочи. Досадно, но недолго волнуешься по таким поводам. А вот ночные хрипы и клокотания… Для особо неприятных звуков есть даже термин – «социально неприемлемый храп».

Из-за него рушатся семьи, из-за него дерутся в местах заключения и в армии. Из-за него гибнут.

Сорокалетний житель Ленинградской области пришёл в гости к 44-летней женщине. Выпил, а после проломил ей утюгом череп. От полученных травм дама скончалась на месте. Подозреваемый признался, что его взбесил храп бывшей сожительницы.

В московской больнице одна пожилая женщина задушила подушкой храпевшую соседку по палате, чтобы та не мешала спать.

59-летняя британка Бренда Дэвис долго не могла заснуть из-за того, что её супруг Филип громко храпел. В конце концов она решила пойти в другую спальню на первом этаже и лечь там. Но в темноте женщина оступилась на лестнице, покатилась вниз, сломала шею и умерла.

Сотни таких случаев произошли в мире лишь за последние годы. При этом мы не можем поручиться, что многие другие злодейства не связаны с храпом прямо или косвенно. Например, известно множество историй, когда один из супругов травил другого из-за денег. Но люди – не роботы. Перед тем как пойти на преступление, они сомневаются, оттягивают страшное, боятся. И кто знает, для кого из них ночное «хр-хр» будущей жертвы стало окончательным оправданием поступка, спусковым крючком.

Зачем это нужно?

Среди семи миллиардов землян храпунов – где-то два миллиарда. В том числе даже младенцев, которые до четырёх месяцев нежно и тихо похрюкивают, а потом на долгое время утрачивают такую способность.

Мужчины, по статистике, храпят втрое чаще женщин. Но с возрастом женщины нагоняют сильный пол. Храп нападает на женщину обычно после выхода из детородного возраста, вместе с климаксом. Может быть, это связано с набором лишнего веса или гормональным балансом. Не исключено, что природа встроила в носоглотки специальный отпугивающий механизм, дабы самцы не расходовали драгоценное семя на тех самок, которые не могут родить.

Впрочем, природные храпуны – мужчины – с возрастом начинают храпеть и громче, и чаще, и противнее. А вот зачем они это делают? В природе ведь ничего не случается зря.

Версий много. Говорят, что храп мужчины-богатыря изначально отпугивал падальщиков – шакалов, грифов и тому подобных тварей, которые в ином случае могли бы принять спящего за мертвеца и решить им позавтракать.

Так-то оно так, но даже если храп отпугивает слабых падальщиков, хищников-то он, наоборот, должен привлечь. Трудно представить, что голодный лев убежит, заслышав раскаты храпа. Скорее для него это станет чем-то вроде колокольчика, приглашающего к обеду.

Да и реакция женщин на мужской храп противоречит теории. Ведь если бы храпение отпугивало врагов и обеспечивало безопасность семьи, то дамочки наслаждались бы этими звуками. Однако они любят мускулы, иногда телесную волосатость, в особых случаях запах мужского пота, но практически никогда – храп. Он их бесит и угнетает.

Или вот. Самой храпящей в мире нацией являются корейцы, из-за слишком длинного мягкого нёба. При этом такая особенность им ничем не помогла и не спасла этот народ ни от каких неприятностей.
Похоже, просто какая-то ошибка природы. Сбой.

От великого до смешного

Храп помечает своих «любимцев» без разбора. Не минул он и многих знаменитостей.

Храпел Наполеон. Жозефина даже удирала от него в другую комнату.

Страшно храпел Уинстон Черчилль, чему способствовали лишний вес и алкоголизм.

А вот Гитлер не храпел, по крайней мере в годы своего расцвета, когда он часто выступал с трибуны. Дело в том, что постоянное напряжение голосовых связок и мышц мягкого нёба не способствует храпу. Именно поэтому храпунами редко бывают профессиональные певцы.

Том Круз завёл в своём доме отдельную спальню со звукоизоляцией, правда, не для себя, а для супруги Кэти Холмс. Но брак актёров это не спасло.

Да, женщины храпят реже, но уж если начнут, так держись!

Например, самой громкой храпуньей стала 60-летняя англичанка Дженни Чепмен, звуки которой достигали 112 децибел и приближались к шуму реактивного лайнера.

С такой мощностью не справились бы никакие лекарства и процедуры. Британской подданной могло бы помочь разве что космическое путешествие. Ведь неприятный звук рождается обычно из-за того, что мягкие ткани носоглотки под напором воздуха вибрируют и бьются друг о друга. А при невесомости этот процесс сходит на нет. Космонавты на орбите не храпят. Что, конечно, большая удача, ведь храп в замкнутом ограниченном пространстве, да ещё на протяжении долгого времени, превратил бы их существование в ад.

О том, насколько тяжело находиться долго в одном помещении с храпящим, свидетельствует такой случай. В 1980 году было захвачено иранское посольство в Лондоне. Террористы дали согласие выпустить двоих человек и предложили самим заложникам сделать выбор. Заложники единогласно решили освободить беременную женщину и мужчину, храпевшего так громко, что он измучил всех остальных.

Ни мур-мур

Наша неприязнь к храпу покажется особенно странной, если сравнить его с кошачьим мурлыканьем. Тембр и частота этих звуков похожи, это почти одинаковый результат вибрации. Но при этом мелодии, издаваемые котиками, любят все и даже используют записи мурлыканья для засыпания, а вот храп…

Один джентльмен в интернет-споре шутливо назвал мужской храп «мурлыканьем льва». Что началось! Как на него набросились разгневанные дамочки!

«Ага, мурлыканье. Если мордой в унитазе…»
«Не льсти себе! Это вой койота, с повизгиванием гиены и хрюканьем хряка!»
«Я бы такого льва пристрелила!»
«Храпение – это свинарник во время кормления».
«Если ты лев, спи в саванне!»

Если не брать в расчёт грубость рассерженных дам, в общем, они правы. Несмотря на сходство по некоторым параметрам, храп отличается от кошачьего мурлыканья, как вопли пьяного бомжа – от ангельского пения. В мурлыканье главное – гармония, равномерность и непрерывность. Говорят, что мурлыканье заживляет раны и переломы, а храп своей вибрацией скорее может разрушить кости.

Кошачий мур накатывает мягкими неразрывными волнами, как морской прибой. Храп в лучшем случае идёт с перерывами. Под шум прибоя спится отлично, но попытайтесь задремать под звуки протекающего крана, когда в напряжении ждёшь следующей капли!

Но и это полбеды. Настоящая же беда в том, что большинство видов храпа звучат хаотично, нелинейно. Сначала хрипящий вдох, затем пауза. Затем подвывание и стон, захлёбывание и выдох – хрюканье. Сопровождаемое носовым свистом. И снова пауза, каждый раз разная.

Между прочим, этот ритм не просто неприятен для чужого уха, а смертельно опасен для самого храпящего. Потому что неравномерность храпения свидетельствует о том, что человек задыхается.

Безветрие

Строго говоря, храп ещё не признак болезни. Иначе, например, как бы мы узнали, что в невесомости не храпят? Ведь туда попадают космонавты – люди с идеальным здоровьем. Значит, храп не помешал им отправиться на орбиту.

Но вот прерывистый, заливистый, неравномерный храп – верный маркер того, что человек погибает. Гибнуть, конечно, он может очень медленно, десятилетиями, но тем процесс и опаснее. Называется это синдром апноэ, в переводе с греческого – «безветрие».

Речь ведь идёт о постоянном кислородном голодании. Каждую ночь приток воздуха в лёгкие идёт с перерывами от десяти до тридцати секунд. Таких остановок дыхания за ночь може быть сотни. Мозг недополучает кислород, сердце работает с напряжением.

Еженощно несчастный храпун задыхается, а значит, нейроны его мозга погибают. Да, их очень много, но запасы не бесконечны, и результаты этой гибели проявляются довольно быстро. Ухудшается память, падает потенция, человек глупеет. Известное выражение «старый дурак» обычно напрямую связано с апноэ. Умный и быстрый человек, годами живущий в состоянии кислородного голода, превращается в «овощ». Год за годом, миллиметр за миллиметром, нейрон за нейроном.

Падает качество его жизни. Проспав положенное количество часов, он встаёт вялым и разбитым, потому что по факту практически не спал, а боролся за жизнь.

Тревожных признаков довольно много. Даже если ваши близкие по какой-либо причине не жаловались на ваш храп, но вы:
а) стали посещать среди ночи туалет (из-за неровного сна, повышения давления и, как следствие, учащения мочеиспускания);
б) просыпаетесь от того, что захлебнулись отрыжкой;
в) от того, что «сердце останавливается»;
г) от того, что нос и рот будто заткнуты кляпом;
д) испытываете сонливость днём –
это значит, что у вас синдром апноэ.

Между прочим, если вас не убьют за храп соседи, а сами вы сразу не погибнете от удушья, не заработаете инфаркт или инсульт, то смерть может прийти быстро и неожиданно, в виде автокатастрофы, например. Ведь около 20 процентов аварий происходят из-за недосыпа.

Война на истребление

Храп – зло, но до недавнего времени человечество предпочитало бороться не столько с самим явлением, сколько с его носителями – храпунами. Ещё в XIX – начале XX века средства борьбы скорее напоминали орудия пыток. Например, лицо храпящего могли втиснуть в намордник и затянуть кожаными ремнями.

Во время войны за независимость в США храпящим солдатам с изнанки мундира пришивали пушечное ядро, чтобы они не переворачивались во сне на спину и не мешали своим товарищам. Похожий метод применяется и сегодня, только ядро заменили подушкой из пенопласта или вшитым в пижаму теннисным мячиком.

Чтобы храпун не мог во сне перевернуться, над его ухом помещали горящую свечу.

Для «воспитания» несчастных им в нос совали трубочку, наполненную эфирными маслами, и поджигали её при первых звуках храпа.

На запястьях и щиколотках спящего застёгивали браслеты, от которых шли провода, и когда начиналась «сонная музыка», подавали на них электрический разряд.

Все эти пыточные приспособления рекламировались в прессе, их рекомендовали врачи. Но проблему они не решали.

Более эффективными, хотя и не дающими гарантированного излечения, оказались средства, основанные на понимании причин храпа. Так, до сих пор используются прищепки для расширения ноздрей, чтобы восполнять недостаток кислорода, если причина храпа кроется в искривлённых носовых перегородках.

Другой причиной храпа может оказаться слишком маленькая, сдвинутая назад нижняя челюсть. В этом случае используются протезы, выдвигающие подбородок вперёд.

Недавно изобрели «Чудо-подушку» от храпа. В неё помещена небольшая акустическая система с динамиком, тремя микрофонами и звуковым фильтром. Звук храпа подавляется, как шум в наушниках: устройство излучает волны той же амплитуды, но с перевёрнутой фазой. Звуковая волна от храпящего смешивается с «перевёрнутой» и угасает, не долетев до уха спящего рядом.

Но понятно, что этот чудо-прибор помогает заснуть тому, кто страдает от чужого храпа, а самому храпящему облегчения не приносит.

Резать к чёртовой матери?

Храп может возникать по множеству причин. Выше упоминались слишком маленькая нижняя челюсть и искривление носовой перегородки. А большей частью в появлении неприятных звуков и в удушье виноваты мягкое нёбо и подвешенный под ним нёбный язычок.

С годами мышцы нёба дрябнут, обвисают и перекрывают дыхательный просвет. Мягкое нёбо превращается в мясную занавеску, хлопающую и трепыхающуюся на вдохе и выдохе. Поэтому одним из главных способов борьбы с храпом являются хирургические операции.

Лазером на провисшей мышце делаются насечки, после заживления подтягивающие «занавеску», приводящие её в тонус. Ну и нёбный язычок подрезают заодно. У некоторых народов этот язычок участвует в речи, формирует «увулярные согласные». Французы и немцы грассируют с помощью этого отростка. Но поскольку в русском языке увулярных согласных нет, то нам его терять, в общем, не жалко.

Однако операция – в любом случае травма, любые надрезы не вполне безобидны, а вот храп они вылечивают далеко не всегда.

Эффективность лазерной и радиочастотной пластики нёба составляет около 80 процентов при неосложнённом храпе, который болезнью не является, но уже при лёгких формах апноэ эффективность падает до 50 процентов, а при среднетяжёлых апноэ составляет менее 20 процентов. То есть тем, для кого храп по-настоящему опасен, операции мало помогают.

Всё потому, что причины сужения дыхательного просвета могут быть разными.

Например, человек выпивает на ночь или принимает транквилизаторы, и поэтому нёбные мышцы расслабляются, провисают. Если не убрать причину расслабления, операция бесполезна.

Другой причиной порой бывает лишний вес. Нёбо можно сколько угодно укреплять и подтягивать, но под напором давящего сверху сала оно всё равно просядет, придёт в прежнее состояние.

Для правильной диагностики и определения методов лечения храпа нужно серьёзное обследование на специальной аппаратуре. Но поскольку такая аппаратура очень дорога, многие клиники, предлагающие операции от храпа, её не закупают. Да и сами пациенты, узнав, что стоимость обследования равна стоимости операции, отказываются от первой услуги, просят просто «отрезать лишнее» и в результате не получают ничего, кроме бесполезной, но не бесплатной травмы.

А вот если вы обратитесь к доктору-сомнологу, специалисту по сну, он серьёзно изучит ваши проблемы и, скорее всего, поможет. Вероятно, действительно порекомендует операцию, или велит похудеть, или пропишет ночную маску, нагнетающую воздух в лёгкие, или ежедневные упражнения для приведения нёбных мышц в тонус. Заставит вас утром и вечером петь или играть на диджериду – дудке австралийских аборигенов.

Говорят, это помогает. Во всяком случае, будет весело и интересно.

Павел БУРИН
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №24, июнь 2019 года