СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Все чудеса света Как изменится площадь Трёх вокзалов
Как изменится площадь Трёх вокзалов
02.07.2020 00:00
Как изменитсяКомсомольскую площадь в Москве часто называют площадью Трёх вокзалов – Ленинградского, Ярославского и Казанского. Она является главными воротами столицы уже почти 150 лет. Большинство людей, когда-либо посещавших Москву, попадали в неё именно через эту площадь. Дух путешествий сохранялся в этом месте всегда. Суета, волнение, гул голосов, вокзальный запах, который не спутаешь с другим, встречи, прощания, растерянность новоприбывших в столицу: «А где здесь метро?» Мэр Москвы Сергей Собянин пообещал изменить это привычное место навсегда. Работа уже кипит круглосуточно. И, вероятно, скоро на месте Ленинградского, Ярославского и Казанского мы увидим нечто необъятное, громоздкое и футуристическое. Что же именно?

На три буквы

Все архитектурные изменения в столице обязательно отражаются в языке горожан.

– До ТПУ езжай на МЦД, если торопишься. А если хочешь прокатиться вокруг всей Москвы, садись на МЦК, – примерно так сегодня общаются жители столицы.

За последние несколько лет их словарный запас пополнился трёхбуквенными аббревиатурами. Например, появилось МЦК – Московское центральное кольцо, по которому курсируют «городские электрички», похожие на поезда метро. Из окон этих комфортных вагонов приятно наблюдать за городом. Правда, маршрут МЦК проходит далеко от центра, и виды здесь не самые фешенебельные – в основном промзоны, гаражи, пустыри. Но некоторые участки проходят через очень интересные места, вроде Сити с его гигантскими небоскрёбами.

А в прошлом году появились новые сквозные маршруты пригородных электричек, которые проходят из Подмосковья в Подмосковье через центр столицы. Эту систему назвали несколько нелепо – Московские центральные диаметры, МЦД. Как будто неясно, что диаметр обязательно проходит через центр окружности.

Электрички по этим диаметрам исправно бегают. Например, первая линия МЦД идёт из московского пригорода Одинцова, пересекает столицу насквозь и двигается в Лобню, а затем – в аэропорт Шереметьево. МЦД-2 – из Нахабина в Подольск. Многим жителям ближнего Подмосковья стало удобнее добираться на работу или учёбу в столицу.

Однако спешка при строительстве и сложность московской застройки привели к тому, что эти две линии даже не пересекаются. Вернее, пересекаются, но без пересадочного узла. Пересесть с одной ветки на другую невозможно. Пересадку обещают построить в районе платформы Дмитровская, но это дело не скорое.

А самое главное, все эти МЦК, МЦД, а также метро, наземный транспорт и уже существующие вокзалы и аэропорты следует встроить в единую систему. Пока они существуют сами по себе, от них мало толку.

Именно это сейчас и происходит в Москве. Вот почему повсюду идёт гигантская стройка. И вот откуда в языке москвичей появилось новое слово – ТПУ, транспортно-пересадочный узел. Так городские власти окрестили новейшую усовершенствованную модель связки разных транспортных путей.

Базар-вокзал

ТПУ призваны соединять разные маршруты и виды транспорта. Но мы с вами давно живём при капитализме и понимаем, что сегодня ничего не делается без расчёта на прибыль. Поэтому ТПУ – это не столько транспорт, сколько гостиницы, кафе, магазины, салоны красоты, фитнес-центры и прочая модная инфраструктура. Одним словом, ТПУ – это тот самый базар-вокзал. Москва хочет зарабатывать на транзитных пассажирах, как это делается во всех крупных городах мира.

Один крупный ТПУ построят в районе Рижского вокзала, но он пока в проекте. Есть ещё ряд проектов, и вообще эти узлы планируются по всей Москве, в основном на окраинах. Но на Комсомольской площади стройка уже развернулась вовсю. В 2023 году, как обещают столичные власти, транспортно-пересадочный узел объединит Ленинградский, Ярославский, Казанский и Курский вокзалы, а также платформу Каланчёвская.

Что это за платформа – догадываются не все гости столицы, хотя бывали рядом с ней не раз, если приезжали на один из Трёх вокзалов. К этой платформе ведёт та самая эстакада, которая перерезает Комсомольскую площадь в районе гостиницы «Ленинградская» и по которой иногда проходят поезда и электрички. Если смотреть на эту эстакаду со стороны Трёх вокзалов, то справа как раз и находится платформа Каланчёвская. Она и станет основой нового транспортного узла.

…В большинстве европейских столиц, куда железная дорога пришла ещё в XIX веке, вокзалы, как правило, являются тупиковыми. Это было нормально для тех времён, однако в наши дни превратилось в сплошное неудобство. И Москва, и Париж, и Лондон страдают от невозможности пропускать поезда транзитом, без длительной стоянки и маневрирования.

В Германии, Австрии, Бельгии и Нидерландах власти тратят огромные деньги на генеральную реконструкцию главных вокзалов. Транзитные скоростные пути «закапывают» глубоко под землю, а тупички на верхних ярусах обслуживают лишь маленькие пригородные поезда. При этом фасады исторических вокзальных зданий сохраняют, но внутри всё превращают в «фарш», вдобавок пути уходят под землю иногда на пять ярусов, так что сверху туда даже смотреть страшно – где-то далеко внизу, под тобой, ходят поезда и снуют пассажиры.

Но такая реконструкция очень дорога, трудоёмка и занимает долгие годы.

Однако Москве немножко повезло. В российской столице девять вокзалов, и большинство из них тупиковые, но всё же есть три транзитных – Курский, Савёловский и Белорусский. Причём их линии соединяются друг с другом. Вот эта линия и является основой для Московских диаметров. И как раз на этой линии находится платформа Каланчёвская. Причём в непосредственной близости от Трёх вокзалов. Самое удобное место для ТПУ.

Подход к ТПУ «Каланчёвская» растянется аж на четыре километра, от станции Москва-Каланчёвская до участка Москва-Курская. Между ними проведут реконструкцию двух существующих путей, а также построят ещё два пути. В общей сложности будет уложено 16,5 километра железной дороги.

На Каланчёвской сойдутся практически все московские транспортные коммуникации – две линии метро, автобусы ближнего и дальнего следования, два маршрута МЦД, а также три линии обычных железных дорог. Между делом реконструируют и три автомобильных путепровода. Одних подпорных стен будет возведено 1,86 километра!

«На самой Комсомольской площади построят три новых моста-путепровода. Это позволит упорядочить транспортные потоки и снизить загруженность прилегающих проездов», – заявляет мэрия.

Все железнодорожные платформы существующих вокзалов станут закрытыми, многие – двухъярусными. Однако второй ярус – не для поездов. Там появятся платные автостоянки. Чтобы можно было доехать до вокзала, оставить там машину, уехать в командировку или отпуск, а по возвращении вновь сесть в своё авто.

Закроют в бетон всю платформу Каланчёвская, а от неё протянут гигантский конкорс поверх путей Ленинградского вокзала, а через него и на Ярославский. Конкорс – это надземный переход и распределительный зал, по которому люди смогут переходить с вокзала на вокзал, с платформы на платформу, а также попадать к городскому транспорту.

Как можно понять по плану строительства, этот конкорс по размерам будет равен самой Комсомольской площади, он разрастётся в радиусе полутора километров. Причём расти будет не только вширь, но и ввысь: помимо второго яруса с автостоянками, некоторые предвидят ещё и третий ярус – скорее всего, на нём разместят торговые центры, зоны отдыха и кафе.

Судя по плану, Казанский вокзал останется в стороне от этого конкорса, но будет каким-то образом соединён с ним – вероятно, подземным переходом.

По словам столичных чиновников, этот мегавокзал позволит увеличить пропускную способность транспортного узла в два раза – со 178 до 353 пар поездов в сутки. И тогда в расписании появится больше места для поездов МЦД, их интервал сократится с 6 до 2,5 минуты. И ещё это позволит запустить движение поездов четвёртой линии МЦД – от подмосковной Апрелевки до Балашихи.

Пассажиропоток в этом месте увеличится почти в три раза – до 1,8 миллиона человек в сутки. Гигантский человейник.

«Строили мы, строили…»

Стройка идёт очень быстро. «Мы сконцентрировали все ресурсы, чтобы ускорить расширение этой горловины между Каланчёвской и Курским вокзалом. Есть стройки в Москве, которые не прекращаются ни на минуту, несмотря на все ограничения, в том числе эпидемию и экономические сложности. В период пандемии коронавируса мы не стали приостанавливать строительство метро и модернизацию железнодорожной инфраструктуры», – говорит мэр.

Москвичи по этому поводу шутят, что даже вирусы боятся московских строек. И, как показывает практика, стройки нового ТПУ – особенно. Всего за три карантинных месяца строительная готовность «Каланчёвской» достигла 23 процентов.

Параллельно с работами идёт извлечение грунта, после чего заливается бетон. Бетона нужно много. В районе Комсомольской площади бурятся сваи основания опор, причём работа затруднена близостью метрополитена. Ведь вибрацией можно повредить своды метро.

«Стройка вплотную подошла к парадному крыльцу Казанского вокзала. Восточную половину железнодорожной станции Каланчёвская сровняли с землёй и вывозят в утиль», – описывает блогер своё путешествие по стройке.
Звучит и выглядит впечатляюще.

«Помню, как в 1990 году проводил заблудившегося вахтовика-украинца с Казанского на Ярославский вокзал. Он чуть не плакал в этих каменных джунглях. А после реконструкции уже никто ему не поможет!» – делится своими мыслями житель Москвы.

Однако столичные власти обещают снабдить ТПУ современной  навигацией, чтобы каждый нашёл дорогу к нужному поезду или в метро.

«На новых платформах разместят информационные стелы и табло, смонтируют современное светодиодное освещение. В новом вестибюле разместят кассовые павильоны, туалеты, эскалаторы и лифты для маломобильных граждан», – сообщает сайт мэрии Москвы.

Жизнь на путях

Сложность ещё и в том, что ТПУ появится в том месте, где много исторических зданий. Защитники старой архитектуры бьют тревогу по поводу домов XIX века, которые стоят рядом с прокладываемыми путями.

Впрочем, облик Комсомольской площади трудно испортить больше, чем это уже сделали гигантские пробки, хаотичные автостоянки и огромные толпы людей. Находиться здесь сегодня крайне некомфортно, а у коренных москвичей Три вокзала – самое нелюбимое место в городе.

Но дело не только в Комсомольской площади. Взволнованы жители домов, прилегающих к ТПУ. Скоро им придётся жить почти на путях! Например, как утверждают защитники городской среды, расстояние от некоторых домов на Старой Басманной улице до рельсов составит восемь метров. Если учесть, что составы собираются ходить каждые три минуты, то интересно представить жизнь этих людей, которые вообще-то изначально поселились в относительно тихом месте Москвы.

Очередной строительный эксперимент?

Однако если городские власти исполнят обещанное, в Москве появится нечто грандиозное, не имеющее аналогов в Европе. Разве что в Азии. Впрочем, крупные узлы сегодня существуют в Германии. Например, центральный ТПУ в Гамбурге объединяет в себе 4 линии метро, 6 линий городской электрички, пригородные и дальние поезда, магазины, кафе и большую парковку.

А крупнейший на сегодня вокзал Европы находится в Берлине, это знаменитый Хауптбанхоф (главный вокзал). Одних только эскалаторов в нём 54! На 174 тысячах квадратных метров расположились платформы метро, электричек, высокоскоростной магистрали, офисы, велопарковки и 80 магазинов.

Но настоящие чемпионы, конечно, находятся в Азии. Транспортный узел Синдзюку в Токио обслуживает 3,5 миллиона человек в день, что в двадцать раз превышает ежедневный оборот нашей площади Трёх вокзалов.

Интересно, что получится в Москве. Ведь гигантская стройка на Комсомольской началась не вчера. Она не останавливается ещё со времён Лужкова. В 2000-е годы здесь вообще решили возвести четвёртый терминал – аэровокзал. По проекту, на который выделили миллиард долларов, вокзальный комплекс на Каланчёвской должен был соединить центр столицы с тремя аэропортами – Внуково, Шереметьево, Домодедово, и с него же по высокоскоростной ветке должны были отправляться поезда в Санкт-Петербург.

Часть планов удалось осуществить. Несколько месяцев в экспериментальном режиме от Каланчёвской до Домодедова курсировал скоростной электропоезд, но затем было принято решение заморозить проект.

В 2010 году власти города снова вернулись к вокзальным экспериментам. «Каланчёвский вокзал вырастет на базе одноимённой станции – по сути, объединится с уже существующим Курским вокзалом. Он будет расположен рядом с площадью трёх московских вокзалов и станет четвёртым железнодорожным пересадочным пунктом», – писали московские газеты десять лет назад. Но и этим планам не суждено было осуществиться.

В 2015 году на Каланчёвской площади специально под первую высокоскоростную магистраль Москва – Казань решили возвести новый комплекс для приёма поездов. Сначала его обещали ввести в эксплуатацию в 2016-м, затем – к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Однако и эти обещания не сбылись – деньги выделили, но их не хватило ни на вокзал, ни на ВСМ до Казани.

На этот раз капитальная реконструкция, вероятно, всё же будет доведена до конца. Ничего подобного в России ещё не делали, и ошибки неизбежны. Но в идеале пассажир, прибывший на Казанский вокзал, сможет легко пересесть на городской или пригородный транспорт и быстро умчаться в любую точку Москвы и Подмосковья, а также в аэропорты.

И хотя ТПУ «Каланчёвская» имеет все признаки бизнес-проекта со всеми его торговыми центрами и платными стоянками, хочется верить, что в таком деле окажутся важнее интересы людей, а не бизнеса.

Марина ХАКИМОВА-ГАТЦЕМАЙЕР

Опубликовано в №23, июнь 2020 года