СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как устроены высокоскоростные железные дороги
Как устроены высокоскоростные железные дороги
04.06.2020 18:20
Как устроеныАэропорты и вокзалы

Авиацию в ближайшие годы ждёт нелёгкое время. Ещё неясно, какие конкретные правила будут введены для полётов, однако среди прочих мер называются сокращение числа мест на треть (средние кресла в самолётах должны пустовать), введение строгих санитарных мер и правил безопасности в аэропортах. Всё это приведёт к сильному удорожанию билетов, а значит, к оттоку пассажиров. Как считает представитель МИДа Мария Захарова, авиация теперь будет доступна не всем.

Что ж, самое время обратить внимание на поезда. Этот вид транспорта гораздо дешевле, не говоря об удобстве. Проблема только в скорости.

Российское правительство сделало свой выбор ещё в начале 2010-х годов. Развитию железных дорог наша страна предпочла развитие авиации – как более перспективного транспорта. Вот почему у нас строят новые и реконструируют старые аэропорты, а на железной дороге происходят лишь незначительные изменения.

Согласно государственной концепции, поезда в нашей стране будут играть роль в основном в пригородном сообщении. Ну и в перспективе скоростные магистрали должны соединить соседние крупные города. Однако о создании сети высокоскоростных железных дорог речи не идёт. Запустили «Сапсаны» от Питера до Москвы – и на этом развитие остановилось.

Но кризис может заставить пересмотреть эти планы. Авиация становится слишком дорогой и неудобной. А ведь Европа и Азия уже давно ездят – даже не на скоростных, а на сверхскоростных поездах!

Из Марселя в Париж (830 километров) – за 3 часа. Из Лондона в Париж (430 километров) – за 2 часа 30 минут. От Амстердама до Брюсселя (174 километра) – 1 час 50 минут.

Это порой всего на несколько минут дольше, чем самолётом, но вы всё равно выиграете во времени! Не нужно ехать в отдалённый аэропорт, стоять в очереди на регистрацию, сдавать багаж, проходить паспортный контроль и таможенный досмотр, а по прилёте ждать багаж и добираться до центра города.

Высокоскоростные поезда гоняют по миру почти с авиационной прытью, но доставляют своих пассажиров не в пригородную глушь, где обычно находятся аэропорты, а в самое сердце мегаполисов – на центральные вокзалы. Купил билет, сел в поезд и катись на скорости 300 километров в час через всю Европу.

Сколько стоит такое удовольствие? Можно ли получить его в России?

Германия. «Интерсити-экспресс»

– Это незабываемое путешествие. Такого ты больше нигде не увидишь. Бери с собой фотоаппарат. Будешь потом рассказывать своим соотечественникам о чудесах дойчебана! Триста километров в час – это не шутки!

Почти тридцать лет назад так говорили мои немецкие друзья, приглашая меня прокатиться от Франкфурта-на-Майне до Мюнхена на чуде немецкой техники – высокоскоростном поезде Intercity-Express, что в переводе с английского значит «междугородный экспресс», а немцы его называют коротко – ICE.

Действительно, первая поездка на «Интерсити-экспрессе» до сих пор осталась в памяти. Мои друзья нарядились в праздничное, запаслись биноклями и фотоаппаратами и сразу стали осматривать новый поезд. Для них поездка была сродни походу в музей техники. Солидные бюргеры восхищались дизайном, техническим оснащением, рассчитывали электрическое напряжение и частоту тока, изучали безопасность и экологичность состава.

Но меня больше всего тогда удивили виды из огромных окон – половина Германии пролетела, как на ускоренной плёнке! Во время завтрака в вагоне-ресторане мужчина за соседним столиком, заметив наш восторг, сказал на нежнейшем швабском диалекте: «Поверьте, через пару лет на этих поездах люди будут ездить на работу, как когда-то на автобусах. Только дорога у них займёт не несколько часов, а несколько минут».

Так и случилось. Сегодня значительная часть работающей Европы преодолевает многокилометровые расстояния на высокоскоростном транспорте. И сеть «Интерсити» уже давно соединила все крупнейшие города страны. В этих поездах ежедневно ездит более 180 тысяч человек.

Первая поездка по маршруту Гамбург – Мюнхен (с крайнего немецкого севера на баварский юг) состоялась 2 июня 1991 года. Но с тех пор масштаб сети ICE заметно расширился. Сейчас сверхскоростные поезда курсируют по Австрии, Швейцарии, Нидерландам. Во всех вагонах есть климат-контроль, туалеты и (отдельно) туалеты для инвалидов, в каждом поезде – специальные купе для детей – в них малыши могут играть, не мешая взрослым. Почти все места оборудованы розетками – большая удача для бизнес-путешественников, вынужденных работать в дороге на электронных устройствах.

Теперь о стоимости билетов. Снова вспомню личную историю. Когда жила в Германии, была всего один раз оштрафована по-крупному – в поезде «Интерсити». Опаздывала на работу, в спешке купила билет в вокзальном автомате, выбежала на платформу, смотрю – стоит поезд, на табло указан нужный город. Рванула в вагон, двери захлопнулись, поехала. Подходят контролёры. Показываю им купленный билет. И меня штрафуют на 80 евро!

Дело в том, что я купила билет на обычный поезд, а села в «Интерсити», где цена в разы выше! Эти сверхбыстрые поезда оцениваются по высшему тарифному классу, так что даже пятиминутное путешествие из города в пригород может стоить 20–30 евро (до 2,5 тысячи рублей) А если ехать придётся четыре часа (Мюнхен – Вена), то отдашь 100 евро (8 тысяч рублей).

Высокая цена – это ожидаемый минус. Но есть другие недостатки - опоздания, изменения в расписании, забастовки железнодорожников. Это касается всех высокоскоростных линий в Европе, в том числе и старейшей из них – «Тэ-жэ-вэ».

Франция. «Тэ-жэ-вэ»

TGV – это аббревиатура от французского Train à Grande Vitesse – «скоростной поезд». Этим поездом французы гордятся даже больше, чем Лувром и Эйфелевой башней.

Первая высокоскоростная линия между Парижем и Лионом была открыта в 1981 году. А сегодня эти поезда носятся не только по всей Франции, но и в Бельгии, Италии, Великобритании. Скорость до 320 километров в час достигается благодаря специальным железнодорожным линям, где не бывает крутых поворотов. Все повороты сглажены.

Поезда оборудованы мощными двигателями, сочленёнными вагонами и устройством автоматического торможения, которое в случае недостаточно быстрой реакции машиниста остановит состав. Из Парижа в Люксембург (362 километра) – 2 часа. Во Франкфурт (580 километров) – 3 часа 40 минут.

«Поезд «Тэ-жэ-вэ» Париж – Нант отходит от вокзала Монпарнас почти бесшумно, – делится впечатлением журналист Дмитрий Мамонтов. – Проехав предместья Парижа, увеличивает скорость, но пассажиры этого не замечают – путь лежит через ровные поля, вокруг нет ни столбов, ни деревьев, поэтому ничто не мелькает перед взорами людей».

За всё время эксплуатации – ни одного несчастного случая! Большая вместимость, которая позволяет перевозить до 740 пассажиров одним составом. А в поездах последних серий – ещё и низкое энергопотребление. Всё это делает поезда TGV самыми экологичными в мире. И, конечно же, самыми стильными, иначе они не были бы французскими!

Их внешность и интерьер задумал знаменитый дизайнер спорткаров Жак Купер, который и подарил поезду TGV нос автомобиля «Порше».

«Внутри – ощущение, что будущее наступило. Классно прокатиться на TGV из Парижа и по дороге посмотреть какой-нибудь дополнительный город, Например, в Страсбург можно за пару часов сгонять. Но цены кусачие!»

«От средневекового городка Рен до Парижа – где-то 350 километров. Поезд идёт полтора часа. Билет в один конец – 93 евро (8 тысяч рублей)».

«Большое неудобство – все кресла в поезде зафиксированы. Половина пассажиров едет спиной по направлению к движению поезда, что для меня лично – мука. Такое чувство, что висишь вниз головой всю дорогу».

«Наблюдал скорость 312 километров в час. За окном пейзажи становятся расплывчатыми. Если в окно не смотреть, скорость не чувствуется, состав идёт мягко».

«Опоздание отправления на 40 минут. Вагон первого класса. Туалет в нём не работает, заперт и заклеен. Ближайший туалет оказался в вагоне второго класса, через четыре вагона от нас. Вай-фая нет. Путь от Венеции до Парижа – 7,5 часов, но из еды только кола, пиво, орешки. Не ожидал за цену первого класса получить такой отстой».

«Как, говорится, всё хорошо, прекрасная маркиза. Но – забастовка! Флаг им красный в руки! И мою пролетарскую солидарность. Пусть вернут мне 180 евро за отменённый поезд!»

Это отзывы наших соотечественников, путешествовавших на поездах «Тэ-жэ-вэ». Ясно одно: раз на раз не приходится, и никто не застрахован от забастовок. Особенно во Франции.

Великобритания. «Евростар». Испания. «Тальго»

Удлинённый и несколько усовершенствованный поезд TGV называется «Евростар». С 1994 года он курсирует из Великобритании в Европу и обратно через Евротоннель под Ла-Маншем. Знаменитый путь Д'Артаньяна от Парижа до Лондона занимает чуть больше двух часов, а из Лондона в Брюссель – 1 час 43 минуты. Гораздо быстрее, чем самолётом, с учётом пробок и неизбежных аэропортовских очередей.

Но если говорить о протяжённости путей, то высокоскоростной английский «Евростар» уступает испанскому «Тальго», у которого протяжённость дорожной сети составляет почти 3 тысячи километров. Составы Talgo-350, бегающие на скорости 330 километров в час между Мадридом и Барселоной, народ называет «Утка». Эта птица сразу приходит на ум, стоит взглянуть на забавный дизайн поезда – удлиненный «утиный» нос состава помогает уменьшить аэродинамическое сопротивление.

Кстати, именно «Тальго» с 2018 года курсирует по самому главному мусульманскому маршруту – магистрали между Меккой и Мединой. Правда, с учётом климата Саудовской Аравии поезда пришлось «доработать»: арабы существенно повысили производительность системы кондиционирования воздуха и приняли дополнительные меры по защите составов от песка и пыли.

Россия. «Сапсаны» и «Стрижи»

С декабря 2009 года между Москвой и Санкт-Петербургом летают высокоскоростные «Сапсаны», созданные немецкой фирмой «Сименс». Сидя в удобном кресле, каждый пассажир на электронном табло может отслеживать скорость движения. Максимальная – на участке Окуловка – Мстинский Мост. 250 километров в час. Средняя скорость – 200. В итоге путешествие из Петербурга в Москву занимает от 3,5 до 4 часов (645 километров).

С 2010 года у нас появились локомотивные испанские «Тальго-250», адаптированные для России. Их называют «Стрижи», они летают по маршруту Нижний Новгород – Москва. Здесь средняя скорость – 150 километров в час, а минимальное время в пути – 3 часа 55 минут (446 километров).

Цены на билеты – в полтора-два раза выше, чем в обычные скорые поезда. Но в любом случае дорога из Питера в Москву и обратно выйдет на «Сапсане» быстрее и дешевле, чем перелёт – с учётом поездки в аэропорт и времени на регистрацию и посадку. То же касается пути в Нижний. Поэтому в последние годы многие бизнесмены, чиновники, деятели искусства, живущие на два города, выбирают всё-таки поезд, а не самолёт: дешевле, надёжнее, спокойнее, быстрее.

Если сравнивать наши высокоскоростные железные дороги с европейскими, то ключевого отличия пассажиры не замечают. Это ширина поезда, она у нас на 30 сантиметров превышает европейский стандарт. Всё дело в исторически сложившейся более широкой российской железнодорожной колее. И длина наших 20-вагонных составов – самая большая в мире.

Кроме этого, «Сапсанам» и «Стрижам» не страшна русская зима. Они курсируют и при температуре минус 40! А европейские высокоскоростные линии парализует даже лёгкий снегопад.

И о комфортности. Только наши вагоны оборудованы телемониторами, на которых пассажирам «крутят кино». Я попадала на гайдаевские комедии, отечественные мультики и фильмы о войне. В каждом кресле – бесплатные одноразовые наушники, через которые идёт звук. В вагоне-бистро цены на популярные лакомства сильно выше, чем в магазине, но гораздо ниже, чем в аэропортах.

Говоря о российском высокоскоростном сообщении, нельзя не упомянуть и о маршруте Санкт-Петербург – Хельсинки, по которому уже десять лет курсируют итальянские поезда «Аллегро». 407 километров от Финляндского вокзала до центрального вокзала Хельсинки можно преодолеть за 3,5 часа. Самый дешёвый билет – 84 евро (9 тысяч рублей). Большинство пассажиров – любители активного отдыха: финны, приезжающие на выходные насладиться красотами Питера. И питерцы, выбирающиеся в Европу, как на дачу.

«Прохождение таможни – в самом поезде. Никуда не надо выбегать с сумками и чемоданами». «При скорости 215 километров в час немного закладывало уши, а в целом поездка отличная!» «Поезд очень комфортабельный, мы ездили с ребёнком и приобрели билет в вагон с детской площадкой. Всю дорогу ребенок был занят!» – делятся приятными воспоминаниями путешественники.

Чего не скажешь о тех, кто рискнул отправиться из Москвы в Берлин на «Стриже». Более 2 тысяч километров. Время в пути – от 19 до 27 часов.

«Комфорта и удобства мало, купе напоминает какой-то конструктор «Собери сам», – пишут в отзывах. – Крохотные размеры всего. Окна в проходе – на высоте примерно 1,5 метра. Так что если желаете посмотреть в окно, вам придётся нагнуться или присесть. Маленький столик представляет собой крышку, под которой находится раковина с краном. Потрясающая мысль – умыться перед едой, но только перед этим нужно убрать всё со стола. Когда опускаешь верхнюю полку, сидеть на нижней невозможно, слишком мало места».

…Совсем недавно наши соотечественники ещё лелеяли мечту о высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Лучшие умы проектировали её шесть лет, обещали впоследствии протянуть линию через Екатеринбург и Новосибирск аж до Пекина. Десятки миллиардов рублей уже потрачены на проект. Он грандиозен и… нереализуем.

Год назад президент Путин принял решение отложить ВСМ Москва – Казань в резерв, а проще говоря, законсервировать. Причина всем понятна, особенно сейчас: нет денег.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №19, июнь 2020 года