Сказочные красавицы советского кино
17.07.2020 17:20
Сказочные красавицыМоя знакомая актриса как-то заметила: «Никогда не задавай артистам три глупых вопроса. Первый – о творческих планах, второй – как они получили ту или иную роль. И третий – что у них общего с героем, которого они играют». А потом добавила: «Но на самом деле роли влияют на нашу жизнь». Как же сложилась судьба главных красавиц советского кино, которые играли сказочных принцесс? Что произошло в жизни тех, кто своей красотой заставлял и заставляет замирать зрителей у экранов?

«Я чувствую себя царевной»

На роль пушкинской Людмилы студентку Института иностранных языков Наталью Петрову взяли из-за её несовременной красоты, ведь действие фильма разворачивалось в Древней Руси. Девушка торопилась на урок английского языка, когда на улице её заметила дочь режиссёра Александра Птушко, которая работала на картине вторым режиссёром.

Наталью привели к Птушко, он не увидел в ней Людмилы. Однако за юную студентку вступился оператор. Девушку отвели к гримёрам, надели парик с локонами и сделали кинопробу. И режиссёр понял: вот она – настоящая Людмила. Он доверил студентке иняза главную роль. Единственное, в чём подстраховался, – озвучивала Людмилу профессиональная актриса Нина Гуляева.

Съёмки фильма происходили в 1970 году в Александрове, в знаменитой Александровской слободе, поместье Ивана Грозного. Во время съёмок за Людмилой, по свидетельству современников, «женщиной невероятной красоты», следовали толпы поклонников, а местные бабушки пеняли ей за слишком яркий макияж. Режиссёра Наталья побаивалась, по её словам, «он кричал на актёров и стучал клюкой».

Позднее она заметит: «Птушко разучивал со мной и роль в «Спящей красавице» (кстати, Людмила в некоторых эпизодах фильма спит, одурманенная волшебными чарами) и говорил: «Играешь ты так себе, но спишь божественно». Но не успел: «Руслан и Людмила» стал его последним фильмом».

Картина вышла на экраны в 1971 году и пользовалась большой зрительской любовью, а исполнительница главной роли удостоилась множества похвал. Но кино было ей не очень интересно, да и не хотелось после роли Людмилы играть обычных поварих.
А вскоре Наталья вышла замуж за богатейшего бизнесмена Бабека Серуша, сына иранских коммунистов, выросшего в Советском Союзе, в ивановской школе-интернате, которую многие уравнивали с детским домом.

…Хлебосольный дом Бабека и Натальи был всегда открыт для знакомых и друзей, и одним из друзей Бабека оказался Владимир Высоцкий. Кстати, именно по просьбе Высоцкого Наталья снялась в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» – в эпизодической роли официантки, танцующей с Фоксом.

Жизнь Натальи Серуш действительно стала похожа на кино: она жила на три дома – в России, Швейцарии, Америке – и путешествовала по всему миру. В 1992 году внезапно умер муж, и ей пришлось начать жизнь с нуля. Наталья открыла собственный бизнес, и уже в конце 90-х годов солидное экономическое издание написало о ней как об одной из самых состоятельных российских бизнес-леди.

Сегодня Наталья Петрова-Серуш по-прежнему живёт на три страны. В Москве у неё сеть салонов красоты «Бьюти студио» и сеть бутиков элитной бижутерии «Аврора».

Роль Людмилы – по сути, роль царевны. В одном из интервью Наталья сказала: «Я до сих пор ощущаю себя царевной».

Не похожа Снегурочка на наших баб

По-другому сложилась судьба выпускницы Щукинского театрального училища Евгении Филоновой, исполнительницы роли Снегурочки в одноимённом фильме. Для Евгении это был не первый опыт работы в кино. До этого она уже снималась в картине «Чистые пруды», где играла вместе с Александром Збруевым и Светланой Светличной.

Свой сказочный фильм режиссёр Павел Кадочников решил снимать в Костромской области, недалеко от имения А.Н. Островского Щелыково. Именно здесь, на берегу реки Меры, выстроили деревянные декорации – настоящее Берендеево царство.
Красота и добрый нрав Евгении Филоновой расположили к себе съёмочную группу и жителей окрестных деревень. Один из участников фильма вспоминал, как влюбился в неё с первого взгляда – буквально боготоворил и всегда был готов выполнить любую просьбу. Было в этой юной актрисе что-то беззащитное, окружающим сразу хотелось взять её под свою опеку. Люди невольно наделяли Евгению неземными чертами и удивлялись, когда вдруг видели, что актриса курит. Как же так, ведь Снегурочка курить не может!

Фильм вышел в 1968 году, и у него сразу образовались поклонники и противники. Слишком трагической была сцена смерти – таяния Снегурочки в этой сказочной истории. А у актрисы Евгении Филоновой после «Снегурочки» главных ролей в кино больше не было. Да и фильмов было всего два – «Коммуна ВХУТЕМАС», где она играла художницу-футуристку, и короткометражный «Остановите Потапова!» режиссёра Вадима Абдрашитова.

Актриса устроилась на работу в Московский театр имени Гоголя. И одну из её немногочисленных театральных работ можно увидеть в фильме-спектакле «Пока арба не перевернулась», поставленном по пьесе Отара Иоселиани. Дело не в отсутствии таланта, а в том, что у актрисы не было желания интриговать, пробиваться, требуя для себя выигрышные роли. Она по-прежнему играла Снегурочку – на новогодних утренниках во дворцах культуры, а также других, менее красивых сказочных героинь.

Что касается личной жизни, то замуж Евгения Филонова вышла в юности, ещё учась на втором курсе института, за студента-пятикурсника, который потом стал телевизионным режиссёром. По иронии судьбы у её избранника было имя Евгений, и друзья называли их Женя и Жека. У пары родилась дочь Марина. Жили бедно, но актриса стойко переносила материальные проблемы и никогда не жаловалась. Не жаловалась, даже когда начались проблемы в театре и её брак распался после тринадцати лет совместной жизни.

Евгении Филоновой было слегка за сорок, когда она умерла от рака. Это случилось 30 декабря 1988 года, накануне Нового года. Близкие говорили, что и в жизни она напоминала Снегурочку – лёгкая, неземная, непохожая на обычных людей с их грубыми страстями и материальными заботами.

У неё были золотые руки

В послевоенные годы жанр киносказки пользовался особой любовью. И были два режиссёра, которые из года в год создавали поразительные шедевры. Это Александр Птушко и Александр Роу. У каждого Александра была своя команда. Но были актёры, которым удавалось работать с двумя режиссёрами. Это звезда того времени Сергей Столяров, замечательный характерный артист Сергей Мартинсон и удивительная Лидия Вертинская, супруга знаменитого Александра Вертинского.

Была и ещё одна актриса, которая покорила обоих Александров, – Нинель Мышкова. Она играла главные женские роли – Ильмень-царевны и Василисы – в картинах Александра Птушко «Садко» и «Илья Муромец», а также Марью-искусницу в одноимённом фильме Александра Роу.

Изучая её биографию, понимаешь, что это была действительно уникальная женщина. Генеральская дочь, красавица, труженица и настоящая волшебница. В её жизни было всё – потрясающие роли, сильные чувства, успех и слава, любовь и нежность близких людей.

Своё имя Нинель – Ленин наоборот – Мышкова не любила и предпочитала, чтобы друзья называли её Нелли или Евой. Выпускница Щукинского театрального училища, она всегда следила за собой – каждое утро занималась гимнастикой, никогда не появлялась на людях без макияжа. Нинель обладала какой-то поразительной силой, все мужчины, которые в неё влюблялись, потом не могли её забыть. Удивительно видеть, как на глазах молодеет Владимир Этуш, рассказывая об актрисе, как светится его лицо, когда он о ней вспоминает.

Её любили многие. Но сына Константина, названного в честь своего отца, она родила, выйдя замуж за оператора Константина Петриченко. И, возможно, прожила бы с ним всю жизнь, если бы не встреча с режиссёром Виктором Ивченко, у которого снималась в главной роли в фильме «Гадюка». Эта встреча определила её последующую судьбу – развод и новое замужество, о котором актриса говорила, что это были «шесть лет счастья». Виктор Ивченко умер от инфаркта.

Нинель Мышкова снялась во многих фильмах, некоторые из них востребованы и сегодня: «Дом, в котором я живу», «Мужской разговор», «Дом с мезонином». Особняком стоят две картины – «Гадюка» (1965) и «Марья-искусница» (1959).

Актриса и в жизни была Марьей-искусницей, у неё действительно были золотые руки! Мышкова прекрасно готовила – её сын Константин до сих пор вспоминает о вкуснейших маминых эклерах, торте «наполеон» и маковом рулете. Актриса великолепно шила и вышивала, сама проводила ремонты в квартире и даже делала из кожи сумки и чинила обувь! Чёрное траурное платье для похорон мужа, Виктора Ивченко, она тоже сшила сама – на руках за одну ночь.

В 1982 году Нинель Мышкова сыграла в своём последнем фильме «Гонки по вертикали», а потом были двадцать лет жизни без кино и борьба с тяжёлой болезнью, вызвавшей нарушение памяти. И крылатые слова «Что воля, что неволя – всё равно», сказанные много лет назад её сказочной героиней, вдруг приобрели иной смысл и теперь звучали как печальное пророчество.

Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесть

В шестидесятые годы в советском кино на роль главных героинь стали приглашать балерин. Людмила Савельева сыграла Наташу Ростову в киноэпопее «Война и мир», Ксения Рябинкина – Царевну-лебедь в экранизации «Сказки о царе Салтане». Даже знаменитая Майя Плисецкая снималась в картинах «Анна Каренина» и «Чайковский». В более поздние времена балерина Наталья Трубникова сыграла принцессу Мелисенту в фильме «31 июня», а выпускница хореографического училища Галина Беляева («Мой ласковый и нежный зверь») стала профессиональной актрисой.

Ксению Рябинкину пригласили в фильм, поскольку от будущей исполнительницы требовались не только красота, но и грациозность и плавность движений. Картину снимали в павильонах «Мосфильма» и на натуре в Крыму. Ксения Рябинкина вспоминала, как она ходила по воде в резиновых сапогах, покрашенных белой масляной краской, в бассейне, сооружённом в одном из павильонов «Мосфильма». «Сказка о царе Салтане» стала первым широкоформатным фильмом и вначале демонстрировалась лишь в одном столичном кинотеатре «Россия», в других не было соответствующего оборудования.

После фильма Рябинкину как одну из самых красивых русских актрис пригласил сниматься в Индию легендарный актёр Радж Капур. В его картине «Моё имя – клоун» Ксения играла артистку советского цирка. Фильм был хорошо встречен в Индии, но спокойно – в России.

Зато карьера в Большом театре сложилась удачно – Ксения станцевала многие известные сольные балетные партии. Она вышла замуж за переводчика Алексея Стычкина, с которым прожила 26 лет, родила и воспитала сына Евгения, ставшего известным актёром. Сегодня Ксения Рябинкина преподаёт в балетной школе и выглядит так моложаво, будто её героиня Царевна-лебедь наградила неведомой волшебной силой.

Зовут меня Настенькой

Но среди киношных сказочных героинь самой известной стала Настенька из «Морозко». Её сыграла пятнадцатилетняя Наталья Седых – юная фигуристка и ученица хореографического училища при Большом театре.

Сначала в жизни маленькой Наташи фигурное катание играло главную роль, но потом ей захотелось стать балериной. Балетным категорически запрещалось заниматься фигурным катанием, однако девочка втайне иногда выходила на лёд. И однажды её попросили принять участие в ледовом концерте на стадионе Юных пионеров. Наташа Седых исполняла трогательный номер «Умирающий лебедь». Концерт транслировался по телевидению, и девочка боялась, как бы его не увидели балетные.

Но люди, занимающиеся балетом, редко смотрят телевизор. Зато юную фигуристку заметил режиссёр Александр Роу и пригласил на пробы. Правда, увидев Наташу в жизни – маленькую, худенькую, выглядевшую моложе своих лет, – он попросил гримёров сделать всё возможное, чтобы на экране она выглядела старше.

В конкурсе на роль Настеньки юная балерина обошла многих красавиц и известных актрис, включая Надежду Румянцеву. Главным было добиться разрешения на съёмки от училища Большого театра, и его удалось получить.

Позднее Наталья Седых вспоминала, что ей особо не приходилось вживаться в роль. В своего партнёра Эдуарда Изотова, игравшего Иванушку, она была по-детски влюблена и смотрела на него с обожанием. Но боялась ему в этом признаться, ведь он был старше на 12 лет и считал Наташу ребёнком. И её первый в жизни поцелуй случился перед камерой.

Самым сложным моментом в съёмках для девочки оказалось прыгнуть в грязный, кишащий пиявками пруд – по сюжету она должна была спасать из воды Марфушку. Три дубля она замирала на берегу, пока режиссёр, до этого называвший Наташу ясным солнышком, не накричал на неё. И дубль удался. Кстати, такой необычный и высокий голос Настеньки – реальный голос Натальи Седых, и хотя Роу предлагали переозвучить главную героиню, он не согласился, и фильм от этого только выиграл.

После успеха «Морозко» Наталья Седых снялась в картине «Дети Дон Кихота» вместе с Анатолием Папановым и в фильме о фигурном катании «Голубой лёд». Была ещё одна киносказка с Александром Роу – «Огонь, вода и медные трубы». Вообще-то на роль Алёнушки режиссёр хотел взять другую девочку – Таню Клюеву, сыгравшую в фильме у Александра Митты «Звонят, откройте дверь». Но та выглядела слишком юной, и Роу пообещал, что снимет её позднее, а пока остановил свой выбор на Наташе Седых. (Что касается Татьяны Клюевой, Роу сдержит слово – она сыграет главную роль в его киносказке « Варвара-краса, длинная коса».)

Казалось, впереди Наташу ждала счастливая актёрская судьба. Но она выбрала балет и поэтому на все студии отправила телеграммы, чтобы её данные изъяли из всех картотек. Наталья исправно танцевала в Большом театре, и у неё были хорошие партии, но такого оглушительного успеха, как у её Настеньки, не случилось.

Что касается личной жизни, то у Натальи было немало ухажёров, но она вышла замуж за композитора Виктора Лебедева, написавшего музыку к фильмам «Небесные ласточки», «Вперёд, гардемарины!», и у них родился сын Алексей. Позднее она скажет о муже: «Он любил балерин… со служебного входа».

Это был необычный брак: Наталья жила в Москве, а Виктор – в Питере. В один из своих приездов в Питер она не позвонила мужу с вокзала, как делала обычно. Дома её ждали растерянный супруг и незнакомая полуодетая женщина, судорожно собиравшая свои вещи. Наталья не стала устраивать сцену, а лишь сказала таким узнаваемым высоким и нежным голосом Настеньки: «Не торопитесь, я вас понимаю. Сама была в такой ситуации». Но после этого случая подала на развод.

Балерины рано выходят на пенсию, и вскоре закончилась её служба в Большом театре. Но не прошло и недели, как Наталью Седых пригласил к себе в театр «У Никитских ворот» Марк Розовский. В этом театре актриса работала до 2006 года и одновременно играла в кино – в картинах «Трень-брень», «Синоптик». После ухода из театра Наталья Седых продолжает сниматься в кино, её можно увидеть в фильмах «Лучшее время года» (2007) и «Перемирие» (2010).

…По-разному сложилась судьба этих актрис, но главное – они подарили нам сказку. Посмотрите ещё раз эти фильмы – такие занимательные и такие добрые, снятые с любовью к зрителям. Фильмы, где главные роли играют красавицы, повторившие судьбу своих героинь.

Наталия ГРИГОРЬЕВА

Опубликовано в №4, 2013 года