Пожирательница мужчин
18.06.2020 00:00
Ты куда, Одиссей?

ПожирателиОна родилась 28 апреля 1974 года в Мадриде в семье автомеханика Эдуардо Круза и парикмахера Энкарны Санчес. Своё необычное имя актриса получила не в честь верной жены древнегреческого героя Одиссея, а благодаря популярной балладе испанского певца Хуана Мануэля Серрата. В этой песне рассказывалось о девочке Пенелопе из небольшого городка. Весной она познакомилась с приезжим, который оставил часы на её руке и обещал вернуться к ней до того, как «облетят листья с ивы». И вот в течение многих лет героиня песни встречает на перроне все поезда в надежде увидеть любимого. Но когда тот возвращается, она его не узнаёт.

Чем же так понравилась эта баллада маме будущей актрисы? Дело в том, что проблемы маленького городка были ей знакомы не понаслышке. Ведь семья Пенелопы жила в Алькобендасе, рабочем пригороде Мадрида, где многие семьи жили в бедности и почти все женщины грезили о лучшей жизни. Впрочем, сама Пенелопа, рассказывая о детстве, говорила, что это были счастливые дни, часть времени она проводила у бабушки, часть – у мамы на работе. «Мне было интересно наблюдать за разными женщинами, которые приходили к маме в парикмахерскую делать причёски в надежде стать красивыми. Я видела столько разных характеров, столько эмоций! Это было похоже на хорошую актёрскую школу», – заметит она позднее.

Когда Пенелопе исполнилось четыре года, родители отдали её в балетную школу. И в течение долгих лет девочка серьёзно изучала основы классического балета и современного танца – днём училась в школе, вечером посещала балетный класс и иногда пробовала свои силы на актёрском поприще. Казалось, её ждёт судьба танцовщицы, ведь она девять лет занималась танцами в испанской Национальной консерватории в Мадриде, затем – испанским балетом у Анжелы Гарридо, брала уроки джаз-танца у Рауля Кабальеро.

Однажды Пенелопа Крус скажет, что в работе танцовщиков есть нечто парадоксальное – «ты должен улыбаться, когда испытываешь боль и у тебя сбиты в кровь ноги», к тому же ты видишь, как «отмирают ногти на ногах» и у тебя есть только одно желание – «выбросить ноги куда-нибудь, чтобы ничего не чувствовать».

Подарки судьбы

Первый дебют юной Пенелопы состоялся в 1989 году в музыкальном клипе на песню «Ла фуерса дель Дестино» («Сила судьбы») испанской поп-группы «Мекано». Группа, состоявшая из трёх участников – братьев Кано и вокалистки Анны Торрохи, – была чрезвычайно популярна не только в Испании, но и в мире. Песни «Мекано» исполняли оперная дива Монтсеррат Кабалье и певица Сара Брайтон. После показа клипа пресса сразу приписала пятнадцатилетней Крус роман с лидером группы Начо Кано. Впрочем, был между ними роман или нет, не столь важно. Важно другое: между актрисой и музыкантом сложились хорошие человеческие отношения.

После дебюта в музыкальном клипе в начале 90-х последовали две роли в фильмах, о которых актриса не любит вспоминать. Первый – французский эротический сериал «Розовые серии», эпизод «Она и он», второй – испанский фильм «Ветчина, ветчина», где главные герои сравнивались… со свиньями. В этой картине Пенелопа играла роль простой работницы Сильвии, беременной от сына владелицы фабрики, которая хочет разбить их отношения.

Оба фильма изобиловали сценами откровенного содержания, да и сама актриса предстала перед зрителями в костюме Евы. Если учесть, что во французском фильме воспитанная в католической вере Пенелопа снялась, когда ей было 17 лет, а в испанском – 18, то скандал был неминуем. Ещё долгие годы Пенелопа Крус будет прилюдно говорить о своих горьких переживаниях – «незаживающих шрамах», которые она испытала после просмотра испанской картины, и о последующей за этим «борьбе с женственностью» и отказе от ролей, где использовались только её красота и чувственность.

Однако на самом деле фильм «Ветчина, ветчина» был для актрисы судьбоносным. Он не только сделал её секс-символом, но и положил начало её артистической карьере – актриса была номинирована за лучшую женскую роль на две престижных премии. И действительно, на экране Пенелопа смотрелась на редкость органично.

Но был и ещё один подарок судьбы, который актрисе предстоит оценить через много лет. Её партнёром по фильму был бывший регбист и любитель живописи, 23-летний Хавьер Бардем. Именно он играл соблазнителя Рауля. Пройдёт ещё пять лет, и Пенелопа снова будет сниматься вместе с Хавьером в фильме «Живая плоть». И снова отношения между ними останутся лишь «экранными». Их актёрские судьбы пересекутся самым странным образом. Хавьер Бардем станет первым испанским актёром, номинированным на «Оскар», второй будет Пенелопа Крус. Он будет первым испанским актёром, получившим «Оскара», второй – снова Пенелопа Круус.

Пройдёт 15 лет (!) со дня первой встречи, прежде чем они наконец поймут, что им нельзя друг без друга. В роли провидения выступит знаменитый американский режиссёр Вуди Аллен, объединивший актёров в своём фильме «Вики Кристина Барселона». После этой картины Хавьер Бардем и Пенелопа Крус в 2010 году поженятся, а спустя год, в 2011-м, у пары родится сын Лео Энкинас.

Американская мечта

Но вернёмся назад. Пенелопе 20 лет, и она уезжает в Америку, где продолжает заниматься танцами и ходить по актёрским кастингам, невзирая на то, что, по её собственному признанию, она совершенно не знала английского языка. Америка довольно жёстко встретила ту, которую потом будет обожать. Ролей в голливудских фильмах для Крус не было.

Но актриса не унывала и снималась в испанских фильмах. Поворотным в её карьере стал 1997 год, когда она сыграла роль Софии в мистической драме «Открой глаза» и впервые снялась в картине культового испанского режиссёра Педро Альмодовара «Живая плоть». Оба фильма стали трамплином для её успешной актёрской карьеры. Первый позволил покорить Голливуд, а второй положил начало её многолетнему творческому сотрудничеству и дружеским отношениям с Альмодоваром.

Пройдёт совсем немного времени, и актриса начнёт работать в его новой картине «Всё о моей матери», наконец снимется в своём первом американском фильме, а за роль Макарены в фильме «Девушка моей мечты» будет награждена премией «Гойя» и премией Испанского союза актёров.

Казалось бы, о чём ещё можно мечтать актрисе в 25 лет? Однако это были только отголоски славы – настоящий успех ждал её впереди.

Ванильное небо

В 2001 году на мировые экраны вышел фильм «Ванильное небо» – ремейк испанской картины «Открой глаза». В последнем Пенелопа Крус уже сыграла роковую красавицу Софию, которая разлучает главного героя с его подругой и косвенно является причиной её гибели. Актриса снова получила эту же роль, только теперь её партнёрами были звёзды первой величины – Том Круз и Камерон Диаз.

Сказать, что фильм «Ванильное небо» странный и запутанный, – ничего не сказать. Существует пять (!) его трактовок, и некоторые киноведы советуют посмотреть этот фантастический психологический триллер минимум дважды, чтобы его понять. Впрочем, мнения критиков разделились: одни фильмом восхищались, другие ругали. Но, невзирая на мнения критиков в Америке и за её пределами, картина имела большой коммерческий успех и собрала в прокате свыше 203 миллионов долларов, так что вскоре Пенелопа Крус из известной испанской актрисы превратилась в мировую знаменитость.

Однако этот триллер принёс Пенелопе и скандальную славу. Она выступила в роли разлучницы не только в кино, но и в жизни. Актриса разрушила десятилетний союз Тома Круза и Николь Кидман. Любимая миллионами зрителей звёздная семья с двумя приёмными детьми занимала в то время в Голливуде ту нишу по популярности и степени влияния, которую сегодня занимают Брэд Питт и Анджелина Джоли. Начавшийся на съёмках в 2000 году роман между Пенелопой и Томом, последовавший за ним развод самой знаменитой пары Голливуда, неудачная беременность Николь Кидман, делёж денег, некрасивое поведение Тома Круза – всё это работало против испанской актрисы. И фильм, который дал ей успешный старт в американском кино, одновременно сделал её в Голливуде персоной нон грата.

Да, теперь никто не спрашивал, кто такая Пенелопа Крус. Актрису все знали, тем более что на протяжении трёх лет, с 2001-го по 2004-й, она везде появлялась с Томом Крузом, пара демонстрировала прекрасные любовные отношения. И, конечно, журналисты не могли не отметить схожесть их фамилий и красоту лиц. Но в громкие проекты Пенелопу не приглашали.

Понадобится немало времени для того, чтобы Голливуд простил жгучую испанку. Уже изменится жизнь других участников этой драмы – снова выйдет замуж Николь Кидман и снова женится Том Круз, – но за Пенелопой по-прежнему будет тянуться шлейф сомнительной славы «пожирательницы мужчин».

Нет вестей от Бога

Но пока прекрасная испанка не подозревает о том, что её ждёт. В 2001 году Пенелопа делает загадочную татуировку «883» на правой лодыжке, и позднее нумерологи расшифруют эти цифры – они должны принести актрисе деньги, славу и власть.

В том же году выходит один из её лучших фильмов «Нет вестей от Бога». Действие этой замечательной комедии происходит на земле, в раю и в аду. Земля – это Испания, рай – романтическая Франция середины прошлого века, а ад – Америка с её фастфудом, грубостью и любовью к деньгам. Пенелопа Крус сыграла посланника ада, эдакого тёмного ангела. Актриса блестяще справилась с этой ролью. Её уже не мучил детский страх перед дьяволом, и потом – она уже не была католичкой. В одном из интервью Пенелопа заметит: «Я была католичкой, теперь я буддистка, мой бойфренд (Том Круз) сайентолог, но это не мешает нашим отношениям. Я уверена, что в будущем все религии объединятся».

Как бы не так! В 2012 году в американской прессе был опубликован материал, в котором рассказывалось, что именно церковь сайентологии стала причиной разрыва между Томом Крузом и Пенелопой Крус. Сайентологи порекомендовали Тому Крузу поскорее расстаться с Пенелопой. Что он и сделал.

Но вернёмся к творчеству актрисы. В 2004 году выходит ещё один потрясающий фильм с её участием – итальянская мелодрама «Не уходи». Ради этой картины Пенелопа Крус специально выучила итальянский язык. В роли Италии, так зовут главную героиню, она показала себя тонкой драматической актрисой и за эту актёрскую работу получила немало престижных наград.

Если фильм «Не уходи» был успешен, то остальные проекты с участием Пенелопы Крус, увы, терпели сокрушительное поражение. Казалось, что всё, к чему она прикасается, обречено на неудачу. Даже амбициозный боевик «Сахара» (2005) с бюджетом в 167 миллионов долларов провалился в прокате, не окупив и половины затраченных средств.

Вдобавок Пенелопа Круз закрутила новый роман со своим партнёром по фильму, красавцем Мэттью Макконахи. Таблоиды с удовольствием описывали роман этой пары, а критики не щадили актёрское самолюбие актрисы. Сама же Пенелопа Крус в своих интервью обвиняла Голливуд в том, что ему нужны только молодые актрисы, признавалась в любви к европейскому кинематографу, особенно к режиссёру Педро Альмодовару, у него «снимаются актрисы, которым за семьдесят». Альмодовар восхищался красотой и талантом Крус и как-то заметил, что «она слишком эмоциональна, и если бы не была актрисой, то это качество превратилось бы для неё в проблему».

Именно Альмодовар поможет Пенелопе Крус вновь подняться на актёрский Олимп. И у его фильма 2006 года будет символическое для испанской актрисы название.

Возвращение

Новая картина Альмодовара была хорошо встречена на Каннском кинофестивале, награду фестиваля за лучшую женскую роль получили шесть участниц этого фильма, в том числе и Пенелопа Крус за роль Раймунды. За фильм «Возвращение» актриса также удостоилась премии «Гойя», премии европейской киноакадемии и номинации на «Оскар».

Голливуд снова ей улыбнулся, да и Пенелопа Крус сделала определённые выводы и приняла правила игры. Спустя два года она снялась в фильме Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», любовные отношения с партнёром по фильму Хавьером Бардемом сразу позиционировались как серьёзные. Была объявлена помолвка, что пошло на пользу имиджу актрисы. А роль в этой картине принесла ей «Оскар» как лучшей актрисе второго плана.

Дальнейшие события показали, как семейные ценности влияют на судьбу великолепной актрисы и очень красивой и знаменитой женщины. В мае 2010 года выходит фильм «Секс в большом городе-2», где у незамужней обладательницы «Оскара» Пенелопы Крус небольшая эпизодическая роль. Летом этого же года актриса выходит замуж за Хавьера Бардема.

По стечению обстоятельств примерно в это же время начинаются съёмки четвёртой части «Пиратов Карибского моря: На странных берегах». Здесь у Пенелопы Крус главная женская роль – Анжелики, дочери Чёрной Бороды. Пресса не раз писала, что режиссёр фильма никого не видел в этой роли, кроме Пенелопы Крус, о беременности испанской актрисы и о том, что по этой причине в некоторых сценах её дублировала младшая сестра Моника. Вместе с Джонни Деппом Пенелопа Крус стал рекламным лицом этого фильма.

Картина «Пираты Карибского моря: На странных берегах» собрала в мировом прокате больше миллиарда долларов. Пенелопа Крус стала мамой, родила сына и поднялась на новую высоту. Теперь её называют «испанской мадонной».

Наталия ГРИГОРЬЕВА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №50, 2012 года