А где же искусство?
19.07.2020 18:09
Жизнь прожита не зря – я популярна

А где жеСамоизоляция для творцов проходила весело. Те, кто писал на холсте или нотами на бумаге, – никаких изменений не заметили. Разве что многие начали развлекаться записью видеороликов. У других деятелей искусства тоже продолжалась работа. Балетный станок – на балконе. Если ты вокалист и нужна распевка, то лучше делать это в ванной, где хорошая акустика. Сосед с дрелью, пусть тебе мало не покажется, когда там чудит оперное меццо-сопрано.

А вот драматические актёры, оторванные от любимого репетиционного процесса, в интернете читали друг другу стихи и прозу – ко Дню Победы, Дню России, посвящение любимой маме, мужу, детям, кошке, собаке, хомячку и попугаю. Главное – творить! Всё что можешь, покажи! И выложи в сеть.

На волне самоизоляции в интернете появилась группа «Честный кастинг», где по заданию известных режиссёров актёры могли записать видеопробу. Не все это любят и умеют, но куда же деваться, время диктует свои законы. Я тоже поддалась этой авантюре. Знаменитый монолог Олега Янковского из «Мюнхгаузена» – «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь» – прочитала, лёжа в постели в образе смертельно больной тёти, которая прощается с любимыми кошками. Плакала сильно, но светло и жизнеутверждающе.

Отзывы режиссёров получила положительные, даже обещали: как только начнут снимать, обязательно позовут.

А некоторые коллеги во время самоизоляции вообще слегка разбогатели. Почему-то вдруг вырос спрос не на изучение иностранных языков (кому они нужны при закрытых-то границах), а на освоение актёрского мастерства.

Заслуженная артистка России Лена едва справлялась с новомодными технологиями, чтобы наладить контакт со студентами из Америки и Израиля. А тут ещё поступил заказ – почитать на камеру русские народные сказки для совсем маленьких деточек, чтобы они слушали на сон грядущий.

Заказ – это вам не шутка, а дело ответственное, за него деньги платят, посему надо отработать честно и качественно. А если что-нибудь противоречит моральным принципам, то сразу отказаться. Но в данном случае никаких проблем не предвиделось. Лена нарядилась в сарафан, надела кокошник, нацепила бусы и села перед камерой читать сказочки про серенькую уточку, сонного ёжика, пушистого одуванчика и прочих представителей флоры и фауны. Закончив, отправила видео заказчику, тот остался доволен, перевёл деньги.

Спросив разрешение, Лена разместила запись в известной социальной сети. Друзья и приятели ролик одобрили и поздравили с денежкой. И вдруг где-то ближе к ночи появилась малознакомая дама с заявлением: «А у вас профессиональное образование есть? Если вам мой вопрос не нравится, можете сразу меня заблокировать». Лена удивилась, но ответила: «Есть. А почему я должна вас блокировать?»

Далее дама разродилась длинным письменным монологом: «Вот в незапамятные времена была детская телепередача «В гостях у сказки», и там бабушка из окошка текст знала наизусть. Почему же вы так не делаете? Лень учить? Возраст не позволяет? Память не та? Это непрофессионально». Лена лениво черкнула: «Читать с листа попросил заказчик». «Так вы ещё и ремесленник! А где же искусство?»

Лена ушла укладывать внука спать, а когда вернулась, соцсеть пылала огнём: «Вы и по-русски говорить не умеете, как вас только к детям допускают! И выглядите ужасно! Вы бездарны!»

Но тут с прогулки вернулись дочь, зять и собака. Лена снова отвлеклась, а когда вернулась, быстренько написала: «Так пройдите мимо, не смотрите, не слушайте, не читайте. Если только вы не мазохист и душевное страдание не доставляет вам удовольствие». Как только после этого Ленин компьютер не взорвался от вопля мадам: «Я зритель и имею право выразить своё мнение!»

Тут уже к беседе подключилось всё актёрское сообщество. Эмоциональный накал был разным, от дипломатического «Конечно, имеете, но нужно выражения выбирать» – до категорического «А кого, на хрен, интересует твоё мнение?» Словесная битва шла до утра, дама отчаянно сопротивлялась, периодически вскрикивая: «Заблокируйте меня!» Актёрская братия вторила: «Да-да, надо заблокировать эту тварь!»

Проснувшись утром и прочитав эту переписку, Лена пришла в ужас и оставила шутливое сообщение: «Друзья, поздравьте, у меня появился первый злопыхатель. Ура, жизнь прожита не зря, я популярна!» Шутки шутками, но неприятный осадок остался.

– Я правда плохо читала про серенькую уточку? – спросила Лена.
– Успокойся. Заказчик доволен? Деньги заплатили? Всё, – ответила я.
– Да-а, – вздохнула Лена. – Знаю я таких персонажей, как эта дама. Наверное, в юности не поступила в театральный или побоялась поступать, а теперь мается невостребованной домашней гениальностью. Хочется сказать: сама хоть что-нибудь сделай, а потом суди.
– На каждый роток не накинешь платок, – отозвалась я. – Меня за последний рассказ тоже критикуют. Говорят – вру, причём не талантливо. Ещё и намекают: мол, неплохо бы написать опровержение.
– Будешь писать?
– Некогда. Мне на днях на съёмки уезжать. Одна забота – с кем котов оставить. Может, ты у меня поживёшь?
– Шутишь! – воскликнула Лена. – Мне работу предложили, два месяца в детском лагере в Анапе актёрское мастерство преподавать.
– Фартовая ты девчонка, – восхитилась я.

А жизнь-то налаживается.

Ольга ТОРОЩИНА
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №28, июль 2020 года