Птичка-бестолковка
07.07.2021 15:54
Не бесите, да не бесимы будете

Птичка-бестолковкаЗдравствуй, «Моя Семья»! Проблема беспорядка в комнате подростка и вопросы ответственного отношения к жизни у подрастающего поколения – темы, которые можно обсуждать вечно. Но хорошо, что газета их поднимает, ведь бывают моменты, когда необходимо выговориться. Не могу не вставить свои пять копеек о любимой дочери.

Уходя на работу или отправляясь на тренировку, я непременно прошу 15-летнюю Куропатку поддерживать дома порядок. Грязная посуда или ковёр меня особо не волнуют, но у дочери есть дурная привычка повсюду разбрасывать вещи. Это раздражает, но по-настоящему меня выводит из себя, лишь когда сильно устала. А так мне совершенно не трудно убрать всё самой, если чувствую себя бодрой.

Недавно пришла после тренировки. Открываю дверь в гостиную – снова беспорядок. Хотя нет, какой беспорядок, это я ещё мягко выразилась, настоящий кавардак! Кошка играет носком, плед комом валяется в углу, вещи разбросаны, на столе пустая бутылка, пакет из-под чипсов, грязная кружка. Поджимаю губки, раздуваю ноздри и готовлюсь выдать тираду «ну я же просила». Но Женя держит перед собой телефон и прикладывает палец к губам. Затыкаюсь, не успев начать. Это значит, дочь записывает кому-то голосовое сообщение. Затем она, продолжая держать телефон, молча снуёт туда-сюда, раскладывая вещички по своим местам.

Я вдруг понимаю: что-то здесь не так. Пока соображаю, раздражение уходит, и я уже поглощена поиском нестыковок. Внезапно осеняет догадка – а ведь из телефона не доносится никакого звука, и Куропатка в него ничего не говорит.

– Женя, да у тебя телефон выключен! – возмущаюсь я. – Ты чего мне тогда тут сигнализируешь?
– Мамочка, да я просто хотела быстренько прибраться в тишине, – невозмутимо отвечает дщерь и с чувством отданного Родине долга падает на кровать. – Чего молчишь? Иди, поцелую.

Подлиза! Как тут сердиться, когда от этой хитрюги разбирает смех? Иду целоваться.

Что касается уборки, я поняла одно: в жизни каждого ребёнка и его родителя непременно наступает момент, когда нужно просто оставить человека в покое. Странно звучит, да?

С прискорбием вынуждена признать, что моя 15-летняя дочь – генератор мусора и повелитель бардака, а если по-простому, то обыкновенная зас…анка. Как же меня это бесит! Всюду натыкаешься на бумажки, обёртки, брошенные вещи, одежду, грязную посуду, кружки с недопитой водицей, крошки и пятна неизвестного происхождения на столе, подоконнике, ковре. Р-р-р!

Есть два пути. Ломать, наказывать, орать – или успокоиться и определить границы. Я выбрала второй.

Кухня, ноутбук и стол – моя территория, и закон на ней для Жени один: не смей здесь мусорить. Твоя комната и вещи, чистота волос, длина ногтей – это твоя епархия. Я не полезу в твой угол с ревизией, а ты не смей оставлять капли и крошки на ноутбуке. Отниму, накричу, рассержусь и буду весь день вредная и противная. Я не лезу в твои учебники и книжки, не трогаю твой ящик, в свою очередь и ты не вздумай смять и кинуть в угол мой сарафан, который когда-то выпросила у меня. И знаете, после ввода этих правил меня как-то сразу отпустило.

Ещё хорошо действует следующий хитрый приём. Зову дочь, интересуюсь:
– Жека, у тебя найдётся для меня минут десять? Если да, то посмотри, что вокруг не так. Давай, всего десять минут, вот я ставлю таймер. Просто разложи вещи по местам. Не успела? Ну и ладно, мы договаривались на десять. Не смею вас задерживать.

Обычно дочери хватает трёх-пяти минут, чтобы всё успеть.

Основная мысль, которую довожу до ребёнка: не бесите, да не бесимы будете. И заповедь, которую обычно изрекаю, подняв палец, звучит так: не морочь голову родителю своему. Не морочь мне голову, просто вымой руки. Не морочь мне голову, просто убери на место. И вроде получается.

Есть ещё одна больная тема – часто дети не знают цену деньгам. Это мы, взрослые и умные, топаем на работу, волочём на горбу то и это из серии «проще самому сделать». Но с другой стороны, я считаю, не для того мы заводили детишек, чтобы они с младых ногтей знали, как достаются деньги, что такое финансовые дыры, отчаяние, когда опускаются руки… Однако границы должны быть установлены – не с помощью крика, запретов или наказания, а такие, когда ребёнок не станет совершать неприемлемые поступки, потому что знает: маму это расстроит.

Почему ребёнок не должен знать цену деньгам в нежном возрасте? Ответ прост: потому что именно я зарабатываю в нашей семье, финансовый вопрос – моя проблема, забота и зона ответственности. А вот ответственность дочери – не портить вещи, не относиться с пренебрежением к тому, что я покупаю или дарю. Просто потому, что всё это – от меня.

Нет, я не ограждаю дочь от незнания, что и почём в реальном мире. Например, для Жени послужило отличным уроком показательное внесение мною платежей за коммунальные услуги.
– Мама, за воду столько денег? – удивилась Куропатка.

Ну да. А ты думала, она бесплатная?

Лично я узнала цену деньгам лет в 13. И посчитала – ребёнок дорос до понимания, что и сколько стоит, каков бюджет семьи и куда уходят деньги – ипотека, коммунальные платежи, проезд, молоко, яйца, кошкин корм и наполнитель для лотка. В результате Женя в состоянии понять фразу «Если я в этом месяце даю тебе на маникюр, ты останешься без кафе с друзьями, выбирай – или то, или это».

Ещё пример. На косметику я выделила Жене определённую сумму. Дочь сказала, сколько и на что конкретно собирается её использовать. Потратила. Через пару дней кошка сожрала её спонжик. Мой ответ был таким: ну извини, лишних трёхсот рублей до конца месяца не будет, или откажи себе в чём-нибудь ином. Результат предсказуемый – следующий спонжик она надёжно спрятала от загребущих кошачьих лап.

Я очень стараюсь соблюдать этот баланс, но, признаюсь, не всегда получается. Бывает, нахожусь на грани, но чётко помню и не даю забыть ребёнку: у нас царят любовь и взаимоуважение – не за подарки, не за их стоимость. К тому же с тринадцати лет дитя стало настоящим подростком, то есть человеком, которому можно сказать «нет». Важно мотивировать отказ, вовлекать в принятие решений, внушать ответственность.

Конечно, дочь высказывала и претензии – я даю ей мало денег. Но переубедить её оказалось очень просто, стоило лишь показать расходы: вот все мои платежи, вот переводы на карту Евгении. Итак, Евгения? Дочь делает жест ручкой: сорян, мам, я погорячилась.

Мы много разговариваем. Когда Жене что-нибудь нужно, она приучена сразу обсуждать цену вещи или спрашивать, сколько я могу выложить денег. Здесь у неё есть и свой интерес, например, я готова выделить на новые кроссовки условно 5 тысяч. Даю эту сумму, Женя находит кроссовки за четыре, а разницу тратит по своему усмотрению. Правда, тут тоже много нюансов, ведь можно найти кроссовки и за полторы тысячи, но у меня условие – ищешь хорошую, качественную обувь, а не ширпотреб, который развалится через месяц. Это не экономия, если остальные деньги прохохотала.

Дочь сама прекрасно видит, сколько я вкалываю. Порой прихожу с работы и сижу в прихожей, не в силах даже разуться.

– Бедная ты моя! – кидается ко мне Куропатка, разувает, тащит чай и плед.

Жека может связать моё состояние после рабочего дня и моей зарплатой, проверено. Да, мы довольно близки, но при этом я ужасный манипулятор, мне неинтересно доносить давно разжёванное, мне нужно, чтобы дочь сама всё поняла. И очень радуюсь, когда Женя в своих мыслях совпадает со мною, понимает, что я хочу до неё донести, хотя, наверное, как и многие подростки, может прикинуться птичкой-бестолковкой. Но это уже совсем другая история.

Прошлым летом Женя пробовала заработать. Ей понравилось иметь собственные деньги, за которые можно не отчитываться, то есть вдохновила сама ситуация: ты можешь рассказать, на что потратила свои средства, а можешь и не говорить. Забавная она! Но я считаю, что Женя уже достаточно взрослая, чтобы делать выводы самостоятельно, – и не ошибаюсь в этом.

Из письма Юлии
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru

Опубликовано в №25, июль 2021 года