Бей в пятак
27.08.2019 18:41
Виталика атакуют дети

Бей в пятакЗдравствуйте, «Моя Семья»! Что может случиться в жизни после сорока лет? Во-первых, подруга теперь приходит в гости с тонометром – попить чайку и померить мне давление. Во-вторых, в июле мы ездили в отпуск в Адыгею. За неделю я прошла 75 километров по горам Кавказа, спустилась с высоты 1600 метров до самого Чёрного моря! До сих пор не верю. В обычной жизни я предпочитаю сидеть или лежать с книгой, а тут – топаешь за всеми. А куда деваться? Очень хочу передать через газету благодарность нашему инструктору.

Этот невысокий, коренастый, носатый, очень загорелый мужчина с чёрными-чёрными волосами и в фирменной футболке стал нашим гидом, а позже другом и чуть ли не богом. Всего за семь дней. Не мне рассказывать о горном туризме, но я хотя бы начну.

Банальная фраза «доверяй профессионалам» в экстремальных условиях подтверждается многократно. Виталик работает инструктором 15 лет. Я была потрясена его глубокими знаниями в разных областях: история Кавказа, его мифы, этносы, языки, биология… Не просто жук, а самка жука-носорога, не просто вид папоротника, а венерин волос, не просто камень, а его возраст. А ещё география, медицина…

Виталик учил нас восстанавливать дыхание после подъёма: два глубоких вдоха и медленный выдох. Учил правильно спускаться с горы – не сразу вниз, а зигзагом. Потрясал доскональным знанием нашего маршрута, сколько раз он прошёл его – сосчитать невозможно.

Виталик также работал инструктором и спасателем на Эльбрусе. Он вызывал у нас чувство абсолютного доверия, особенно важное в ситуациях, когда что-нибудь случилось или больше нет сил.

А ещё Виталика атакуют дети. Вопросы у них самые неожиданные, но наш гид всегда доброжелателен и спокоен, отвечает и объясняет. На самом сложном спуске играет с ними в слова и просит рассказать ему сюжет новых фильмов. Дети с увлечением рассказывают ему про Аладдина и Короля Льва – и незаметно для себя преодолевают самые сложные участки пути. Виталик слушает внимательно и смеётся:
– Вот, я уже два фильма с вами «посмотрел».

Виталик очень спокойный и весёлый человек. Его истории из жизни помогали идти, когда сил совсем не оставалось, и радовали на привалах и стоянках. Попробую передать одну-две.

– Здравствуйте, меня зовут Виталий, и я сплю с туристками. Год назад это было. На последней стоянке в Бабук-Ауле ночевал в одной палатке с женщиной. С одной стороны женщина, с другой – я, посередине – вся еда на группу: хлеб, консервы, крупы, чай. Ночью просыпаюсь от того, что меня трясёт туристка с криком: «Бей в пятак!» Что, где, ничего не вижу, ищу фонарик. Женщина была энергичной: «Ну, что ты копаешься!» Нашёл фонарик, включил, гляжу – палатка ест хлеб! И через брезент явно вырисовывается силуэт свиного пятака. Это были дикие свиньи, почуявшие еду и пришедшие из леса. Еле отбился. После этого случая в Бабук-Ауле поставили забор.

Мы там тоже ночевали в палатках, но кроме гнуса к нам, к счастью, никто не пристал.

А вот ещё одна история.

– Здравствуйте, меня зовут Виталий, и я почти принимаю роды. Как-то раз в семь вечера привожу группу на Фишт – одна из стоянок в горах, в двенадцати километрах от ближайшего посёлка. Погода портится, дождь усиливается. Вижу – Сан Саныч, главный на приюте, смотрит в бинокль на гору. Что случилось? С утра туда ушла группа и не вернулась. Сан Саныч говорит: «Собирайся, пойдёшь искать». «Сначала мне нужно накормить группу, они промокли и устали», – отвечаю. Приготовил ужин, взял бинты, аптечку. И так совпало, что в это же время там собрались мои друзья – инструкторы, спасатели, шесть человек, отовсюду. «А ты как здесь?» – «А ты?» Получилось такое Братство кольца.

Взяли оборудование, полезли искать. Темнота, дождь. Ничего не видно. Но мы на позитиве. Ещё узнали от Сан Саныча: в пропавшей группе была женщина на восьмом месяце беременности. Лезем и придумываем ребёнку имя. Например, Фишт Оштенович – по названиям ближайших гор. Но стало не до смеха, когда мы услышали плач малыша! Значит, уже родила! Полезли на голос и нашли грот в скале, где группа укрылась от дождя. Руководитель группы был на вершине всего два раза, в хорошую погоду. А в этот раз погода испортилась, и он заблудился. Решил переждать дождь. С собой ни еды, ни воды, люди сидят в темноте. Как они нам обрадовались! «Ребята, вы откуда?» – «А мы за вами». И беременная там же. А что за ребёнок тогда сейчас плакал? Оказалось, одна из пар взяла с собой в горы годовалого малыша. Несли в рюкзаке. Сан Саныч и не знал. Нет, я могу взять с собой ребёнка, и помыть, и переодеть его в горах. Но зачем?

Наш Виталик работает в горах 15 лет, видел и знает – на сотню жизней. Однажды он почувствовал себя знаменитым. Когда шёл в гору, обогнал группу на лошадях. Один из наездников спросил:
– Что это за человек, который нас всех обогнал?

А его гид ответил:
– Это Виталик, инструктор. Вы на него внимания не обращайте.

Под Виталиком обрывался мост в непогоду. Он вытаскивал людей с переломами на самодельных носилках. И смерти были. И много-много хорошего и незабываемого. Он знает здесь всех животных и птиц, растения и лишайники. Определяет птицу по голосу, зверя по следу. Виталик научил нас определять медведя по его экскрементам! Теперь мы это можем.

Бывает ли выгорание у инструктора? Конечно, как у всех, чья работа опасна и ответственна. Что нужно сделать в таком случае? Отвлечься. На какое-то время сменить обстановку. Посидеть дома, посмотреть кино. Съездить в город. Чтобы потом вернуться – обязательно вернуться и подарить людям горы. Радость, разрыв шаблонов, потрясение и невероятную красоту. А если придётся, то и жизнь.

Из письма Галины Баландиной,
Ленинградская область
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №34, август 2019 года