Уважаемый дедушка Жора
07.09.2019 18:00
Я чётко почувствовала мошенничество

УважаемыйСижу сейчас и переживаю за всех стариков в целом и за одного незнакомого мне дедушку в частности. На днях я стала свидетельницей очень странного разговора.

Мы с дочкой пришли вечером после садика на нашу детскую площадку. Она большая, современная, удобная, и в хорошую погоду здесь не только толпа детей и родителей, но и пожилые люди приходят посидеть на скамеечках.

Села я на свободную скамейку, дочка ускакала играть. Минут через пятнадцать степенным шагом подошли двое – молодой человек и дедушка с палочкой, вежливо попросили разрешения присесть. Конечно. Я подвинулась и продолжила читать в телефоне, время от времени находя глазами ребёнка.

Сначала решила, что это дедушка и внук. Но нет, они были всего лишь знакомы, причём не очень близко. Я невольно прислушалась к их разговору и, надо сказать, пришла в ужас.
Юноша задавал старику вопросы, обращаясь «дедушка Жора» или «уважаемый дедушка Жора», это выглядело немного вычурно. Задав несколько вопросов о молодости дедушки, его жене и работе, молодой человек вдруг перешёл к тому, что меня так напрягло.

– Дедушка Жора, знаете, я коллекционирую советские запонки. Нет ли у вас запонок, которые вы могли бы мне продать или подарить?

Или:
– Дедушка Жора, я коллекционирую советские кошельки, знаете, на которых ещё надпись по-эстонски. Нет ли у вас такого кошелька, чтобы продать или подарить мне?

Старик каждый раз посмеивался и отвечал: мол, не было и нет, а что такое запонки, он и вовсе не знает.

Юноша помолчал, придумывая следующий отвлечённый вопрос. Наконец спросил что-то о советской жизни, но очень скучным голосом. А вот следующие вопросы меня шокировали.

Выключив телефон, начала думать, надо ли вмешаться. Конечно, чужие беседы –  это не моё дело, но я чётко почувствовала мошенничество.

Парень спросил дедушку Жору, носит ли он крестик и какой. Дедушка показал, юноша потрогал крестик: серебряный, правда, остался недоволен тем, что тот на верёвочке, а не на цепочке.

Дальше молодой человек спросил, есть ли у дедушки Жоры при себе паспорт, где он его хранит, а также имеются ли у него деньги. Потом уговорил старика достать и показать какое-то удостоверение. Эти вопросы он обязательно чередовал с другими, «за жизнь» дедушки в советское время.

Потом напомнил дедушке Жоре, что в прошлую встречу тот обещал ему подарить маленькую фотографию три на четыре. Дескать, зря не носите с собой, вы её положите в паспорт и носите – может, мы случайно встретимся на улице, вы мне её тогда и подарите.

Я почти озверела. От вмешательства в разговор останавливало то, что меня дедушка Жора совсем не знал и не имел оснований доверять, а молодой человек был его знакомцем, и все его вопросы выглядели вполне невинными, потому что задавались в рамках дружеской беседы. И вообще, может, всё не так страшно, как я подумала, выглядеть дурой мне тоже не хотелось.

Парень произнёс своё напыщенное обращение:
– Уважаемый дедушка Жора, благодарю вас за то, что уделили мне время. До скорого свидания!

В этот момент я искала глазами дочь в толпе детей и не могла найти, одновременно вытаскивала из рюкзака ветровку и злилась на потенциального мошенника, поэтому моё лицо выражало крайнее недовольство.

Молодой человек встал и пошёл к выходу с площадки, но, отойдя на несколько метров, резко развернулся и посмотрел мне прямо в глаза. Наши взгляды встретились, он точно постарался меня запомнить или понять, слушала ли я беседу. Ну, я его тоже хорошенько рассмотрела. Парень отвернулся и ушёл.

Через минуту дедушка прокашлялся и тоже покинул площадку. Шёл он хотя и медленно, но с прямой спиной, опирался на палку.

Ему 93 года, как сам сказал в разговоре, возраст – о-го-го какой. Но меня немного утешает то, что дедушка абсолютно вменяемый, с отличной памятью и речью и физически крепкий для своих лет. Только носит слуховой аппарат, при этом говорил тихо. Был довольно хорошо одет, на светлых брюках – стрелочки. Очень вероятно, что за ним ухаживают родственники, и я надеюсь, они с ним живут и контролируют.

Также есть небольшая вероятность, что я ошиблась в своих предположениях о мошенничестве. Хотя когда рассказала эту историю мужу, он тоже предположил обман и попросил показать ему парня, если увидим на улице.

Парень, кстати, в разговоре заявил, что ему 32 года, но выглядит лет на 16–20 и ходит как подросток – несколько нелепо, не держит осанку, сутулится, заводит руки за спину. Впечатления зрелого и умного человека не производит, речь с какими-то детскими интонациями и артикуляцией. Вид глуповатый, но вопросы задавал вполне продуманные.

Пока сидели на скамейке, смогла рассмотреть только его ноги, потому что не решилась повернуться к нему лицом, – на них были грязные шлёпанцы. Я видела этого парня ещё раз через пару дней и постаралась запомнить получше. На всякий случай.

Из письма Светланы
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №36, сентябрь 2019 года