Что интересно детям
20.02.2020 00:00
Почему мы до сих пор вспоминаем журналы «Пионер» и «Костёр»

Что интересноУдивительная штука человеческая память. Иногда ты и сам не можешь объяснить, почему в её глубинах остались те или иные моменты, настолько они кажутся незначительными. Тем не менее, эти моменты крепко сидят в голове, окутанные ностальгическим дымком, который до сих пор доносит откуда-то издалека запах детства. Того, с горнами, речёвками, «Зарницами», линейками и алыми пионерскими галстуками с обгрызенными кончиками.

Всегда готов!

Призванные воспитывать истинных ленинцев журналы «Пионер», «Костёр» и газета «Пионерская правда» присутствовали в каждом советском доме. Да и как им не быть, если каждое полугодие в школах в обязательном порядке собирались деньги на подписку. Правда, всегда оставался выбор: каждый ребёнок сам выбирал, какой журнал выписать. Ведь у нас демократия!

«Пионер» печатался на дорогой бумаге, был престижным и ориентировался на образованных городских подростков. «Костёр» стоил дешевле, выходил на обычной бумаге и отличался более эмоциональной подачей. «Пионерская правда» была самой дешёвой и выходила три раза в неделю. Подписка на неё считалась обязательной – здесь демократия заканчивалась.

…Печатным первенцем для советских подростков стал журнал «Пионер», основанный в 1924 году. Лучшего названия и не придумать. С одной стороны, оно постоянно напоминало о набиравшем обороты движении пионеров-ленинцев, а с другой, как бы говорило: мы – пионеры, первооткрыватели, мы прокладываем дорогу в счастливое будущее.

Можно по-разному относиться к той эпохе, но нельзя не признать тот факт, что ещё на послереволюционных руинах государство задумалось о детях, об их воспитании. И речь идёт не только о коммунистической идеологии, ведь журнал прежде всего учил подростка быть хорошим человеком. Это заслуживает уважения.

Первый номер журнала, издание которого инициировали ЦК ВЛКСМ и Центральный совет пионерской организации, вышел 15 марта 1924 года по печальному поводу. Незадолго до этого, 21 января, скончался Ленин. И журнал получился траурно-торжественным – с пламенными обращениями революционных деятелей, которые призывали детей хранить верность заветам Ильича. В первом же номере было опубликовано «Обращение ко всем детям по случаю присвоения пионерской организации имени В.И. Ленина». А центральный очерк о жизни и деятельности вождя написал Лев Троцкий. Естественно, после того как Троцкий превратился во врага народа, разошедшиеся экземпляры изымались и немедленно уничтожались. И тот, у кого в семейном архиве случайно сохранился первый номер журнала «Пионер», является обладателем ценной библиографической редкости.

«Пионер» быстро стал популярным ежемесячным изданием. Настолько популярным, что ходила такая присказка: «У каждого свой вкус, своя манера, но каждый, кто безус, читает «Пионера». Эти наивные строки написал на конверте письма, адресованного в редакцию, маленький мальчик. Письмо попало в руки Льву Кассилю, который был одним из первых авторов журнала. Тогда-то Лев Абрамович окончательно понял, что ему интереснее писать не для взрослых, а для детей. И на свет появились замечательные книги, первой из которых стала автобиографическая повесть «Кондуит и Швамбрания».

Но прежде чем у Кассиля стали выходить отдельные книги, почти все его повести и романы появлялись на страницах «Пионера». Так общественно-политический и литературно-художественный журнал для пионеров и школьников стал настоящей кузницей будущих звёзд советской литературы. «Голубая чашка» и «Дальние страны» Аркадия Гайдара, «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина, «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова впервые были опубликованы именно в этом журнале. Там же в 1935 году вся советская ребятня познакомилась с «Дядей Стёпой» Сергея Михалкова. Для «Пионера» писали удивительные авторы: Константин Паустовский, Самуил Маршак, Виталий Бианки, Агния Барто, Вениамин Каверин, Анатолий Алексин и многие другие.

Из культурной столицы

«Костёр» появился на 11 лет позже, в 1936 году. В отличие от московского «Пионера», он родился на берегах Невы.

И по формату, и по целевой аудитории эти два издания в начале своей жизни являлись близнецами. Но «Костёр» больше претендовал на интеллигентную творческую утончённость, как бы подчёркивая, что берёт истоки в культурной столице СССР Ленинграде. Здесь печатались Ольга Берггольц, Лев Успенский, Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Василий Аксёнов. Авторы «перетекали» из «Пионера» в «Костёр» и обратно. Но, несмотря на явную конкуренцию, никто ни на кого не обижался.

И всё-таки ленинградский журнал особо гордился одним событием. В 1962 году на страницах 11-го номера «Костра» появилось необычное по стилю стихотворение под названием «Баллада о маленьком буксире», автором которого был Иосиф Бродский. Маленький буксир так прощался со своими друзьями – огромными пароходами, которые, в отличие от него, бороздили моря и океаны:

До свиданья, ребята,
до свиданья, друзья.
Не жалейте, не надо,
мне за вами нельзя.

Отплывайте из дому
в белый утренний свет,
океану родному
передайте привет.

Не впервой расставаться,
исчезайте вдали.
Кто-то должен остаться
возле этой земли.

Это была самая первая публикация Бродского в советской печати. Уже в 1963-м поэта начали травить, обвиняя в тунеядстве и прочих грехах. Дальнейшая история известна. Маленький буксир, прощаясь с большими кораблями, оставался «возле этой земли». Большой поэт «эту землю» покинул дважды: вынужденно эмигрировав из СССР в 1972 году и уйдя из жизни в 1996-м.

Перелистывая пожелтевшие страницы «Пионера» и «Костра» и привычно пропуская первые обязательные политизированные листы, с которых на тебя строго смотрят позабытые лица членов Политбюро во главе с бровастым Брежневым, понимаешь сегодня, насколько умными были эти журналы, как грамотно и профессионально они были сформированы и как много они тебе дали. Рубрики журналов были выстроены таким образом, чтобы дети в интересной форме получали знания об окружающем мире. Так формировался широкий кругозор маленького человека.

Чего скрывать, советские подростки были абсолютно лишены сексуального воспитания. Многие представители того поколения приобрели себе из-за этого комплексы на всю жизнь, а кто-то сумел позднее, в молодости, всё наверстать. Но то, что уже нельзя наверстать, осталось с нами благодаря «Пионеру» и «Костру». Ведь только в подростковом возрасте можно интересоваться работой полярников, с интересом узнавать, какие приборы отвечают за температуру, какие – за состав океанской воды. Школьники прекрасно ориентировались в схемах по сколачиванию скворечников и табуретов, читали о редких животных и растениях, разбирались в классификации кораблей, смеялись над анекдотами из школьной жизни. Они с удовольствием разгадывали тематические кроссворды, посвящённые творчеству Чуковского и Маршака, читали рассказы и стихи своих сверстников, заучивая их наизусть. Московский пятиклассник знал даже о том, что в деревне Окуловка Новгородской области живёт Лена Акимова восьми лет от роду, которая пишет стихи о родном крае.

Вы скажете, все эти знания никому не пригодились во взрослой жизни? Это не так. «Пионер» и «Костёр» приучали наши мозги к работе. И давали нам более широкий взгляд на мир. Не говоря уж о том, что журналы открывали для подростков современную литературу – начиная с лучших советских писателей и заканчивая зарубежными детскими классиками Джанни Родари и Астрид Линдгрен.

Но пасаран

И ещё все пионеры и октябрята точно знали: враг не пройдёт. Враги находились постоянно. Здесь детские издания не отставали от взрослых. Юная советская поросль всё знала о происках империалистов и об ужасающем положении рабочих в капиталистических странах. Мы в подробностях знали о событиях в Чили, по-взрослому осуждали режим Пиночета и участвовали в собраниях, посвященных памяти Виктора Хары – чилийского поэта и певца, зверски убитого на стадионе-концлагере в Сантьяго. Ещё были акции в поддержку Анджелы Дэвис, доктора Хайдера, Саманты Смит…

Удивительная штука человеческая память. Можно забыть, что было прошлым летом, но помнить заметку тридцатилетней давности в «Пионере» о том, как американцы посылали к берегам свободной Кубы свои катера-шпионы, с бортов которых расстреливали кубинских детей, игравших с лопаточками и ведёрками на пляже. И ведь мы верили в это! Честно и не задумываясь над нелепостью происходящего, собирали макулатуру и металлолом в пользу крестьян Никарагуа. А о том, что никарагуанским крестьянам всё это нужно позарез, узнавали со страниц любимых детских журналов и газет.

Но большинство пионеров демонстрировало полную несознательность и, пролистав страницы с постановлениями Политбюро, искали продолжение повести, которую, как назло, прервали на самом интересном месте в предыдущем номере. А так хотелось узнать, чем кончится дело у Мальчика и говорящего лягушонка Чипа из повести Крапивина, как выпутается из сложной ситуации Юрка Журавлёнок того же Крапивина, или дождаться необыкновенного концерта «Немухинских музыкантов» Каверина.

С одной стороны, мы росли политически грамотными, с другой – жадно впитывали в себя жизнь любимых литературных героев, которые были отчаянно смелы и на которых так хотелось походить.

Месть мушкетёров пятого «б»

Этих героев придумали для нас в разное время множество замечательных писателей. Но для детей 70-х знаковой личностью стал именно Владислав Крапивин, подаривший новый мир целому поколению.

На фоне будней с телевизионными трансляциями пленумов, съездов, скучных новостей, на фоне пропитанных идеологией школьных мероприятий хотелось окунуться в сказку, пережить приключение. Хотя бы в масштабах двора или родного переулка. Просто необходимо было придумать опасность в лице соседки бабы Шуры, возомнившей себя пограничником, и преодолеть эту опасность, незаметно прошмыгнув мимо вредной старухи в заповедные дебри ухоженных палисадников и небольших садочков с алычовыми деревьями.

Вот о таком детстве писал Крапивин. Его герои часто жили у моря. Просоленные от брызг прибоя крапивинские мальчишки и девчонки впитывали в себя романтику морских просторов. Они были настоящими мечтателями. И когда писатель вкладывал в руки своих героев благородную шпагу, это казалось совершенно естественным. Ну действительно, с помощью какого оружия могут выяснять отношения настоящие мужчины, даже если им всего по десять лет? Видимо, Владислав Петрович, как и многие, переболел в своё время «Тремя мушкетёрами» Александра Дюма.

В 1970-х отечественные школы захлестнула волна игры «в мушкетёров». Ученики средних классов, распределяя роли верных друзей между собой, находили потенциальных врагов – Миледи, Рошфора и кардинала Ришелье – среди учителей и страшно им мстили, подкладывая кнопки на стул и натирая доски воском. Существовали даже тайные общества для самых посвящённых: на стенах города время от времени появлялась таинственная и угрожающая аббревиатура, например, «ММПБ», под которой дорисовывались две скрещённые шпаги. Никто не знал, но это означало: «месть мушкетёров пятого «б». Каждый год одна буква менялась, и надпись варьировалась от «ММШБ» до «ММВБ» – в зависимости от того, в какой класс переходили Атосы, Портосы, Арамисы и д’Артаньяны.

Какую же бурю восторга вызвали стихи, случайно обнаруженные в журнале «Пионер»:
Не нужны ни локоны до плеч,
Ни большая шпага и ни шпоры –
Лишь бы мушкетёр умел беречь
Боевое званье мушкетёра.

Такими словами ответил Джонни Воробьёв своему заклятому врагу Шпуне в повести Крапивина «Мушкетёр и фея». Эти строки переписывались от руки, заучивались, становились девизом.

Крапивин сделал именно то, что было необходимо нам, тогдашним детям: далёкие мушкетёры, благородные пираты, доблестные рыцари стали нашими современниками. Оказалось, что «мальчик со шпагой» Серёжа Каховский, неугомонный Женька Воробьёв, справедливый Юрка Журавин, симпатичная Катя Зарецкая и многие другие живут по соседству. Литературные герои стали досягаемы, узнаваемы, и это было очень важно.

По призыву «Пионерки»

И не менее важно то, что Крапивин создавал героев не только на бумаге. В 1961 году командор Крапивин организовал клуб «Каравелла», где ребята, с которых он списывал своих персонажей, изучали морское дело, журналистику и фехтование. Этот клуб существует и сегодня. С 1965 года шефство над «Каравеллой» взял всё тот же журнал «Пионер», который провёл вместе с клубом немало интересных мероприятий и рассказал об этом на своих страницах. И это – отдельное поле деятельности пионерских изданий советской эпохи. Настолько яркое и значимое, что заслуживает отдельного разговора.

На самом деле, влияние на формирование личности в такой большой стране, как СССР, не ограничивалось выпуском печатных изданий. В то время вопрос воспитания будущих поколений ставился на государственном уровне. На призывы партии и правительства оперативно откликались главные редакторы и журналисты.

…Газета «Пионерская правда» начала своё существование в 1925 году. Главной задачей «Пионерки» было отвлечь от улицы беспризорников. Во время Великой Отечественной по призыву газеты пионеры присылали в редакцию тёплые вещи, вязаные носки и рукавицы, которые потом передавались на фронт.

А в 1960–70-е годы «Пионерская правда» организовала Международный конкурс детских рисунков «Я вижу мир», на который было прислано 190 тысяч рисунков от детей из семидесяти стран мира.

Знаменитые юношеские спортивные соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Белая ладья» проводились газетой совместно с органами народного образования, общественными и спортивными организациями. И такие престижные соревнования давали шанс проявить себя будущим чемпионам мира и Олимпийских игр.

Но самое удивительное, что «Пионер», «Костёр» и «Пионерская правда» до сих пор живы. Они продолжают издаваться. Изменён формат, поменялись рубрики, но все эти издания, так же как и много лет назад, нацелены на подростковую аудиторию. Которая сегодня стала совсем другой.

Наверное, у обновлённых журналов есть свои читатели и почитатели. Возможно, нынешние подростки когда-нибудь скажут спасибо сотрудникам этих журналов. А вот мы уже стали взрослыми. И можем поблагодарить создателей и авторов «Пионера» и «Костра», которые сделали наше детство счастливым.

Наталия ЛАЛАБЕКОВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №32, 2012 года