Откуда берутся вандалы?
04.07.2012 00:00
Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники

Откуда берутся вандалы?Моя мама – непререкаемый авторитет среди огородников и цветоводов. Как я подозреваю, она знает волшебное слово. А маменька утверждает: «Землю любить надо! Вот и всё волшебство».
Весной в усадьбе моих родителей начинается нечто. Сначала из чуть оттаявшей земли выскакивают первоцветы: крокусы, мои любимые анемоны, нарциссы, тюльпаны, примулы, ещё какая-то разноцветная мелочь.


Потом, словно взбесившись от напора живительных соков, взрываются сплошной белой пеной черёмуха, яблоня, рябина, боярышник, слива, вишня. Чуть позже и пышный куст сирени у крыльца выпрастывает тяжёлые лиловые кисти, молоком вскипает жасмин, из густой щётки ландышевых зарослей боязливо выглядывают жемчужные колокольчики.

И пошло-поехало до самых снегов. Как в раю!

Аромат над усадьбой такой густой, что можно резать на кусочки и смаковать как изысканный десерт. Любой фирмач-парфюмер съел бы от зависти пробирку со своими лучшими духами: попробуй втисни в стеклянный флакон запахи ветра, дождя, нагретой солнцем свежей травы и такой вот невообразимый цветочный коктейль!

Идущие по своим делам земляки обалдевают, виснут на ограде – полюбоваться, «воздух понюхать», а то и букет цветов, черенок или отросток выпросить. Никто с пустыми руками не уходит.

Соседи прилежно перенимают мамин опыт, стараются, чтобы и у них во дворе было не хуже. Только вот колючая проволока над штакетником изрядно портит вид райских кущ – это от варварских набегов молодых вандалов.

Правда, «колючка» плохо помогает. Можно, конечно, отгородиться от мира трёхметровым сплошным забором, но у старожилов-камчатцев это не принято, бывало, они и двери на замок не запирали, уходя из дома. Да и какой тогда смысл в красоте?

Выдирают цветы, грабят теплицы и ломают кусты не только ночью, как все порядочные воры. Помню, среди бела дня отец поймал во дворе поддатого переростка с пучком наворованных цветов и в сердцах отвесил ему тумака. Без толку. На следующий день тот объявился снова.

Соседка, занимавшая вторую половину дома, была на грани нервного срыва: её сиреневый куст, деточка маминого, сам собой сформировался в идеальную полусферу. Троглодит нещадно изломал его. А в усадьбе престарелого ветерана войны куст калины выглядел так, будто его изжевала дикая гигантская корова.

У здания администрации издавна рос красивый стройный тополь, сумевший уцелеть в период глобальной перепланировки и застройки райцентра. Чем он навредил одному отморозку – бог весть, только повадился он по ночам с упорством маньяка долбить дерево топором, предварительно накачавшись спиртным до синих кроликов.

Женщины-вахтёры видели в окно, как дровосек, не удовольствовавшись своим изуверством, по-собачьи задирал ногу и мочился на искалеченный ствол. Разумеется, вызывали милицию, но паршивец, даром что пьяный в лоскуты, удирал от неё со свистом. Так и не поймали. А тополь погиб, и его пришлось спилить.

На центральной площади разбили обширную клумбу, но засадить её цветами у службы по благоустройству всё руки не доходили. Тогда местный агроном привезла собственную рассаду и всем семейством – с мужем и тремя детьми – довела начатое дело до конца. Причём бесплатно. И что бы вы думали? В первую же ночь банда лихих гуляк на крутом джипе перепахала клумбу вдоль и поперёк и раскурочила новенькую скамейку рядом с погубленным цветником.

Это только несколько примеров, а сколько их по всей России! К плодам чужого труда тянутся нечистые руки, никогда сами ничего не создававшие.

Когда в 1968 году у нас в селе построили два уютных деревянных коттеджа, в одном из которых мы получили квартиру, богатую целинную землю вокруг них засыпали метровым слоем гравия. Зачем это сделали в земледельческом селе, где раньше у всех были огороды чуть ли не с гектар? Родители, крестьяне до сотого колена, больше двадцати лет выносили на себе камни с участка, ломом выдалбливали лунки для саженцев.

Почти всё, что растёт теперь в палисаднике, привезено с материка, поскольку в камчатской природе таких растений попросту не существует. Та же калина, например, ландыши или уссурийский клён. И на себе же таскали плодородную землю для грядок. Зачем? Чтобы потом ограждать от ворья своё добро колючей проволокой? Не спать ночами, подкарауливая злодеев? И впадать в шок от простой человеческой деликатности.

Однажды в калитку степенно вошли незнакомые малыши и почтительно спросили:
– Бабушка, можно нам поесть яблочек?
– Ешьте, ребятки, – умилилась мама, – только веточки не ломайте.

Ещё и пустую бочку к дереву подкатила, чтобы ребятишки смогли дотянуться до лакомства – тронутых заморозком и оттого ужасно вкусных диких яблочек. Культурные у нас не растут – холодно им и лето слишком короткое.

Люди часто недоумевают, откуда берутся вандалы. Да из детства же!

Под окнами многоэтажки, в которой я поселилась сравнительно недавно, есть большой газон, обрамлённый неопрятными кустами шиповника. Некогда чья-то добрая рука воткнула в каменистую почву две берёзки и многолетние незабудки, которые теперь так и растут посреди газона ровным кружком-колечком. Здесь же самодуриком выперлось несколько корявых вётел. Одна из них, как злая разлучница, влезла между берёзками, мешая им расти и развиваться. К осени газон покрывался пыльными лохмами сорняков. Удручающая картина, которая много лет не колыхала обитателей тридцати квартир нашего «муравейника».

А мне вдруг надоело. И так-то вид из окон непрезентабельный: пустырь, мусорные баки и высоченный забор вокруг здания милиции, а тут ещё и запущенный газон прямо под носом.

Подкараулила момент, когда сыновья оказались в сборе, и вывела их на субботник. Спилили поломанные ветки на деревьях, вырубили засохшие побеги шиповника, посадили куст сирени, яблоньку и – диво для наших мест – красноплодную черёмуху. Когда-то привезла с материка несколько косточек, не надеясь на успех, а они возьми да и прорасти.

Очень хотелось посадить у дорожки к подъезду ёлочку. При первой же возможности доставила с грибалки саженец, но он не прижился: ёлки очень капризны, секрет знать надо, как их сажать. Следующей осенью привезла уже три саженца. Тоже, как родители у себя во дворе, долбила лунки ломиком, таскала в них с пустыря землю и воду со второго этажа.

Не прошло и недели, гляжу – валяются выдранные с корнем ёлочки на тротуаре. Слёзы так и брызнули из глаз: ну кому помешали?! А это соседские детишки порезвились. Соседи – милейшие люди. Правда, помогать мне никто не вышел, а своим отпрыскам они наверняка не внушали, что такое хорошо и что такое плохо.

Повадились юные шалопаи лазать на одну из вётел и сдирать с неё кору. Я то гавкала на них, то проповеди читала с балкона, как поп с амвона, о том, что дерево без коры погибнет, как человек без кожи. Но это был глас вопиющего в пустыне. Самый упитанный мальчишка заявил:
– А кора вкусная!

И что прикажете делать чужой тётке с одичавшим ребёнком? Уши драть, родителям жаловаться? У них же на все случаи один аргумент: «Это же дети!» Другими словами, детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники. Между прочим, за домом, на солнечной стороне, есть прекрасная детская площадка. Но это так, к слову, чтобы не подумали, что у нас малышне играть негде.

Конечно, ветла зачахла, и этой весной я опять вывела на газон семейный трудовой десант. Срубили и погибшую ветлу, и злую разлучницу. Теперь стоят берёзки, как влюблённая парочка, соприкасаются ветками. Посадили ещё две яблоньки – прижились и даже зацвели! К моей великой радости, и очередная ёлочка, посаженная осенью с соблюдением «секретных» инструкций, пустила побеги.

В самый разгар работы мимо прошествовал сосед, выразил нам «одобрям-с», но не присоединился.

Напахались мы тогда будь здоров, зато газон теперь не узнать. Будто и дышать легче стало, как говаривал один киногерой: «Есть на что приятно поглядеть».

Но недолго радовали глаз ярко-зелёная причёсанная травка, молодые цветущие деревца и прополотый кустарник. Неугомонная детвора притащила откуда-то листы пенопласта и раскрошила их по всему двору. Грязные обломки завалили весёлые мордочки одуванчиков и небесную синеву незабудок.

– Вот же негодники, – возмутилась соседка и тоже прошла с внучкой мимо. Наверное, куда-то очень торопились.

Пока я, бормоча ругательства, напяливала рабочие опорки и искала тару для мусора, пришли дворники и сами всё убрали. Ну да, им же за это «плотют»!

Что же делать, чтобы иметь возможность любоваться буйным вешним цветением, вдыхать его аромат, собственноручно выращивать не отравленную зелень? Обнести дома непроницаемыми заборами. Обмотать их «колючкой» и пустить по ней электрический ток. Возвести пулемётные вышки. В теплицах и огородах между грядками расставить медвежьи капканы. И жить в окружении хрипящих от злобы овчарок.
Всё это было бы смешно, господа, когда бы не было так грустно.

Татьяна ДОЛИНОВСКАЯ,
Камчатский край