СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Браки между людьми разных национальностей: в чём здесь опасность?
Браки между людьми разных национальностей: в чём здесь опасность?
16.05.2012 00:00
Межнациональные бракиГены могут до поры до времени молчать, но к сорока годам их голос начинает настойчиво напоминать человеку о его национальной принадлежности. Мужчина-мусульманин, который всегда вёл европейский образ жизни и даже в мечеть не ходил, в сорок лет вдруг становится очень религиозным, стремится соблюдать нормы ислама, прививает их детям и даже пытается поменять своим наследникам имена – на мусульманские. Да и женщина, примерная жена мусульманина, соблюдая обычаи в быту, в душе остаётся христианкой. Это может вылиться в неразрешимый конфликт.

Ищем себе опору

Сегодня трудно найти в мире более актуальную проблему, чем межнациональные конфликты. Почему-то людям разных национальностей сложно ужиться на одной планете без попыток доказать превосходство своей нации над другими. Но реальность такова, что людям разных национальностей приходится сосуществовать на одной территории. В современном мире практически не существует этнически гомогенных государств, то есть таких государств, где люди принадлежали бы к одному этносу, говорили и думали на одном языке, имели общую культуру, менталитет и даже одинаковые гены.

Но поговорим о России. И сразу запечалимся, потому что по количеству тайных и явных национальных столкновений наша страна далеко не самая благополучная. Обострение межнациональных отношений началось ещё во второй половине восьмидесятых. А после распада Союза произошёл не просто всплеск, а прямо-таки «взбрык» национального самосознания. Все мы вдруг озаботились своей этнической принадлежностью. Почему?

В трудный час, в тяжёлый переходный период человек ищет себе опору. Поэтому и ориентируется на национальную общность (диаспору), которая может оказать поддержку. Авторитетные люди, занимающиеся региональными проблемами, утверждают, что на сегодняшний день национальная проблема является острейшей в России. Трудность ещё и в том, что она проникает в самые широкие сферы общественной жизни. И даже в нашу семейную жизнь.

Почему же Россия такая конфликтная страна? А потому, что она имеет евроазиатскую сущность. Зарубежные и отечественные исследователи полагают, что межэтнические конфликты в России происходят между двумя главными типами цивилизаций: между северной христианской и южной исламской.

К таким выкладкам, впрочем, надо относиться с осторожностью. Ведь за подобными теориями часто маячит и напрашивающееся решение: раз уж конфликт происходит между севером и югом, надо просто разделить страну, и проблема исчезнет. К сожалению, разделить Россию мечтают многие. Но на примере распада СССР мы уже убедились, что это только усугубляет боль и калечит людские судьбы. К тому же национальный и религиозный фактор, который столь заметен на Кавказе, почему-то совершенно не заметен в Поволжье. Татары, башкиры, чуваши и удмурты мирно живут в тесном соседстве с русскими, и никто не собирается никого взрывать. Кстати, в этих республиках крайне негативно относятся к агрессивному исламу – ваххабизму и прочему.

В Поволжье люди легко создают смешанные семьи, и порой трудно определить, к какой национальности отнести ребёнка, у которого мама – наполовину татарка, наполовину башкирка, а папа – наполовину русский, наполовину украинец.

Но межнациональные конфликты порой проникают даже в такие семьи.

Жениться на русской

Во времена Советского Союза количество смешанных браков в РСФСР составляло 15–17 процентов. А сейчас каждый четвёртый брак в Москве межнациональный. В основном межнациональные браки, как раньше, так и теперь, заключают женщины.

Раньше модели межнациональных браков были таковы: русская – украинец, русская – еврей, русская – белорус, русская – армянин, русская – татарин. Сейчас, как вы все заметили, «в рост» пошли браки с народами Кавказа и Средней Азии. Причина очевидна – миграционная активность в основном мужчин из этих регионов в Москву. Самый простой для приезжего способ стать своим в России и избежать статуса нелегала – жениться на русской.

За выходцев с Кавказа или из Средней Азии выходит замуж каждая четвёртая москвичка. Правда, половина таких браков фиктивная, но другая-то половина – по любви! Понятно, что в фиктивных браках вряд ли возникают проблемы психологической совместимости. Но вот в браках, которые, как полагают брачующиеся, они заключают по любви, потом возникает стойкая личная неприязнь. И начинаются разводы. Разводы страшные, с побоями, поджогами, кражами детей. Справедливости ради надо отметить, что удачные, прочные межнациональные браки были, есть и будут, но их процент невысок.

Зададимся вопросом: межнациональный брак – это прогрессивное явление или проявление отсталости? Споры на эту тему никого не оставляют равнодушными. Некоторые генетики и теологи высказываются резко отрицательно: межнациональные браки не являются чем-то современным и прогрессивным, распространение таких браков в цивилизованном обществе – это откат назад.

Известный и вам, и мне профессор Московской духовной академии Андрей Кураев выражает особую тревогу: «Межнациональный брак – это форма геноцида русского народа». По его словам, в семье русской женщины и дагестанца дети «будут дагестанцами и, более того, мусульманами».

Да, вероятно, так и произойдёт, если семья живёт в Дагестане. Но вообще-то в масштабе страны в этнически смешанных семьях предпочтение отдаётся русской национальности (сын армянина и русской считает себя русским). А иногда дети избирают национальность того из родителей, кто имеет более высокий социальный статус.

Наоборот бывает редко

Как россияне относятся к смешанным бракам? Опросы показывают, что мы с вами склонны одобрить союз россиянки или россиянина с представителями славянских или западноевропейских национальностей. А вот отторжение вызывает брак с кавказцами или среднеазиатами. 70 процентов нашего населения приветствуют браки только между русскими. В остальных случаях либо нейтралитет, либо неприятие.

А как относятся к межнациональным бракам в Средней Азии или на Кавказе? Ну, например, в Казахстане.

В Казахстане, впрочем, так же, как и в Дагестане, для мужчин неприятие смешанных браков значительно ниже, чем для женщин. По опросам, большинство родителей (до 70 процентов) как на Кавказе, так и в Средней Азии положительно относятся к русским невесткам.

А вот для дочек совсем иная ситуация. Девушка, решившая связать жизнь со славянином, часто отторгается своей семьёй. В Средней Азии только славянские женщины выходят замуж в мусульманскую семью. А наоборот бывает крайне редко. Потому что для мусульманина женитьба на женщине иной веры не нарушает ни норм шариата, ни традиций. Тем более что национальность детей почти всегда выбирается по отцу.

Хочу сделать небольшую ремарку и отдельно сказать о татарах. Исторически сложилось так, что русско-татарские семьи – явление обычное, браки прочные, адаптируются успешно. Но в случаях с другими народами возникают серьёзные проблемы. О них мы и поговорим.

Ловушки для невест

Первая ловушка, в которую попадают наши славянские невесты, – это восточное ухаживание. Наши русские мужики не очень-то умеют ухаживать, достаточно сдержанны в комплиментах, восторгах. Но, на мой взгляд, это хорошо – не происходит резкой перемены после бракосочетания.

Кавказцы же и среднеазиаты умеют тонко льстить, восхищённо смотреть, преданно ухаживать до свадьбы, потому что знают: после свадьбы всю оставшуюся жизнь женщина будет преданно смотреть на мужа и ухаживать за детьми. А ещё эти женихи склонны, мягко говоря, преувеличивать и приукрашивать своё «родовое поместье». Увлекая наивную девушку рассказами о трёх каменных особняках, привозят законную жену в глиняный домик.

Русские девочки соглашаются на брак с мусульманином, имея смутное и далёкое от действительности представление о том, что их ждёт. Русские женщины, которые родились и выросли, например, в том же Казахстане, знают что почём, а потому предпочитают выходить замуж за славян.

Не хотят наши невесты принимать во внимание и тот факт, что мужчины, приезжающие в русские города на заработки, как правило, из бедных слоёв общества. «Большие люди» в Средней Азии женятся на своих.

Следующие «силки» расставляют родители и родственники жениха. Нередко молодую невестку родственники не принимают. Что же дальше может произойти? Многие браки распадаются в самом начале. Иногда (в городах) супруги отдельно от родителей «живут по-русски». Вроде между супругами складываются нормальные отношения. Но на самом деле муж-мусульманин испытывает в подобном браке сильнейший стресс. Если такая супружеская пара собирается жить на родине мужа, то девушка должна помнить, что выходит замуж не только за любимого, но и за его родственников. Для мужчины очень много могут значить родственные связи, и в конфликтных ситуациях мужья не всегда принимают сторону жены.

А самый крупный «капкан», который поджидает супругов в смешанных браках, – это то, что они выросли в разных, далёких друг от друга социокультурных традициях. Тут не нужно много говорить, вы и сами это знаете. Очень сильно расхождение во взглядах на нормы поведения супругов, ведение быта, права и обязанности мужа и жены. По расхожим оценкам человека исламской морали, русские девушки чересчур свободны в поведении. А для русской женщины шок, если её не пригласят за общий стол.

Однако межнациональные браки редко, но всё-таки бывают устойчивыми. Как правило, в том случае, если жена адаптируется к новым для неё условиям. Социологи отмечают, что в таких семьях женщину-славянку с годами не отличить от мусульманки.

Гены не молчат

Не только социальные факторы усложняют сближение супругов, но и их генотип. В последнее время увеличилось «брачное расстояние» – дистанция между местами рождения супругов. Учёные полагают, что чем больше расстояние, тем меньше у мужа и жены генов, одинаковых по происхождению. А сейчас уже установлено, что многие наши психические качества определяются генами.

Так, уже «открыли» ген щедрости и ген скупости. Вы, наверное, обратили внимание, что у жадных людей особые – крупные, с ногтями, чуть загнутыми вниз, –загребущие руки. Гены могут до поры до времени молчать, но с возрастом их голос начинает настойчиво напоминать человеку о его национальной принадлежности. И на закате жизни, как ни странно, это может вылиться в неразрешимый конфликт. Представьте, что муж и жена в смешанном браке прожили долгую жизнь. Понимая, что переход в иной мир уже близок, жена-христианка сообщила мужу, что дабы на том свете им быть вместе, она, если он уйдёт первым, похоронит его по христианскому обычаю. Муж не только не согласился, но и поведал жене о своих планах провести обряд погребения, если она уйдёт первой, в соответствии с мусульманскими традициями. По этой причине пожилые супруги рассорились и развелись.

Ну и, наконец, самая большая проблема – дети. Бытует мнение, что дети от родителей разных национальностей и рас талантливее, здоровее, красивее. Приводят в пример Пушкина, Жуковского, Распутина, Вампилова. Даже приводится мнение, что целые региональные группы, сформированные на границах этнических групп (у нас в России это казачество и сибиряки), – здоровые, красивые и сильные люди.

Но есть и другое мнение: слишком разные гены будут складываться криво, неправильно. Две крови будут петь на два голоса и редко в унисон. Дети, воспитываясь в атмосфере двух культур, переживают сложность национальной и культурной самоиндентификации. Они ощущают обособленность, не могут чётко определиться, кто я. У некоторых может возникнуть комплекс «чужого среди своих».

У ребёнка может быть четыре варианта формирования национальной самоидентификации:

ребёнок чувствует свою принадлежность к национальности матери;
выбирает национальность отца;
бывает идеальный вариант, когда он принимает и ту и другую сторону;
но случается с ребёнком и самое плохое – когда он становится изгоем.

В своей жизни я наблюдала, как происходит становление полукровок – детей от смешанных браков русских и евреев. В нашем социалистическом обществе, в котором был развит антисемитизм, таким детям приходилось очень сложно. Вроде и не евреи, но вроде и не русские. Владимир Познер рассказывал: однажды он обратился с подобным вопросом к иудейскому священнослужителю. Раввин, выслушав Познера, ответил ему очень коротко: если ты не знаешь, какой ты национальности, значит, ты еврей.

Завидуйте, бабы

Мы с вами говорили о межнациональных браках в пределах постсоветского пространства, но голубая мечта многих наших девушек – выйти замуж за европейца или американца.

Вы смотрели фильм с нелепым названием «Не торопи любовь»? А роман, по которому поставлен фильм, написан удивительно умной и талантливой Татьяной Веденской, и называется этот роман «Брачный марафон». В романе, в отличие от фильма, Катя уезжает в Америку. Жениха ей нашли подруги, Римка сотоварищи. Катя думает про своих иностранных женихов так же, как многие наши женщины: «Итак, я женщина, которая встречается с американцем. Завидуйте, бабы, всем скопом. А то я не буду понимать, на черта мне всё это сдалось».

Если у вас, дорогие читатели, есть подруги, которым «посчастливилось» выйти замуж за иностранца, то вы, наверное, знаете, что в таких семьях происходит столкновение менталитетов. Основное поле битвы – это, конечно, финансы.

У нас в России к финансам прямо-таки лирическое отношение, у нас финансы даже могут петь романсы. А в Германии, например, богатый человек – по определению не только трудолюбивый, но и обязательно жадный. Я уточнила у сведущих людей: может быть, экономный? Меня поправили: нет, именно жадный!

Американцы гордятся тем, что умеют считать каждый цент и экономить. Катин американский муж с осуждением относился к тому, что «это в России привыкли ни о чём не думать и швыряться деньгами, чтобы потом голодать».

Если наша барышня выходит замуж за иностранца, я полагаю, ей стоит последовать примеру Кати: «Я запихивала своё возмущение внутрь, так же как и тоску по человеческим отношениям. Я помнила, что должна проявлять мудрость и терпение, пока мою жизнь окончательно не превратили в ад».

Многие невесты, переходя в статус жены, становятся собственностью престижных заморских женихов, которые, как муж Кати, уверены, что «русские девушки готовы за латиноса выскочить замуж, чтобы только оказаться здесь». Тем моим знакомым, кто не устроился на работу, так же как Кате, «придётся сидеть в роскошном доме роскошного района роскошной страны без единого доллара в кармане и без единой пары целых колготок».

Не дай бог какой-то нашей барышне в заморском браке и её мужу «возненавидеть друг друга так, как только могут ненавидеть люди, столь сильно обманувшиеся в своих ожиданиях. Девушки ищут покоя, а чаще всего находят рабство. Мужчины ищут покорности, а находят апатию». И возникает у них друг к другу ненависть.

Подводя итог, первое, что мы с вами должны громко и внятно сказать, – это то, что даже самая страстная любовь не является залогом счастья и успешной семейной жизни. Более того, в любовном экстазе мы идеализируем партнёра, а когда выходим из экстаза на вольную волю, тут-то наши глазки и открываются. Самой частой причиной развода, по мнению разводящихся и расстающихся, является несовпадение характеров или психологическая несовместимость. Мы с вами все хотим вступать в брак по любви. И не хотим принимать во внимание тот факт, что более удачными являются браки «по дружбе» или даже по родительской указке.
А о психологической совместимости мы поговорим в следующий раз.

Галина БЕЛОЗУБ