Мэтт Дэймон. О девушках он вообще молчит
05.09.2019 16:51
ДэймонСниматься в кино он начал рано – на первом курсе Гарварда. В основном это были эпизоды, хотя случались и главные роли. Правда, тогда Мэтта почему-то никто не замечал. Но вот в 1997 году Дэймон снялся в картине «Умница Уилл Хантинг», которая принесла ему «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший сценарий, и на следующий день парень, как принято говорить, проснулся знаменитым. Если первая роль Дэймона состояла всего лишь из одной фразы, то сегодня он звезда первой величины с гонорарами, которые исчисляются цифрами с шестью нулями.

Микки-Маусом не стал

Родился Мэттью Пэйдж Дэймон в октябре 1970 года в американском городке Кембридж, где находится знаменитый Гарвардский университет. Его отец Кент был налоговым инспектором, а мать Нэнси преподавала в колледже. В семье был ещё старший сын Кайл, который впоследствии стал скульптором.

Когда Мэтту не было и трёх лет, родители развелись; мальчики остались на воспитании у матери в Кембридже. «Это было прекрасное время – моё обучение в начальной и средней школе. Такая среда является наилучшей для актёра. Ты получаешь не только образование, но и проходишь школу жизни», – вспоминал позднее Дэймон.

Однажды, когда шестилетний Мэттью ни с того ни с сего вдруг решил стать баскетболистом, заявился его папаша Кент и сказал:
– Мэтт, не забивай себе голову ерундой. У нас в роду мало кто вырос выше ста шестидесяти сантиметров, а со спортом дела обстоят ещё хуже. Лучше поступай в финансовый колледж и продолжай моё дело – другое у тебя вряд ли получится.

После этих слов Дэймон-младший навсегда вычеркнул баскетбол из своей жизни.

В раннем детстве Мэтт подружился с Беном Аффлеком, который жил на той же улице через два квартала. Они стали неразлучными друзьями, а потом и партнёрами по сцене и экрану.

Лет в пятнадцать Мэтт окончательно понял, что хочет быть актёром, и собрался в Нью-Йорк, чтобы испытать себя на кастинге. Ни мать, ни отец не были от этого в восторге. Парню разрешили поехать при условии, что дорогу он оплатит сам. У Мэтта накопилось к тому времени 200 долларов, их он и потратил на билеты. Вместе с ним поехал и верный друг Бен.

Парни попали на конкурс юных дарований «Шоу Микки-Мауса» – то самое, на котором заметили малюток Бритни Спирс и Кристину Агилеру. Но уже первый этап конкурса оказался для ребят из Кембриджа последним: Мэтта и Бена не признали дарованиями, и они с позором вернулись домой.

С актёрством пока ничего не получалось, но уже было нужно определяться. После школы в 1988 году Мэтт поступил на филологический факультет Гарвардского университета. Впрочем, словесность его мало привлекала. Параллельно занимаясь кинематографическими проектами, он пропускал много занятий, а когда его актёрская карьера пошла в гору, и вовсе бросил учёбу.

Немного варёной капусты

В 1997 году Мэтт совместно с Беном Аффлеком написал сценарий «Умница Уилл Хантинг», но киностудии отказывались его покупать из-за того, что Дэймон и Аффлек желали сами играть в картине. В итоге сценарий приобрела кинокомпания «Мирамакс» – и не прогадала. Фильм «Умница Уилл Хантинг» принёс Дэймону и Аффлеку «Оскар» за лучший сценарий.

Сюжет фильма чем-то напоминает знаменитую пьесу Бернарда Шоу «Пигмалион». Уилл Хантинг, 20-летний парень из Бостона, то и дело ввязывается в неприятные истории. Неожиданно он открывает в себе феноменальные математические способности, и когда полиция арестовывает его за очередную драку, профессор математики берёт его под свою опеку, но при одном условии: Уилл должен пройти курс психотерапии. Сеансы «перевоспитания», начавшиеся с недоверия, постепенно перерастают в дружбу между Уиллом и его наставником.

После «Хантинга» хорошие роли посыпались на Дэймона как из рога изобилия. В 1998 году он сыграл в военной драме Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», завоевавшей пять «Оскаров». «Рядовой Райан» был признан самым кассовым фильмом года в американском прокате.

Вместе с Беном Аффлеком Мэтт снимается в сатирической комедии «Догма» – о двух падших ангелах, которых выгнали из рая и приговорили на вечное поселение в кошмарном штате Висконсин.

В фильме «Талантливый мистер Рипли» (1999) Дэймон выступил в компании с Гвинет Пэлтроу и Джудом Лоу. Фильм погружает зрителя в атмосферу авантюры, лжи, преступления – всего того, во что вляпывается любой способный парень, который завидует «аристократии» и мечтает о «красивой жизни». Мэтт играет таинственного мистера Рипли, манипулирующего людьми. По сюжету, он лишает жизни своего друга и завладевает его яхтой и возлюбленной.

Чтобы исполнить роль Рипли, Мэтту Дэймону пришлось похудеть на 13 с лишним килограммов. Впрочем, ему было не привыкать к столь суровым испытаниям: в 1996 году, чтобы сыграть главную роль в боевике «Мужество в бою» актёру пришлось сбросить 18 килограммов! Он пробегал 20 километров в день и поддерживал строгую диету, съедая в сутки одно крутое яйцо, порцию варёной брокколи и немного печёного картофеля.

Интенсивная подготовка дала свои результаты: измождённый Дэймон привлёк внимание профессиональной критики.

Потанцуем?

Потом были и другие интересные работы: трилогия о друзьях Оушена, три фильма о Джейсоне Борне, фильм Мартина Скорсезе «Отступники».

Трилогия о Борне особенно впечатляет – она даёт новую жизнь ушедшему было в небытие жанру шпионского триллера. Мэтт Дэймон сыграл в этом фильме агента ФБР, потерявшего память, и, похоже, стал ещё на один шаг ближе к понятию «кинозвезда».

Кроме того, в «Идентификации Борна» Дэймон предстаёт перед публикой в отличной физической форме, что позволяет его герою совершать головокружительные трюки, бегать, прыгать и драться, как настоящему супермену. Для фильма Мэтту пришлось серьёзно тренироваться – каждый день на протяжении пяти месяцев он просыпался в семь утра, отправлялся в спортивный зал и там по два часа занимался боксом. После этого он по несколько часов работал с тяжестями, а затем тренировался со специалистами по рукопашному бою.

В фильмах Дэймон старается делать все трюки сам, кроме, конечно, самых сложных, для которых приходится привлекать профессиональных каскадёров.

Когда начали снимать первый фильм о Борне, режиссёр Даг Лайман сказал актёру, что нужно убедить зрителей. Борн – машина для убийства, человек с невероятной реакцией, умеющий находить выход из самых сложных положений. Единственная возможность заставить их поверить: Мэтт сам должен участвовать во всех трюках. «Мы решили, – вспоминает Дэймон, – что Даг будет следовать за мной с камерой, так что в момент прыжка, падения или гонки на машине будет видно: это действительно я прыгаю и падаю. Таким образом зрители стали верить, что и с моей внешностью можно быть крутым».

Руководитель каскадёров занимался с Мэттом, как с одним из членов своей команды. Если надо было принимать участие в драке, актёр попросту жертвовал своим выходным днём и проводил его в спортзале, повторяя удары сотни раз и точно по секундомеру. Киношная драка – это по сути чётко организованный танец со своей хореографией, насыщенный эмоциями и даже страстью. Такие «танцевальные номера» воспринимаются публикой с большим энтузиазмом. «Хотя с возрастом всё труднее оставаться в форме, – вздыхает Мэтт. – Если, конечно, ты не профессиональный каскадёр».

Целуя лягушку

Чтобы быть постоянно в форме, актёр даже бросил курить, воспользовавшись услугами гипнотизёра: «Знаете, я всегда был человеком здравомыслящим и во всю эту хрень типа экстрасенсов и гипнотизёров не верил. У меня есть парочка повёрнутых на подобной мистике друзей, так я над ними вечно прикалывался. И к гипнотизёру-то пошёл по приколу: посмотрим, что он там расскажет. Представьте же мой шок, когда я после сеанса понял, что действительно больше не хочу курить. И это я – человек, смоливший по две пачки крепких сигарет ежедневно. Просто мистика!»

Если делать трюки в фильмах Мэтту нравится, то поцелуй с лягушкой, который ему достался на съёмках фильма «Братья Гримм», вызвал у него настоящее отвращение. А целовать холодную и скользкую «красавицу» пришлось не один раз – по количеству дублей. «Мне казалось, это никогда не кончится – я облизывал рот, задерживал дыхание и касался её ледяной кожи губами. В ту минуту я готов был порвать контракт на съёмки в «Братьях Гримм», честное слово».

Однако Дэймон взял себя в руки, и сто дней съёмок в компании Хита Леджера и Моники Беллуччи пролетели незаметно. Картину целиком снимали в по-летнему праздничной Праге – на съёмки в Штатах денег пришлось бы потратить вдвое больше.

Да ещё и актёров искали поразительно долго. Когда контракты были уже подписаны, костюмы сшиты, сцены отрепетированы, снята порядочная часть фильма, Мэтту Дэймону вдруг пришло в голову: это не его роль! «Якоб Гримм, которого мне «выдали», – какой-то слишком типичный для меня. Играть было неинтересно!» – вспоминает сегодня Мэтт. Тогда Хит Леджер и Мэтт Дэймон решили поменяться ролями, и фильм, наконец, был закончен.

Прежде, чем стать отцом

Кроме Бена Аффлека, Мэтт крепко дружит с вечным холостяком Джорджем Клуни. В СМИ частенько появляются сообщения об их совместных похождениях. Особенно много писали о проделках друзей до женитьбы Дэймона. «Даже и не знаю, сколько цистерн пива мы с ним выпили, – признаётся Мэтт. – О девушках вообще молчу. Я ведь тогда ещё не был женат – мог себе позволить. А Джордж, он, наверное, даже родился с шилом в заднице, ни минуты покоя: вечно куда-то подрывается, что-то придумывает».

Делая актёрскую карьеру, Дэймон не терял времени даром и в личной жизни. Его роман с элитной моделью Карой Сэндс, по слухам, прекратился из-за новой партнёрши Мэтта по фильму «Благодетель» Клэр Дэйнс. Следуя этому опыту (новый фильм – новая дама), Дэймон обрёл очередную подругу жизни Минни Драйвер на съёмках фильма «Умница Уилл Хантинг». В течение двух лет продолжалась его любовная связь с Вайноной Райдер. По слухам, у него был роман и с Пенелопой Крус.

В 2001 году Дэймон начал встречаться с Одессой Уитмир, которая в то время работала персональным ассистентом Бена Аффлека. В то время сам Аффлек усиленно лечился от алкогольной зависимости в одной из клиник. Видимо, общее желание помочь Бену и сблизило его друга и его ассистентку, которые, кстати сказать, были давно знакомы. Друзья утверждали, что Одессе удалось заполнить пустоту в душе Мэтта, которую он ощущал после разрыва с Вайноной Райдер. Однако спустя два года пара рассталась.

Свои многочисленные любовные романы Мэтт Дэймон объяснял тогда так: «Мои холостяцие похождения во многом связаны с моей кочевой жизнью. Посмотрите, скажем, на моего брата. Он женат, у него двое детей, славная размеренная жизнь. Но, с другой стороны, он не может приехать в Лондон, посмотреть меня на сцене и провести со мной пару дней, потому что у него как у отца масса обязанностей, а брать с собой детей слишком хлопотно. Я бы хотел когда-нибудь завести семью. Но какая-то часть меня очень дорожит свободой – возможностью перескакивать из страны в страну, работать, когда есть интересный проект. И ещё – мне хотелось бы стать более полноценной личностью прежде, чем стать отцом».

Женщин полон дом

Но всё это уже в прошлом. В 2003 году во время съёмок в комедии «Застрял в тебе» Мэтт познакомился с аргентинкой Лучаной Баррозо, которая работала тогда в баре Майами. Спустя два года они сыграли свадьбу, а в июне 2006 года у супругов родилась дочь Изабелла. В 2008-м в семье Дэймона появилась вторая девочка Джиа, а в октябре 2010 года родилась третья дочь, Стелла. Кроме того, у Лучаны есть ещё дочь Алексия от первого брака.

Не многовато ли женщин в доме? Это какой-то кошмар! Но Мэтт не унывает: «Пока жена не подарит сына – не остановлюсь. Маленькие принцессы – это, конечно, прекрасно, но с ними в футбол не погоняешь».

Раз в неделю актёр мотается в Лондон, где участвует в спектаклях, – и тогда любимая сопровождает его. Связи с лучшим другом Беном он тоже не теряет. Именно Дэймон стал крёстным отцом ребёнка Дженнифер Гарнер и Бена Аффлека, который недавно родился. У парней ещё не закончен сценарий фильма «Дом на полдороге». Это история о двух друзьях-наркоманах, которая обещает быть не хуже «Умницы Уилла Хантинга».

Дэймон хочет попробовать себя в режиссуре, снова активно заняться написанием сценариев: «Я давно не писал, слишком был занят, но это непременно вернётся». Может, это будет совместная работа с Джорджем Клуни, карьере которого он немножко завидует: «Джордж снимает фильмы, пишет сценарии, играет в них, и всё это на его условиях!» Помимо работы, он собирается обустроить свой дом в Майами: «Мы, в сущности, ещё не знаем, каково это – жить в собственном доме?»

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №12, март 2012 года