Сдаётся мне, джентльмены, это была комедия
04.07.2019 17:22
Сдаётся мне25 лет назад на экраны страны вышла комедия режиссёра Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», которая сразу же стала народным хитом и навсегда вошла в золотой фонд отечественного кино. «Капуцины» сделаны в необычном для нашего кинематографа жанре пародийного вестерна. На фестивале «Золотой Дюк» в Одессе лента получила специальный приз «за достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства».

У Чёрного моря

Сценарий Эдуарда Акопова пролежал на «Мосфильме» целых шесть лет, но ни один режиссёр не решался браться за столь сложную в постановочном отношении работу. Лишь женское легкомыслие стало причиной того, что Алла Ильинична Сурикова решилась на подобную авантюру. Потом ей неоднократно пришлось жалеть о своём необдуманном поступке.

Реквизита не было никакого: ни ковбойской одежды, ни сёдел, ни кольтов. Ведь вестернов в СССР никогда не снимали, поэтому в огромных запасниках «Мосфильма» не было ничего необходимого для съёмок. Тогда обратились к чехам на киностудию «Баррандов», которые разрабатывали ковбойскую тему ещё со времён «Лимонадного Джо». Но братья по соцлагерю оказались прижимистыми, одолжили коллегам лишь сбруи и ковбойские сёдла. Давать кольты наотрез отказались. Киногруппе пришлось покрутиться, пока всё-таки не раздобыли настоящие ковбойские кольты, а не какие-нибудь наганы времён гражданской войны.

Материал по быту Дикого Запада собирали буквально по крупицам, просмотрели кучу американских вестернов. Костюмы и шляпы сшили на «Мосфильме». Перья для индейцев киногруппе привезли из Крыма (вероятно, общипали крымских орлов), и художник по костюмам Светлана Башлыкова красила их специально для головных уборов и даже сделала дубликат перьевой короны Вождя, которую трактирщик Мак-Кью (Олег Табаков) стрижёт, когда она мешает ему смотреть кино.

Снимать начинали под Белогорском, маленьким городком в степной части Крыма – там удалось найти места, напоминающие прерии американского Запада. Но основные съёмки проходили в Тихой бухте, уютном местечке на берегу Чёрного моря под Феодосией. Здесь за сказочно короткие сроки вырос новый город с несоветским названием Санта-Каролина.

Весь городок с банком, аптекой и близлежащей пустыней – это большие цветные декорации. Кактусы и те нарисованные. Выстроенный практически из одной фанеры, ковбойский городок при первом же серьёзном порыве ветра вдруг стал заваливаться. Хорошо, что на помощь пришли крепкие каскадёры, которые не поленились вкопать столбы, удерживающие хрупкие конструкции.
К сожалению, дальнейшая судьба сказочного киногорода сложилась печально. Как ни уговаривала Алла Сурикова высокое начальство сохранить Санта-Каролину для истории (экскурсии в Тихую бухту стали водить ещё во время работы над картиной), было принято жестокое решение сжечь декорации.

Уничтожение построек поручили военным, а члены киногруппы, чтобы не быть свидетелями этого варварского акта, отбыли в Москву. Однако армейцы сжигать декорации поленились, а только «приватизировали» для своих нужд деревянные балки. Без балок части декораций тут же разлетелись по всей бухте, из-за чего имя Суриковой даже попало на страницы журнала «Крокодил»: мол, безалаберные киношники загрязняют окружающую среду. «Мало того что режиссёр мыла в хрустальной воде Тихой бухты лошадей, а на побережье жгла костры и жарила шашлыки, так ещё на прощанье засеяла всё пластмассой» – такие обвинения были опубликованы в «Крокодиле».

Оправданий режиссёра, разумеется, никто не выслушал.

И звезда с звездою говорит

Алла Сурикова с самого начала решила, что роль мистера Фёста, пионера кинопроката, должен играть Андрей Миронов. Иначе она эту картину вообще не будет снимать. И если актёр согласится на съёмки, всё остальное будет намного проще. Однако согласия Андрея Александровича пришлось ждать целых полгода – актёр был плотно занят в театре, на телевидении, радио.

Однако предложенная Суриковой роль Миронову понравилась. Он говорил тогда в одном интервью: «Что-то меня подкупило в Фёсте, подружило с ним. И то, что он по-своему Дон Кихот, и то, что не просто чудак, а очень своеобразный счастливый неудачник или неудачливый счастливец. Странное сочетание? А ведь живое, непридуманное, и для меня – в экранной моей биографии – новое».

Николая Караченцова режиссёр тоже решила пригласить в картину без каких-либо проб. Она «видела» его в образе Чёрного Джека, роли, которую потом сыграл Михаил Боярский. Но когда Караченцов прочитал сценарий, он наотрез отказался: такой характер он уже играл, и неоднократно. Вот если бы сыграть Мак-Кью! Но поразмыслив, актёр согласился, что выбор Олега Табакова на эту роль был единственно правильным.

Роль Билли Кинга, которую Караченцов в конце концов и сыграл, он выбрал себе сам. Сурикова поначалу не соглашалась, потому что согласно сценарию Билли Кинг («кинг» по-английски «король», имя говорит само за себя) должен быть огромным амбалом с крепкими мускулами. Куда до него Караченцову! К тому же на эту роль Сурикова уже утвердила Алексея Жаркова, актёра, который специализировался на героях с отрицательным обаянием. Жарков был уверен, что роль Кинга ему идеально подходит, поэтому очень обиделся на Сурикову, узнав, что Билли Кинг достался другому. По этой причине он несколько лет не общался с режиссёром.

Но Алла Сурикова всегда очень точно выбирает актёров, угадала она и на этот раз. Караченцов работал с невероятной отдачей. Хотя на картину пригласили группу очень хороших каскадёров, Николай Петрович все «свои» трюки делал самостоятельно. И даже когда сломал палец на ноге, энтузиазма не поубавилось. Продолжал всё так же неистово драться, бегать и прыгать.

Позднее актёр вспоминал: «Все говорят, что им жалко лысого ковбоя, которого я постоянно бью по лбу… Мне тоже его жалко! Но есть же некие приёмы, позволяющие сделать так, чтобы актёру не было больно. Главная задача – обыграть это. Сколько было снято дублей этой сцены, я сейчас уже не помню. Огромное количество!»

А вот своей музыкальностью Караченцову в этом фильме так и не удалось воспользоваться. Несмотря на то что в «Капуцинах» много песен, герою актёра разрешили спеть только однажды. Да и то нарочито фальшиво, мимо нот, и всего один куплет. Но всё же ковбой у Николая Петровича получился не только с кулаками, но и очень трогательным, с человеческим лицом.

Алла Сурикова не сомневалась, что Олег Табаков прекрасно сыграет весельчака-бармена Мак-Кью, и пригласила актёра без всяких проб. Но проблема в том, что у Табакова совсем не было свободного времени: он был актёром МХАТа, ректором театрального института и главным режиссёром только что созданного им молодёжного театра, который сегодня всем известен как «Табакерка». Поэтому Олегу Павловичу на съёмочной площадке создавались почти идеальные условия. Его снимали отдельно, крупными планами, а потом с помощью монтажа «врезали» в общие сцены драк и весёлых попоек. Да так ловко, что зрителям и в голову не приходило, что эти эпизоды снимались в отсутствие Табакова.

Актёр придумал интересное приспособление, чтобы выражение лица его героя стало добродушно-хитроумным. Табаков нашёл специальные трубочки, которые подкладывались в ноздри. Трубочки сделали его нос широким, а лицо «плюшевым», коварно-добродушным. Работать с такими «протезами» в носу было, разумеется, не слишком приятно. Но Олег Павлович нашёл, чем компенсировать доставленные неудобства. Всем известно, что Табаков – большой любитель вкусно поесть. И он с удовольствием поглощал продуктовый реквизит, которым был окружён бармен Мак-Кью.

Когда Алла Сурикова обнаружила, что дорогие орехи и сладости исчезают со стойки задолго до команды «мотор!», она велела незаметно заменить настоящие продукты бутафорией. Табаков, обнаружив подмену, возмущаться не стал, но в его игре появилась какая-то грустинка. Поразмыслив, Сурикова решила пойти на дополнительные затраты и велела снова покупать деликатесы и фрукты. В конце концов, эмоциональное состояние актёра – это самое главное.

Михаил Боярский попал в картину с помощью обмана. Ассистенты Суриковой с большим трудом разыскали его, когда актёр приехал в Москву на съёмки другого фильма. Боярский стал отказываться от роли, поскольку был сильно занят. Тогда ассистенты пошли на хитрость: сообщили Михаилу Сергеевичу, что в главной роли снимается Миронов, который лично очень просит Боярского составить ему компанию. Боярский не смог отказать.

На роль певички Дианы Литтл пробовались несколько красивых молодых актрис. Алла Сурикова никак не могла решить, на ком остановить свой выбор, – все они были хороши. Пробы проходили без основного партнёра, Миронов не мог присутствовать. Режиссёр смонтировала видеоролик с основными претендентками и показала Миронову. Он выбрал Александру Яковлеву. Она была обворожительна и трудолюбива, часами до изнеможения репетировала танец (ведь танцевать приходилось вместе с профессиональными балеринами), училась петь, вертеть на руке кольт, скакать на лошади.

К сожалению, петь актриса не смогла, в фильме за кадром её заменила Лариса Долина. А вот Андрей Миронов и Михаил Боярский сами поют замечательные шлягеры, написанные для картины композитором Геннадием Гладковым.

Роль гробовщика изначально была предназначена режиссёром для Армена Джигарханяна. Однако на съёмки он не приехал – позже выяснилось, что актёр заболел. В срочном порядке был вызван Лев Дуров. Он тут же, не читая сценария, согласился на участие в картине, поскольку хорошо знал, что Алла Сурикова плохого кино не снимет. Дуров не только отлично вписался в звёздную команду, но и ещё и насытил свою роль забавными деталями. Например, сцену, когда его герой лежит в гробу, актёр придумал сам.

Особенно Лев Константинович подружился с каскадёрами, поскольку и сам причастен к этому делу: в детстве был отчаянным драчуном, да к тому же сыграл сенсея по карате Сан Саныча в азербайджанском фильме «Не бойся, я с тобой!». Он с удовольствием наблюдал за работой мастеров трюка и даже участвовал в их тренировках.

Однажды, будучи в Феодосии, Лев Дуров и актёр Александр Иншаков зашли в кафе перекусить. Там сидела большая местная компания. Александр, кроме сока, ничего не пил, и эти ребята стали посмеиваться: «Гляньте, патлатый только сок пьёт!» Дуров подошёл к их столику: «Ребятки, не надо. Нехорошо так говорить, зачем?..» Они не слушают, продолжают. Иншаков молчит.

А когда актёры стали уходить, один из хулиганов взял Александра за кончики волос и сказал: «Волосы твои надо вот так отрезать!..» Дуров не успел его ударить, Иншаков оказался проворнее. Через минуту все шесть человек лежали на газоне, и над ними стоял столб пыли. Вся улица замерла и с интересом смотрела, не понимая, как это получилось: какой-то странный, очень красивый, похожий на индейца человек разложил всех этих огромных парней. Иншаков сказал им: «Ребята, пока мы не уйдём, вставать вам не рекомендую!» Хулиганы смирно лежали и в полном недоумении, приподняв только головы, смотрели вслед уходящим актёрам.

Чудеса не в решете

Вообще каскадёрам в картине пришлось очень много поработать. «Капуцины» были насыщены потасовками, всевозможными трюками, скачками на лошадях. Например, в сцене, когда скво (жена) индейского вождя (Наталья Фатеева) совершает головокружительный прыжок на крышу дома, были задействованы сразу четверо мастеров: сначала разгонялась сама актриса, на стену вбегала её дублёрша, по крыше мчался каскадёр в женском платье, прыгал его сменщик, и заканчивал трюк ещё один их коллега. Но на экране всё выглядит как единое целое.

Как известно, женщины относились к Андрею Миронову очень тепло. Но даже это не помогло им его поднять, когда надо было нести мистера Фёста на руках. Поэтому кричали и визжали на крупном плане женщины, а несли артиста каскадёры, переодетые в платья и женские шляпки. Обряженные в платья и чулочки, они вели себя очень по-женски, игриво, задирая юбки и строя глазки актёрам. Но при этом не забывали крепко держать на руках главного героя.

А вот потасовки между индейцами и ковбоями снимались так: вначале каскадёры одевались краснокожими и лупили белых, потом они же становились ковбоями и колошматили индейцев. Однако потом при просмотре зрители вовсе не замечали, что в этих сценах некоторые герои нещадно бьют сами себя. Даже очень крупного Александра Иншакова под искусным гримом невозможно узнать ни в одной из противоборствующих сторон.

Специально для съёмок ковбойских потасовок в Ленинграде на заводе пластмасс заказывали особую травмобезопасную смолу, из которой в духовке отлили бутылки и стёкла для окон. Эти стёкла при ударе разлетались вдребезги, но пораниться ими было невозможно. Табуреты для драк изготовили из бальзового сверхлёгкого дерева, растущего в Эквадоре. Тапёра (его играл Олег Анофриев) засовывали в пианино, внутри которого была натянута специальная ткань, чтобы актёр мог без ущерба для здоровья пробивать её головой.

Никита Михалков, встретив вскоре после премьеры фильма Аллу Сурикову, сделал ей комплимент: «Смотрю – вроде западное кино, а актёры все наши».

Сценарий, разыгранный жизнью

В «Человеке с бульвара Капуцинов» героя Миронова убивают – он умирает прямо на глазах друзей и публики. Сцену гибели мистера Фёста снимали одним куском: Миронов умирал, Караченцов крутил ручку киноаппарата и плакал. Плакал, как сейчас кажется, по Андрею Миронову, который умрёт меньше чем через год.

Миронов успел посмотреть готовый фильм в июне 1987 года в маленьком кинотеатре на окраине Ленинграда. Потом позвонил Суриковой из автомата и высказал трогательный комплимент: «Ну что ж, у меня появилось ощущение трусливого оптимизма».

Они договорились, что будут вместе делать новый фильм, собирались встретиться в Риге, где должен был гастролировать Театр сатиры. Сурикова приехала в Ригу и стала одним из свидетелей неожиданной, поразившей всех смерти актёра на сцене оперного театра. Новый фильм они снять не успели, но зато успели оставить нам замечательную картину, гимн самому популярному из искусств – кинематографу.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru


Опубликовано в №26, июль 2019 года