Жан Рено. Положительный убийца
06.04.2020 00:00
Жан РеноЧерез три года после окончания Второй мировой войны, 30 июля 1948 года в далёком и прекрасном марокканском городе Касабланка в одной небогатой испанской семье родился сын – Хуан Морено-и-Эррера Хименес. Это звучное, длинное, но никому не известное имя через двадцать лет трансформируется в более скромное, короткое и очень знаменитое – Жан Рено.

Заведующий культсектором

Жизнь в солнечной Андалузии изменилась летом 1937-го, когда правительственные войска, подавляя повстанцев, выступивших против фашистского режима генерала Франко, стали занимать одну область Испании за другой. Семья Хименес бежала из страны, пересекла Гибралтар и осела в африканском городе Касабланка, где смесь культур и языков походила своим разнообразием на восточный базар.

Своё детство Жан Рено (тогда ещё Хуан Морено) провёл, впитывая ароматы пряностей и общаясь со своими сверстниками разных национальностей. Марокко в то время стало пристанищем для эмигрантов из многих стран. На улицах слышалась испанская, французская, английская и арабская речь. Много позже Рено признается, что он совершенно не пугается такого понятия как «эмиграция», потому что видит в этом уникальные возможности для познания чего-то нового и интересного.

Он рос в простой семье: мать была портнихой, отец работал в типографии. Никто не подозревал, что их сын вырастет лицедеем. Единственное, что указывало на артистическую натуру Хуана, – превосходное чувство юмора, которое он демонстрировал с малых лет.

А пока мальчик с упоением смотрел все киноленты, привозившиеся в Касабланку, наслаждаясь игрой своих кумиров: Жана Габена, Марлона Брандо и Луи Жуве. Окунувшись в волшебный мир кино, мальчик твёрдо решил, что станет актёром. Он и не подозревал, насколько труден путь к заветной мечте.

В 1960 году Хименесы решили перебраться обратно в Европу, но не в Испанию, а во Францию, благо в Марокко все прекрасно говорили по-французски. Хуан занимался в театральных кружках, не оставляя мысли о том, что когда-нибудь попадёт на большой экран. Но через пять лет случилось несчастье – от рака умерла сеньора Хименес, и с этого момента его беззаботная юность закончилась.

Молодой человек начал подрабатывать где придётся, чтобы помогать семье, а потом пошёл в армию, чтобы получить гражданство. Военное начальство прознало о его тяге к искусству и назначило Хуана заведовать «культсектором» части. Но один год рядовой Морено всё же провёл в Германии в отряде быстрого реагирования, где научился прекрасно обращаться с оружием.

Ко всем событиям в своей жизни Хуан относился как к способу пополнить жизненную «копилку». И был прав: армейские навыки пригодились для того, чтобы в будущем создавать на экране достоверные образы полицейских и, конечно, обаятельных преступников.

Это не для Парижа!

До армии Морено ещё размышлял, в какой стране ему хотелось бы осесть окончательно, но после службы утвердился в желании стать истинным парижанином. В этом прекрасном городе, культурной столице мира, Морено и поселился, чтобы быть поближе к театральной школе, куда ходил каждый день.

В театральной студии Хуан Морено и встретил свою первую жену – обворожительную Женевьеву, актрису со средней степенью таланта.

Молодые люди поженились. В 1978 году у них родилась Сандра, а через два года – сын Микаэль. Но актёрская карьера так и не складывалась.

В 1974 году Морено пригласили поучаствовать в нескольких незначительных телепостановках и в спектаклях малоизвестного театра. Морено не отказывался ни от одного предложения и работал как одержимый, не только перед кинокамерой. В этот период он был таможенником, шофёром, бухгалтером, грузчиком… В общем, тем, кто может получить пару лишних франков, потому что дети должны есть каждый день, невзирая на амбиции родителей.

Женевьева оказалась женщиной капризной и нетерпеливой. Она требовала от Хуана всё больше и больше, при этом сама в профессии не преуспевала и где-либо ещё подрабатывать не желала. В талант своего супруга она не верила. К счастью, Хуан начал сниматься в телесериале «Одна тайна в день», где впервые задумался о смене имени. «Хуан Морено» – это не для Парижа! Тогда-то и появился псевдоним Жан Рено (французский вариант испанского имени и сокращение фамилии на две первые буквы).

Новая работа и новое имя мужа Женевьеву абсолютно не впечатлили, и она бросила его, оставила с двумя маленькими детьми на руках. Это сейчас трудно себе представить «брошенного» Жана Рено, а тогда он хлебнул сполна. Говорили, что уход Женевьевы связан с изменой Рено, но всё равно остаётся открытым вопрос: причём же тут дети, которых бросила родная мать? Впрочем, частные события тридцатилетней давности сейчас не так интересны.

Кинодебют Рено состоялся в 1979 году в фильме «Гипотеза украденной картины». Эта лента осталась незамеченной критиками и зрителями, но в 1980 году произошла знаменательная встреча начинающего артиста с начинающим режиссёром – 26-летним Люком Бессоном. Жаль, что Женевьева поторопилась оставить своего мужа и детей, потому что с этого момента Жан Рено стал стремительно завоёвывать популярность, а соответственно, и получать приличные гонорары.

Немое кино

Раз за разом история преподносит нам один и тот же сценарий, где кульминационным, поворотным моментом в неудачной судьбе главного героя становится встреча с «тем самым человеком». Для любого артиста встретить «своего» режиссёра – такая же удача, как для режиссёра найти «своего» актёра.

Рено и Бессон стали друг для друга «своими». Режиссёр позже назвал Рено «талисманом». В 1981 году, уже в своей первой профессиональной короткометражке «Предпоследний» Бессон сделал ставку на Жана Рено. Ему нужен был именно такой артист – лаконичный в мимике и выразительный изнутри.

Но первым громким событием стал фильм «Последняя битва» в 1983 году. Эта лента оказалась новым словом в кинематографии и определила дальнейшую судьбу Бессона, а вместе с ним и Рено. Научно-фантастическая история, которая показывает зрителю нашу планету после ядерной войны, рассказывает о том, что люди перестали общаться вербально, то есть посредством речи. И поэтому «Последняя битва» – немой фильм.

Вот где пригодился талант Рено – быть выразительным без слов. Но «Битва» была оценена лишь немногими любителями артхаусного кино. Но следующая работа Люка Бессона, «Подземка» (1985), сделала режиссёра знаменитым в широких кругах. История влюблённого авантюриста, который вынужден скрываться от бандитов в лабиринтах французского метро, под соло на ударных в исполнении Жана Рено получилась светлой и запоминающейся. В роль барабанщика, подрабатывающего в подземке, Рено перенёс тот же лаконичный стиль игры, который становится с тех пор его визитной карточкой. Про необычного артиста заговорили. А «Подземка» открыла для мирового кино ещё одного актёра – Кристофера Ламберта.

Назвать своё основное амплуа Рено затрудняется до сих пор. Правда, говорит, что после съёмок комедии как-то легче возвращаться домой, «а после триллера приходишь с перекошенным лицом, называешь всех «мазафаками». Артист очень жалеет, что сейчас нет достойных сценаристов, которые поддержали бы высокую марку знаменитых французских комедий: «Папаши», «Игрушка», «Чудовище», «Фантомас», «Инспектор-разиня» – перечислять можно очень долго.

Брюс Уиллис опередил

Люк Бессон был первым, кто «бросал» Рено из жанра в жанр, не давая любимому артисту замкнуться в рамках однообразия. В 1988 году в «Голубой бездне» Жан Рено сыграет мужественного, но ранимого и романтичного Энцо Молинари – ныряльщика, который в финале безвозвратно уходит в океанскую глубину. А в 1989-м – в бессоновской «Никите» – актёр предстанет хладнокровным правительственным агентом по прозвищу Чистильщик.

Самой удачной работой тандема Бессон – Рено стал фильм «Леон», где актёр сыграл, наверное, самого «положительного» наёмного убийцу, который неожиданно привязывается к маленькой девочке. Помимо того что «Леон» стал блокбастером европейского, а позже и мирового кинопроката, он подарил новое актёрское открытие по имени Натали Портман, которая исполнила роль 12-летней Матильды – своей сверстницы. Жан Рено принимал участие в кастинге, он лично отбирал девочку на роль Матильды, и его мнение оказалось решающим. Сегодня Рено – голосующий член Американской киноакадемии, он с большим вниманием следит за развитием карьеры своей «крестницы» и искренне радуется успехам Портман.

Последнюю попытку сделать совместный фильм Люк Бессон предпринял, когда стал снимать в Голливуде «Пятый элемент» (1997). Бессон настаивал, чтобы главную роль играл Рено, но Голливуд – не Франция, здесь режиссёр не мог диктовать свои условия. Продюсеры решили, что в фильме должен быть американский герой – Брюс Уиллис. Так и случилось.

А Жан Рено с тех пор больше ни разу с Бессоном не работал. Поползли слухи, что друзья-соратники рассорились, но это не так. Просто профессиональные дороги разошлись – возможно, что временно. А тёплые отношения они поддерживают и сейчас. Рено считает, что Люк Бессон пока сказал в режиссуре всё, что мог, – ему нужна передышка для нового витка. И покуда Бессон набирается сил, реализуя себя как сценарист и продюсер в успешных кинопроектах, Рено много снимается у разных режиссёров и в разных странах.

История любви к себе

Загадочный образ Жана Рено, мужчины и артиста, притягивал к себе женщин, как магнит. Спокойный, интеллигентный, харизматичный, остроумный, талантливый, брутальный, элегантный, с налётом таинственности, с лёгкой небритостью, Рено разбивал женские сердца кратковременными отношениями. При этом с каждой новой работой армия его поклонниц пополнялась.

Впрочем, хроническим сердцеедом его назвать трудно. Жан Рено говорит, что никогда не лгал женщинам, полагая, что ложь и любовь – понятия несовместимые. Более того, относясь с огромным уважением ко всему женскому полу, он считает, что женщина с самого начала интуитивно чувствует, будет роман долгим или нет, то есть не мужчина диктует условия игры.

К середине 1990-х Рено стал очень популярным артистом, который добился успеха не только в Европе, но и в Голливуде, а это огромная редкость для актёров Старого Света. Кусала ли теперь локти Женевьева, неизвестно, но Жан сделал свой выбор.

Натали Дышкевич, модель польского происхождения, стала второй мадам Рено. Она подарила Жану ещё двух детей – сына Тома и дочь Серену. Но в 2001 году распался и этот брак.

Для Рено период с 2001-го до 2005-го ознаменовался вихрем романов, разгульной жизни и громких кинопремьер. Именно тогда на экран вышли «Пришельцы в Америке», «Васаби», «Невезучие», «Багровые реки-2», «Корсиканец»… Про это время Рено вспоминает не очень охотно, потому что не может гордиться тем, как себя вёл. Сам он так описывает свои ощущения от тех лет: «Медленно, но уверенно ты опускаешься. Это когда всё настолько хорошо, что ты теряешь вкус. Слишком много еды, славы, путешествий, слишком много дерьма. В тот момент я был героем истории любви к себе».

Но тем не менее, в 2003 году Рено был награждён статусом офицера национального ордена Заслуг (до этого, в 1999-м, Жак Ширак сделал артиста офицером Ордена Почётного легиона).

А в 2006-м любовь Рено к себе закончилась, потому что началась великая любовь Жана к красивой женщине, с которой он познакомился на съёмках «Розовой пантеры». Бывшая модель и актриса румынского происхождения Зофия Борука младше своего возлюбленного на 23 года. Никого этот факт не смутил, и третья свадьба Рено состоялась. Одним из свидетелей стал Николя Саркози, с которым Рено знаком давным-давно: когда-то они были соседями и выгуливали в одном и том же парке своих собак. Другим свидетелем стал близкий друг и легендарный рок-певец Джонни Холидей. Сочетал молодых мэр старинного города-крепости Ле-Бо-де-Прованс, а гостями торжественного события стали Шарль Азнавур, Джонни Депп, Брэд Питт, Элтон Джон и многие другие знаменитости.

Рядом с ней ему хорошо

Так же, как и в предыдущих браках, супруга подарила Жану двоих ребятишек. С одним отличием: на этот раз родилось двое пацанов, причём младший, Дин, родился в начале 2012-го, когда его отцу исполнилось 63 года!

Зофия всё своё время посвящает Жану и сыновьям. Наверное, она стала той самой единственной, потому что только про неё Рено говорит, что нет ничего прекраснее, чем сидеть рядом с любимой, просто молчать и нежно перебирать пальцы. А ещё Жану приятно просыпаться каждое утро рядом с одной и той же женщиной и после съёмок возвращаться к ней, потому что ему хорошо быть рядом! Наверное, в свои сорок лет артист рассуждал иначе, но теперь, когда нажит огромный опыт и диагноз – диабет, взгляды изменились.

Не менялись они только по отношению к детям, которых теперь у Рено шестеро. Он искренне не понимает, когда кто-то с горечью сетует: «Я не видел, как росли мои дети!» Всех своих детей Жан обожает, находя время для каждого, невзирая на сумасшедший график работы.

Сегодня суперстар французского кинематографа и Голливуда востребован, как никогда. После заокеанских хитов «Годзилла» (ради съёмок в этой картине Рено отказался от роли агента Смита в «Матрице»), «Ронин» и «Код да Винчи» (интересный факт: писатель Дэн Браун списал образ капитана Фаша с Жана Рено, поэтому француз и принял участие в экранизации нашумевшего романа) артиста вновь потянуло на театральные подмостки. Он даже согласился на весьма рискованное предприятие и поставил оперный спектакль, после чего на нервной почве у Рено на теле выскочила какая-то сыпь, мучавшая его несколько недель. Но, справившись с нервной чесоткой, артист уже подумывает о повторении столь масштабной авантюры, потому что – интересно!

Вот этот мальчишеский интерес ко всему на свете не угасает в Рено ни на минуту, делая его недосягаемым для старости. До сих пор любимые «виды спорта» для Жана – это велосипед, секс и «смотреть, как люди худеют». До сих пор он получает колоссальное удовольствие от вкусной еды и называет удачными съёмки в тех странах, где есть хорошие рестораны. И до сих пор Жан Рено пытается узнать как можно больше, не считая зазорным сто раз переспросить, если чего-то не понимает. Он так и говорит: «Думаю, когда меня будут хоронить, я открою крышку гроба и скажу: «Простите, я ничего не понял. Можете ещё раз объяснить?»

Наталия ЛАЛАБЕКОВА

Опубликовано в №38, 2012 года