СВЕЖИЙ НОМЕР ТОЛЬКО В МОЕЙ СЕМЬЕ Родня Моя мама – Советский Союз
Моя мама – Советский Союз
08.01.2021 00:00
На голове звезда, а внутри горит лампочка

Моя мамаЗдравствуйте, уважаемые редакторы любимой газеты! Наконец решилась написать вам. Предновогодние дни навевают воспоминания о пятидесятых годах, об ушедших родителях, которые как могли делали это время радостным, незабываемым. В памяти всплывают наиболее яркие картины далёкого советского детства.

Сколько себя помню, подготовка к Новому году в нашем доме – это весёлая суета, стук бабушкиной швейной машинки, перелистывание журналов «Работница» и «Крестьянка». В доме постоянно обсуждались эскизы костюмов для номеров художественной самодеятельности, в которой активно участвовали мама и её подруги.

Однажды в детском саду появилась молодая воспитательница Нина Петровна. Я до сих пор благодарна ей за то, что она из меня, смешной и неуклюжей дикарки, старалась сделать уверенного в себе человека. Сама очень талантливая, своей неистощимой фантазией взбудоражившая жизнь нашей группы, Нина Петровна буквально силой заставляла меня петь и танцевать. Отчётливо помню, как во время тихого часа всех девочек с косами она завивала на папильотки, чтобы вечером мы, «бусинки», танцевали вокруг ёлки в пышных розовых платьях, а мамы любовались нами.

Наши мамы… Моя была намного моложе отца. Всегда в гуще общественной жизни, прекрасно пела, танцевала. И домосед папа никогда не запрещал ей проводить все вечера в клубе с молодёжью.

Жили небогато, но выдумщица мама находила выход из положения. Бабушка была популярной в селе портнихой и тоже любила предпраздничные хлопоты. Мама вспоминала, что даже во время войны та украшала ёлку лоскутками и лепёшками с лебедой.

Как далеки те дни. Для моего наряда Снегурочки мы красили марлю в голубой цвет, а для костюма «Ночь» – в чёрный. Копили листики фольги от чайных упаковок – сделанные из них звёзды приклеивали к марле. Серебристый месяц сверкал на кокошнике, а на лицо и плечи спадала накидка, сверкавшая мишурой.

Когда я смотрю на теперешние утренники, невольно жалею современных детей: у них нет ожидания чуда. Ходят вокруг ёлки несколько мушкетёров, несколько людей-пауков, несколько лисичек или белочек, и все костюмы одинаковые.

А знаете, как сделать, чтобы обыкновенная вата стала искрящимся снегом? Это совсем просто: расстилался слой ваты, смачивался сладкой водой, посыпался блеском – и вот я кружусь в костюме Снегурки, а манжеты и опушка платья сверкают, как снег в лунном свете!

Но больше всего мне запомнился Новый год, когда папа мастерил маме костюм «Союз Советских Социалистических Республик». Голову её венчала звезда, обтянутая алой тканью, внутри которой горела лампочка. На груди – изображение герба великой страны, а юбка представляла собой флаги пятнадцати союзных республик. В конкурсе маскарадных костюмов мама заняла первое место. Мне было лет пять, но я до сих пор помню восторг от того, что в нашей семье появился патефон. Помимо него, в разных конкурсах мама выиграла тогда ещё куклу Буратино и бумажный китайский зонтик.

Все праздники проходили в клубе. Всё село собиралось там встречать Новый год. Это было похоже на фильм «Карнавальная ночь». Нас, детей, оставляли дома с кем-нибудь из старших ребят. Но клуб-то рядом, и мы тайком бегали смотреть, как веселятся взрослые. Вот какие мы были смелые и хитрые. Часто с нами сидела «няня» Тома, старше меня всего на три года. Она очень старалась, чтобы с ней было весело. Из «реквизита» у неё имелись лишь самые обычные игрушки, но какие сказочные представления она с ними устраивала! Мы с её братом катались по полу от хохота.

Ещё у нескольких дружных семей был обычай – по очереди устраивать детям домашние утренники. Хозяева готовили подарки каждому из ребятишек. Ах, эти немудрёные подарки! Почему-то вспоминается, как бабушка шила для них пакеты из газет. Конфеты «Ласточка», «Полёт», карамельки, драже всех цветов – всё в радость!

Приходил с двумя дочками наш баянист, безотказный Давыдыч, растягивал меха своего инструмента. Ёлка переливалась огнями самодельных гирлянд из раскрашенных автомобильных лампочек – спасибо, папа! В общем, наш праздник продолжался дней десять. У нас была маленькая квартира – только кухня и комната, но почему-то никто не страдал от тесноты, родители, по-моему, тоже не скучали.

А наши песни! Как легко запоминались мелодии и слова про замёрзшую маленькую ёлочку, про зверей, у которых «лапы заплясали сами», про неуклюжего мишку, отдавившего хвост лисе. Не хочу плохо говорить о современных новогодних песнях, но они какие-то тяжеловатые. Поэтому до сих пор ценятся те, советские.

А утром – с санками за речку, на высоченную гору. Вот где захватывало дух! Приходили домой, покрытые ледяной коркой, и никто не болел.

Давно нет родителей, их друзей, моей воспитательницы. Но пока жива я, живы и они в моей памяти и памяти моих детей и внуков. Спасибо вам, родные, что в те бедные годы дарили нам радость. Спасибо, папка, что шёл на скрипучем тяжёлом протезе и выбирал в неближнем лесу самую красивую стройную ёлочку! Спасибо, что приучил меня к чтению, научил играть в шахматы, рассказывал много интересного, но никогда не жаловался и не вспоминал о войне.

Я не ворчунья, как некоторые пожилые люди, в какой-то степени понимаю молодёжь, живущую в современном ритме. Но всё больше удаляются друг от друга родители и дети, живут, словно в параллельных мирах. А нас сближало общее дело, общие мечты, общие радости.

Дорогие бабушки и дедушки! Рассказывайте внукам о своём детстве, ведь это волшебный мир, который остался только в наших сердцах. Всем желаю добра, хорошего настроения, здоровья, а если печали, то светлой. С Новым годом!

Из письма Веры Сунцовой,
г. Инза, Ульяновская область
Фото: PhotoXPress.ru

Опубликовано в №51, декабрь 2020 года