Настал день «р»
08.12.2020 00:00
Праздник с цыганами и медведями

Настал день рДень рождения – лучший праздник! Его омрачает лишь один неприятный момент – возраст. Дни, месяцы, годы капают, и веселее от этого не становится. Задумываешься перед очередной датой – поздравления принимать или уже соболезнования?

Знатоки утверждают, что сорок лет ни в коем случае справлять нельзя. Суеверных поверий масса, тут и христианские сороковины, и мистическая нумерология, и карты Таро грозят погибелью. Решила подстраховаться и в «мрачный» юбилей спряталась от всех. Отключила телефон, села в поезд и отправилась в Минск. В вагоне-ресторане заказала бутылку шампанского, в одиночку опустошила и от души поплакала. Добрые официантки утешали хрестоматийной фразой: «В сорок лет всё только начинается! Вот пятьдесят – это уже крах».

Минск понравился: тихий, спокойный и очень чистый. Остановилась в лучшей гостинице, отобедала в шикарном ресторане, прогулялась по примечательным местам, вечером развлеклась в казино. В рулетку выиграла и вернула все затраты на поездку. На следующий день села в поезд до Москвы, в тот же, на котором приехала. В уже родном вагоне-ресторане преподнесла официанткам торт. Как-никак день рождения, а торт – это традиция.

– А в следующем году свечки-циферки на тортике местами поменяй, – посоветовала одна из девушек. – И будет тебе не сорок один, а опять четырнадцать.

Отличный совет! А для себя решила: пятидесятилетие отпраздную так, что земля закачается.

Как-то незаметно прошло десять лет. И вот начало декабря, на носу долгожданный полувековой юбилей, я в Перми, идёт четвёртый год моей личной «войны». Мама лежит без движения, а я неотступно рядом, как солдат на посту. После работы меня зашла навестить любимая школьная подруга Жанна.

– Всё, жизнь кончена, – рыдала я, уронив голову на кухонный стол.

Жанна сосредоточенно мыла в раковине посуду, а когда закончила и мои стенания её утомили, отжала полотенце и запустила его прямо мне в лицо:
– Хватит! Не будь тряпкой, тебе не идёт! Хочешь день рождения – справляй.
– Как? – я вытирала мокрое лицо таким же мокрым полотенцем. – Я думала всех собрать, ресторан заказать, устроить настоящее шоу. Чтоб песни, пляски, цыгане, медведь!..
– У тебя медведь – навязчивая идея, – фыркнула Жанка. – А цыгане… Хочешь, мы с девчонками нарядимся, спляшем и споём.

В голове у меня вдруг что-то щёлкнуло. Да ведь спасение утопающих – дело рук самих утопающих! А почему бы и не быть празднику?

– Напиши сценарий, всё организуем, – настаивала Жанна.

Дочка у Жанны работала в агентстве, которое занималось праздниками, так что мать профессионального аниматора тоже кое-что понимала в организации мероприятий.

– Надо смету составить, – главбух Жанна распахнула блокнот и приготовила карандаш. – Место проведения. Дома, в кафе или где? Меню. Сколько человек будет? Какие развлечения? И самое главное, сколько денег потратить планируешь?

Конечно, всё упирается в деньги. Впрочем, период вынужденной самоизоляции, как ни странно, приносил доход. Мои рассказы начали печатать в газете «Моя Семья», романы – в журналах. Делала переводы и вела переписку с клиентами для трёх итальянских компаний, а для местного пермского телевидения писала рекламные ролики. Справлять праздник можно дома, маме движуха нравится, но всё равно получится слишком шумно.

Вспомнилось, что девицами мы собирались устроить какой-то сейшен, и родители моей подруги Лены милостиво освободили квартиру, уехав на дачу. Но для подстраховки оставили с нами пятилетнего Дениску, чтоб молодёжь знала меру. Малолетний злодей доставил массу неприятностей, ползал под столом и кусал нас за коленки. Но теперь Дениска вырос, стал важным шеф-поваром, отработал несколько лет в Европе, вернулся домой и открыл ресторан. Вот по этому поводу я ему и позвонила, напомнила о пострадавших коленях.

– Тётя Оля, без проблем! У нас в понедельник выходной, зал свободен, хоть всю ночь гуляйте, – с готовностью отозвался Денис. – И да, мне ваши коленки больше всех нравились!

Сговорились быстро. Никакой рассадки за столики и порционного меню. Сдвигаем мебель к стене, остаётся один длинный стол, а на нём множество закусок – канапе, тарталетки, шашлычки на мини-мангалах. Главное, чтобы много, вкусно и необычно.

Жанна настойчиво повторяла: «Юбилей – это тебе не хухры-мухры!» – и требовала придумать игры и конкурсы. Да чтоб авторские, неповторимые. Я написала один под кодовым названием «Органы». Жанна прочитала и заключила, что такое безумие только я могла сочинить. А потом заявила:
– И не надейся, что только смотреть будешь. Актриса? Давай тоже играй. И ещё ссылку тебе на почту отправила, посмотри…Раз уж тебе так хочется медведя…

Ссылка вела на запись выступления местной шоу-группы. Новогодняя вечеринка, нарядные люди сидят за столиками. Под нежную музыку вразвалочку в зал входят трое плюшевых мишек, прижимая к груди красные сердечки, затем дарят их приглянувшимся дамам и выводят на танцпол. Потом срывают шкуры, а под ними обнажённые мускулистые парни! Под знойную музыку они укладывают дам на пол, и бесконтактный танец так вызывающе горяч, что дух захватывает.

Короче, на моём празднике будет ещё и мужской стриптиз! В идеале, конечно, стриптизёр должен выскакивать из торта, но это уже фантастика. Впрочем, торт на дне рождения всему голова.

На первом этаже соседнего дома поселилась «Частная пекарня». Помимо чудесных булочек и пирожков, они пекли тортики. На каждый мамин день рождения я заказывала у них нечто особенное – торт-собачка почти в натуральную величину или наш старый домик с адресом, и мы по тропинке идём с мамой, взявшись за руки. Когда эти торты появлялись на столе, я всегда фотографировала реакцию мамы. А потом передавала мастерицам с благодарностью. Те, в свою очередь, вывешивали их у себя на производстве и тоже благодарили.

В этот раз я выбрала себе торт в виде шоколадной вазы с букетом жёлтых цветов. Эх, один раз живём! Кондитеры заверили, что постараются на славу. Но вот как его доставить? Коробочка-то получится размером два на два метра.
Подруга Лида сказала, что ради этого дела поднимет мужа с дивана и посадит за руль джипа.

Остальные подружки настойчиво интересовались: что тебе подарить? Обычно на юбилей принято дарить дорогостоящую ерунду, а юбиляр потом долго мается: куда приткнуть громоздкую напольную вазу или повесить габаритную картину? Решила пойти путём наименьшего сопротивления.

Постельные принадлежности и бельё порядком поистрепались и пришли в негодность, кастрюли и сковородки обгорели, стаканы, чашки, тарелки – побились, а столовые приборы куда-то подевались. Составила список, кому и что купить. Девчонки даже удивились: а чего так скромненько?

Но сильную часть человечества не пожалела. Бывшему мужу заказала шубу, брату-бизнесмену – швейцарские часы, а младшему брату, доценту, – что-нибудь эдакое!

Однако оставался ещё один вопросик: с кем оставить матушку на время праздника? Сиделка Варя у меня была крепкая, ответственная, с базовым медицинским образованием. Только имелся один нюанс: у Вари жуткая аллергия на кошек. Наших трёх мохнатых бестий она любила, но, заходя в квартиру, сразу закидывала в рот антигистаминную пилюлю и дольше пяти часов находиться у нас не могла.

– Варя, я сутки гулять буду, а то и двое. Справитесь? – осторожно поинтересовалась я.
– Ольга Викторовна, вам отдохнуть надо. Справлюсь, – вздохнула Варя. – Только принесите потом всего вкусненького. И тортика обязательно.
– А ты согласна? Будешь себя хорошо вести и слушаться Варю? – спросила я у мамы.

Мама, конечно, ничего ответить не могла, но всё поняла и выразительно моргнула: «Я всегда на твоей стороне».

И вот настал день «Р». Первым приехал брат-доцент с букетом и извинениями. Утром две операции, днём лекции у студентов, вечером детей по кружкам и секциям развозить.

– Прости, не смогу прийти, – склонил голову доцент Серёга и вытащил красивую коробочку. – Ручка «Паркер» с золотым пером, мне её сам ректор на защиту диссертации подарил. А я тебе, будешь автографы читателям раздавать.

Я сбегала в парикмахерскую, навела красоту, поздравила маму с моим рождением, пообещала быть хорошей девочкой, предоставить полный фотовидеоотчёт мероприятия. И убежала.

В ресторане меня встретил цыганский табор. Под залихватскую песню «Дорогой длинною» в танце закружились ромалы, размахивая полами широких юбок и вовлекая меня в круг. А потом заводила Жаннетта цапнула за руку:
– Эй, золотая, жемчужно-яхонтовая, дай погадаю! Жизнь у тебя будет долгая. Дорога – длинная. Принца вижу, молодого, богатого. Любовь у вас будет, красивая, как песня!

Именно в этот момент от бывшего пришла поздравительное СМС: «С днюхой, старуха! Приехать не могу, но деньги на шубу скинул». Наверное, испугался встретиться со старыми знакомыми. Не беда! Кавалеры для танцев присутствовали – взрослые сыновья подруг и некоторые неленивые мужья.

Гости с вожделением поглядывали на стол с закусками, шеф Дениска не подвёл. Но Жанна крепкой рукой опытного флотоводца вела корабль по фарватеру и сразу объявила:
– Поздравляем именинницу! Строго по списку!

Логично, ведь сначала официальная часть, затем всё остальное и танцы!

«Бони M», «АББА», итальянцы, «Мираж» и «Ласковый май» – ну под какую ещё музыку могут танцевать девочки за 45? Жанна вытащила меня с танцпола и погнала переодеваться. Пришло время давать искусство.

Когда-то очень давно в дипломном спектакле «Чайка» я играла Машу. Очевидцы говорят – отлично играла. И мы придумали сценку: в зал вбегает невеста в свадебном платье, в одной руке бутылка шампанского, в другой – носовой платок. То ли плачет, то ли смеётся: «Вот вы спрашиваете: «Почему вы всегда ходите в чёрном?» С изумлением оглядывает белое платье, поднимает подол, видит чёрные колготки и хохочет: «А, это траур по моей жизни, я несчастна!» Ну и дальше монолог-попурри из того же Антон Палыча, где есть всё: «Не нужно только распускать себя и всё чего-то ждать, ждать у моря погоды», «Лечиться в шестьдесят (пятьдесят) лет – извините, это легкомыслие», «Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы ещё увидим небо в алмазах!» В финале – катарсис: водопад слёз и залихватский танец.

Как раз во время этого монолога приехал брат-бизнесмен. Но все заворожённо следили за действием, дверь в ресторан оказалась заперта, и Дима долго отирался под окнами. А когда его наконец заметили и впустили, только и мог сказать:
– Систер, я уж подумал, ты окончательно сбрендила. Звала на юбилей, а у самой свадьба.

Братец важно взял микрофон и произнёс трогательную речь, да такую, что сам прослезился. Нет на свете никого прекраснее меня! Пригласил на тур вальса, вручил ценный швейцарский циферблат и откланялся – бизнес, срочные дела не ждут.

Почти сразу, и очень вовремя, прибыл стриптиз. Правда, договаривались о трёх медведях, но явился лишь один. Остальные медвежата заблудились в лесу. Но и этого с лихвой хватило! Для номера нужна была партнёрша, но я категорически отказалась. Естественно, девушкой для звериных сексуальных утех стала Жанна. Когда парень сбросил бутафорскую шкуру и блеснул телом, на котором одни мускулы, все барышни завизжали! А мужчины ушли курить.

– От него такая энергия шла! И так глаза блестели! Просто экстаз! – делилась впечатлениями Жанна.

Гости, поглощённые насыщенной программой, едва успевали выпивать и закусывать. Но уже были готовы к следующим безумствам. Викторина «Кто лучше знает именинницу» прошла на ура. Ответы на вопросы, где я училась, жила и трудилась, дополнялись деталями, которые я и сама-то уже подзабыла. А когда ведущий спросил «Какая у Ольги любимая песня?» – друзья грянули хором: «Мы до конца будем стоять за тебя, Родина-мать! Мы будем петь, будем гулять за тебя, Родина-мать!»

– А теперь играем в «органы», – объявила Жанна.

«Органы» были не силовые, а человеческие – ноги, глаза, язык, мозг и печень. И с ними при приёме алкоголя происходили чудесные изменения. Глаза сначала сияли, потом косили, а вскоре начинали видеть звёзды и ангелов. Ноги заплетались и шли в пляс. Язык становится «без костей» и «как помело».

Важные дяди и тёти – врачи, главбухи, госчиновники с прикреплёнными к груди табличками – веселились как малые дети. Адвокат Юля очень органично изобразила мозг, который потерял ориентир и улетел в космос. А её муж Андрей, прокурор, убедительно сыграл, как «рыдает» печень, затем выпадает в осадок и стреляется.

Но это был ещё не финал. Жанна, как фокусница, достала откуда-то мешок с костюмами, масками, шляпками и заячьими ушками. Выходило так, что день рождения плавно переходит в Новый год и праздничный карнавал. Все закружились в хороводе вокруг ёлки. Шеф Денис выкатил из кухни столик с тортом, наверху шоколадной конструкции запалили свечки. 50 или 05? Какая разница, смотри с любой стороны! Главное – задуть, загадать желание и никому о нём не рассказывать.

Гуляли мы почти до полуночи, но могли бы и дольше. Пожалели персонал. Они с восхищением смотрели на наше веселье, как на выступление заезжего цирка шапито, но надо и честь знать. Ночевать я отправилась к Юле и Андрею, выспалась хорошенько, а на следующий день опять заступила на пост к маме.

Этот мой день рождения друзья вспоминают до сих пор. И поскольку в нынешнем году грядёт очередной юбилей, уже 55, осторожно намекают: «Надо бы опять что-нибудь замутить…»

Я как раз собиралась найти зальчик, почитать свои рассказы, возможно, что-нибудь инсценировать и сыграть. И чтоб была живая музыка, и чтобы фуршет с шампанским. Но ситуация сейчас такая… Только враг рода человеческого способен собрать массу людей в закрытом помещении.

Ладно, подождём до лучших времён. Не в последний раз! А уж когда соберусь праздновать, то заранее всех приглашу.

Ольга ТОРОЩИНА
Фото автора

Опубликовано в №48, ноябрь 2020 года