Человек, перегнавший Америку
28.05.2020 00:00
ЧеловекПри имени скульптора Евгения Вучетича сразу же вспоминаются его главные работы: памятник в берлинском Трептов-парке – советский солдат со спасённой им немецкой девочкой на руках, и грандиозный комплекс на Мамаевом кургане. До сих пор вокруг огромных монументов «Родина-мать зовёт!» в Волгограде и «Родина-мать» в Киеве не прекращаются споры. Одни доказывают, что эти памятники как нельзя лучше отражают величие народной победы, другие считают, что возводить циклопические сооружения в память о павших неуместно.

Хлебные катышки

Евгений Вучетич родился в 1908 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, Украина). Свою непривычную для русского уха фамилию будущий скульптор получил от отца-черногорца, воевавшего в Гражданскую войну на стороне белой армии. Мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни.

Талант ваятеля в нём проявился довольно рано. В детстве Женя лепил из хлебного мякиша разные фигурки, за что ему не раз доставалось от родителей. Впоследствии Вучетич долгие годы учился ремеслу ваяния и, надо сказать, успешно: в 1937 году он получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже за скульптуру «Климент Ворошилов верхом».

Из-за болезни сердца Вучетич был освобождён от воинской службы, но проявил настойчивость и ушёл на фронт добровольцем, командовал ротой, участвовал в боях, получил тяжёлую контузию, которая сильно повлияла на его манеру общения. По словам художника-карикатуриста Бориса Ефимова, хорошо знавшего Вучетича, Евгений Викторович время от времени начинал говорить страшным лающим голосом, чем сильно пугал неподготовленных собеседников. Приступы случались примерно раз в двадцать минут и длились недолго. Вкупе с внешне суровым обликом скульптора это производило на людей сильное впечатление.

После комиссования из армии и возвращения в 1943 году Москву Вучетич начал работать в Студии военных художников имени Грекова.

Биография мастера – это его работы. Наверное, можно упрекнуть «официального» скульптора Вучетича в том, что он ваял по заказу властей и создал целую галерею вождей – Ленина, Сталина, Дзержинского, полководцев, героев войны и труда, но в таком случае следует вспомнить, что «официальными» художниками в своё время были такие мастера, как Айвазовский, Верещагин и Поленов. И все они участвовали в боевых действиях, были офицерами-орденоносцами.

Вам не надоел этот, с усами?

Идея соорудить монумент Победы в берлинском Трептов-парке, где похоронены пять тысяч советских воинов, павших при штурме Берлина, принадлежала Клименту Ворошилову. Сразу же после Потсдамской конференции 1945 года он предложил поставить там величественный памятник Сталину, причём в руках бронзовый вождь должен был держать земной шар.

Вучетич сделал соответствующий эскиз, но этим не ограничился. Видимо, интуиция художника подсказала ему, что это слишком примитивное решение, и он подготовил ещё один проект – «Воин-освободитель». Евгения Викторовича вдохновил рассказ о советском солдате, который, рискуя жизнью, во время штурма Берлина спас немецкую девочку.

Оба эскиза были выставлены в Кремле, посмотреть работу скульптора пришло много народа. Люди столпились около полутораметровой скульптурной фигуры генералиссимуса, кто-то громко высказывал одобрение. Фигуру же солдата с девочкой будто не замечали. Наконец в зал вошёл Сталин, неторопливо обошёл эскизы, после чего повернулся к скульптору и спросил:
– Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот… с усами? – и генералиссимус ткнул трубкой в лицо своей гипсовой копии.

Кто-то из присутствовавших, думая, что Сталину не понравился проект, попытался заступиться за ваятеля и сказал, что это только набросок, но вождь перебил:
– Автор был контужен на фронте, но не лишён языка. А это что? – Сталин указал на фигуру солдата.
– Тоже эскиз, – ответил Вучетич.
– Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина, на высоком холме, – принял решение Сталин. – Пусть этот великан в бронзе, победитель, несёт на своей груди девочку – светлые надежды народа, освобождённого от фашизма.

Единственное замечание, которое сделал Сталин, касалось автомата в руках воина. Генералиссимус назвал его слишком утилитарным предметом для памятника, рассчитанного на века, и предложил заменить на что-нибудь более символическое, например, на меч.

– Этим мечом солдат разрушил фашистскую свастику, – развил свою мысль генсек. – Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч. Согласны?

Вучетич был согласен. Так появился широко известный 12-метровый бронзовый воин-освободитель, в плащ-палатке, с непокрытой головой, стоящий в полный рост и попирающий сапогом разбитую свастику, левой рукой поддерживающий прижавшуюся к его груди девочку, а в опущенной правой держащий тяжёлый меч. Интересно, что этот меч был точной копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против немецких псов-рыцарей в XIII веке.

Что касается возможных прототипов воина, то он оказался удивительно похожим на генерала Василия Чуйкова, а вовсе не на сержанта Николая Масалова, который действительно вынес немецкую девочку из-под обстрела. Саму девочку скульптор лепил с некоей Светы, дочки коменданта Берлина генерала Котикова.

Строительство мемориала растянулось на четыре года; он был открыт 8 мая 1949-го. Между прочим, ещё в 1937 году Гитлер хотел здесь, в Трептов-парке, соорудить памятник, прославляющий Третий рейх. Венчать ансамбль должен был Дворец победы. Символично, что тысячи обработанных элементов, некогда предназначавшихся для нацистского комплекса, пошли на отделку памятника-ансамбля воинам Красной армии.

По договору между СССР и ФРГ в 1990 году немецкая сторона взяла на себя обязательства по уходу и реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. Финансируется программа федеративным правительством, а ответственным за работы является сенат Берлина. В 2003 году памятник демонтировали и отправили на реставрацию в Москву; с 2004-го он стоит на прежнем месте в Берлине.

Уравнение с Неизвестным

Между тем, скульптор-монументалист продолжал творить. В 1952 году на только что построенном Волго-Донском канале на высоком постаменте установили гигантский 26-метровый памятник Сталину. Правда, в 1956 году его убрали. Через двадцать лет на его месте состоялось торжественное открытие памятника Ленину, разумеется, тоже работы Вучетича. При высоте скульптуры 27 метров, а постамента – 30 метров она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.

В 1958 году был объявлен конкурс на сооружение монумента в честь Сталинградской битвы. Вучетич принял в нём участие, представив эскиз памятника Воину-освободителю, который замахнулся мечом на врагов своей Родины. Получалось, что этот воин поднял меч в Сталинграде, а опустил его только в поверженном Берлине. Предполагалось, что памятник будет стоять на кургане неподалёку от берега Волги.

Но сначала в конкурсе победил вовсе не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный. Его памятник представлял собой скорбные фигуры Родины-матери, в руках которой было свёрнутое знамя, и коленопреклонённого солдата.

Однако, по словам Неизвестного, Вучетич пожаловался своему другу маршалу Чуйкову, а тот, в свою очередь, обратился к Хрущёву. В результате комиссия была вынуждена пересмотреть своё решение. Немедленно нашлись знатоки, которые заявили, что коленопреклонённый солдат подозрительно напоминает памятник павшим гитлеровского скульптора Рихарда Шайбе – этот монумент изображал воина, стоящего на одном колене. В руках у него был тевтонский меч, а из одежды – только стальная каска. И Неизвестному дали отставку.

Наш ответ статуе Свободы

Заказ на создание монумента был передан Вучетичу, но воина, вздымающего меч, комиссия порекомендовала поменять на Родину-мать. Когда первый секретарь ЦК Хрущёв побывал в США и увидел статую Свободы, он распорядился, чтобы советская Родина-мать была выше пресловутого символа американской демократии. Это вполне соответствовало лозунгу тех времён «Догнать и перегнать!».

Для начала Вучетич увеличил фигуру Родины-матери до 36 метров, что было сравнимо с размером статуи Свободы, но партийным боссам этого показалось мало. В результате высоту монумента сделали максимально возможной – 52 метра. А чтобы окончательно посрамить американскую «медную леди», в правую руку Родины-матери вложили не факел, а 33-метровый меч весом 14 тонн.

С этим мечом, кстати, возникли проблемы. Выяснилось, что проектировщики не учли многолетних наблюдений за розой ветров. Получилось, что меч оказался развёрнутым плашмя по отношению к ветру. Воздушные потоки буквально выдували его из рук Родины-матери. Страшный металлический скрежет по ночам будил весь город. Пришлось срочно делать в мече несколько отверстий.

Были и другие трудности, в результате чего строительство мемориала затянулось на восемь с половиной лет. Он был открыт только 15 октября 1967 года.

Женщина с мечом

После завершения мемориала защитникам Сталинграда Евгению Викторовичу пришла в голову мысль построить аналогичные комплексы во всех городах-героях, в первую очередь в Москве, на Поклонной горе. В ЦК КПСС идею горячо поддержали, но начать решили не со столицы, а с Киева.

Проект Вучетича представлял собой 80-метровую бронзовую с позолотой фигуру женщины со щитом и мечом в руках, у подножия статуи предполагалось создать водный поток со скульптурной группой воинов. Однако эта идея так и не была реализована: в 1974 году Евгения Вучетича не стало. Создание монумента перепоручили украинскому скульптору Василю Бородаю, который внёс в проект существенные изменения.

Отчёты о том, как велись работы по его возведению, напоминали сводки с фронта. Стройматериалы для памятника порой снимались со строительства школ и больниц. Высотный кран, который был использован при монтаже циклопического сооружения, сняли со строительства домны в Донбассе.

9 мая 1981 года мемориальный комплекс был открыт, в церемонии участвовал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Интересно, что накануне его визита в Киев строители мемориала узнали, что он будет награждён пятой звездой Героя. А в зале Победы уже были высечены имена всех 12 тысяч человек, ставших в годы войны Героями Советского Союза. Первой в списке стояла фамилия маршала Жукова – у него было четыре звезды героя. Пришлось за одну ночь переделать надписи на мраморных досках, перемещая на первое место Брежнева.

Всего этого великий скульптор уже не увидел.

Барские замашки

Вучетича всегда окружали друзья, с которыми он был добр и внимателен, всегда готов прийти на помощь. Людей восхищали его вулканическая энергия, целеустремлённость, энциклопедические знания, невероятная трудоспособность. Скульптор умел находить тайные ходы к сильным мира сего, но эту привилегию он заслужил своим талантом, перед которым даже чиновник самого высокого ранга не решался захлопнуть дверь.

Евгений Викторович обладал сложным, иногда непредсказуемым характером: он был то покладистым, доброжелательным до нежности, то вдруг взрывался, проявляя нетерпение и резкость.

Однажды накануне открытия крупной выставки Вучетич сбросил со стены огромное полотно своего же коллеги – молдавского живописца Константина Китайки только потому, что ему показалось, будто оно мешало его скульптуре, стоявшей рядом. Дело даже дошло до кулачной потасовки.

Во дворе своего дома в Москве ваятель установил выполненный им бюст Ленина, причём вождь был повёрнут лицом к дому, а к улице, где проходили люди, – затылком. Несмотря на неудовольствие городских властей, памятник остался стоять так, как его поставил автор.

Говорят, что скульптора не любили и местные жители – за высокомерие, грубость, барские замашки. Однако никуда не жаловались – наверное, всё же гордились таким соседством.

Дети Вучетича

О личной жизни Вучетича известно не так много, но одно можно сказать с определённостью: она была бурной. Евгений Викторович был трижды женат, он отец пятерых детей, трое из которых рождены вне брака. Его первая жена умерла достаточно рано, оставив мужу двух сыновей.

Одна из «незаконных» дочерей, Аэлита, вспоминала, что впервые увидела отца только в девятилетнем возрасте, в 1946-м. Тогда её мать уже была замужем за другим человеком и ничего в своей жизни менять не стала. А может, побоялась, ведь её новый муж работал чекистом.

Уже будучи взрослой, Аэлита спросила отца, почему он не нашёл их с матерью сразу после войны. Что он мог ответить? Он ведь был художником и только начал приходить в себя после контузии, когда Сталин объявил конкурс на памятник в Берлине. Конечно, Вучетич выбрал работу.

Третья, и последняя жена скульптора Вера Владимировна стала одним из прототипов Родины-матери, дав статуе черты своего лица. Она же владеет авторскими правами на всё наследие мужа. Сегодня 90-летняя женщина проживает в доме-мастерской на Тимирязевской улице в Москве и, по словам дочери Вучетича Аэлиты, сдаёт часть площадей «фирмачам». Так это или нет, неизвестно, официально мастерская считается музеем скульптора. Правда, никакой вывески на воротах с видеонаблюдением нет, а ворота и сам «музей» всегда закрыты.

Но даже за высоким забором можно разглядеть некоторые фрагменты скульптур Вучетича, в том числе и уменьшенную копию «Родины». По словам очевидцев, состояние прообразов великих памятников удручающее, от них периодически отваливаются большие алебастровые куски…

За Родину!

Вучетича критиковали и критикуют за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не реагировал на критиков. Он вообще с ними не церемонился, сам рассказывал академику Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у Родины открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: а она кричит – за Родину… вашу мать!»

А может, только в таких грандиозных фигурах и можно было запечатлеть размер горя, выпавшего на долю народа за четыре бесконечно долгих года Великой Отечественной войны.

Геннадий ФРОЛОВ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №45, 2012 года