Снялся в роли самого себя
29.08.2019 00:00
Снялся в ролиВ 1956 году перед премьерой фильма Майкла Тодда «Вокруг света за 80 дней» с огромных плакатов во всех городах Америки на прохожих смотрели улыбающиеся лица кумиров. Рекламный ход продюсеров был беспроигрышным. Ну кто устоит перед искушением вновь увидеть на большом экране Марлен Дитрих, Фрэнка Синатру, Бастера Китона, Ширли Маклейн и ещё несколько десятков звёзд Голливуда в одном фильме? Но когда зрители пришли в кинотеатры, то были обескуражены: известные актёры лишь промелькнули на экране, сыграв в крошечных эпизодах.

Профиль Хичкока

Известные персоны и раньше светились в небольших киноролях. «Великий и ужасный» шутник Альфред Хичкок с 1937 года представал в различных микроскопических ролях в своих собственных фильмах. То он на дальнем плане бросал письмо в почтовый ящик, то читал газету в кафе, где разворачивалось основное действие фильма, то выпивал бокал шампанского на приёме, после чего уходил, то прогуливался среди массовки.

В 1943 году в фильме «Спасательная шлюпка» зритель увидел на странице газеты нарисованный профиль Хичкока в рекламном объявлении, агитирующем за очередное средство для похудения. Этот профиль, который позже кочевал из картины в картину, и стал визитной карточкой Хичкока.

Первый раз режиссёр сам встал перед камерой из-за производственной необходимости: не хватало людей для массовки. Потом почувствовал вкус к этому делу и с тех пор снялся в более чем тридцати фильмах собственного сочинения. Чаще он появлялся в кадре сразу после начальных титров, объясняя это так: хочется, чтобы зрители увидели его на старте и смогли бы в дальнейшем сосредоточиться собственно на фильме.

Сам того не подозревая, Альфред Хичкок стал основателем жанра камео, название которому придумал потом режиссёр Майкл Тодд. Камео – это эпизодическое появление известных персон в постановочной роли в кино, театре, рекламных и музыкальных клипах, даже в видеоиграх. Название произошло от английского cameo – камея, миниатюра-барельеф на драгоценном камне. Штучный товар, так сказать. И каждое кинокамео со знаменитостью должно было стать явлением, самодостаточной миниатюрой, которую зритель заметит и оценит.

Роль для президента

И всё же на сегодняшний день камео – это чаще всего баловство режиссёра, нежели творческая необходимость. Никакого художественного смысла в этом, как правило, нет. Например, в чём смысл появления Анны Курниковой, у которой полицейские как бы берут показания на стоянке мотеля в ленте «Я, снова я и Ирэн», в которой снялись Джим Кэрри и Рене Зелльвегер? Причём известная теннисистка сыграла «Анну Курникову». И в этом ещё одна особенность камео: приглашённые звёзды часто играют самих себя.

Всемирный кинематограф, похоже, уже успел задействовать всех медиа-персон: политиков, учёных, спортсменов, музыкантов, деятелей шоу-бизнеса, телеведущих. В рекламных роликах и в кино снимались даже бывшие и действующие президенты великих держав. Михаил Горбачёв, например, был лицом рекламной кампании пиццы, а потом поучаствовал в фильме Вима Вендерса «Так далеко, так близко!». Харизматичный и скандальный Билл Клинтон не смог отказать себе в удовольствии сняться в продолжении известной кинокартины Тодда Филлипса с говорящим названием «Мальчишник». Там же нашлось камео и для тяжеловеса Майка Тайсона.

В 2004 году в немецкой комедии «Семерым гномам тесно в одном лесу» снялся ещё один боксёр – Николай Валуев. Камео нашего тяжеловеса длится в этом весёлом фильме всего две минуты, а снимали его десять часов! Потом Валуев признался, что оставил на съёмочной площадке столько сил, сколько хватило бы на поединок в двенадцать раундов.

Спортсмены вообще с радостью соглашаются сменить тренировочный зал на съёмочный павильон. Так, в 2008 году в фильме-комиксе «Астерикс на Олимпийских играх» собрались звёзды первой величины: легенда «Формулы-1» Михаэль Шумахер, футболисты Зинедин Зидан и Дэвид Бэкхем. Компанию дополнила теннисистка Амели Моресмо.

Постепенно количество камео в блокбастерах стало увеличиваться в геометрической прогрессии. В фильме Роберта Олтмена «Pret-a-Porter», который в нашем прокате шёл под названием «Высокая мода», была собрана вся светская тусовка. Свои камео получили Линда Евангелиста, Клаудия Шиффер, Бьорк, Дэвид Копперфильд и тогда ещё топ-модель, а сегодня первая леди Франции Карла Бруни.

Нечто подобное в 2007 году предпринял Андрон Кончаловский, когда раздал «всем сестрам по серьгам» в нашумевшем фильме «Глянец». Свои экранные секунды в этом фильме получили модельный продюсер, а по совместительству «элитная сваха» Пётр Листерман, Анастасия Волочкова, Артемий Троицкий, Светлана Светикова, Светлана Конеген и ещё почти триста знаменитостей. Все играли самих себя.

Но идея Альфреда Хичкока не даёт покоя в первую очередь самим режиссёрам. Для себя любимых камео придумывали: Тинто Брасс, Вуди Аллен, Стэн Ли, Серджио Леоне, Квентин Тарантино, Такеши Китано и многие-многие другие.

Влюблённый драматург

Звёзды соглашаются сниматься в камео по разным причинам, иногда эти причины бывают весьма романтичными.

В 1974 году на экраны нашей страны вышел фильм, который сразу стал очень популярным. Помимо сыгравших там великолепных артистов – Андрея Миронова, Зиновия Гердта, Игоря Кваши, Екатерины Васильевой, Владислава Стржельчика, Ефима Копеляна – в «Соломенной шляпке» прозвучали песни Исаака Шварца и Булата Окуджавы, которые тут же запела вся страна, особенно хит в исполнении Миронова «Женюсь, женюсь». Но не все знают, что одну малоприметную роль-камео в этой картине сыграл Михаил Рощин – известный драматург, автор сценария фильма «Старый Новый год» и пьесы «Валентин и Валентина».

Тогда, в начале 70-х, у Рощина и Екатерины Васильевой случилась сумасшедшая любовь, и драматург, не выдержав долгой разлуки, примчался на съёмки «Шляпки» к своей возлюбленной. Тогда-то режиссёр Леонид Квинихидзе придумал для Михаила Рощина камео – роль фонарщика, чтобы не отвлекал от работы исполнительницу одной из главных ролей.

История советского камео с приглашением западных звёзд началась в 1967 году, когда в фильме Сергея Герасимова «Журналист», где наши соотечественники должны были увидеть все атрибуты «загнивающего Запада», появились Анни Жирардо и Мирей Матье.

Интересно было появление в 1964 году «инопланетянки» Беллы Ахмадулиной в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень», где её роль столичной журналистки резко контрастировала с образом простого деревенского парня в исполнении Леонида Куравлёва.

В камео принимали участие даже настоящие шпионы! В 1968-м в прологе к картине Саввы Кулиша «Мёртвый сезон» с рассказом о секретных экспериментах НАТО выступил сам Рудольф Абель, легендарный разведчик-нелегал, лицо которого впервые увидела широкая общественность.

Огласите весь список, пожалуйста

Большим затейником по части собственных камео в различных вариациях был Леонид Гайдай. К сожалению, не все кадры с участием режиссёра входили в окончательный вариант фильма.

В короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс» Гайдай выступил в роли медведя (шкуру где-то раздобыл Юрий Никулин), который в одном из эпизодов вылезает из шалаша со штанами в лапах. На съёмках все хохотали до слёз, но при монтаже эти кадры были жестоко уничтожены самим режиссёром, потому что на экране они смотрелись очень неестественно.

В замечательном фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в новелле «Напарник» одним из участников переклички «алкоголиков-тунеядцев» по легенде также был Гайдай. Но здесь интересна сама история эпизода. Дело в том, что в 1942 году совсем ещё молодой Гайдай всеми силами пытался попасть на фронт, но его отправили на службу в Монголию. И когда офицер зачитывал список родов войск, то на каждый выкрик: «Пехота!», «Кавалерия!», «Флот!» – рядовой Гайдай делал шаг вперёд из общей шеренги и кричал: «Я!» Так и появился в сценарии знаменитый и всеми любимый эпизод с фразой, вошедшей в фольклор: «Огласите весь список, пожалуйста!»

В новелле «Наваждение» той же «Операции Ы» Гайдай появился в роли человека, который выходит из института, где сдавали сессию Шурик и Лида. А в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» режиссёр сыграл мини-роль бородача в тёмных очках, который проходит мимо Шурика, когда тот подбегает к магазину радиотоваров.

Вообще Гайдай стал в некотором смысле новатором, потому что начал применять «частичное» камео. В «Бриллиантовой руке» в одной из сцен он снял только свои ноги, и в эпизоде сна Козодоева отрезанная рука Семён Семёныча тоже принадлежит режиссёру.

Самое продолжительное камео Гайдай придумал для себя в картине «12 стульев», где сыграл небольшую роль архивариуса Варфоломея Коробейникова. А в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» сыграл проигравшегося в пух и прах игромана, которого выносят из казино а он поёт: «Люди гибнут за металл!» Это было последнее камео великого режиссёра. В конце жизни Гайдай, как и его персонаж, пристрастился к игре на автоматах и, к ужасу своей жены, актрисы Нины Гребешковой, проигрывал значительные суммы.

Чтобы не спугнуть удачу

Георгий Данелия тоже использовал собственный образ для камео. Чистильщик обуви в фильме «Я шагаю по Москве», пассажир трамвая в «Слёзы капали», командир экипажа в «Мимино», немецкий офицер из телефильма, который смотрит семья Бузыкиных в «Осеннем марафоне» и властитель планеты Альфа в «Кин-дза-дза!».

Забавный случай произошёл с камео группы «Машина времени» в фильме «Афоня». В 1974 году Георгий Данелия пригласил на съёмки эту тогда ещё малоизвестную группу и Андрей Макаревич с друзьями исполнили в одном из эпизодов куплет из песни «Солнечный остров». Но вскоре после начала проката фильма этот эпизод просто пропал. Оказывается, кто-то из ярых поклонников «Машины времени» умудрился вырезать из первой копии этот отрывок, а поскольку тогда кино снималось на плёнку, последствия фанатского вандализма оказались плачевными. Эпизод был безвозвратно утерян. Только первые зрители смогли увидеть полуподпольную группу на большом экране, остальным повезло значительно меньше.

Наиболее ярким музыкальным камео в 1987 году стало появление группы «Кино» в культовом фильме Сергея Соловьёва «Асса», когда Виктор Цой спел свою пронзительную «Мы ждём перемен». И мы их тогда действительно ждали.

Эльдар Рязанов очень любил появляться в камео, вероятно, как и Хичкок, считая это своим фирменным стилем. В 1964 году режиссёр снял себя в роли главного редактора газеты в ленте «Дайте жалобную книгу». Позже знаменитыми камео Рязанова стали эпизоды в «Гараже», «Иронии судьбы» и «Вокзале для двоих». Кстати, когда Тимур Бекмамбетов в 2007 году снимал «Иронию судьбы. Продолжение», на роль соседа Лукашина в самолёте пригласил именно Эльдара Александровича, чтобы не нарушать традицию.

А вот Владимир Меньшов считает свои камео талисманами. В своём режиссёрском дебюте, фильме «Розыгрыш» (1976), Меньшов сниматься не собирался, но на съёмки не смог приехать Никита Михалков. «Пришлось мне самому, – вспоминал режиссёр. – Надел какую-то шляпу, кожаное пальто и оказался в кадре». «Розыгрыш» сразу стал очень популярным фильмом, и Меньшов, чтобы не спугнуть удачу, появлялся в своих картинах и в дальнейшем.

Но самое яркое камео Владимир Меньшов сделал для своих старших коллег в фильме «Москва слезам не верит». Помните, как на дорожке Московского кинофестиваля перед юными героинями картины появляются Леонид Харитонов, Татьяна Конюхова, Георгий Юматов и совсем «неизвестный» Иннокентий Смоктуновский? Этот эпизод действительно стал украшением всего фильма, точно передал атмосферу того времени, да и забытые кинокумиры получили свой шанс вновь почувствовать себя значимыми и любимыми.

Пустячок, а приятно

И всё же жанр камео – в большей степени явление западного кинематографа, и этот жанр приобретает подчас причудливые и витиеватые формы.

В фильме «Последний киногерой», где Шварценеггер сыграл главную роль, артист также выступил и в роли «Арнольда Шварценеггера». Режиссёр Спайк Джонз окончательно запутал зрителя, сняв Джона Малковича в фильме «Быть Джоном Малковичем», а потом – и в «Адаптации», где Малкович также играет сам себя, а в самой картине показывается съёмочная площадка фильма «Быть Джоном Малковичем».

Джим Джармуш снимал «Кофе и сигареты» семнадцать лет, начиная с 1986 года. В итоге у режиссёра получился целый фильм-камео, где все действующие лица – это известные артисты, играющие сами себя.

Обычно за роль-камео никто из звёзд не требует гонорара, более того, исполнителей камео часто не указывают и в титрах. Исключением стал Марлон Брандо, который за микроскопическую роль отца Супермена в 1978 году получил 3 миллиона долларов, проведя на съёмочной площадке всего четыре дня.

Как правило, камео не несёт в себе особой смысловой нагрузки и известные персоны принимают приглашение на подобные роли исключительно по дружбе с режиссёром или же для поддержания собственного имиджа. Но иногда камео выполняет важную функцию поддержания лейтмотива всего действия. Издатель-магнат Ларри Флинт сыграл роль-камео, изображая судью, который судит Ларри Флинта в фильме Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта». В самом этом факте заложена глубокая ирония.

На съёмках картины «Мэверик» вновь встретились Мэл Гибсон и Дени Гловер, и когда один из актёров произнёс фразу: «Я вас раньше не видел?» – зрители сразу поняли, что это – отсылка к фильму «Смертельное оружие», где Гибсон и Гловер играли полицейских-напарников.

Камео может быть не только «одушевлённым». Достаточно часто можно увидеть образы знаменитостей в нарисованном, анимационном виде. Особенно часто этот приём эксплуатируется в американских мультсериалах: «Симпсоны», «Гриффины», «Южный парк» и другие.

Плацдармом для многочисленных камео стали бесконечные телесериалы. В знаменитом западном сериале «Друзья» появлялись такие гранды, как Брюс Уиллис, Дени де Вито, Кэтлин Тёрнер, Вайнона Райдер, Брэд Питт, Изабелла Росселлини, Алек Болдуин, Шон Пенн, Хью Лори и Гэри Олдман. В российских версиях заокеанских ситкомов снимаются, соответственно, российские знаменитости. К примеру, в сериале «Счастливы вместе» – Наташа Королёва, Борис Моисеев, Амаяк Акопян, Яна Чурикова, Виктория Дайнеко, Анфиса Чехова, Юрий Шатунов и другие.

Камео, безусловно, нужны, потому что это почти всегда симпатичный сюрприз. А если знаменитости удастся ещё и блестяще сыграть свою маленькую роль, зритель получит двойное удовольствие.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №11, март 2012 года