Дело это трепетное
02.03.2021 00:00
Что такое благословение, и как оно работает

Дело это трепетноеЗдравствуйте, уважаемая «Моя Семья!» Эта история случилась несколько десятилетий назад. Однажды я невольно выдал себя за другого человека. Возможно, кому-нибудь это покажется полной ерундой из серии «сплюнь да забудь», но случившееся до сих пор не даёт мне покоя. Хочу обратиться за советом к священнику Александру Дьяченко.

Мы с женой Тамарой проживали в Бурятии. Я работал в аэропорту начальником учебно-тренировочного отряда. Иногда и сам летал – на такой должности требовался налёт часов.

В те времена в наши края зачастили представители еврейского агентства из Иркутска. Они активно агитировали евреев переезжать на постоянное место жительства в Израиль. Привозили множество журналов, газет, брошюр с описанием природы и климата, жизни в этой стране, условий быта переселенцев. Картинки очень красочные, всё как в сказке. Помню, меня поразили кактусы выше деревьев и прекрасные восточные базары.

Однажды мы с супругой всё же решили махнуть в отпуск в Израиль – посмотреть на страну, о которой нам столько рассказывали. У меня в то время были волосы светлые и кудрявые, довольно длинные, но после краха СССР носить их на службе уже не возбранялось, главное, чтобы общий вид был приличным. На работе я собирал волосы в небольшой хвостик и прятал его под фуражку. А перед отпуском ещё и бородку отпустил.

Поехали с супругой в еврейское агентство, оформили документы, вышли на улицу. Идём к машине, вдруг откуда-то навстречу нам выскочил молодой парень.

– Батюшка, вы из прихода? – спрашивает меня.

Я совершенно остолбенел от такого неожиданного вопроса. Явно парень меня принял за священника – возможно, из-за длинных волос. Но всё-таки почему, неужели я так похож на священнослужителя?

Не успел я опомниться и сообщить, что не являюсь священником и не имею к церкви никакого отношения, как парень сам объяснил, в чём дело.

– Меня отправляют в армию, – признался он. – Я верующий, но не успел перед отбытием сходить в церковь. Благословите меня!

И протянул Библию. Сам не зная почему, но я взял из его рук книгу. Прочитал «Отче наш» – больше никаких молитв не знал. Приложил Библию к голове парня и сказал:
– Благословляю тебя, сын мой, на ратную службу!

И пожелал парню служить хорошо. Он ушёл довольный, а Библию почему-то оставил мне. Мне уже 62 года, и эта книга до сих пор со мной.

Помню, как мама увидела у меня эту Библию и спросила: «Откуда у тебя она?» Я честно рассказал обо всём. Мама только покачала головой.

Мы съездили в Израиль, всё прошло хорошо. Были в Иерусалиме, подходили к Стене Плача. Записку положили в Стену с пожеланиями.

Всю жизнь я был близок к небу, но не к Богу. А сейчас мучаюсь вопросом: наверное, я неправильно поступил. Но тот молодой человек так надеялся на меня! Чисто по-человечески мне не хотелось его огорчать. Надеюсь, ему служилось действительно хорошо и спокойно.

Хочу спросить священника Александра Дьяченко: прав ли я или совершил серьёзный грех?

Из письма Владимира Юрьевича Игнаца

Комментарий священника

Здравствуйте, уважаемый Владимир Юрьевич! Задали вы мне задачу. Главное, тема замечательная – благословение. Спасибо вам.

В наши дни, когда общение в компьютере предпочитают живому разговору, когда обычное человеческое прикосновение переходит в разряд недопустимой вольности, ваш вопрос звучит как тема странная и основательно забытая. Всего за несколько десятков лет мы успели растерять замечательные традиции предшествующих поколений. Что говорить о молодых людях, если даже нам, шестидесятилетним, благословение напоминает скорее атавизм.

Человечество, постепенно утрачивая связь с Богом, теряет и всё, на чём зиждилось две тысячи лет. По крайней мере, это утверждение верно для народов, некогда исповедовавших христианство. Понятие «благословение» связано с христианской церковью и уходит в историю древнего Израиля. В самом начале Книги Бытия рассказывается о том, что, сотворив Адама и Еву, Бог благословляет первых людей. А после Всемирного потопа Бог благословляет Ноя со всем семейством. Всякий раз Бог, благословляя некий начаток, произносит и формулу благословения: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю».

Пройдёт время, Бог изберёт от человеческого рода мужа по имени Аврам и, благословив его, наречёт Авраамом, отцом многих народов, один из которых будет называться Израилем. Более того, Бог произносит удивительное обетование, обращенное к Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18).

Благословение – благое, доброе слово, несущее в себе созидательную силу. Читая книги Ветхого Завета, видишь, какое значение придавали люди благословению. Как было важно сыновьям получить благословение отца! У наших с вами предков тоже сложился обычай – обязательно получить благословение, которое преподавали родители детям. Оно так и называлось – родительское.

Помню, мама рассказывала о моей бабушке Аграфене. Бабушка собралась замуж, но её мама к тому времени умерла. А отец не был родным и потому не очень-то Аграфену принимал. Но она почитала его за отца и очень переживала, даст ли он благословение на брак. В те годы идти под венец без родительского согласия, без родительской молитвы и напутствия считалось делом немыслимым. Со слезами пришла Аграфена к отчиму и упала перед ним на колени. А он, понимая, как факт родительского благословения важен для девушки, отнёсся к ней со всей любовью и благословил.

Помню, и мне было важно, как родители примут мою невесту. В свою очередь, и дочь спрашивала у нас разрешения на брак. Подчёркиваю – на брак, а не на временное сожительство. Когда взрослые дети идут к родителям и просят благословить на брак, тогда и дело создания молодой семьи становится всеобщей заботой. Все родные в посильной мере участвуют в решении проблем, встающих перед молодожёнами. Может, потому наша семья уже во многих поколениях не знает, что такое развод.

В древнейших книгах Ветхого Завета приводится формула благословения. Сам Бог учит первосвященника Аарона, родного брата пророка Моисея, как нужно её произносить. «Так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Моё на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числа 6:23–27). Не перестаю восхищаться этими словами – полновесными и наполненными смыслом. Каждая фраза будто отчеканена. А все вместе в своём звучании они производят неизгладимое впечатление.

Бог благословляет человека, но Его благословение имеет определённое условие и действует по принципу взаимности. Бог предоставляет человеку право выбора: принять Его благословение или отказаться. Если мы соглашаемся на эти условия, то и наша жизнь обретает смысл и положительный результат. Если нет, то человеческая жизнь теряет своё предназначение и финал её плачевен. «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:19).

В православной церкви к благословению отношение очень трепетное. Верующие, встречаясь со священником, как правило, просят их благословить. Священники же, в свою очередь, испрашивают благословения у епископа. Благословение от старшего к младшему практикуется и между священниками. Справедливо оно и в отношениях между равными, но различающимися по возрасту. Более старший и духовно опытный благословляет начинающего постигать Бога.

Форма современного благословения внешне может походить на обычное приветствие. Верующие, благословляясь, как бы говорят «здравствуйте». Но в том-то и дело, что благословение не просто приветствие, оно несёт отголосок благословения Христова, две тысячи лет сохраняемого в среде христиан. Говоря: «Да благословит тебя Господь Бог!», священники продолжают древнейшую традицию, существующую в народе Божием, – благословлять священникам свой народ. Только важно помнить, что в любых обстоятельствах священник благословляет не собственной силой, а властью, делегированной ему Богом.

Если священник, и даже епископ, решением священноначалия лишается права служить и совершать таинства, а это наше основное предназначение, то он автоматически лишается и права давать благословение. Это условие в указе о запрещении оговаривается особо. Поэтому если бы благословение было лишь проявлением церковного этикета, то какой смысл запрещать священнику приветствовать других людей?

Кстати, и члены семьи благословляют друг друга. Муж благословляет жену и детей, жена – мужа и детей. Если я отправляюсь в дорогу и сажусь за руль, жена непременно благословляет меня, прежде чем я переступлю порог дома. Сперва благословляю её, потом она благословляет меня. Дома, садясь за стол, мы обязательно молимся над едой и благословляем пищу. Этим мы стремимся следовать принципу – Бог пребывает во всём.

Но самое удивительное, как я думаю, это то, что мы, обыкновенные люди, имеем право благословлять самого Бога. Любая церковная служба начинается с возгласа «Благословен Бог наш!». А совершая главную христианскую службу – божественную литургию, мы вообще дерзаем благословлять целиком Царство Отца и Сына и Святого Духа. Сам факт такого действия лежит за пределами человеческой логики. Вдуматься только: мы и Бог, временное и вечное. И вот временное дерзает благословлять Вечность!

Хотя Бог заключает завет с Авраамом через сына Исаака, но благословляет и старшего сына – Измаила, от которого, как считается, произошли арабские племена. Соответственно, благословение Божие присутствует и в обществе мусульман. Однажды наш архиепископ велел мне сопровождать его на встрече с верховным муфтием России Талгатом Таджуддином, который приезжал в областной центр с Альбиром Кргановым, в то время муфтием Чувашии. После беседы и совместной трапезы мы с чиновниками областной администрации покидали место встречи. Прощаясь, верховный муфтий, следуя традиции общения представителей авраамических религий, пожелал нам с владыкой благословения Божьего. В его устах это прозвучало как «благословение Аллаха».

Не знаю, как воспринял его слова владыка, но для меня, простого сельского священника, в общественном значении находящегося много младше такого человека, как верховный муфтий России, его слова прозвучали действительно как благословение.
Помню, как меня отправили в Москву выступить с сообщением на католической конференции, посвящённой памяти удивительного человека, врача-подвижника Фёдора Петровича Гааза. Я даже не представлял, насколько представительным окажется собрание. Одних епископов, съехавшихся со всей Европы, было как минимум человек двадцать.

Меня представили главе российских католиков. Я должен был его как-то приветствовать, но как? Я не знал. И по наитию попросил у него благословения. Католический митрополит благословил меня крестом и произнёс по-русски: «Какая всё-таки прекрасная традиция – брать благословение. Как жаль, что у нас этого уже нет». Наблюдая за присутствовавшими, я увидел, что никто никого не благословляет, миряне с епископами запросто здороваются за руку. Внешне демократично, но, по сути, я согласен со словами митрополита. Ведь благословение – это не только «здравствуйте».

Владимир Юрьевич, вы невольно исполнили роль священника, благословив молодого человека, уходящего в армию. Действительно, интересная ситуация. Человек попросил благословения, и вы это сделали. Конечно, вы превысили свои полномочия, но, пожелав парню успехов и Божьего благословения, поступили правильно. Это моя точка зрения. В благословении нуждался именно призывник. И он его получил, пусть и не через священника, но посредством человека, искренне пожелавшего добра.

Хочу рассказать историю, которую услышал на своей родине, в одном из католических соборов города Гродно. Рассказывал её церковный служка на польском языке группе польских паломников.

Одна еврейка, узнав, что её соседка-католичка собралась в костёл, попросила принести святой воды. «У меня проблемы с глазами, – объяснила еврейка. – Но я верю, что если умоюсь святой водой, то зрение вернётся». Католичка сходила в костёл, но про воду забыла и только по дороге домой вспомнила о просьбе соседки. «Ничего страшного, – подумала она. – Буду я ещё этой иноверке нести святую воду! Наберу из лужи, пусть умывается. Вода из лужи – это как раз то, что нужно». Так и сделала.

Подала полька ослепшей женщине воду из лужи. Еврейка умылась с надеждой и вдруг прозрела! «Бог благословляет тех, кто приступает к Нему с верой и благоговением, – сделал вывод рассказчик. – А та женщина совершила страшный грех, презрев человеческое достоинство ближнего».

Владимир Юрьевич, если у вас всё-таки остаются какие-либо сомнения, мой вам совет – сходите в храм и попросите священника отпустить вам невольное прегрешение. Но случайностей в нашей жизни не бывает. Кто знает, может, это станет для вас ступенькой лесенки, ведущей к Богу.

Протоиерей
Александр ДЬЯЧЕНКО
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №8, март 2021 года