Как с достоинством нести тяжесть прожитых лет и при этом оставаться женщиной
18.02.2021 00:00
СофиИзвестная формула Коко Шанель гласит: «Если женщина некрасива в восемнадцать – это от природы, если она некрасива в тридцать – это от глупости». А если женщина в пятнадцать лет получила титул «Мисс Элегантность» и заняла второе место на конкурсе красоты «Мисс Италия», в тридцать у её ног уже был весь мир, а в 72 года она снялась в шикарной чувственной фотосессии для знаменитого календаря «Пирелли» и снова была признана самой красивой женщиной в мире? Тогда эта женщина – Софи Лорен!

«Ничего не бывает красивым со всех точек зрения» (С.Л.)

Но выражение «красивая старость» – не про неё. Потому что само понятие «старость» никак не вяжется со статью 79-летней Софи Лорен с её волнующей походкой, неизменно глубоким декольте, блеском глаз, роскошью волос и улыбки.

Софи Лорен утверждает, что никогда не прибегала к помощи пластических хирургов, за исключением, может быть, одного только раза, когда ещё в детстве, во время бомбёжки её задело шрапнелью и на подбородке у девочки остался шрам, избавиться от которого ей помог уже после войны врач с военной базы США.

Он был одним из американских солдат, для которых мать Софи вместе с её бабушкой организовали в гостиной своего дома что-то вроде бара, там Софи подавала солдатам рюмки с бабушкиным домашним ликёром и мыла тарелки, мама играла на пианино, а младшая сестрёнка Мария – пела.

И с тех самых пор Софи не уступила не пяди своего лица и тела в угоду модным стандартам красоты.

Первым, кто посягнул на выдающиеся достоинства девушки, был кинопродюсёр Карло Понти, её будущий любимый и единственный муж, снимавший и воспевавший её красоту и талант на протяжении всей своей жизни.

«Я бы предложил вам слегка укоротить нос – он длинноват, – сказал тогда Карло Понти совсем ещё юной Софи на первых её кинопробах. – И бёдра, пожалуй, слишком велики, нужно похудеть».

Но единственное, на что будущая актриса согласилась, – поработать над своим неаполитанским акцентом.

Это потом, уже много лет спустя, Карло Понти напишет: «Я мгновенно понял, что она необыкновенная. От неё исходил какой-то свет», – а тогда на защиту носа и бёдер юной Софи встали её отчаянное тщеславие и гордость.

Она с самого детства была очень гордой и, кстати, эту свою черту характера называет одним из важных ингредиентов рецепта женской красоты.

В самом начале карьеры она получила прозвище Жирафа из-за высокого роста и некоторой угловатости. Никто не считал её писаной красавицей, но все знали, что она очень горда. Уверенность Софи в себе стала импонировать окружающим, и постепенно все по достоинству её оценили.

«Сейчас я и удивляюсь, и горжусь своим тщеславием тех лет, – вспоминает Софи Лорен. – Несмотря на бедность и огромное желание работать, я отказалась изменить внешность. Пусть меня принимают такой, какая я есть, или вообще не снимают. Мне крупно повезло, что моя карьера не была сломана в самом начале. Со временем упрямство и тщеславие с лихвой окупились. Я осталась верна себе, а не изменилась в угоду вкусам операторов из Рима. Теперь я хорошо понимаю, что женщина, твёрдо уверенная в своей красоте, сумеет в конце концо, убедить в ней всех остальных. И наоборот: женщина, даже красивая, но убеждённая в своём уродстве, заставит поверить в него окружающих».

«Трудно стать неотразимой, если вы ленивы» (С.Л.)

Конечно, скажете вы, мировой звезде Софи Лорен с её-то деньгами и возможностями нетрудно быть красоткой. Но не стоит думать, будто актриса не вылезает из салонов красоты, спит на ложе из розовых лепестков, то и дело плещется в молочных ваннах, как Клеопатра.

В парикмахерских салонах актриса чувствует себя неловко, публичным местам она предпочитает свой домашний «салон красоты», косметическим новациям – натуральные средства по уходу за кожей, которые, кстати сказать, делает своими руками.

Конечно, её глаза и уши всегда открыты для модных новинок, но это скорее из женского любопытства и чтобы не потерять чутьё.
И всё-таки на первом месте в её арсенале неизменно стоит оливковое масло – она же итальянка! Оливковым маслом она снимает макияж вокруг глаз, делает из него маски для волос, а иногда смазывает и кожу лица перед сном.

Да, время от времени она позволяет себе молочные ванны, чтобы смягчить кожу, но наливать в ванну одно только молоко кажется ей расточительством – чашка растворимого сухого молока даёт тот же эффект, и это намного дешевле, утверждает звезда.

Софи никогда не забывает, откуда она вышла.

«Я родилась на свет мудрой, – говорит актриса. – При рождении мне были даны два великих преимущества: ум и нищета».

Софи Лорен (настоящая фамилия – Шиколоне) родилась в госпитале для неимущих и навсегда запомнила чувство голода, которое испытывала в десять лет. В тяжёлое военное время в маленьком городке Поццуоле, где она жила, не то что еду, даже воду достать было сложно. Мучившимся от жажды Софи и её маленькой сестричке Марии мать собирала дождевую воду, которую и вскипятить-то было не на чем – в округе не было ни дров, ни угля.

Поэтому и своим сыновьям Софи Лорен привила способность к выживанию, хотя её детям при таких родителях, как она и Карло Понти, нужды в этом не было.

«Нынешняя обеспеченность ничуть меня не изменила! – говорит актриса. – Если человек родился бедным, то в душе он таким и останется и всегда будет ценить возможность иметь хлеб насущный. Я рассказывала детям о войне, о голоде и холоде. Я всё помню и никогда не воспринимаю своё благополучие как данность».

Однако практичность Софи Лорен не имеет ничего общего со скупостью. Она способна к широким жестам, если это нужно для кого-то другого.

Свой первый внушительный гонорар в один миллион лир за роль в фильме-опере «Аида» 19-летняя актриса отдала своему ветреному, не обременённому совестью отцу, чтобы купить его фамилию Шиколоне для своей сестры Марии, его младшей дочери, которую он не признал при рождении. Несчастную девочку из-за неясного происхождения даже не допускали к экзаменам в школе.

«Не могут быть красивыми глаза, которые ни разу не плакали» (С.Л.)

Секретами красоты Софи Лорен с удовольствием делится с женщинами в своих книгах, они просты и доступны, полны солнечного итальянского обаяния и житейской мудрости. И написаны так, словно с вами болтает по душам близкая подружка.

Но при этом Софи Лорен строго повторяет, что ключ к успеху во многих областях жизни, в том числе и в борьбе за красоту, – самодисциплина. Самодисциплина предполагает силу воли и терпение. Уж кого-кого, а темпераментную неусидчивую итальянку этим качествам жизнь научила.
Блестяще исполняя роли матерей в кино, в жизни Софи Лорен очень долго оставалась бездетной, хотя мечтала о ребёнке с самой юности. После двух выкидышей врачи поставили актрисе диагноз «бесплодие» и посоветовали ей с Карло задуматься об усыновлении. Но Софи не была бы собой, если бы опустила руки. Супруги нашли хорошего врача, единственного, кто дал Софи шанс, но предупредил: всю беременность она должна провести в постели.

Врач, которому она доверяла, жил в Швейцарии, и актриса переехала в Женеву, чтобы быть поближе к нему.

«Если бы ради ребёнка потребовалось лететь на Северный полюс и жить девять месяцев в эскимосской хижине из снега, я бы отправилась без колебаний», – писала Лорен.

Девять месяцев постельного режима и фактически добровольного заточения актриса развлекала себя кулинарными экспериментами, а также экспериментами над своей внешностью. Она испробовала на себе всевозможные маски и кремы и признавалась, что никогда не выглядела лучше, чем во время беременности.

К сожалению, мало кто видел её в этот период, что, кстати, порождало массу сплетен и слухов. Репортёры сочинили басню, будто в гостиничном номере вместе с Лорен живёт беременная женщина, и когда она родит, Софии выдаст её ребёнка за своего.

Этой выдумке поверили очень многие, даже близкий друг актрисы кинорежиссёр Де Сика, который снимал её во всех своих фильмах.

Софи была на седьмом месяце, когда они встретились. Чтобы поздороваться, она встала с постели и выпрямилась во весь свой внушительный рост – зрелище впечатляющее.
– Ах! – выдохнул Де Сика. – Ты и впрямь беременна!

Живот был неопровержимым доказательством.

Впервые став матерью, счастливая Софи Лорен через четыре года решилась на второго ребёнка, которого вынашивала тем же образом – девять месяцев в постели.

И первая, и вторая беременность дались Софи тяжело, оба раза вопрос стоял не только о жизни ребёнка, но и о жизни матери. И только она знает, каких сил и какого мужества ей это стоило.

Теперь уже взрослые её сыновья, Карло Понти-младший, известный дирижёр, и Эдуардо, ставший кинорежиссёром, боготворят мать и искренне считают, что красивее её нет женщины на свете. Карло сопровождает Лорен в её благотворительных поездках по миру, Эдуардо снимает мать в своих фильмах.

«Всему, что видите, я обязана спагетти» (С.Л.)
Современный мир красоты, основанный на пластике и силиконе, не может смириться с естественной красотой актрисы и по-прежнему настаивает на её пластических операциях.

«Я уже устала это опровергать, – вздыхает Софи Лорен. – Вам достаточно взглянуть на фото моей матери, как она выглядела в моём возрасте – да ещё лучше, чем я сейчас, а тогда никаких пластических операций не существовало и подавно. Она умерла, когда ей был 81 год, и до конца своих дней была великолепна и чувствовала, что ей принадлежит мир. Так что дело в хороших генах!»

От матери Софи передалась и полная женственности грациозная походка.

Но той знаменитой походке, которую Лорен продемонстрировала в фильме «Брак по-итальянски», научил актрису именно Карло Понти. Он заставлял Софи часами ходить между двумя рядами тумбочек и закрывать их открытые дверцы бёдрами, пока звук закрывающихся дверок не стал еле слышен.

Советы актрисы о том, как стать неотразимой, давно растащили на цитаты, тем более что они, ко всему прочему, ещё и остроумны: «Причёска влияет на то, как складывается день, а в итоге жизнь», «Фантазия мужчины – лучшее оружие женщины» и «Я могу сказать «нет» на двенадцати языках. Для женщины этого вполне достаточно».

Можно отточить красивую походку, поработать над голосом и жестами, научиться выбирать правильные шляпки и туфли, умело укладывать волосы.

Можно переписать рецепты её масок для лица и выучить несколько комплексов упражнений, которые она предлагает.

Но дело не только в утренней гимнастике, умываниях со льдом и мятой и десятичасовом сне, который актриса считает лучшей из процедур по омолаживанию. Каждый рецепт её красоты так или иначе связан с совершенствованием личных человеческих качеств и благодарного отношения к миру.

«Красота исходит из души человека, – уверена Софи Лорен. – Встретив самую красивую девушку на свете, мужчина может ничего не почувствовать. А другая – с большим носом и большим ртом – будет излучать нечто удивительное. Если в человеке нет тепла, он не вызывает интереса, как бы формально красив он ни был».

«Почти невозможно найти женщину, равную мне» (С. Л.)

Софи Лорен – настоящий секс-символ 60-х, и было бы странно, если бы ей не приписывали всевозможные романы с её звёздными коллегами.

Партнёрами актрисы в кино были и Кэри Грант, и Фрэнк Синатра, и Марлон Брандо, и Марчелло Мастроянни, Грегори Пек и Ричард Бартон. А ещё Пол Ньюмен, Жан Габен, Омар Шариф.

Совместной работой с каждым из них Софи гордится, а на просьбы журналистов нарисовать портрет идеального мужчины отвечает, как гоголевская Агафья Тихоновна: «Если бы от каждого взять по чёрточке: синие глаза Пола, чувственный рот Марлона, безукоризненный нос Грегори, звучный голос Ричарда, стройную фигуру Кэри, магнетизм Жана, обаяние и искренность Марчелло… – и тут же спускается с небес на землю: – А впрочем, мужчина, воплощающий в себе все лучшие качества, – сущее наказание».

И в самом деле, что может быть скучнее идеального мужчины, которого нельзя ни упрекнуть, ни поругать?

Единственной любовью своей жизни Софи называет далеко не ангелоподобного Карло Понти – он был старше её на двадцать два года, невысок, некрасив, да к тому же женат на момент их знакомства.

Ватикан призывал отлучить от церкви грешную пару, Карло называли многожёнцем, а их брак, заключённый в Мексике, признали незаконным. Развод в Италии тех лет был практически невозможен.

Многие годы Карло и Софи пытались обрести семейный покой и, наконец, придумали, как обмануть Ватикан: Софи, Карло и его первая жена приняли французское гражданство, и уже во Франции Понти повторно развёлся и женился на Софи.

Но едва счастливые супруги отделались от преследований Ватикана, как за них взялось итальянское правосудие – Софи Лорен приговорили к тюремному заключению за неуплату налогов, их с Карло коллекция картин известнейших художников была конфискована. Софи могла бы не приезжать на все эти разбирательства в Италию – они с Карло давно уже жили в Швейцарии. Но гордая итальянка прилетела и прямо в аэропорту была арестована. В течение 19 дней, что Лорен провела в камере, люди забрасывали тюрьму цветами.

Всё-таки красота – страшная сила, несмотря на все инсинуации итальянских властей и представителей церкви. Спустя годы именем Софи Лорен будет названа улица в Венеции, а архиепископ Генуи скажет, что хотя Ватикан и не одобряет клонирование людей, он мог бы сделать исключение для Софи Лорен.

Нельзя вдруг однажды, начав с понедельника, с достоинством нести тяжесть прожитых лет и при этом оставаться женщиной. Для этого нужно достойно прожить целую жизнь и быть женщиной каждый день, как это делает Софи Лорен.
Когда журналисты спрашивают звезду, как она относится к своему возрасту, Софи отвечает без всякого смущения: «Разве я единственная, кто стареет? Я об этом не особенно задумываюсь, я люблю жизнь! Она прекрасна! Каждый день приносит что-то замечательное. У меня внутри есть мотор, который всю жизнь движет меня вперёд. Это меня и спасает».

Этим летом 79-летняя Софи Лорен снялась в новой картине сына Эдуардо по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос». Без сомнения, это его подарок матери к юбилею, роль-бенефис, о которой мечтает любая актриса.

И это уж точно не роль бабушки-старушки. Героиня пьесы – молодая, страстно любящая женщина, которая старается бесконечными, полными драматизма разговорами по телефону с возлюбленным оттянуть неизбежное расставание с ним.

А роль бабушки актриса блестяще исполняет в жизни: любимые сыновья наградили красавицу внуками.

Наталия СТАРЫХ
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №37, 2013 года