Всеобщая мама
11.06.2020 00:00
Всеобщая мамаЛюбовь Сергеевна Соколова сыграла в кино больше матерей, чем любая другая актриса, получив народное прозвище «всеобщая мама». В основном это были простые русские женщины, вынесшие все беды, выпавшие на долю нашей страны, вырастившие и потерявшие сыновей, трудно жившие, но всё равно по-своему счастливые. Соколова умела создать объёмный характер простой женщины в самом крошечном эпизоде, а таких эпизодических ролей в её творческой биографии было великое множество. Она даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как больше всех в мире снимавшаяся актриса – ведь на её счёту более трёхсот больших и маленьких ролей.

Помогай, дядя Коля

Люба Соколова родилась в июле 1921 года в старинном русском городе Иванове. Отец, Сергей Максимович, был потомственным столяром-краснодеревщиком. Мама, Прасковья Фёдоровна, работала заместителем директора универмага.

Ещё в школьном кружке Люба играла Нину Заречную в чеховской «Чайке», чуть ли не каждый вечер ходила в театр Музкомедии и так там примелькалась, что её стали пускать бесплатно. Учительница литературы посоветовала: «Поезжай в пединститут на филологический факультет, а там посмотришь, театральный в Ленинграде тоже есть».

В 1939 году Соколова поступила на филологический факультет Ленинградского пединститута, а вскоре начался набор в киноактёрскую школу. Только вот желающих учиться в мастерской знаменитого режиссёра Сергея Герасимова было предостаточно, в итоге из 323 человек отобрали всего 22, среди которых оказалась и Люба Соколова. Целый год девушка училась сразу в двух вузах, пока не ввели плату за образование – 40 рублей в месяц. Пришлось оставить педагогический.

Много родители прислать не могли, и студентке Соколовой приходилось выкручиваться: помогала на вокзалах таскать вещички, а заработав рубль, покупала 50 граммов самой дешёвой колбасы. Тем и спасалась.

В мае 41-го Люба вышла замуж за однокурсника Георгия Араповского, высокого, красивого парня. Но счастливая жизнь с любимым закончилась с началом войны. Чтобы заработать блокадный паёк, 250 граммов хлеба в день, Соколова пошла работать на завод: точила детали для самолётов. Туда же устроился и Георгий, которого из-за плохого зрения не взяли на фронт.

Тогда же с Соколовой произошла просто-таки мистическая история. Как-то они со свекровью шли по улице, и к ним подошёл невзрачный мужчина в кепочке, с бородкой и усиками. Глянув на Любу, он сказал: «Ты будешь хлеба есть вот по стольку (и пальцами показал: крошки), но будешь жива и счастлива. А зовут меня дядя Коля. Если тебе что-нибудь нужно будет, ты проси, тебе на меня каждый укажет. Только «Отче наш» выучи…»

Свекровь сказала: «Повезло тебе, Люба. Это же Николай Угодник был!»

Слова «дяди Коли» оказались пророческими. В 1942 году Георгий и свекровь умерли от голода, а Любе удалось выжить. Чудом уцелев, Соколова эвакуировалась из осаждённого Ленинграда и после множества мытарств чуть живая добралась до родного Иванова.

Тогда как раз вышло постановление о том, что блокадники имеют право поступать без экзаменов в любые учебные заведения, в том числе в московские. Однако без специальных пропусков в столицу никого не пускали, пришлось пойти на хитрость. Мама Соколовой в войну работала на текстильной фабрике и придумала спрятать дочку в текстильном вагоне между тюками с полотном. Так Люба и приехала в Москву. А там уже добралась до Комитета по кинематографии, пришла на приём к его председателю. Но тот ей объяснил, что ВГИК эвакуирован в Алма-Ату и если она хочет учиться, то надо отправляться именно туда.

Без лишних слов Любовь села на поезд и через 12 дней была на месте.

Сергей Владимирович шутит

Свою первую кинороль Соколова могла сыграть ещё студенткой, в 1940 году. Тогда на «Ленфильме» снимали картину «Фронтовые подруги», и её пригласили на одну из ролей. Но Люба сама отказалась – не вынесла пошлости. А спошлил не кто-нибудь, а автор сценария Сергей Михалков. Соколова услышала, как он пропел частушку: «Копейку бросил в автомат, а оттуда слышу мат: «Что же ты, ядрёна мать, автомат обманывать!» Возмущению девушки не было предела – со съёмочной площадки она бежала куда глаза глядят.

Настоящие киноработы появились уже после войны. В 1946-м Соколова окончила ВГИК, а через два года снялась в картине «Повесть о настоящем человеке». Это была небольшая роль медсестры-партизанки Варвары, в дом которой приполз из леса раненый лётчик Мересьев.

Однако эта роль была такой маленькой, что не принесла Соколовой ни славы, ни денег. Жила она тогда буквально впроголодь. Денег на съём жилья не оставалось, ночевала в стенах Театра-студии киноактёра.

В 1951 году Театр-студию временно закрыли, и целой группе молодых актёров предложили поехать в Германию, где в Группе советских войск создавалось два театра. Кроме Соколовой, туда отправились такие впоследствии знаменитые артисты, как Михаил Глузский и Пётр Щербаков. В репертуаре была в основном русская классика. В течение пяти лет актёры гастролировали по всем войсковым частям.

Впервые за долгие годы у Соколовой появился близкий мужчина, молодой актёр Алексей Шмаков. Но эти отношения продолжались недолго: Алексей был моложе Любови, к тому же сильно пил, и вскоре они расстались.

Георгий Победоносец

В середине 50-х Соколова вернулась в Москву, устроилась во вновь открывшийся Театр-студию киноактёра. На заработанные в Германии деньги смогла купить кооперативную квартиру, появилась крыша над головой. А тут и роли в кино пошли одна за другой.

В 1958 году на съёмках фильма «Хмурое утро» актриса познакомилась с 28-летним ассистентом режиссёра Георгием Данелией.

После гибели первого мужа и разрыва с Алексеем Шмаковым Соколова довольно долго не заводила никаких отношений: ни замуж выходить, ни рожать – ничего не хотела. Но Георгий начал за ней активно ухаживать (к тому времени он уже был разведён), буквально ходил по пятам. В конце концов актриса в него тоже влюбилась. Да и было ли возможно не влюбиться? Данелия – большой умница, талант, человек с уникальным чувством юмора.

Кончилось тем, что Любовь переехала в большую квартиру на Чистых прудах, где жил Георгий с матерью Мери Анджапаридзе, сестрой великой грузинской актрисы Верико Анджапаридзе.

Соколова полностью погрузилась в семейную жизнь, это была её стихия. Она любила домашнее хозяйство – мыла, убирала, готовила, раньше всех вставала, позже всех ложилась. Из-за семьи отказывалась от больших ролей: сложно было оставить мужа и свекровь на месяц, а то и больше, и уехать на съёмки…

В 1959-м у пары родился сын Николай – не сыграла ли свою роль в выборе имени та ленинградская встреча с Угодником? Любови Сергеевне было почти 38 лет, в роддоме её обозвали старородящей мамой.

«Люба, ты обиделась?»

Сын рос, и вскоре Соколова получила возможность более активно работать в кино. Муж снял её в четырёх своих картинах, а всего за десятилетие набралось более трёх десятков ролей. Но главных было совсем немного. Однако, даже если Соколова появлялась на экране всего на несколько минут, зрители надолго запоминали её героиню. Будучи сама человеком добрым и отзывчивым, Любовь Сергеевна этими же качествами наделяла и своих героинь.

В «Преступлении и наказании» Соколова играла Лизавету, которую зарубает топором Родион Раскольников. Актриса вспоминала, что все три съёмочных дня закрывала дверь в квартире на палку, боясь, что вот-вот придёт Раскольников. То есть вдруг артист Георгий Тараторкин так перевоплотится, что действительно шарахнет колуном по голове!

«Когда снимали сцену убийства, – вспоминала Любовь Сергеевна, – мне под платок приспособили баллоны с красной краской. Тараторкин-Раскольников размахнулся, ассистент залез мне под юбку и нажал баллон – лицо залила «кровь»… Когда меня отсняли, я стала нормально двери открывать. Свекровь моя, режиссёр Мэричка Анджапаридзе, приходит домой, видит, что я ей открываю, и говорит: «Ой, ну наконец тебя убили! Давай скорее есть!»

Сыграв в «Иронии судьбы» маму Нади, Любовь Соколова жаловалась: «В фильме от меня практически ничего не осталось. На съёмках Рязанов сказал: «Люба, побольше импровизации! Это комедия!» И я разыгралась – мы там с Мягковым прятались друг от друга. Пришла на просмотр, сижу, жду: вот сейчас все увидят, какая я хорошая комедийная актриса! А оказывается, все наши прятки вырезали… И я бочком-бочком, подальше от зрителей – домой. Потом Рязанов звонил, спрашивал: «Люба! Ты что, обиделась?»

Актрисе нравилось сниматься в комедиях, но, к сожалению, таких ролей она почти не получала. Однако иногда смешные ситуации случались и на съёмках серьёзных фильмов. В фильме «Доживём до понедельника» Любовь Сергеевна играла маму отстающего ученика, которую учитель вызывает в школу. На репетициях Соколова постоянно давала подзатыльники своему «сыну», а уж на съёмках приходилось бить ещё сильнее. И вот режиссёр Ростоцкий кричит: «Мотор!» И вдруг мальчонка поворачивается к «матери» и говорит: «Когда будете это самое, так не очень дуплитесь!» Это прозвучало так образно, что никакую драму актриса уже играть не могла. Она просто съехала по декорациям на пол и начала хохотать.

А роль в этом фильме у неё была маленькая. Всего две фразы, но в них – целая жизнь: «У него отец – потомственный алкоголик. Он, может, и головку до трёх лет не держал».

«Я старалась сыграть несчастного человека, – вспоминала Любовь Сергеевна, – в котором, тем не менее, живо чувство собственного достоинства. И вспоминала при этом нянечку из школы, где учился мой сын. Она мне была близка и понятна, как и многие люди, чья жизнь сложилась нелегко».

Беда не приходит одна

В 1976 году в 17-летнем возрасте женился сын Соколовой и Данелии Николай. Он уже давно встречался со своей одноклассницей Марией, она забеременела, и молодым пришлось зарегистрировать отношения. Правда, расписали их из-за возраста с большими трудностями, родителям пришлось идти в райисполком и уговаривать начальников. Родившуюся вскоре девочку назвали Маргаритой.

Через год Николай пошёл по стопам родителей и поступил во ВГИК на режиссёрский факультет. Учился хорошо, с увлечением, снял две короткометражки. А ещё Николай Данелия-Соколов прекрасно рисовал и писал стихи. Однако в начале 80-х Николай, по некоторым данным, начал посещать какую-то секту, замкнулся, стал отдаляться от родных. А вскоре возникли и другие проблемы в их семье.

Любовь Соколова говорила, что жизнь с Георгием Данелией не была гладкой и счастливой, хотя они и прожили 26 лет. Георгий Николаевич мог пропасть на несколько дней из дома, мог сильно запить, увлечься другой женщиной. О его романе с писательницей Викторией Токаревой говорила вся Москва, но Любовь Сергеевна старалась этого не видеть и не знать. Мэричка, её любимая свекровь, уговаривала, утешала: Люба, у тебя сын растёт. И Любовь Сергеевна терпела. «Поплачу, поплачу – и дальше живу», – признавалась она.

Вскоре Георгий Данелия нашёл себе другую женщину, с которой познакомился у известной целительницы Джуны (режиссёр проходил у неё курс послеоперационной реабилитации). Однажды режиссёр пришёл домой и сказал: «Люба, прости, я полюбил и хочу жениться. Нам надо разъехаться». Соколова собрала вещи и ушла к маме, которая жила в той самой кооперативной квартире, купленной её дочерью на «немецкие» деньги.

Но едва начала утихать боль от развода, как на Соколову обрушилась новая беда, и она была куда страшнее. В декабре 1985 года погиб её единственный сын Николай. Он жил один, с женой развёлся. Его нашли мёртвым с телефонной трубкой в руке, на кухне лежало тело его приятеля… Говорили о передозировке наркотиков, но следствие так и не смогло установить причину трагедии.

За добрые дела

В творческой биографии Соколовой почти отсутствуют отрицательные персонажи. Любовь Сергеевна объясняла это тем, что не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки: «Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!»

Правда, одно исключение всё-таки сделала. Режиссёром, которому удалось уговорить на это Соколову, был Иосиф Хейфиц. В фильме «Единственная» она сыграла мать, которая пыталась разлучить своего сына с его женой. «Я никак не могла оправдать её поведение для себя, – вспоминала Любовь Сергеевна, – а Хейфиц мне сказал: «Люба, это её тёмная любовь».

1 сентября 1994 года актрисы Любовь Соколова и Майя Булгакова попали в страшную аварию – машина, на которой их везли на концерт, врезалась в столб. Обе женщины оказались в реанимации. Любовь Сергеевну вскоре выписали, а Майя Григорьевна спустя неделю скончалась.

Выздоровев, Соколова снова вернулась к работе. Замечательная хозяйка, подвижница во всех отношениях, она была легка на подъём: постоянные поездки с творческими вечерами и концертами по стране, бесконечные съёмки, записи на радио, участие в телепередачах…

Эту актрису зрители любят особенной, благодарной любовью. Она была одной из немногих, кто не уставал от своих поклонников, не пытался объяснить зрителям, что человек на экране и человек в жизни – это разные люди. Коллеги Любови Сергеевны не понимали и не одобряли её поведения, говорили, что актёр должен оставаться загадкой и чуть подниматься над обыденностью. Но она хотела быть такой, как все.

Если в титрах фильма стоит имя Любови Соколовой – это определённый знак качества. Можно быть уверенным, что ты не увидишь беспросветную «чернуху». В одном из последних интервью актриса сказала: «Кого только не довелось мне играть – русских купчих и донских казачек… Разные судьбы, характеры, но все они были в большинстве своём любящие матери и верные жёны. Вот за их добрые дела и благодарят меня зрители».

Геннадий ФРОЛОВ

Опубликовано в №48, 2012 года