Почему в больнице все молчат
09.12.2020 00:00
Взрослые против этой операции

Почему в больницеВселенная часто дарит мне встречи с интересными людьми. Прошлым летом в очередной раз отдыхала в Тунисе. Я давно хотела поехать в Сахару. Люблю пустыню, испытываю там душевный трепет, чувствую себя в огненных песках как дома.

Раннее утро, большой комфортабельный автобус у въезда в отель, сонные туристы занимают места. Гид нас пересчитал, поехали к следующей гостинице. Наш сопровождающий отправился внутрь и пропал. Прошло пять минут, десять, двадцать. Народ в автобусе начал возмущаться.

Наконец из отеля появилось трое заспанных молодых людей. Первый вошёл в салон, громко поздоровался, извинился за опоздание, остальные прошли молча. В их внешности и поведении было нечто особенное, но я не смогла сразу разобраться, что именно меня зацепило.

Заждавшиеся туристы пытались им объяснить на повышенных тонах – мол, семеро одного не ждут. Но гид пресёк конфликт, взял микрофон и начал повествование об истории страны, города. Люди успокоились, переключились на рассказ и на виды за окном.

Когда была объявлена первая остановка, я поняла, почему парни из соседнего отеля привлекли моё внимание. У всех троих – нарушение слуха. Первый (его звали Вова) носил слуховой аппарат, великолепно владел речью и являлся связующим звеном между окружающими и своими друзьями. Всё, что говорил гид, он жестами переводил для остальных двоих. Второй парень иногда говорил, иногда объяснялся жестами, третий молчал. Люди сначала с любопытством наблюдали за этой троицей, потом потеряли интерес.

Мы добрались до оазиса. Вова очень интересно рассказывал о некоторых растениях.

На следующий день наша группа отправилась в Сахару, кататься на верблюдах. Сделали остановку в небольшом городе. Пока остальные туристы ели в кафе, один из глухих Вовиных друзей обратился к водителю нашего автобуса – спросил, как называется этот город. Тот что-то буркнул, парень, разумеется, не понял. Переспросил ещё раз. Я махнула ему рукой, привлекая внимание, и с помощью дактильной азбуки (языка жестов) сообщила название.

Сказать, что тот удивился, – ничего не сказать. Искренне обрадовался и ринулся ко мне как к родной:
– Ты знаешь дактиль? Откуда?

Пришлось объяснять, что я педагог, в группе у меня занимаются дети с нарушенным слухом. Начала расспрашивать парня, где и как живёт, чем интересуется. Выяснилось: его зовут Ринат, он из Уфы, очень любит путешествовать. Его друзья из других городов – Вова из Краснодара, а Макс из Екатеринбурга. Они объединяются для совместных поездок, так удобнее. Трудится Ринат лаборантом в обычной городской поликлинике, берёт кровь для анализов.

Я спросила:
– А как ты на работе с пациентами общаешься?
– Всё просто, – ответил он. – Сейчас ведь люди почти не разговаривают. Приходят, молча садятся, протягивают направление, так же молча уходят. У меня такое чувство – ещё немного, и вообще никто ни слова не скажет. Все только пишут, пишут в своих телефонах. А ты давно в детском саду работаешь?
– Давно.
– А у тебя в группе есть дети с имплантатом?

Конечно, я знаю людей с кохлеарным имплантатом – протезом, действующим непосредственно на слуховой нерв, который вживляют некоторым пациентам с тяжёлой степенью тугоухости.

Мы с Ринатом обсудили проблемы слухопротезирования, он выразил свою позицию: они, взрослые глухие, против такой операции. Да, ребёнок обретает слух и может начать говорить, но зато его потом часто преследуют головные боли, он чувствует влияние электромагнитных волн, зависимость от погодных условий. Всё это – слишком большая плата за возможность слышать, тем более того же эффекта можно достичь и с помощью хорошего слухового аппарата. Если устал, его всегда можно просто снять. А имплантат не снимешь.

Спросила нового знакомого:
– Ты впервые в этой стране?
– Да. Очень люблю путешествовать. Дома у меня есть карта – отмечаю на ней, где уже побывал.

Ринат удивился, узнав, что в Тунисе я уже в пятый раз.

– Нет, я люблю каждый раз посещать новые места, тогда чувствуешь себя первооткрывателем. Приезжаешь в чужую страну, ещё ничего там вживую глазами не видел, только картинки в интернете смотрел. И вдруг тебе открывается одно, другое, третье. Ощущение, словно фотография становится объёмной.

Мы проболтали на разные темы всю дорогу. Когда наша экскурсия закончилась, Ринат пожал мне руку на прощание и попросил передать привет воспитанникам. Сказал, что рад будет их встретить со временем в какой-нибудь далёкой стране, пусть они тоже станут путешественниками-первооткрывателями, самостоятельными, сильными и общительными, чтобы проблемы со слухом никогда им не мешали.

Автобус доехал до отеля. Вся троица вышла, мне от ворот помахали. На душе было тепло. Мои первые воспитанники теперь примерно такого же возраста. А вдруг когда-нибудь я сама встречу своих выросших ребят, путешествуя по разным странам? Ведь мир так тесен, и столько в нём особенных людей, которые очень любят поговорить.

Из письма Натальи Каблуковой,
Свердловская область
Имена изменены
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №48, декабрь 2020 года